Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тени над Нотр-Дам |
английское название: |
Schatten über Notre Dame |
год: | 1971 |
страна: |
Германия (ГДР)
|
режиссер: | Курт Юнг-Альзен |
сценаристы: | Уолтер Бумерт, Отто Бонхофф, Курт Юнг-Альзен, Херберт Шауэр |
видеооператор: | Адам Пёпперль |
композитор: | Гельмут Нир |
художник: | Кристоф Линдеманн |
жанры: | драма, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 ноября 1966 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 48 мин |
Когда смотрел этот фильм в далёких 60-х, в силу весьма юного возраста мало что понял. Зато кое-что врезалось в память: зловещие фигуры в остроконечных капюшонах с прорезями для глаз, почему-то ассоциировавшиеся у меня с ку-клукс-клановцами (о ку-клукс-клане я, благодаря советским масс-медиа, был прекрасно осведомлён), какие-то катакомбы, погони, постоянное ощущение смертельной опасности… Как-будто рассыпалась составленная из паззлов картина, но немногие чудом уцелевшие фрагменты позволяли угадывать таинственную, жуткую прелесть целого, смутно обещая сюжет, который мы сейчас назвали бы конспирологическим.
Как это нередко бывает, пересматривая кино много лет спустя, обнаруживаешь, не без удивления, что каких-то «запомнившихся» тебе эпизодов там нет и в помине, другие значат совсем не то, что ты когда-то подумал, большую же часть фильма видишь как-будто впервые. И чёрные капюшоны кагуляров (членов французской фашистской организации, питавших слабость к таким вот эффектным ритуалам из арсенала тайных средневековых братств) как-то не слишком напоминают белые балахоны ку-клукс-клана. Похоже, налицо издержки детского восприятия, чрезмерно впечатлительного.
Так что, несмотря на присутствие в картине «Тени над Нотр-Дам» тайного общества, вынашивающего мрачные планы, историю едва ли можно назвать только конспирологической. Перед нами политический детектив, в меру увлекательно повествующий о происках пособников Гитлера и Муссолини на территории предвоенной Франции. С добротной игрой актёров-немцев (и «примкнувшего» к ним Иржи Встряла из ЧССР в роли журналиста Батисьера), может, и не вполне аутентично изображавших французов, но нашему ли зрителю было это замечать в те-то времена?
Фильм, пожалуй, длинноват. Причём, за счёт второй части. Из первой-то как-раз ничего не выкинешь. Именно в ней и сосредоточены главные события. Казалось, вот-вот они придут к логическому завершению, и Батисьер добудет самую главную в своей журналистской карьере сенсацию. Но тут начинается война, наш герой мобилизован, и уже не до расследований. Тем более, что вскоре он оказывается в лагере для военнопленных, где каждый день может оказаться последним. Надо признать, что именно здесь действие начинает здорово тормозиться. Возможно, создатели фильма сами это чувствовали и для своеобразной компенсации подкинули нам несколько эпизодов с ожесточёнными перестрелками, что, по правде говоря, заметно контрастирует с настроем первой части картины и неожиданно превращает её чуть ли не в боевик.
И всё-таки фильм, пересмотренный чуть ли не полвека спустя, не разочаровывает. Хоть и оставляет лёгкое чувство сожаления, что герои стали казаться не такими уж героями, а злодеи — не такими уж злодеями. Что поделаешь — время…
7 из 10
16 апреля 2014