Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Меченый атом |
год: | 1972 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Игорь Гостев |
сценарий: | Федор Шахмагонов |
видеооператор: | Лев Колганов |
композитор: | Рафаил Хозак |
художник: | Валерий Юркевич |
жанр: | приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 января 1973 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
Фильм «Меченый атом» (1972г.) — один из типичных советских шпионских боевиков своего времени. Конечно, это далеко не эпохальная сага про резидента в исполнении артиста Жжёнова, но и уже не такой примитивный фильм, как «Следы на снегу» или ему подобные, снятые про борьбу советских контрразведчиков с засланными иностранными шпионами.
Надо сказать, что фильмов про шпионов в СССР было снято довольно много. Сюжеты их весьма похожи с небольшой лишь разницей друг от друга: в одном фильме шпионы берут пробы земли или воды вблизи секретного объекта, в другом — фотографируют секретный объект или документы, в третьх — что-то еще. Ну, и конечно, этот самый продукт шпионажа надо потом «передать за бугор». В этом фильме задача шпионов усложняется — им надо получить секретные сведения о системе гражданской обороны в СССР, причем не от какого-то там гнусного перебежчика или алчного предателя, а от самого доблестного генерала, который этой самой обороной и заведует. Все это дело лежит на шпионе по фамилии Стальгер, которого замечательно сыграл артист Владимир Самойлов.
Помощники Стальгера, которые должны помочь ему в этом нелегком шпионском деле — сплошь бывшие предатели Родины, запятнанные сотрудничеством с гитлеровцами в годы Великой Отечественной Войны. Для компании сюда же вербуется реставратор икон, а по совместительству еще и фарцовщик-неврастеник Евгений Казанский, роль которого отлично сыграл Георгий Тараторкин. Впрочем, играть неврастеников ему не впервой, это его роль.
Вообще, актеры здесь собраны довольно звездные и известные даже еще в то время, в момент выхода фильма на экран, ну а теперь остается только смотреть на титры и сожалеть, что многих из них уже давно нет с нами. И тот же Жжёнов и, упомянутые уже Самойлов и Тараторкин, Погоржельский, Толубеев, Березуцкая и многие другие. Очень запомнилась маленькая, но очень живая роль Ролана Быкова (проводник Пчёлкин) — «Я детей не терял»! Эта эпизодическая роль вообще, отдельное по-настоящему яркое, пусть и короткое, антре великого артиста!
Единственный неудачный персонаж, по моему глубокому мнению, конечно — офицер КГБ Василий Михайлович, роль которого исполняет Семён Морозов. Туповат как-то получился гэбэшник. Что ни говори, а роль ефрейтора Збруева за два года до выпуска этой картины Морозову подошла гораздо лучше.
Не люблю искать киноляпы, но скажу несколько слов о том, что явно бросается в глаза при просмотре фильма.
1. Фильм начинается с того, что к дому гражданки Шкаликовой приходит некий гражданин (которого она даже не успевает рассмотреть) и после этого странного визита у нее возникают сомнения в благополучии и здоровии своего мужа, которого она считает живым, несмотря на имеющееся уже несколько лет официальное свидетельство его смерти. Она заявляет об этом в милицию и ее отправляют для дачи показаний в КГБ. Как вам такое начало? Мне кажется — не очень правдоподобно.
2. Казанцев, в желании сбежать, едет ночью на вокзал, но оказывается, что поезда ночью не ходят и вокзал совершенно пустой! И это в Москве? Пусть это 1972 год, и кто-то не знает, что было, но я-то помню переполненные ночные вокзалы Москвы 70-х!
3. Центр гражданской обороны — это вовсе и не центр какой-то, а похож на пункт ПВО или что-то в этом роде, как я понял. Тут и радары, и ракеты сбивают и вообще это — чуть не командный пункт всей страны. А еще крутой генерал, который убеждает чекистов, что надо поиграть с иностранной разведкой в поддавки. Это что, тоже в его компетенции? И ведь они его слушают!
4. Опасаясь прослушки, Стальгер в доме предателя Раскольцева пишет имя завербованного агента на бумаге, однако всю остальную информацию произносит вслух. Несуразица какая-то.
5. Есть и еще нестыковки, но я не буду на них останавливаться. Затрону лишь излишне помпезную музыку в конце фильма (при осмотре КП) и документальное выступление маршала Чуйкова непосредственно перед художественной частью. Хотя, на все это можно сделать скидку, как на пропаганду, учитывая время, когда был снят фильм.
И все-таки, несмотря на все замечания и шерховатости, фильм неплохой. Как я уже говорил, это продукт своего времени, и дает хотя бы общее представление о шпионских фильмах той эпохи, и эпохи СССР начала 70-х в целом. Я не видел его с детства и с интересом пересмотрел недавно, честно говоря, впервые за все эти прошедшие годы.
Рекомендую этот фильм к просмотру. Хотя бы раз.
