Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Третья часть ночи |
английское название: |
Trzecia czesc nocy |
год: | 1971 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Анджей Жулавский |
сценаристы: | Анджей Жулавский, Мирослав Жулавский |
видеооператор: | Витольд Собоциньский |
композитор: | Анджей Кожиньский |
художники: | Тереза Барска, Лидия Рзешевская, Станислав Ледоховский, Лидия Грысевна |
монтаж: | Галина Пругар-Кетлинг |
жанры: | ужасы, драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 сентября 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 47 мин |
Режиссёр фильма, поляк Анджей Жулавский, известен тем, что снял несколько фильмов, и был женат на французской актрисе Софи Марсо, после того, как развёлся с первой женой Малгожатой Браунек, которая играла в его первых фильмах, и в этом фильме тоже сыграла одну из главных ролей. Также он происходит из династии польских писателей. Я прочитала где-то, что этот фильм основан на воспоминаниях его отца.
Михал становится свидетелем убийства фашистами своей жены, маленького сына и матери. Он отнёс их трупы в дом и накрыл простынями.
Затем он пытается выйти на подпольщиков, но случается трагедия, где его друга убивают, а самому Михалу удаётся убежать. По ошибке преследователи ранят и забирают мужчину, похожего на Михала. У того мужчины была беременная жена – Хелена, у которой от стресса начинаются роды. Михал помог ей при родах. Хелена сильно похожа на его погибшую жену. Михал начинает заботиться о Хелене с ребёнком, и помещает их в церкви, где работает его сестра, а сам устраивается кормить вшей, за что получает продуктовые карточки, которые отдаёт Хелене.
Этот фильм отчасти кажется трогательным, но, с другой стороны, иногда возникают сомнения в полном психическом здоровье режиссёра. Хотя, судить людей, которые пережили то, что пережили, тоже неправильно.
Сюжеты фильма не очень хорошо связываются друг с другом, но по отдельности они трагичные.
Ещё приятно то, что здесь показали живых вшей: до питания кровью; после. Сейчас, наверное, не смогли бы показать такое, не нарисовав на компьютере.
Кстати, также я прочитала, что четыре человека на лошадях символизируют всадников Апокалипсиса (а то без бутылки не разберёшься).
Интересно посмотреть на заграничный фильм о тех событиях, отличающийся от американских, в которых симпатичная девушка с кудрями и алыми губами скучает, когда её молодого человека послали в бой.
Это не ужасы в привычном понимании.
Немного похоже на 'Иди и смотри', но не дотягивает по масштабу.
9 из 10
15 мая 2024
Этот непростой для восприятия фильм Анджея Жулавски осмысляет опыт немецкой оккупации Польши в контексте ощущения гибели мира и обрамлении цитат из книги Апокалипсиса. В самой завязке, герой приходит в себя на руках у жены после почти двухмесячного забытья в некой тяжелой болезни. Мы можем предположить, что он как-бы потерял иммунитет к жизни.
В следующей сцене его жену, сына и мать убивает конный отряд нацисткой армии. Деятельность немцев в фильме, несмотря на это, напоминает скорее некие знамения, дополняющие изобразительную канву в эпицентрах нервного напряжения. Само действо характерно выдержано в Кафкианском абсурдном стиле, а визуальный ряд насыщен мощными сюрреалистическими образами, уходящими корнями в зловонную клоаку смерти.
Пытаясь подвязаться в подполье, Михаил становится виновником ареста человека, принятого за него самого. Обнаружив в его квартире рожающую жену, он помогает ей разродиться, вынимая ребенка из чрева — сцена снята крупным планом и во всех деталях.
Чуть позже сестра Михаила, монашка, рассказывает ему, как об откровении, об Архангеле Михаиле, спасшем от зубов дракона младенца Жены, облаченной в солнце. Происходит идентификация на дополнительном, сакральном, уровне. К этому времени, герой уже, впрочем, уверен в том, что женщина на одно лицо с его погибшей женой, а его святой долг — заботиться о новой семье. В этом мнении его постоянно подкрепляют чрезвычайно убедительные галлюцинации. Мотив эмпатии как панацеи, к слову, также проведен через весь фильм.
