Плохой хороший человек
7.9
7.4
1973, драма, история
СССР, 1 ч 40 мин
12+

В ролях: Олег Даль, Людмила Максакова, Анатолий Папанов, Георгий Корольчук, Анатолий Азо
и другие
Мучимый никчемностью и скукой жизни, чиновник Лаевский жаждет любой ценой разорвать порочный круг своего существования. Его нравственный антипод, натуралист Фон Корен, уверен, что люди, подобные Лаевскому, достойны уничтожения. Но, вопреки желаниям и воле героев, провидение по-своему распоряжается их судьбами...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Плохой хороший человек

год: 1973
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Генрих Маранджян
композитор:
художники: Исаак Каплан, Лилия Мошкина
монтаж:
жанры: драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 декабря 1973 г.
на DVD: 18 октября 2012 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Постеры фильма «Плохой хороший человек», 1973

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Плохой хороший человек», 1973

Кто есть кто

Экранизация одного из самых длинных произведений Антона Чехова — повести «Дуэль». О моральном, мировоззренческом и даже боевом конфликте двух относительно молодых людей — чиновника Лаевского (Олег Даль) и естествоиспытателя фон Корена.

Признаться, долгое время предполагал, что в названии Хейфиц свою характеристику давал, в первую очередь, Лаевскому — опустившемуся, развратному, но страдающему человеку. Словом, фильм виделся как странноватое оправдание такого типа личностей, — к коим принадлежит помимо Лаевского и его любовница — Надежда Фёдоровна, в целом верно характеризуемых фон Кореном. Наверное, подкупало отсутствие сомнений и безапелляционность героя Высоцкого.

Но при втором приближении заметно, что фон Корен становится слишком суровым заложником своих представлений, а дуэль едва не превращается в убийство. Потому что подвижность Лаевского в выборе своей личной судьбы даёт ему пространство для манёвра, а насильственное принуждение фон Корена не имеет человеческих перспектив. Потому и название фильма относится к обоим антагонистам. Но думается, что Лаевский вызывает даже больше сочувствия у авторов — особенно в его ночных бдениях и сомнениях.

Жаль, что странная дуэль приводит к прозаическому концу, в котором нет ни правых, ни виноватых — жизнь просто берет своё.

1 октября 2017

Русская ментальность

После Володи останутся его песни, а после меня останутся мои фильмы. Эта фраза осталась в памяти поколений, ее сказал Олег Даль 28 июля 1980 года на Ваганьковском кладбище!

А в этой картине живые, молодые Олег, Володя плюс Анатолий Папанов, Людмила Максакова, Георгий Ковальчук под руководством Иосифа Хейфица живут судьбою героев Чехова. Не играют, живут! Даль и Высоцкий в одном фильме! Хейфиц удивительный, фантастической прозорливости режиссер собрал в своем фильме двух гениев, которые обрекли картину на бессмертие! И в сюжетном противопоставлении, сюжетном конфликте Высоцкого и Даля я особенно люблю, особенно наслаждаюсь талантами Папанова и Ковальчука!

Помните эти без сомнения великие слова юного актера с лучезарными глазами — Как это противно природе человеческой!? Или умудренного опытом мужчины — Если людей топить и вешать, то к черту твою цивилизацию, к черту человечество!? Эти слова звучат в моей памяти, их не забыть!

Не хочу вдаваться в философские рассуждения по поводу тем, затронутых Чеховым, в частности о природе человека, эти темы абсолютно бездонные. Чехов мой любимый автор и мне есть что сказать. Скажу одно, как говорили древние — истина рождается в споре. И в этом конфликте никто из героев не выражает истину, но она — Истина, витает в воздухе, рожденная этим конфликтом и объединяющая всех участников.

Во всех участниках, крайне разных, оказывается единый фундамент, объединяющий их и еще миллионы людей в один народ — и этот фундамент ни что иное как Русская ментальность, самосознание Русского человека! Этот фильм — рассуждение о Русском народе, народе в котором различия мировоззрений никогда не должны перевешивать единства ментальности!

Все кто наделен разумом и чувствами, смотрите и пересматривайте эту картину, она заставит Вас «мучатся и думать»!