7 из 10
13 декабря 2019
Квинтэссенцией большинства советских фильмов, посвящённых работе контрразведывательных органов, является стойкое убеждение в том, что в роли наймитов вражеских разведок как правило выступают: а) бывшие пособники фашистов, удачно затерявшиеся после войны среди простых советских граждан б) граждане, ведущие антисоветский образ жизни (спекулянты, валютчики, жулики, бандиты, воры всех мастей и т. д.) Апогеем такого, внедряемого в общественное сознание мнения, стала киноэпопея о «Резиденте», где количество предателей Родины на один квадратный метр просто зашкаливает… В реальной жизни всё было иначе. Среди завербованных иностранными разведками агентов, а попросту предателей были, как правило, старшие офицеры советских спецслужб с безупречной репутацией: члены партии, орденоносцы, хорошие семьянины и даже один Герой Советского Союза (Пеньковский, Попов, Гордиевский, Поляков, Кулак и т. д)
Естественно, что картина «Меченый атом», вышедшая в 1972 году, рассказывает не об «оборотнях в погонах», а следует строго в рамках устоявшегося мнения, что в роли наймитов вражеских разведок, как правило выступают…. Другая идея картины, так же свойственная всем отечественным киноработам этого жанра была в том, что от прошлого не убежать, не скрыться. В лице вражеских спецслужб или в лице сотрудников с Лубянки, но прошлое, рано или поздно обязательно настигнет, отыщет и воздаст… Поэтому и избитая фраза о том, что «никто не забыт и ничто не забыто» из уст шпиона в фильме звучит совершенно по другому, со зловещим подтекстом.
Итак, в страну с «большими полномочиями» пребывает некто Стальгер (В. Самойлов) коварный, хитрый, жестокий как и положено настоящему врагу, шпион, конечно же имеющий за плечами нацистское прошлое. Его цель «активировать» разведсеть, состоящую из бывших пособников фашистов, наивно полагающих, что их прошлое забыто, и уже с их помощью подобраться к генералу Брунову, важной «шишке», отвечающего за гражданскую оборону страны.
Попутно, хитроумные сообщники Стальгера заманивают в свои сети для последующей вербовки мошенника-спекулянта иконами гражданина Казанского (Г. Тараторкин) Но благодаря бдительности простой советской женщины Клавдии Ивановны (Л. Соколова) чекистам удаётся выйти на след всей шпионской шайки…
Поклонникам «бондианы» здесь смотреть абсолютно нечего, впрочем, как и любителям наблюдать за противоборством интеллектов. В картине присутствует одна унылая погоня на угнанном самосвале, и единственный эпизод, когда вражеский шпион, с одного удара, к радости зрителя, посылает милиционера в глубокий нокаут. Всё остальное экранное время, целый полковник КГБ Дубровин (Г. Жжёнов) вместе со своим простовато-туповатым помощником, мечется по всей стране в поисках вражеского резидента. Шпион кстати особо не заморачивается по этому поводу и как принято об этом писать продолжает «действовать нагло и цинично». Он беззастенчиво оставляет за собой живых свидетелей, включая сотрудников правоохранительных органов, а также кровавый след в виде трупа несговорчивого агента. Чекисты же работу свою, делают мягко говоря плохо, не без доли самокритики, признавая тот факт что «враг всё время на шаг впереди их» В финале создатели картины уже и сами не знают, что делать с этой кучей шпионов, предателей, двойных агентов…и на скорую руку сворачивают всё действо.
Теперь, что касаемо, исполнителей главных ролей. Георгий Жжёнов, уже имевший за своими плечами роли как контрразведчиков (Тимерин в трилогии о «Сатурне»), так и самих шпионов (Михаил Тульев всё в том же «Резиденте») ничего нового нам не продемонстрировал. Тоже самое касается и Владимира Самойлова, добавившего в свою копилку отрицательных киногероев ещё и образ матёрого шпиона. Здесь счёт равный, особенно если учесть, что за отсутствием какой-либо глубокой драматургии персонажей, играть актёрам, особо нечего и оба вытягивают весь фильм за счёт собственного обаяния, харизмы и таланта. Тараторкин выступает в своём типичном амплуа неврастеника, мечущегося подобно Раскольникову между страхом наказания и желанием это самое наказание избежать.
Отдельное спасибо за фантастические кадры подземного центра гражданской обороны, который, оказывается существовал ещё задолго до строительства Национального Центра управления обороной на Фрунзенской набережной.
Если сравнивать данную киноленту с другими твореньями советского кинопрома о шпионах и контрразведчиках, то она явно уступает более ранним «Человеку без паспорта»(1966) и «Выстрелу в тумане»(1964)
В итоге слабая четвёрка, и то, за старания Жжёнова, Самойлова и Ролана Быкова, сыгравшего небольшой, но яркий эпизод.
5 марта 2019
Помню отличную игру Тараторкина.
Совершенно не помню сюжета фильма.
Но эпизод с подземным командным пунктом (советский NORAD) наповал сразил наше мальчишеское воображение своей крутостью и предопределил выбор специальности в институте — хотя мама мне и говорила, что компьютеры — это не серьезно.
Пересматривая фильм лет пять назад, с огорчением обнаружил, что наш «NORAD — не настоящий!» (с) (Да и американский, в «Военных играх» — наверняка тоже). Но для 1972 года показанное в фильме выглядело более чем убедительным — это было «круто».
Мы гордились своей страной.
31 октября 2009