Совсем пропащий
7.2
6.9
1973, приключения
СССР, 1 ч 33 мин
12+

В ролях: Феликс Имокуэде, Владимир Ивашов, Вахтанг Кикабидзе, Евгений Леонов, Ирина Скобцева
и другие
Увлекательная история дружбы мальчика-сорванца и беглого раба. Приятели отправляются в путешествие по диким просторам Миссисипи и переживают в пути столько невероятных приключений, что их хватило бы на несколько историй!

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Совсем пропащий

год: 1973
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Вадим Юсов
композитор:
художник: Борис Немечек
жанр: приключения
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 27 августа 1973 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 33 мин
Другие фильмы этих жанров
приключения

Постеры фильма «Совсем пропащий», 1973

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Совсем пропащий», 1973

Миры Георгия Данелия — пропащий, или история Гека Финна

Для Георгия Данелии эта лента была в определенной степени повторением пройденного. Он уже сделал блестящую экранизацию зарубежного романа 'Не горюй'. Снимал он и трогательный мальчишеский взгляд на окружающий мир в 'Сереже\'. В экранизации приключений Гека Финна была и стилизация твеновской Америки, ироничная, выразительная и хлесткая. Была в этом фильме и типично детская история - с каждым кадром Роман Мадянов из ребенка становился независимым мужчиной. Как этого эффекта добился Данелия?

Как и многие другие ленты Данелии 'Совсем пропащий' не строится вокруг какой-то отдельной интриги. Неприглядный детский быт сменяется побегом. И ребенок постигает секреты взрослой жизни вместе с самыми неожиданными товарищами - беглым рабом и двумя авантюристами. Из созерцательной драмы о жестоком отце лента пикирует в плутовской фильм. Но самое важное - это авторская интонация в которой нет надрыва. Герои могут страдать и испытывать лишения, но при всем этом они не забывают протягивать друг другу руку и радоваться жизни...

Ну и конечно с появлением Евгения Леонова и Вахтанга Кикабидзе фильм приобретает совсем иной накал. Каждое появление в кадре этих двоих легендарных актеров добавляет экспрессии.

Данелия в своих мемуарах гордился тем, что американские критики считали эту ленту лучше экранизацией Твена. Да, что там критики. Лента получилась одновременно и трогательной, и лиричной, и жесткой, и сентиментальной. Данелия сделал вроде нечто очень простое, понятное, классическое, но как глубок неоднозначен каждый кадр. Присмотритесь. Тут и печальный взгляд Владимира Басова, ищущего сына, и тирада о татуировке мертвеца от Леонова, и вдохновенная игра на гитаре от Бубы... Не случайно фильм был представлен в конкурсную программу Каннского фестиваля. И он выглядит монолитом даже в сравнении с работами мэтров - Копполы, Пазолини, Сауры, Спилберга, Эшби, с которыми и соревновался 'Совсем пропащий'.

8 из 10

3 июня 2024

Не пропащий, а найденный

Недавно режиссер Георгий Данелия отметил солидную дату со дня рождения — 88 лет! По этому случаю я встретил несколько публикаций в соцсетях, где среди сверхпопулярных «Мимино», «Афоня», «Я шагаю по Москве», «Осенний марафон» и «Кин-дза-дза» кто-то упомянул его картину с таким говорящим названием — «Совсем пропащий». А ведь и впрямь — фильм, снятый в 1973 году, как-то в то время не прозвучал в прокате и очень редко демонстрировался по телевидению. Говорят, что в то время «разрядки», когда Брежнев ездил в США, фильм киноначальникам показался …антиамериканским, и его положили на полку.

Признаюсь, в свое время (в 6—8 лет) я с интересом и удовольствием прочитал книгу Марка Твена «Приключения Тома Сойера», прочитал один раз, как вслед за ним «Принц и нищий» и «Янки при дворе короля Артура». Больше я к ним не возвращался, а вот «Приключения Гекльберри Финна» я перечитывал неоднократно — раз 7—10, не менее. Позднее я узнал, что Эрнест Хэмингуэй сказал о ней: «Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Гекльберри Финн». Это лучшая наша книга… Ничего подобного до нее не было. Ничего равного не написано до сих пор».

