Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.1 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Время ведьм |
английское название: |
Hungry Wives |
год: | 1972 |
страна: |
США
|
слоган: | «Caviar in the kitchen - nothing in the bedroom» |
режиссер: | Джордж А. Ромеро |
сценарий: | Джордж А. Ромеро |
продюсеры: | А.К. Крофт, Нэнси Ромеро, Гари Стрейнер |
видеооператор: | Джордж А. Ромеро |
композитор: | Стив Горн |
монтаж: | Джордж А. Ромеро |
жанры: | ужасы, драма, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 90000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 декабря 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 10 мин |
Идея к фильму возникла у Джорджа А. Ромеро во время работы на телевидении, где он снимал рекламу и программы. Тогда он прочёл материал о колдовстве и узнал про феминистическое движение, набиравшее обороты в Америке. Симбиоз двух составляющих породил историю к будущей картине, которую сам автор характеризовал «феминистическим фильмом» и «не совсем» хоррором. Дело в том, что данная постановка исключительно женская, исследующая природу прекрасной половины человечества со всеми потаёнными желаниями и тревогами. Также она затрагивает социальные тенденции своих лет, когда в массовой культуре дамы начали заявлять о равных правах, дабы не быть безвольным дополнением мужу, молча и покорно следуя позади него, увлечённо читающего газету, будто по пятам идёт привязчивая собачка на невидимом поводке — с таких образов мучительного сна главной героини начинается кинокартина.
Заглавие фильма «Время ведьм», выбранное в честь одноимённой песни шотландского музыканта Донована, звучащей в одной из сцен, отчасти можно толковать в качестве «Пора мегер», что прекрасно характеризует женский микромир маленького городка, где скучают возрастные леди среднего класса. Режиссёр со свойственной ему завуалированной сатирой демонстрирует на экране современных ведьм в самом прямом и переносном смысле слова, какие собираются на ритуальные шабаши в виде скучных раутов в домах, чтобы бесконечно сплетничать и выплёскивать желчь от недовольства, оставшись за бортом жизни новых поколений, уже формирующих мир под себя, отвергающих былые устои. Им остаётся брюзжать, напиваться, перемывать косточки и колдовать, делая это больше от скуки, чем от желания по-настоящему узнать из карт будущее. И какое оно может быть у глубоко несчастных ехидных личностей, которые ещё совершенно не дряхлые старухи, однако не способны наслаждаться каждым днём, находясь в гармонии со своим возрастом, радуясь размеренной осени жизни? В этом трагедия и основной конфликт постановки, формирующие психологический триллер и социальную драму одновременно.
Фильм, будучи абсолютно разговорным и при тяжеловесном хронометраже больше двух часов, не спешит переходить к мистике, которая к тому же очень условна. Базис истории отведён перенесению на экран внутренних тревог главной героини, обеспокоенной возрастными и социальными переменами, когда отражение в зеркале всё больше удручает, муж смотрит сквозь неё, не заметив даже нарочное пятно сажи на лбу, дочь превратилась в цветущую девушку, затмевающую свежестью и молодостью элегантную маму в нарядах и с косметикой. Чадо обрело красоту, собственное мнение, своевольность, приятеля, вполне законные уединения с ним и взрослую жизнь без родительских авторитетов, лишив женщину последнего важного для неё статуса матери. Ромеро весьма доходчиво демонстрирует на экране многослойный клубок женской неудовлетворённости, когда всё самое волнующее осталось позади, а дома ужасно одиноко при наличии в соседней комнате взрослой дочери и мужа под боком на кровати, потерявшего всякий интерес к супруге — личности и женщине. Знаковое рабочее название картины звучало «Жена Джека», потому что для мужа она именно безымянный придаток рядом: свободные уши за завтраком, выслушивающие о проблемах на работе, манекен с красивой причёской и в изящных нарядах, который следует показывать гостям на званых ужинах, а ещё боксёрская груша, какую можно отхлестать по щекам, отсчитав за выходку взбалмошной дочери.
Совершенно неслучайно персонажи упоминают два недавних хита: «Ребёнок Розмари» и «Выпускник». Первая картина очень созвучна с параноидальной атмосферой невидимой глазу мистики, сводя сверхъестественное в отражение душевных переживаний, напоминающих кошмары во сне и наяву: в грёзах за женщиной гоняется тёмный силуэт в страшной маске, будто библейский искуситель, готовый вот-вот настигнуть, высвободив сдерживаемое пуританской моралью, а в реальности её удушает окружение из ворчливой подруги, вызывающей отвращение, жалость и ужас однажды стать такой же. Идейная близость со второй лентой заключается в похожих женских архетипах, ведь подобно известной миссис Робинсон, наша героиня тоже ещё вполне красива и соблазнительна, но переходит дальше Рубикона банальной интрижки с молодым парнем, чтобы заретушировать этим на время личностный кризис. В дело вступает магия — сокровенные знания, уходящие корнями в традиции ведьмовства, позволяющие женщине пробудить в себе исконное природное начало, став сильной, уверенной, обольстительной и не боящейся всего этого, что намного натуральнее, чем беспомощная болтовня психолога или глупые сплетни таких же соседок. В интерпретации Ромеро, став ведьмой, гордо проговаривая это, произнося все свои естественные потребности без тени сомнения или стыда за них, женщина будто превращается в ту самую фемину, обретая гармонию с внутренним и окружающим миром, начав прислушиваться к чувствам, черпая силы из недр самой себя. И мистика вовсе не в колдовстве из купленной книжки с нарочно смехотворным названием «Как стать ведьмой», не в табуированных отношениях с молодым любовником, а в его призыве быть честной с ним и самой собой, что даёт решимость женщине, которая хочет в любом возрасте чувствовать себя желанной, независимой, важной и уверенной, пускай для этого её станут называть ведьмой или ещё хуже — феминисткой, делая это от зависти и страха не совладать с такой самодостаточной дамой.