10 из 10

19 февраля 2017

Классиков надо читать

Перед просмотром фильма повесть не читал. Смотря же фильм, ловил себя на мысли: а как это описано у Чехова? И понимал, что, видимо, вот так и описано. Вот тут он затушил свечу, тут хлопнул рюмку, а вот тут наступил в коровью лепешку. А вот они: мысли и переживания героев…

И в какой-то момент понял, что надо обязательно читать. И «Дуэль», и вообще Чехова, и не только Чехова… Данный фильм — из тех гениальных работ, которые побуждают читать оригиналы!

Это, пожалуй, главное.

Что касается самого фильма, то его можно охарактеризовать как «ничего лишнего» и «все на месте». Вообще трудно представить за что ему можно поставить отрицательный отзыв.

Еще хочется отметить один момент. Когда Фон Корен рассуждает о том, что вредных для общества людей надо «обезвреживать». В смысле физически. А ведь это и есть фашизм. Когда есть люди, а есть «недолюди», которых можно пускать в расход. Знал бы Чехов к чему такие рассуждения приведут в 20-м веке… Я без всяких выводов и намеков. Честно. Просто интересный момент. В этом смысле реакция доктора Самойленко на эти слова Фон Корен превосходна во всех смыслах.

Ну и о посыле фильма. Как далеко мы можем пойти за свои убеждения? И что является убеждениями, а что — пеной? Фон Корен попытался пойти до конца. Убить человека за свои убеждения… (Чувствуете разницу между «умереть за убеждения» и «убить за убеждения»?) С учетом самих убеждений этого Фон Корена — это страшно.

А Лаевский что-то понял. И стал другим. Сдул пену, которая раньше играла роль убеждений, и стал другим. Как и его жена (в этом смысле тут они нашли друг друга). Кто-то скажет: «сломался». Я скажу: «переродился».

Возвращаясь к началу рецензии, за побуждение к прочтению повести:

10 из 10

и большое Спасибо режиссеру и актерам.

6 ноября 2016

Паситесь, мирные уроды

Чехов был — с огромным отрывом — любимым писателем советских кинематографистов. История его экранизаций в основном следует за историей его литературного становления: предвоенное кино специализировалось по Чехонте и «Осколкам», сталинский ампир окучивал фактурных «Невест», «Попрыгуний» и «Анн на шее», оттепель вывела на авансцену лишних людей, которые там и расположились с присущей им бесцеремонностью, уже не подпуская к софитам простой народ ни в застой, ни в перестройку, ни в пореформенное лихолетье. Во многом благодаря этому, в головах образованщины в чело Чехова оказался намертво впаян интеллигентский терновый венец, а сам он стал устойчиво ассоциироваться с воплощённой укоризной, чтоб стоять перед Отчизной. Кроме того, коварная эстетика fin de siecle, все эти непременные в чеховском экранном контексте розы, грёзы, поэзы, эмфазы современную экранизациям укоризну лишь усугубляли: оказалось, что навязанный отечественными условиями образованческий аскетизм исключительно толерантен по отношению к любым грешкам тех, кто живёт красиво, всё своё негодование направляя противу Отечества, красивой жизни препятствующего. Советский кинематографический Чехов льстил образованщине.

В этом смысле киноверсия чеховской «Дуэли» от Хейфица поразительно иллюстративна — куда там Михалкову. Фундаментальный сдвиг акцентов задается уже самим названием. Кто там из главных героев тянет на плохого хорошего человека? Трусливый развратник Лаевский, абсолютно бездумно, праздно, безответственно, «волосатым папильоном», порхающий с цветка на цветок и сминающий нежное тушей? Или прикрывающий хардкорным социал-дарвинизмом свою мужскую либо имущественную несостоятельность фон Корен? А поди разберись, если первого играет Даль, а второго — Высоцкий, две ярчайшие иконы интеллигентского мифа и тренд-сеттеры семидесятых. Хейфиц-режиссёр, разумеется, не мог не понимать, что кастингом своим саботировал чеховский моральный посыл, поскольку актеры-жизнетворцы такого ранга и такого магнетизма просто не могли не привнести в лепку образов пышных хвостов зрительских представлений о себе самих, заметая и нивелируя чеховскую деликатную пластику характера. При полном режиссерском попустительстве дуэль на выходе получилась не между Лаевским и фон Кореном, а между Современником и Таганкой, лириком и физиком, подаванцем и возвращенцем, фигой в левом и фигой в правом кармане, выпивохой и выпивохой. Перенося место действия и съемок в модный в определенных кругах Коктебель, Хейфиц, казалось, нарочно усугублял у сведущих ощущения перенесённого на экран (около)киношного междусобойчика с актёрами в ролях самих себя и ситуациями, практически буквально копирующими быт и нравы тусовки. Вероятно, именно с этим связан весьма умеренный успех картины в прокате: зритель как-то слишком явно почувствовал себя чужим на этом празднике жизни.