По сравнению с «Приключениями Тома Сойера», в характере Гека появляется новое, весьма значительное свойство — гражданское мужество. С первых же глав Марк Твен делает Гека активным участником социального конфликта. Он защитник и укрыватель беглого раба. Причем, спасая Джима от работорговцев, он рискует потерять собственную свободу и даже жизнь. Но Твен подчеркивает, что потребность борьбы за свободу Джима так же органично присуща Геку, как и ненависть ко всему, что стесняет его самого. Пусть не вполне осознанная, борьба Гека за общественную справедливость придает его бунтарству гораздо более глубокий, чем в «Приключениях Тома Сойера», социальный смысл.

Итак, фильм. Ну, конечно же, это узнаваемый режиссерский почерк Данелии, это его любимые друзья-артисты: вездесущий актер-талисман Евгений Леонов (король), Вахтанг (Буба) Кикабидзе (герцог), недавно открытый им в фильме «Не горюй», Владимир Басов (папаша Финн) и Ирина Скобцева (вдова Дуглас) из «Я шагаю по Москве». Кто бы мог подумать, что Рома Мадянов, белоголовый мальчик, взятый на роль главного героя, станет в будущем матёрым актёрищем, звездой популярных фильмов и сериалов. Роль беглого негра Джима сыграл не афроамериканец, а нигерийский студент из Университета им. Патриса Лумумбы Феликс Имакуэде. И могучий Днепр играет роль великой Миссисипи. И все это на вполне достоверно воспроизведенном фоне Америки середины XIX века.

Я вот только теперь посмотрел экранизацию своей любимой книги и наверное перечитаю ее снова в …надцатый раз. Ведь многие забавные, а порой и страшные эпизоды не попали в фильм. Нет плывущей во время наводнения хижины с трупом папаши Финна. Нет севшего на мель парохода с бандитами. Совсем коротко показана история вендетты двух аристократических родов. Нет ближе к концу неожиданной встречи старых друзей Гека Финна и Тома Сойера, который из всех сил ввяжется в авантюру по освобождению беглого раба. Но для фильма в полтора часа сохранен аромат романа Марка Твена.

Экранизация не всей великой книги, а ее фрагментов в фирменном стиле шутника Данелии — мало кто заметил его автограф на борту «Красавицы Запада» — Beauty of the West «g. Daneliya & Co. N. Orleans».

9 из 10

27 августа 2018

Уже не первый раз, я в своих рецензиях на детские фильмы советского периода, говорю о том, как жаль, что этот жанр в современном российском кино давно умер. Фильмы для детей не снимают, а если и снимают, то откровенно плохие.

Перед нами лента, которая снята по мотивам произведения замечательного автора Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» в постановке Георгия Данелия. Для любителей книги сразу скажу, что это скорее не полная её экранизация, а лишь некий набор моментов из неё. Поэтому, несмотря на то, что фильм мне действительно понравился, могу сказать, что сюжетная линия немного хромает, поскольку, как мне показалось, является не совсем полной и не полностью раскрывает, как саму историю, так и её героев.

Кстати, в детстве я это кино не видел, а сейчас, честно говоря, и не знал. И лишь наличие в актерском составе любимого мною Леонова, помогло мне «выйти» на эту картину.

С актерским составом у этого фильма вообще всё очень хорошо: тандем негодяю, которого играет Леонов, составляет Вахтанг Кикабидзе, также в картине (пусть и не в очень большой, но весьма интересной роли отца Финна) фигурирует Владимир Басов. Но, конечно же, настоящим откровением для меня в этой ленте был мальчик, который сыграл Гека. Это Роман Мадянов. Я знаю Романа уже как взрослого актера (посмотрел с ним большое количество фильмов и сериалов) и всегда считал его замечательным профессионалом. Но в этом фильме он меня просто поразил! В таком возрасте так вживаться в роль — это действительно дорогого стоит.