В творчестве Ромеро данную работу принято обходить стороной и она действительно не самая удачная — отсутствие лаконичности в изложении материала, спорное сочетание параноидального с социальным, психологического триллера с бытовой драмой и сатирой при малом налёте оккультной мистики. Однако фильм вполне себе любопытен, поднимающий актуальные и поныне вопросы, в чём-то является предшественником классической экранизации «Степфордские жёны», отлично снят руками самого режиссёра в интересных ракурсах, а также достойно сыгран театральными артистами и непрофессионалами, создающими нужный эффект достоверного погружения в житейскую историю, будто бы происходящую где-то рядом по соседству.
6 из 10
26 августа 2018
Очень странно, что Джордж Ромеро не стал развивать в своем творчестве тему ведьм. Дело в том, что его картина «Время ведьм», созданная вероятно под большим влиянием «Ребенка Розмари» Романа Полански получилась очень неординарной. Речь идет о 39-летней домохозяйке, которая неожиданно для себя увлекается темой колдовства. Она решает изучить книгу о магии. Читая книгу с ней начинают происходить весьма странные события.
С одной стороны, речь идет о простом малобюджетном фильме, в котором используются двусмысленные намеки — не всегда понятно, речь идет о мистических явлениях или фантазиях главной героини. Однако, кино сделано весьма талантливо.
С другой стороны, режиссер достигает необходимого напряжения. Особенно во второй части картины, без использования спецэффектов — посредством последовательности ряда событий добивается нагнетания необходимой по сюжету зловещей атмосферы.
В итоге: этот фильм, как и «Пикник у Висящей скалы», кино не дает прямых вопросов и оставляет возможность зрителю определить жанр картины: психологический триллер или мистическая драма. Речь идет скорее о намеках — поскольку в фантазиях героини смешиваются реальность и воображаемое.
Между тем, то мастерство с которым Ромеро нагнетал напряжение в этом фильме заслуживает уважения.
7 из 10
30 июня 2012
Одна из первых в длинном списке игнорируемых работ Джорджа А. Ромеро, снятая в жанровой смеси психологического триллера, фильма ужасов и комедии. Последний пункт также упорно не замечаем зрителями, а между тем только Ромеро может сравниться с маэстро Хичкоком по сочетанию «ужасного» и комического.
Снятый после «Ребёнка Розмари», но до «Экзорциста» и «Омена», фильм Ромеро остался неоценённым в череде «сатаниниских» хитов. Причина в обманчивости мистического антуража, который непременно разочарует любителей страшилок. Ведь по сути это социальная драма про неудовлетворённую в сексуальном плане женщину уже было схоронившую свои личностные амбиции в тихом семейном уюте пригородного гнезда, но… решившую всё же сбросить оковы пуританского патриархата и стать настоящей Феминой, т. е. Женщиной, т. е. Ведьмой.
Движение феминисток набравшее обороты в 70-е легко угадывается в загадочном сообществе «весталок дьявола». Пришли новые времена. Времена женщин нового типа — независимых и самодостаточных. Со здоровой долей сарказма режиссёр ставит между ними и ведьмами знак равенства. Эта психоаналитическая версия «Ребёнка Розмари» не страдает философскими изысканиями, зато щедро сдобрена фрейдистской символикой, позволяющей с лёгкостью трактовать весь мистический колорит. Именно психоанализ с его идеями раскрепощения и раскрытием потенциала дал женщине 20 века право на собственное желание. И, как оказалось, стремления прекрасной половины человечества не замыкаются утилитарными функциями по обслуживанию мужчин.
Хороший триллер в «семидесятническом» духе порадует всех любителей саркастичных страшилок социального толка.
9 из 10
24 августа 2010
Фильм понравится всем любителям мистики.
Спецэффекты отсутствуют (скорее всего по финансовым, чем по идейным соображением), крови ну очень мало (не то, что в «мертвецах») музыка (не считая песни группы Downtown «Season of the witch») совсем никакая, некоторые сцены слишком затянутые.
Однако в фильме великолепная атмосфера черного колдовства, потрясающая (особенно для 73-его года) операторская работа и заслуживающая фнимания фантасмагория кошмаров (а Фредди Крюгер появился лишь 11 лет спустя). А уж финальная (единственная кровавая) сцена получилось настолько круто, что ее не скоро забудешь.
21 марта 2006