Критика, как водится в таких случаях, фильм, скорее, обласкала, однако общий вердикт несоответствия экранизации литературной основе подписала тоже. Поскольку таки да, сам Чехов, всю жизнь суетившийся савраской, дабы вывести в люди немалую свою семью, к плохим хорошим человекам всегда относился не только без умиления, но с плохо сдерживаемыми фон-коренскими эмоциями. Праздность, соплежуйство, безответственность были ему совершенно чужды — до такой степени, что он, как известно из воспоминаний Авиловой, сам наложил на себя обет бездетности, когда почувствовал, что не потянет ни материально, ни по состоянию здоровья. Требовательность Чехова к себе многократно превосходила декларируемые фон Кореном требования к человечеству, но вопросом, мучившим его с самой ранней молодости, с чудовищно недооценённой, несмотря на фильм Лотяну, «Драмы на охоте», была моральная правомерность предъявления окружающим каких бы то ни было тебований, пусть и выполняемых тобою самим — поскольку как раз несоответствие окружающих требованиям может быть их единственной силой, знаньем и оружьем. Финал «Дуэли» — грустен и страшен: исправившийся, вставший на стезю добродетели Лаевский утрачивает вместе с яркими перьями грешков всю свою витальность, превращается в жалкую развалину, остов человека. Впрочем, и это не повод продолжать в угоду среде безнаказанно «откармливать внутреннего Шендеровича». Дело надо делать.

23 мая 2015

Главные роли в фильме исполняют три великолепных актера советского времени — Олег Даль, Владимир Высоцкий и Анатолий Папанов. Уже только за это его стоит посмотреть. Тем более, что, и сам фильм довольно неплохой.

Перед нами предстают три жизненные философии. Александр Самойленко (Папанов) — это такой уютный домосед. Он приглядывает за кухаркой, устраивает обеды и старается примирить все точки зрения: «Я сам за гражданский брак. Но если раз сошлись, то надо жить до самой смерти» Его речь вообще афористична. Он мне почему-то нравится больше других.

Лаевский (Даль) в начале фильма — это безответственный человек, идущий на поводу своих желаний. Нельзя сказать, что он развратник, нет, он даже не лишен благородства, искренне влюбляется каждый раз, а потом ему наскучивает, и он не знает как освободится от обязательств. Да и его подруга жизни недалеко от него ушла. Хотя ей можно посочувствовать — к чему полезному могла приложить себя женщина в то время? Только неординарные единицы вырывались из серого домашнего существования, остальные же должны были найти себя в семье или материнстве. Здесь же — главная героиня говорит, что готова жить простой жизнью вместе с народом, но на самом деле ей хотелось флиртовать, соблазнять, носить новые шляпки и наряды. Она не рассчитала свои силы, а также зрелость и готовность жертвовать своего избранника, оказалась в двусмысленной ситуации, которой начали пользоваться некоторые из окружающих ее мужчин самим неприглядным образом.

Фон Корен (Высоцкий) — с одной стороны человек целеустремленный, он стремится прожить жизнь не зря, но очень категоричен в своих утверждениях. Доктор Самойленко говорит ему: «Если людей топить и вешать, то к черту твою цивилизацию, к черту человечество» Разве это не правильные слова? Неясно чего больше принесет Фон Корен в этот мир, вреда или пользы.

14 декабря 2012

Где она грань хорошего?

Не хочется говорить банальности.

Фильм превосходный. Иных слов и не подобрать.

Чехов — глубокий знаток человеческих страстей. А режиссер вторит ему гениальнейшим фильмом. Право слово, я не ожидал такого накала, такого блеска в глазах, такой правды в словах.

Каждый на своем месте, каждый живет и проживает. Каждый.

Папанов играет доктора Самойленко — дворянин, доктор и статский советник — всех уважит, всех приласкает. Тоска по родине вылилась у него в любовь к соотечественникам. Он варит щи да хлопочет о том, чтоб все были довольны. Человек — душа. И конфликт для него — пустое, ненужное.

Дьякон — простой, приземленный человек, с не меньшей трагедией жизни, но сохранил живость характера, хоть и пережил немало. Иногда хохотнет разок невпопад, чем раздражал поначалу, а потом стало понятно — характер такой, так он жизнь принимает.