Сама картина оставляет только приятные впечатления. И, честно говоря, у меня в какие-то моменты возникало непреодолимое желание также соорудить плот и отправиться в настоящее путешествие.

Фильм очень лёгкий, ненавязчивый, в меру интересный. Поэтому, думаю подойдет для просмотра, как детям, так и взрослым. И, к слову, по мнению американских критиков — это лучшая экранизация Марка Твена.

16 июня 2016

Есенинская Америка, или немного геополитической теории

Американцы вроде как характеризуют этот фильм как самую точную твеновскую адаптацию. Это оценить могут только те, кто вместо Дж. Роулинг читал М. Твена. Обе размещённые тут рецензии весьма полно объясняют и значение, и незначимость фильма. Я хочу обратить внимание только на одно — на геополитику!

Уже на школьноучебничном уровне ныне утвердилось выдернутое из геополитической теории представление об Америке как стране талласократической — не прикреплённой к Традиции, не ценящей истории, устремлённой в технологическое будущее посредством экономического настоящего. Логически талласократии противопоставляется теллурократия (т. е. МЫ) — традиционная, созерцательная, циклично и спирально существующая.

Так вот, советский грузин Данелия на русских просторах снял совсем иную иллюстрацию Америки — пространственную, традиционную, теллурократическую. Возможно, потому американцы и оценили кино высоко.

Очень легко жить, когда есть враг — демон, противоположный нам во всём. На создание этого демона ушла масса сил имперщиков, державников и геополитиков ещё при первом Путине (включая усилия и вашего покорного слуги). Но объективна ли эта диалектика?

Может быть, огрызки Традиции и остались в том мире, который нам мнится ядром Современности? И вместо жонглирования ярлыками просто нужно переоткрыть таких живописателей Традиции, как Твен (Традицию не любивший) и О. Генри?

Или ждать, пока конклав дикурсивных магов и разбогатевших силовиков сделает наш виртуальный раёк окончательно самодостаточным.

6 из 10

25 апреля 2014

Наткнулся только из-за фамилии Данелия в режиссёрах. А так да, о фильме даже и не слышал, впрочем, далеко не я один.

Экранизация «гекльберри фина». Получилась, может, и лучше зарубежных (не новость, с питером пеном. к примеру, история та же), но весьма неоднозначная. У кино нет выраженного сюжета вообще. Это скорее экранизация отрывков из книги. Причём в основном это те отрывки, где не было действия. Оно может и ничего страшного — не так просто найти человека Марка Твена не читавшего, я думаю. Но смысл кино теряется — все эти сцены читатель себе и сам представлял. И представлял как ему ближе, что заведомо лучше снятого. А больше кино предложить то и нечего.

Второе — это исполнитель Гека. Сыграл то он, допустим, неплохо, но на роль оборванца крепенький такой пухлячок определённо не годится.

ЗЫ И, да, перебирая в памяти после просмотра все те моменты, что выбрали для экранизации, закрадываются мысли — а уж не идеологическое ли это кино было то?

10 мая 2013

Полноводна ленивая Миссисипи. Не спеша несут её волны плот с обитателями марктвеновской Америки — мальчугана Гека и беглого негра Джима. Иногда за очередными приключениями причаливают друзья к берегу, а затем снова покачиваются на равномерных волнах, стараясь приблизится к своей мечте.

Один из самых известных советских режиссеров Георгий Данелия экранизировал популярнейшую детскую приключенческую книгу про Гекльберри Финна, задействовав при этом таких звезд как Евгений Леонов, Владимир Басов, Бубу Кикабидзе. Даже мальчик Роман Мадянов стал известным актером, что редкость для ранних дебютов. Фильм дошел до Каннского фестиваля, где номинировался на главный приз.

