Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Аудиенция |
английское название: |
L'udienza |
год: | 1972 |
страны: |
Италия,
Франция
|
режиссер: | Марко Феррери |
сценаристы: | Марко Феррери, Данте Мателли |
продюсер: | Франко Кристальди |
видеооператор: | Марио Вульпиани |
композитор: | Тео Узуэлли |
художники: | Лучана Ведовелли Леви, Лина Нерли Тавиани |
монтаж: | Джулиана Триппа |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 марта 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 52 мин |
Представим себе ситуацию, что в ряду определенных чисел, на которых строятся все законы физики, химии, механики и кибернетики, одно (самое невзрачное и простое, какое-нибудь 17) захочет узнать — а для чего собственно говоря оно используется! Не стоит забывать, что это полноценное и целое число, формально имеющее все права. И все-таки, что станется с системой, вынужденной прекратить свое вечное производство-высчитывание ради одного числа.
Герой фильма — Амедео (А., т. е. «любимый Богом») как раз такая непослушная единица системы. Это — самый обычный гражданин с самым необычным желанием. Он хочет что-то СКАЗАТЬ (а не увидеть, услышать и т. д.) самому папе римскому. Но вступить в диалог с его пресвятейшеством оказывается совсем не просто. Сначала его элементарно арестовывают (но сразу отпускают, как только выясняется, что он бывший офицер). После чего всячески просят, уговаривают и увещевают отказаться от своей затеи. Но осознав, что всякие попытки тщетны, разрабатывают для него «план»…
Не напрасно А., уже в начале фильма замечает, что чувствует себя словно в романе Франца Кафки. Жаль, что он не прислушивается к собственным словам, ведь известно, что конец всех персонажей, попавших в мир абсурда, крайне печален.
Итак, герой всеми методами (физическими, юридическими, «блатными»), старается попасть на аудиенцию к папе, тщетно преодолевая бюрократические, каменные и полицейские стены, окружившие святого со всех сторон. В этом нелегком деле у него нашлись помощники.
Главный друг А. — ослепительная красотка Айша (К. Кардинале в своем самом невыразимо сексуальном амплуа). Именно она вводит страждущего в мир Ватикана, где отцам церкви проститутки омывают волосами ноги, официанты подают шикарные ужины в дорогих ресторанах, а верующие отдают честь на военных сборах. Конечно, вся альковные секреты пресвятейших смакуются и высмеиваются Феррери с потрясающей деликатностью и аккуратностью. На мой взгляд, это просто гениальная работа хождения по краю между откровенным стебом и тонким намеком. Как режиссеру это удается?
Тут следует остановиться на актерах, ибо они делают всю картину (между прочим, 50% фильма — крупные планы). Энцо Янначчи (Амедео)- по профессии композитор, что явно очень помогло ему изобразить человека не от мира сего. Этот персонаж во многом напоминает князя Мышкина, он чист душой и видимо единственный во всем фильме (а может и мире?!) имеет истинную веру. У. Тоньяцци и М. Пикколи — многолетние друзья Феррери, что заметно отражается на качестве их работы с «образцово-показательно» необычными, многогранными и очень глубокими персонажами. Да, они представители («слуги», как у Кафки) системы, и их дело — хорошо выполнять свою работу. Но все-таки в них много какой-то отеческой заботы и понимания. Они сокрушаются, видя, что Амедео добровольно встал на роковой путь, искренне стараются предотвратить печальный исход, но… вера сильнее! Айша же своей искренней, чистой любовью тоже хочет отвратить Амедео от его безумного плана, хотя остается невыясненным — являются ли ее чувства истинными или только частью «плана» (благодаря неповторимой игре К. Кардинале)
Что же собственно такого важного хочет сказать герой папе? Никаких намеков на содержание Феррери не дает. Но лучший теолог мира, с истинно божественным разумом, познавшим уже все что возможно, услышав его просьбу, плачет горючими слезами, обжигающими мертвенно-бледное лицо, неистово целует и обнимает героя, что для ученого его ранга просто немыслимо.
В фильме прослеживается целый ряд мотивов, впоследствии разработанных в отдельные произведения: отцовства (Последняя женщина; Прошу убежища), выбора между семьей и мечтой (Прощай самец), высмеивания современной общественной идеологии (Большая жратва) и т. д. Также фильм вновь радует богатой символической частью (огромная фигура гоблина в монастыре, макет разрушенного догмой Ватикана и пр.), богатым и красочным музыкальным сопровождением, замечательными съемками Рима. Ну и сама история (особенно ошеломительный конец) проработаны превосходно… впрочем от Марко Феррери другого и не ожидалось. Этот человек всегда поможет вам попасть на Аудиенцию к вашему собственному чувству прекрасного. Будьте уверены.
18 марта 2015
С самого начала обозначив и заявив устами главного героя кафкианские мотивы в истории о попытках встретиться с Папой, Феррери определенно не выдержал высокую планку. Интересно задуманный, с звездным составом фильм большей частью скучно смотреть, эпизоды, что называется, «не цепляют». Сценарию не хватает по-настоящему смешных, фарсовых находок. Вот и приходится большую часть фильма любоваться ватиканскими пейзажами и слушать хорошее музыкальное сопровождение — уж кто-кто, а Феррери никогда не был склонен к злоупотреблению музыкально-визуальной составляющей, призванной несколько оживить скудость содержания.
5 из 10
15 марта 2012