| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
5.9 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Истоки |
| год: | 1973 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Иван Лукинский |
| сценаристы: | Григорий Колтунов, Николай Рожков, Григорий Коновалов |
| видеооператор: | Вадим Корнильев |
| композитор: | Анатолий Лепин |
| художник: | Семен Веледницкий |
| жанры: | драма, история |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
15 февраля 1974 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
2 ч 25 мин |
СССР
первая половина XX века
Денис Крупнов /Иван Лапиков/ - отсидевший за революционные настроения отец большого семейства, сталевар на заводе, уважаемый человек
Матвей /Владислав Стржельчик/ - брат Дениса, дипломат, вхожий в высшие политические круги
Савва /Георгий Епифанцев/ - брат Дениса и Матвея, директор завода, где работает Денис и его сын
Любава /Александра Климова/ - жена Дениса, дочь директора гимназии, увлёкшаяся революционными идеями и полюбившая простого рабочего мужчину
Юрий /Николай Олялин/ - сын Дениса и Любавы, парторг завода, молодой мужчина, всем говорящий в лицо правду, несмотря на положение и статус того, кто перед ним
Михаил /Геннадий Сайфулин/ - сын Дениса и Любавы, мечтающий стать писателем, что не понятно членам его семьи
Санька /Юрий Шлыков/ - младший сын Дениса и Любавы, энергичный юноша, верящий в светлое будущее
Светлана /Людмила Новосёлова/ - невестка Крупновых, чей муж Константин – сын Дениса и Любавы – был расстрелян, как шпион, во время выполнения задания в Испании
Юлия /Алина Покровская/ - предмет любви Юрия, которая не может дать тому положительного ответа из-за сложного отношения к Юрию её отца
Тихон Солнцев /Виктор Хохряков/ - секретарь горкома партии, с которым Юрий вступает в постоянные конфликты и не разделяет его точки зрения
Анатолий /Евгений Киндинов/ - дипломатичный мужчина, подчинённый Тихона, влюблённый в его дочь и прямо показывающий свои намерения
Аннотация фильма звучит следующим образом: «История семьи потомственного рабочего-сталевара…» Как-то не очень вдохновляет на просмотр, правда? Даже при моей любви к производственным драмам. Которой мне здесь очень не хватило, кстати.
На самом деле это семейная сага, снятая по мотивам одноимённой повести Григория Коновалова, увидевшей свет в конце 50-х годов. Этот факт уже должен сказать о многом. Большая часть внимания читателя – в данном случае зрителя – уделена ненавязчивому пропагандистскому делу. Что главное это работа, как важно быть сильным, необходимо блюсти свою честь и не посрамить имени отца… Правда, кое-что и фривольное тут присутствует, явные намёки на внебрачные отношения имеются в нескольких сценах и не с одними и теми же персонажами…
Ввиду специфики советской литературы, один из образцов которой послужил основой для фильма, большого эмоционального посыла он в себе не несёт. Все горести переживаются достаточно легко: значит, так надо. В этом плане меня впечатлила Светлана, не выдержавшая, прокричавшая, что не отдаст сына, решившего отомстить за смерть отца, в армию. Её фраза о том, что даже кошки своих котят берегут, брошенная свекрови, не проронившей после известия о смерти сына ни слезинки, запомнилась больше всего.
Но, с другой стороны, здесь так же показано и то, что каждый свою боль по-разному переживает: кто-то о ней кричит, кто-то замыкается в себе, а кто-то отрицает до последнего. Так же впечатлили сцены с Стржельчиком, который знал о смерти Константина, но всё не решался сказать об этом ни его отцу, ни матери. Поначалу я даже злилась: как можно не сказать этого родителям? Что это за странные решения? Да и сейчас мне это не очень понятно, признаться.