Мотив тяжелого, разрушающего дух и тело заболевания, здесь впрочем, куда как ощутимей. Болотно-запыленная цветовая палитра затянула этот мир будто бы сплошной тканью гниения, отмирания живых тканей, не пропускающей солнечные лучи. Миру, инфицированным смертью, нужно пройти через очищение жестокостью и гневом. Михаил устраивается на место своего «предшественника» в семейной чете. Сначала его заражают тифом, а затем в его обязанности входит кормление вшей (отсылка к библейской саранче) собственной кровью — захватывающий процесс, который Жулавски продемонстрирует нам в макросъемке.
Этот живописный образ, навеянный, кстати, реальным опытом отца режиссера — одна из главных метафор фильма. Вши высасывают уже зараженную кровь, а вскоре герой станет кормильцем уже для нового вида их вида, который разводили с 1918 года и который «напрочь лишен инстинкта самосохранения». Кошмарное сновидение должно стать полностью осознанным, чтобы его материя распалась на атомы под лучами света. Понемногу они начинают пронизывать микрокосм третьей части ночи только ближе к ее концу, чтобы знаменовать уже в самой кульминации смерти, возвращение красоты в мир, прошедший самое болезненное в своей истории очищение.
21 сентября 2016
Фильм начинается с цитаты стиха 7 главы 8 Откровения Иоанна Богослова: «Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела». На момент начала фильма уже Четвертый Ангел вострубил и Земля превратилась в пепелище и не видно ни солнца, ни луны, а только серые тучи.
Этот мир является лишь предверием Ада, в который отвозят на грузовиках. Оккупанты возникают внезапно, чтобы забрать очередную порцию душ в Ад или оказать высшее милосердие — убить на месте. Главный герой фильма Михал лишается жены и сына и пытается попасть в Сопротивление. После ухода от облавы, герой встречает беременную женщину, как две капли воды похожую на его покойную жену…
Как и в «Одержимой», Анджей Жулавски использует мотив двойников. В «Третьей части ночи» Марта-двойник убитой жены Михала символизирует одного из людей, имеющих божью печать. Благодаря этой печати, Марта способна совершить Чудо — родить ребенка. Благодаря прикосновению к Чуду, Михал получает шанс искупить грех потери своей предыдущей семьи. Но достаточно ли этого для получения божьей печати?
В отсутствие оккупантов, разрушением тел и душ людей занимаются вши. Но они становятся единственным способом прокормить новую семью, поэтому Михал становится «кормильцем вшей» в центре, занятом изобретением вакцины от тифа. Эти вши подобны саранче, описанной в стихе 3 главе 9 Откровения Иоанна Богослова. Они не даруют людям привилегию быстрой смерти, а лишь обрекают на долгое и мучительное угасание.
Но чем же является этот фильм? Притчей об оккупации? Предсмертным бредом больного Михала? Анджей Жулавски не дает ответа на данный вопрос и предлагает Вам найти его самим.
27 марта 2016
Вот это дебют так дебют. По сравнению с таким дебютом Линч (прошу прощения у поклонников) и прочие мозговыносители выглядят просто любителями (имхо). Под видом истории о потерявшем семью во время оккупации, молодом поляке, а также в потоке его предсмертных галлюцинаций, Жулавский предлагает своё прочтение и осмысление Апокалипсиса. Фильм начинается и заканчивается словами этой пророческой книги.
Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю… И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих (Ап.8.7. — 9,4;)
На мой взгляд, ужасы оккупации, автор и рассматривает как наступивший Апокалипсис. В начале фильма, главный герой выходит из какой-то долгой болезни, почти ничего не помня и не осознавая. Он не был готов ни к ответственности за семью, ни к рождению и воспитанию ребёнка. Став, после их гибели, членом сопротивления, он также не был готов и к смерти. Будучи ранен и преследуем фашистами, он скрывается в подъезде, возле квартиры беременной женщины, которая как две капли воды похожа на убитую жену. Преследователи, по ошибке, ранят и забирают её мужа. Теперь ему необходимо заботиться о женщине и ребёнке. Что это, дарованная возможность прожить заново и по-другому, то что уже потеряно? А как быть с её мужем, который находится в жутком, экспериментальном, медицинском заведении, как им помочь? С этого момента для Михава наступает пора мучительных вопросов и поиска ответов на них.
Что важнее? То, чем люди жертвуют друг ради друга, или то, что они разделяют и хотят сохранить? Самосохранение или самопожертвование, что значит по-настоящему любить и как это согласуется со спасением души? Что значит иметь Божественную печать на челе? (Ап.9.4;)
В фильме есть и другие персонажи, такие как Слепой, руководитель Михава в сопротивлении, которые также решают свои экзистенциональные вопросы. Раскрывается история деятельности Института Рудольфа Вайгля, разрабатывавшего сыворотку от сыпного тифа. В его лаборатории, отец режиссёра действительно кормил вшей, чтобы выжить, за это полагался паёк.
Картина тяжела для восприятия. Но не так, как более поздние работы Жулавского. Тяжела, в смысле необходимости постоянного интеллектуального напряжения, для осмысления происходящего. То, что в жанрах указаны ужасы, на мой взгляд, чистое недоразумение. Это кино не для любителей монстров, резни и крови. А вот, для любителей сюрреализма и философской притчи оно может стать настоящей находкой. Фильм, который надолго поселяется в голове и достойный быть помещённым в коллекцию.
9 из 10
27 декабря 2013
Дебютная картина Анджея Жулавского. Чрезвычайно тяжелый, напряженный, «неприятный» фильм о нацистской оккупации Польши во время Второй мировой войны.
Михал, главный герой картины, в одночасье теряет мать, жену и ребенка, ставших жертвами немцев, и пытается найти свое место в рядах подполья. Влившись в тайное движение сопротивления, он очень скоро и сам становится мишенью. Так, спасаясь от погони, раненый Михал чудом остается живым — вместо него по ошибке стреляют в другого человека, одетого в такой же плащ. Едва отойдя от потрясения, герой заходит в квартиру женщины, которая сообщает ему, что вот-вот родит, и он должен ей помочь. Весь в кровище, Михал вытаскивает младенца за голову на свет божий, а мама заявляет ему, что у нее теперь никого нет, кроме него и сына. Человеком, которого подстрелили немцы, оказался ее муж.
Роженицу и убитую в начале фильма жену Михала играет одна актриса. По сюжету, женщины были невероятно похожи. Поэтому, а также из чувства вины перед ее мужем, которого не убили, но арестовали и поместили в закрытый госпиталь, Михал соглашается помочь ей вместе с ребенком. Для того, чтобы слова не расходились с делом, он устраивается кормителем вшей. Кормит их своей кровью для того, чтобы позже врачи изобрели прививку от тифа. В военное время и такая работа — счастье. Тем более, что вокруг всех режут, убивают, топчут. В «лучшем» случае депортируют, чтобы убить позже или предложить работу пострашнее, чем кормление своей кровью вшей.
«Третья часть ночи» рисует нам картину Апокалипсиса, который уже наступил. Фильм насыщен символическими элементами, библейскими метафорами и «мясом», которое, в общем, составляет его эмоциональную основу. Без отвращения и страха на это смотреть нельзя.
Интересно
Название фильма «Третья часть ночи» — парафраз слова Апокалипсиса: Откровение 8,12.
Резюме.
Страшный сон Косински и Кафки. Фильм чрезвычайно сильный эмоционально, но неприятный, отталкивающий, тёмный. Жулавски настолько сгустил краски, что получилась клякса. Смотреть только людям с крепкими нервами.
6 из 10
3 мая 2011