Так почему же фильм практически неизвестен не только современному зрителю, избалованному суперновинками и гипернаворотами, но и поколению 70—80-тых? Модернистского «Айболита-66» помнят, задорную «Про Красную Шапочку» напевают, кудрявого «Электроника» пересматривают, по неземной «Гостье из будущего» ностальгируют. Гека Финна практически не знают.

И ведь не скажешь, что актеры отыграли спустя рукава. Евгений Леонов, наш советский кино секс-символ, и здесь, как в «Полосатом рейсе» и «За спичками» грозно блистал ягодицами. Причем для полноты эффекта ему то привязывали хвост а-ля Королевский жираф, то обливали смолой (или её аналогом) и вываливали в перьях. Играя постаревшего жулика, Леонов убедителен и могуч даже больше, чем в хитах «Джентльмены удачи» или «Кин-дза-дза».

Пьяница в белой горячке Владимир Басов — папаша Гека. Его даже не нужно гримировать — двухдневная щетина и растрепанность — и, пожалуйста, алкоголик на все сто — куда там до него Кейджу из «Покидая Лас-Вегас».

Остальная команда от Бубы Кикабидзе до студента Университета Дружбы народов имени П. Лумумбы отыграла своих персонажей на недостижимом для сегодняшнего кино уровне. Все это гармонично разбавлено видом Днепра (играющего роль Миссисипи) и музыкой Андрея Петрова.

И все-таки фильм не пошел. Причин для этого несколько. Самая главная в смягчении драйва повести Марка Твена. Были убраны практически все активные сцены (заброшенный корабль, кляп во рту, дележ награбленного, труп повесившегося отца Гека, сцены истребительной войны двух родов местных аристократов, подкоп и спасение Джима, ночная перестрелка жителей селения, где жила тетка Тома Сойера и т. д.). Режиссер сделал упор на внутренний драматизм героев, на зарождение Америки грубого чистогана взамен невольничьей. Но для подростков, а категория «детское приключенческое кино» делала основным зрителем их этого было недостаточно. В результате размеренное, театральное развитие сюжета не пошло на пользу популяризации картины.

Типаж главного героя. Несмотря на приличную для мальчугана актерскую игру Романа Мадянова, его нельзя было брать на роль бродяжки Гека. Полнощекий, светловолосый, с «сытым» взглядом он ну никак не тянул на роль оборванца. И поэтому зритель ему не верил. Сюда бы подошел Дмитрий Иосифов (Буратино и Волчонок из «Красной Шапочки») или Маколей Калкин времен «Один дома».

И третьей причиной являлось слабая ротация фильма на государственных телеканалах. Промелькнула пару раз картина — и на полку её, детского кино для двух-трех «кнопок» хватало. Особенно братского гэдээровско-чехословацкого.

Тем не менее, фильм интересный. Сейчас нет никаких проблем с приобретением любых произведений кино разных времен в приличном качестве(даже, т-с-с, запрещенных агентством по культуре и кинематографии). Тем не менее, миллионы русскоязычных киноманов бьются за голливудские новинки. Пусть это экранки, но это же Джонни Д. или Даниэль Р. Между тем множество хорошего советского, европейского, американского кино доIMAXной эры практически никто не смотрит, или смотрят единицы (обратите внимание на количество оценок). Я себе взял за правило раз в неделю смотреть ретро-кино. Встречаются замечательные вещи.

Встречайтесь с хорошим кино.

29 августа 2009

Приключения Совсем пропащий появился на телеэкранах в далеком 1973 году, его режиссером является Георгий Данелия. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Феликс Имокуэде, Владимир Ивашов, Вахтанг Кикабидзе, Евгений Леонов, Ирина Скобцева, Леонид Платонов, Екатерина Верулашвили, Дмитрий Ершов, Абессалом Лория, Иван Рыжов, Александрас Рибайтис, Юрис Стренга, Анатолий Абрамов, А. Ерофеев, А. Елизаров.

Страна производства - СССР. Совсем пропащий — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.