Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Без трех минут ровно |
год: | 1972 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Генрих Габай |
сценарий: | Семен Лунгин |
видеооператор: | Александр Рябов |
композитор: | Алексей Рыбников |
художник: | Лев Семенов |
монтаж: | Евгения Андреева |
жанр: | приключения |
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 15 мин |
Чуточку странный фильм снял Генрих Саулович Габай. В основе его сюжета лежит пьеса Семёна Львовича Лунгина «Без трёх минут ровно». Сценарий написан им же совместно с Нусиновым Ильёй Исааковичем, писавшим в соавторстве с Семёном Лунгиным. Фильм заявлен как детский, семейный, драма и приключенческий. Всё это в картине присутствует, хотя сама пьеса по жанру, прежде всего, — комедия. Именно на этом она и построена, однако в фильме режиссёр «механически» перенёс злоключения учеников, добавив их походу «серьёзной достоверности». Синопсис к фильму достаточно полно рисует начало всей истории, за исключением главного: в ней не сказано, что ученики отправились в путь длиной в 50 километров без своего учителя, который отплыл за продуктами.
Это существенный момент, потому что он переворачивает акценты картины с ног на голову. От комедийности пьесы в фильме практически ничего не осталось, кроме главного вопроса: как мог руководитель группы оставить школьников одних на сутки? Поэтому весь остальной хронометраж о приключениях группы учеников воспринимается через призму вопроса: что это за педагог такой? К ученикам, исполнявшим роли учеников нет ни претензий, ни нареканий. Они на экране не столько играли, сколько жили, потому что идеально подходили и по возрасту и по «влечению души» для своих персонажей. В фильме звучат песни композитора Алексея Рыбникова на слова Юрия Энтина: «Походная», «Ночка чёрная-пречёрная», «Себя забудь», создающие лирическое настроение, но не дающее позабыть, что за все ошибки детей всегда должен отвечать взрослый…
P.S. «Без трех минут ровно» — последний фильм Генриха Габая, сняв который, он эмигрировал в Израиль, а потом — в Америку. После этого имя Габая исчезло из советского кинематографа совершенно. Именно поэтому картина никогда не выходила на экран. Но эмиграция не принесла режиссёру ни достатка, ни успеха. Он умер всеми забытый в 2003 году, а ведь он — участник Великой Отечественной войны, был стрелком-радистом экипажа пикирующего бомбардировщика «Пе-2». Неоднократно вёл бои с самолетами противника. 25 марта 1944 года его самолёт был атакован тремя истребителями ФВ-190. Одного отважному стрелку удалось сбить, но огнём противника сержант Габай был тяжело ранен, лишился глаза и получил пять ранений в ноги и руки. Лишённый огневой защиты самолёт, экипаж сумел посадить на фюзеляж на территории, оккупированной противником. Лётчики попали в плен. После лечения, Генриху удалось бежать. Долгое время в осажденном городе его прятала женщина. Он остался жив, но потерял глаз, и всю жизнь проходил с черной повязкой на глазу… Вот такой фильм о самом себе должен был быть последним в творческой биографии режиссёра…
28 января 2016