Надежда Федоровна — особа хлипкая, даже жалкая. И не удивительно, что Лаевский от нее отворачивался. Она и сама разлюбила, и на сторону шла. Да только не умела ничего сама. Вот и была рядом.

Фон Корен и Лаевский — два человека, две разные судьбы. И ненависть у них не человеческая, а скорее разность социальная и идеологическая, доведенная до предела.

Лаевский — неудачливый, мягкотелый, развратный тип, рефлексирующий интеллигент, однако же бездеятельный и слабый. Фон Корен напротив — сильный, настойчивый, пытливый. Но какой-то он очень пылкий в своей ненависти. В Лаевском он видит угрозу человечества. На задворках мира он изучает и ищет, когда другой проживает жизнь в пустоте.

Каюсь, но чаша весов у меня перевешивала то в одну, то в другую сторону. Одного жаль, другой слишком рьяно судит и рубит с плеча, и пугает. Один жертва обстоятельств, и мучается оттого. Второй жаждет приключений, исследований, но все равно не спокоен, даже зол на мир.

Ссора, к которой вело само сосуществование двух этих личностей — неизбежна. Дуэль — как начало, как конец, как какая-то точка отсчета. Один ее ждет, в молитвах, в мучениях, нервы и обещания самому себе. Прощание с жизнью нелепой и пустой до того. А второй — будто бы того и ждал — спокоен, холоден, расчетлив. Он даже знает наперед, каково будет поведение соперника. Нарочно он все закрутил таким образом или само вышло — он этого ждал. Ждал, чтоб поставить жирную точку.

А после — ни проигравших, ни выигравших. Оба ни с чем. Как два тела в космосе — столкнувшись — разлетелись, поменяв траектории.

Олег Даль — он неподражаем, он тонок, он изящен в этой роли. Я смотрел на его тонкие длинные пальцы, которые герой заламывает в муке, в жалости к себе, и понимал — этот человек отобразил самое чувство. Высоцкий — таким я его никогда раньше не видел. Он легко парирует актерской игре Папанова, Корольчука, Даля. Он свободен и строен в своей игре, которая очень похожа на жизнь.

Поистине — это настоящее Искусство. И я всем советую.

10 из 10

31 января 2011

Честь к чести…

у каждого своя, правда…

Два разных человека, две разные судьбы, не смочь им век от века единую истину найти… фильм как раз об этом. О двух совершенно разных людях, с разным мировоззрением, мироощущением. Сложных и не однозначных. Иван Лаевский, человек, постоянно копающийся в себе. Слабый внутренне, его легко сломать, унизить, раздавить, уничтожить. Если давать ему поддержку, силу веры, что все получится, он будет цвести, творит, а вот неудача его давит, он не может справиться с мыслью, что бессилен (он как цветок, которому нужен свет, без него он погибнет). Натура ищущая, сомневающаяся, импульсивная. Внутри он горит, разрывается, душа хочет кричать от усталости, о том, что рушатся мечты, что все что хотелось, оказалось зыбким, лишь прахом, иллюзией. При этом, с наружи почти всегда спокоен, и только глаза усталые, смотрят на тебя с экрана, они просят надежду, надежду на то что не все потеряно, что можно еще все изменить. Иногда не выдерживает. Все то, что скопилось за долгое время, выплескивается, в крики отчаяния, в ненависть ко всем и ко всему. Влюбчив, каждый раз отдается любви без остатка, готов даже на безумные поступки, но эта любовь быстро сгорает, т. к. и это иллюзия. Он то думал, что любовь ему придаст сил, а оказывается, что все это липа, пустота. Иван одиночка, он хочет, но не может ничего сделать. Он лжет, потому что запутался, и боится:

Лгу, чтоб верить, чтобы жить,

И во лжи своей тоскую.

И не напрасно Лаевский говорит, что на таких как Фон Корен, держится мир, а если бы миром правили такие как он, то с миром сталось тоже самое, что и с картиной изъеденной молью. Он чувствует свою ничтожность, он хочет стать человеком, в этом его задача, и слова эти врезаются в память: «Я хочу стать настоящим человеком, и я стану, обещаю». Он как плененный зверь, которому все давно безлично, и лишь жуткая тоска о воле. Но не смеет открыть он ту дверь, за которой воля… хочет, но не смеет. Его душа больна, тягостно больна. Страх… Иван заперт, и выхода нет. И на дуэли уже предчувствуется смерть, и возможно она бы подарила ему долгожданную свободу:

«Закроешь глаза на мгновенье

И вместе с прохладой вдохнешь

Какое — то дальнее пенье,

Какую — то смутную дрож.

