Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Собака Баскервилей |
английское название: |
The Hound of the Baskervilles |
год: | 1972 |
страна: |
США
|
режиссер: | Бэрри Крэйн |
сценаристы: | Артур Конан Дойл, Роберт Э. Томпсон |
продюсеры: | Стэнли Каллис, Артур Хилтон, Ричард Ирвинг |
видеооператор: | Гарри Л. Вульф |
художники: | Ховард Е. Джонсон, Артур Джеф Паркер |
монтаж: | Билл Мошер |
жанры: | ужасы, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 февраля 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 14 мин |
Сюжет фильма соответствует повести Конан Дойля: Шерлок Холмс и доктор Уотсон расследуют загадочную историю зловещей собаки-проклятия, преследующей род Баскервилей. Ее последней жертвой стал сэр Чарльз Баскервиль, погибший от остановки сердца. За неимением следов насилия причины смерти сочли естественными, но дотошный доктор Мортимер — лечащий врач Чарльза — обращается к сыщику, чтобы помочь защитить наследника Баскервиль-Холла, сэра Генри.
Первый американский фильм о великом сыщике, снятый в цвете, появился на свет в рамках проекта Movie of the Weekend от ABC-TV. Было снято три пилота о трех детективах — помимо Холмса чести быть показанными по ТВ удостоились Ник Картер и Хильдегард Уайтерс, менее знакомые российскому зрителю, чем Пуаро или Мегрэ, но популярные у себя на родине. Дабы не вдаваться в лишние траты, реквизит позаимствовали из предыдущих проектов, а поскольку это были фильмы в жанре хоррор, атмосфера получилась соответствующей.
Поскольку отзывы критиков оказались прохладными, а рейтинги — низкими, больше Грейнджеру и Фоксу примерять на себя облик Холмса и Уотсона не пришлось. Однако по большому счету картина-то неплохая, и отсебятины в ней гораздо меньше, чем во многих более поздних версиях (ох уж эта современная тенденция к «авторскому видению»!). Цепкий глаз обнаружит много мелких неточностей: так, терьер Мортимера на момент визита доктора на Бейкер-стрит уже давно покинул сей грешный мир; сам Мортимер щеголяет зловещим шрамом (видимо, для пущей подозрительности — лента вообще выстроена так, что не читавший книгу будет подозревать всех и каждого); Генри получает вторую угрожающую записку для большего драматизма; хитроумный злодей подправляет портрет Хьюго Баскервиля и прочее, прочее. Однако в целом киноповествование не идет вразрез с книгой — по крайней мере, в наиболее существенных деталях.
Стюарт Грейнджер — далеко не лучший Холмс, хотя он и неплохой актер, который вполне органично смотрелся бы у Хичкока. Или, например, в каком-нибудь «Шерлок: сорок лет спустя». Не то чтобы он был совсем старым на момент съемок, но все-таки сыщик должен был быть чуточку моложе. Возраст Уотсона-Фокса лежит в допустимом интервале, однако про его вес этого не скажешь. Вообще, хорошими попаданиями в роль представляются скорее второстепенные герои, в числе которых Салли Энн Хоус (Лора), чем главные; исключением является Стэплтон в исполнении Уильяма Шетнера — лукавство в его глазах вполне искупает тот факт, что он далеко не блондин.
Приятным бонусом является то, что Холмс чаще и выпуклее, чем обычно, демонстрирует дедуктивный метод. Пусть кое-что пришлось выдумать — например, эпизод с восстановлением сожженного письма, — на серьезное прегрешение это не тянет, зато способности сыщика подчеркивает должным образом. А ровной, незатянутой и относительно каноничной картине можно многое простить — и рисованные задники, и попытки создать экшн из ничего, и даже похожую на простую дворнягу собаку. Разумеется, некоторые современные адаптации много ярче и качественнее: дорогие наряды, роскошные интерьеры и т. д. — однако здесь мы имеем дело с собственно экранизацией, а не фильмом «по мотивам» (да еще и для ТВ, что уже подразумевает не самый огромный бюджет), а это достойно похвалы.
21 января 2016