Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Убийцы во имя порядка |
английское название: |
Les assassins de l'ordre |
год: | 1971 |
страны: |
Франция,
Италия
|
режиссер: | Марсель Карне |
сценаристы: | Поль Андреота, Марсель Карне, Жан Лаборд |
продюсер: | Мишель Ардан |
видеооператор: | Жан Бадаль |
композиторы: | Пьер Анри, Мишель Коломбье |
художник: | Рино Монделини |
монтаж: | Генри Руст |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 мая 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Марсель Карне, несмотря на весьма успешные «Набережную туманов» и «Дети райка» мог все последующие годы эксплуатировать тему поэтического реализма. оставаясь приятным и самодостаточным автором. Но, в творчестве Карне всегда были определенные вызов, нерв, неравнодушие. После совсем нетипичных для него «Трех комнат в Манхеттене» я все еще так и не понял, оставил ли Карне значимое место Антониони в истории кино. А в «Убийцах во имя порядка», мэтр опять рискнул. Он взошел на качественно новую для себя территорию остро социального кино, где только занимали свои позиции Дамиано Дамиани и Андре Кайат. Были конечно немного ранее в творчестве Карне «Молодые волки», но по настоящему выстрелил он именно в «Убийцах».
Не сказал бы, что фильм визуально или стилистически чем-то отличается от картин Кайата. Стремление к крупным планам, приверженность к повествовательному стилю и строгой последовательности событий, особое внимание к процедурам (судебным заседаниям и допросам). Былая поэтика просто испарилась. И, нужно сказать, в своем социальном реализме Карне был очень даже убедителен.
Фильм «берет» зрителя своим сюжетом. Уже с самого начала мы получаем весьма актуальный для любого времени эпизод — мужчину утром забирают на допрос в полицию, а вскоре мы сталкиваемся с его трупом. Выбивали признание и убили? Конечно, но доказать ведь нужно.
Теперь мы следим за следователем, которому приходится решить ситуацию. Он простоват, ответственен, принципиален, один воспитывает сына. По правде говоря, эта роль для Жана Габена. Он даже и в летах бы с ней справился. Но Карне нужен был актер более молодой, отвечающий духу времени. Не хотел он, как я думаю, казаться стариком упивающимся своими былыми успехами, символом которых был Габен.
Достаточно подробное следствие и суд едва ли удивят современного зрителя. Не удивит и сцена у Дворца Правосудия, после принятого решения — Жак Брель будет общаться с адвокатом обвиняемых (Шарль Деннер его очень вдохновенно изобразил). Дело в том, что очень похожая сцена будет воспроизведена лет через восемь Норманом Джусионом в»… И правосудие для всех» с Аль Пачино.
Но вернемся к герою Бреля. Он хороший актер, бесспорно. Но, в призме постановки Карне он получился слишком азартным. Профессионален, простоват, но при этом азартен и готов темпераментно отстаивать справедливость. А ведь имеет дело с опасными преступниками, ведя себя при этом как идеалист, готовый изменить мир. Тут сразу же вспоминается образ Жана-Луи Тринтиньяна, который превосходно сыграл следователя в «Дзете», расследующего, по сути, то же самое — беспредел в правоохранительных органов, умело организованный беспредел. Тринтиньян, наоборот, ведет себя бесстрастно, концентрируясь сугубо на работе и стараясь избегать предвзятости — романтичных чувств к свидетелям (чего не избежал герой Бреля) и осуждения к предполагаемым преступникам.
Впрочем, думаю что Карне не сильно вдавался в проработку образа героя Бреля. Карне было гораздо более важно показать, что молодые длинноволосые вальяжные ребята, собравшиеся на спонтанный митинг против очевидных преступников, гораздо эффективнее, нежели самоуверенные идеалисты. На мой вкус, такое сопоставление получилось интересным, ибо неэффективными оказались действия как одних, так и других (а может Карне подталкивал нас именно к такому выводу).
В общем, несмотря на то, что финал оставляет нам поле для размышлений, фильм не показался мне серьезной альтернативой острым социальным драмам 70-х, будучи просто часть потока весьма сходных по стилю картин. С позиций восхищающегося зрителя не могу не отметить свой респект Карне за смелость и стремление быть современным. Не самый сильный фильм отвечающий духу времени, был гораздо более важен, чем условная рефлексия на тему «Набережной туманов» и «Трех комнат в Манхеттене».
6 из 10
12 сентября 2013