Рейтинг фильма | |
IMDb | 8.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Трое из запаса |
английское название: |
Trimata ot zapasa |
год: | 1971 |
страна: |
Болгария
|
режиссер: | Зако Хеския |
сценарий: | Павел Вежинов |
продюсер: | Racho Rachev |
видеооператор: | Христо Вылчанов |
композитор: | Симеон Пиронков |
художники: | Пепа Мисиркова, Любен Трупков |
монтаж: | Lina Gesheva |
жанры: | комедия, драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 сентября 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Фильмы о приключениях армейских новобранцев пользуются устойчивым зрительским спросом столько времени, сколько существует кино. Тем для шуток, гэгов и скетчей неуклюжие попытки новоявленных вояк влиться в тесное и сплоченное солдатское братство рождают огромное количество. Тут сценаристам даже придумывать ничего особо не нужно: достаточно обратиться к своему собственному опыту, если, конечно, таковой имеется. У знаменитого болгарского писателя Павла Вежинова, по военным произведениям которого поставил свой фильм режиссер Зако Хеския, он был. А потому и похождения трех друзей, призванных на службу из глубокого запаса, получились такими, что вольно или невольно, а любой из служивших в армии примерит их на себя. Впрочем, те, кому не довелось пополнить своей драгоценной особой армейские ряды, могут вспомнить бессмертного Швейка, доблестными наследниками которого выступают Пейо, Спиро и Иван, внезапно оказавшиеся на фронте из спокойной и мирной жизни.
Здесь, наверное, следует сказать, что будучи союзницей Германии во Второй мировой войне, Болгария воевала крайне неохотно и только кадровыми военными частями, а вот после событий сентября 1944-го года и резкой смены политической ориентации, просоветское правительство объявило мобилизацию. В результате которой, такие вот «трое из запаса» стали появляться в армейских частях повсеместно, чему военный корреспондент Вежинов, естественно, был неоднократным свидетелем.
Три обычных болгарских крестьянина попадают в части, расквартированные в Южной Венгрии. Один из них невероятно рад попаданию на фронт, мечтая прославиться и вернуться домой с грудью, полной орденов, чтобы все окрестные девчонки попадали к его ногам. Пока же он безуспешно пытается подъехать к венгерской девушке Илонке, в доме которой квартирует «другарь помощник» (аналог советских комиссаров, приставленных к кадровым военным царской болгарской армии). Второй — по религиозным соображениям не может держать в руках оружие, но будучи хозяйственным и рачительным мужичком, оказывается незаменим по части снабжения и прочим бытовым нуждам. Третий — женился аккурат перед самым призывом и даже в армии во сне и наяву видит только свою молодую жену, из-за чего постоянно попадает в истории, втягивая и двух других своих товарищей.
Забавные сценки армейского быта на фоне комичных приключений новобранцев составляют большую часть фильма. То, отправленные отвести на водопой коней, они наткнутся на ошалевшего немца, которого то ли возьмут в плен, то ли тот возьмет в плен их. То, тренируясь в переправе на резиновой лодке умудрятся ее утопить, что невозможно теоретически, но не составляет труда для отважных крестьянских парней. То столь же «умело» обращаются со штыком и чучелом…
Все эти шутки и гэги для подобного сюжета вполне понятны, смешны и, что естественно для фильма, снятого в социалистической стране, абсолютно лишены пошлости. Даже если их объектом становятся страдания одного из новобранцев по прекрасной Илонке. А вот то, что Зако Хеския удалось сделать приключения своих героев абсолютно лишенными какой-либо политической окраски, можно уже считать его удачей. Не «фига в кармане», конечно, но ведь Пейо, Спиро и Ивану абсолютно все равно с кем и за что они воюют. Сказали — в атаку, значит в атаку. Сказали бить немцев — будем бить немцев. Скажут кого-нибудь другого — стало быть, так тому и быть. Солдатское дело маленькое — выполнять приказ и пытаться выжить, по возможности с максимальным для себя комфортам. А думать — на это есть «господин командир» и «другарь помощник». Вот у них пусть голова болит.
Вот без образа всепонимающего, мудрого и самоотверженного комиссара обойтись, конечно, было невозможно. Все-таки, «социалистический реализм» требовал своих жертв, без которых ни Вежинов, ни Хеския обойтись не могли, а первый, скорее всего, и не хотел. «Другарь помощник» — рыцарь без страха и упрека, готовый отдать свою жизнь за светлое будущее и т. д, и т. п. Но надо отдать должное актеру Стойчо Мазгалову, который даже этот ходульный образ сумел очеловечить так, что на фоне главных героев он не стоит бронзовым памятником, а становится полноправным участником приключений протагонистов. Другое дело, что если «трое из запаса» — фигуры комические, то комиссар — трагическая. И здесь уже режиссеру с актером было не до шуток.
Финал картины оказывается предсказуемо пафосным, но это нисколько не умаляет ее достоинств. Ненавязчивый, добрый юмор, прекрасные актерские работы, тщательно прописанные характеры героев, плотно насыщенное событиями действие и отсутствие вязнущей в зубах назидательности делают «Троих из запаса» одним из лучших фильмов в своем жанре. И уж точно заслуживающим того, чтобы о нем помнили в новые времена.
3 февраля 2013