Всё вышесказанное спойлером не считается, поскольку смерть Константина показана в первые пять минут картины. Да и к тому же я уверена, что кроме меня её никто не посмотрит. И я её не очень-то рекомендую, потому что она при всех этих найденных мною эмоциональных моментах довольно суха и местами лозунгова, а финал таковым вообще не выглядит, словно создатели дали задел на продолжение. В целом она меня оставила равнодушной
25 мая 2025
Экранизировать двухтомный роман — дело неблагодарное. Григорий Иванович Коновалов работал над этой книгой 8 лет (1959 — 1967), и труд его был по достоинству оценён — Государственная премия РСФСР имени Максима Горького (1969). Награда не случайная, потому что роман совершенно не конъюнктурный. Разумеется, определённая часть текста отдаёт дань тому времени — слова-лозунги, восхваление «вождя всего пролетариата», «ленинская правда» и прочее. Но основной массив произведения — это история династии Крупновых, потомственных пролетариев, которым победа Октября открыла все пути-дороги в большую светлую жизнь. А жизнь — штука непростая. Наработавшись-наломавшись на заводе, люди приходят к себе домой — к родным, к любимым, к детям.
Григорий Коновалов прекрасно знал материал, ложащийся на его бумагу, потому что родился в крестьянской семье, был батраком, работал на Пермском промышленном комбинате, затем учился на рабфаке в Перми, а в 1936 году окончил Пермский педагогический институт. В годы войны служил на Тихоокеанском флоте. Роман, безусловно, хороший. Не удивительно, что на киностудии имени Максима Горького решили снять одноимённый кинороман. Режиссёр Иван Владимирович Лукинский на момент съёмок уже был Народным артистом РСФСР (1969) и успел снять ряд замечательных фильмов: «Чук и Гек» (1953), «Солдат Иван Бровкин» (1955), Иван Бровкин на целине (1959). «Истоки» он снимал после прекрасного ленты «Деревенский детектив» (1969).
Николай Васильевич Рожков (Лауреат Государственной премии СССР (1949), за сценарий фильма «Сказание о земле Сибирской») и Григорий Яковлевич Колтунов («Максимка» (1952), «Сорок первый» (1956), «ЧП — Чрезвычайное происшествие» (1958) и др.) написали адаптированный сценарий. Кинороман коротким не может быть по определению, и хотя экранизирован лишь первый том, хронометраж ленты составляет — 2.25. Это совсем немного, когда на экране рисуется жизнь нескольких поколений одной семьи. К сожалению, сценаристам пришлось многое «ужать» или даже вырезать из романа в угоду главному сюжету, поэтому некоторые истории выглядя незавершёнными, а отдельные — просто оборванными. Наверное, у них не было возможности снять такое эпическое полотно, как, например, «Вечный зов», который начали снимать в том же 1973 году.
Впрочем, «не так страшен чёрт, как его малюют» — фильм получился интересным и содержательным. Единственное, что меня слегка покоробило в самом начале картины: это возраст главного героя, старшего из братьев Крупновых — Дениса. Иван Лапиков уважаемый мной актёр, за многие его роли готов поклониться артисту в ноги, однако играть в 51 год молодого парня — мягко говоря, не убедительно. Это серьёзный просчёт режиссёра (неужели нельзя было найти внешне похожего артиста, но малость помоложе летами?) В конце фильма Лапиков, как всегда, блестяще сыграл свой персонаж, но лёгкий неприятный осадок остался.
В картине, помимо Ивана Герасимовича Лапикова, играет целая плеяда известных и блестящих актёров: Владислав Стржельчик (Матвей Крупнов), Георгий Епифанцев (Савва Крупнов), Виктор Хохряков (секретарь горкома партии Тихон Солнцев), Александр Вокач (Гуго Хейтель), Евгений Киндинов (Анатолий Иванов) и многие другие. Прекрасно сыграл свою роль мой любимый актёр Николай Олялин. Его Юрий Крупнов — это настоящий Павка Корчагин 40-х годов — честный, бескомпромиссный, несгибаемый. Взгляд артиста — Совесть с большой буквы, которая с укором наблюдает за всеми нашими неправедными поступками.
К огромному сожалению, режиссёр экранизировал лишь первый том романа-эпопеи, поэтому зритель никогда не узнает, что стало с полюбившимися актёрами: кого жернова войны перемололи в прах, кто ради своей шкуры забыл о Долге, кто сумел вернуться домой, пройдя дорогой нечеловеческих страданий…
6 января 2016