И нет ни России, ни мира,

И нет ни любви, ни обид-

По синему царству эфира

Свободное сердце летит.»

Николай Фон Корен — совершенно противоположная личность. Твердая, грубая сила, недаром Иван говорит, что тот мог стать великим полководцем, что смог бы переступать через трупы. Николай, человек с твердо, выверенной идеологией. Идеологией «естественного отбора», что все ненужное и слабое, не приспособленное, должно погибнуть, и он в этом непосредственный участник. Думаю, не просто так он естественник, это во многом определяет его характер. Фон Корен человек четких решений, не сомневающийся в своих суждениях. Об этом говорит даже весь его внешний облик. Уверенность и ровность в движении, взгляд подавляющий, властный, холодный и вместе с тем очень умный. А посмотрите на Ивана, нервозность во всех движениях, взгляд потупленный, потухший, безучастный. Он человек действия, а не иллюзий. Реалист, а не мечтатель.

Морально Фон Корен намного сильнее Лаевского. Его раздавить крайне сложно. Можно сравнить их с камнем и глиной. Камень не возможно разрушить, глину же можно превратить в жижу.

Но есть один человек, доктор Александр Самойленко, и эта фигура очень важна. Он между ними, он их обоих любит, уважает, и не понимает, почему у них вражда, ведь в каждом есть хорошее. Почему они ненавидят друг друга? Да потому, что обо знают, что в каждом из них есть достоинства, которыми другой не обладает. Они изучили друг друга. И если бы была возможность, то поменялись местами.

И дуэль была необходима, чтобы понять, что нет плохих людей, что у каждого своя правда, что невозможно подчинить своему мнению другого, что мы разные: сильные и слабые, бедные и богатые, красивые и не очень, но все мы люди, во всех нас от рождения скрыто и хорошее и плохое, и что надо стараться помочь людям раскрыться, а не довлеть над ними. Дуэль помогла понять это, и решиться каждому на действие, жить и двигаться дальше…

В названии нет запятой, ибо мы не плохие, не хорошие, мы просто люди…..

Ольг Даль, Владимир Высоцкий, Анатолий Папанов — сверхактеры. В фильме нет актерской маски, нет фальши, а это, это дарит неповторимые ощущения…

23 июля 2009

Мы не плохие и не хорошие, мы просто люди

Фильм снят по повести А. П. Чехова «Дуэль».

Человек не плох и не хорош. Мы бываем разными в зависимости от ситуации и обстоятельств, в которые попадаем, и в которых нам приходится жить.

Герои фильма обыкновенные люди, жизненными обстоятельствами загнанные в тесные рамки обывательского существования маленького кавказского городка. Противостояние Лаевского и Фон Корена возникло от радикально противоположных темпераментов, характеров и восприятия мира.

Лаевский депрессивный, нервный и экзальтированный молодой человек, запутался в самом себе, пытается изменить что-то, но только делает долги и пьет. Он уже два года живет с замужней женщиной, которою разлюбил, но не решается бросить.

Фон Корен спокоен и уверен в себе, понимает, чего хочет. Неясно, что он делает в глуши. Вроде изучает местную фауну. Хотя скорее, как выразился Лаевский, он пытается быть первым в деревне, чем вторым в городе.

Совершенно разные люди на фоне монотонной жизни испытывают острую неприязнь друг к другу, доходит даже до дуэли. Но дуэль получается такой же абсурдной, как и их унылое каждодневное существование.

Жизнь их примирит и сделает терпимее.

Дует Даль-Высоцкий отлично сыграл героев антиподов. Фильм получился правдивый и жизненный.

28 сентября 2008

Драма Плохой хороший человек появился на телеэкранах в далеком 1973 году, его режиссером является Иосиф Хейфиц. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Олег Даль, Людмила Максакова, Анатолий Папанов, Георгий Корольчук, Анатолий Азо, Любовь Малиновская, Юрий Медведев, Андрей Апсолон, Анхель Гутьеррес, Татьяна Иванова, Дмитрий Игнатьев, Павел Кашлаков, Юрий Нахратов, Гелий Сысоев, Герман Лупекин.

Страна производства - СССР. Плохой хороший человек — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.