Прикосновение
The Touch
6.9
6.3
1971, драма
Швеция, США, 1 ч 55 мин
16+

В ролях: Эллиотт Гулд, Маргарета Бюстрём, Эльса Эббесен, Дэннис Готобед, Стаффан Халлерстам
и другие
Любовь к археологу Дэвиду позволяет Карин раскрыть глаза на то, что вся ее добропорядочная жизнь с мужем сплошной обман и самообольщение. Соприкосновение с незнакомцем заставляет её осознать, что вокруг ледяной холод иллюзии счастья, а внезапно вспыхнувшая страсть — последняя надежда вырваться из этого холода, погрузившись в свет настоящей жизни...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Прикосновение

английское название:

The Touch

год: 1971
страны:
Швеция, США
слоган: «The Touch is the total expression of love.»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Свен Нюквист
композиторы: , ,
художники: Анн-Кристин Лобротен, Пер Аксель Лунгрен, Маго, Этель Сьёхольм
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Мировые сборы: $6 446
Дата выхода
Мировая премьера: 26 июня 1971 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 55 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Прикосновение», 1971

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Прикосновение», 1971

Осененные страстью

В контексте творчества Бергмана выделяются несколько основных тем и одно из главных мест здесь занимает тема человеческих взаимоотношений внутри такой узаконенной социальной инстанции как брак. В своих более ранних и более сильных работах, таких, например как «Стыд» или «Час волка» в центре повествования Бергмана уже стояла супружеская чета, однако акцент там был сделан больше на переживания мужчины. Фактически «Прикосновение» является первой большой работой режиссера по анализу и углубленному изучению внутренней сущности женщины. Однако, удачной ли оказалась эта экспедиция в недра женского естества?

Во-первых, сразу следует оговориться, как и в большинстве прочих работ режиссера «Прикосновение» некоторым образом носит экспериментальный характер. Рассматривать его следует в четкой линейке развития темы брака, которая включает в себя также вышедшие следом «Сцены супружеской жизни» — «Из жизни марионеток» и «Сарабанду». Следует заметить одну характерную особенность — все последующие являются телевизионными проектами и, таким образом, сделаны с несколько иной подачей, нежели полнометражный кинофильм. «Прикосновение» же, в свою очередь, изначально позиционировалось как любовная драма для кинотеатров с максимальным привлечением зрительской аудитории, т. к. спонсировалась картина американской студией ABC pictures, которая решила выпустить его в американский прокат даже раньше, чем на родине автора. Соответственно, многие художественные решения объясняются простыми материальными причинами — половина фильма отведена под американскую речь, любовник главной героини — также американец, в фильме также присутствует веселые американские песенки и совершенно нехарактерные для Бергмана ракурсы и монтажные склейки. Таким образом, нужно иметь ввиду, во-первых — фильм для режиссера являлся неким введением во вселенную супружеской жизни, а во-вторых многие художественные решения, без сомнения изрядно испортившие картину, были продиктованы прямым влиянием киностудии. Держа в уме два этих фактора, можно объективно и беспристрастно рассмотреть картину.

На первый взгляд, нарративная составляющая шаблонна и проста как три копейки. По факту, это типичная история об адюльтере, разворачивающаяся в рамках счастливой шведской семьи. В большинстве своем она трактуется как неведомая стихийная сила, внезапно появляющаяся и столь же внезапно исчезающая, правда, оставляющая после себя лишь голые руины. Однако для режиссера важно показать две вещи — что эта страсть является неким ураганом свободы, разбивающим в первую очередь застывший кокон постылого буржуазного существования, а уж потом ломающий саму судьбу, а во вторых — что ее истоки коренятся в экзистенциальных переживаниях личности, которые зачастую проявляются под влиянием внешних обстоятельств.

Так, уже в первой сцене мы видим героиню, находящуюся возможно в самый трагический момент своей жизни — только что у нее умерла мать, именно в ту секунду, когда она убитая горем, пытается в темном углу скрыться от людских глаз, ее и замечает американский археолог Дэвид. Это зрелище настоящего неподдельного горя, смывающего с прекрасного лица все наносные краски, поражает его в самое сердце. Никакое, самое прекрасное произведение искусства не в силах сравниться по эмоциональности с настоящей, неподдельной искренностью. Он не просто влюбляется, но некоторым образом, натурально теряет рассудок, возможно, впервые увидев обнаженную душу другого человека без всегда лживых социальных одеяний. Интересно отметить еще одну интересную деталь — страсть Карин также неслучайна и вплотную связана со смертью матери. Вместе с последней умерло также некое метафизическое ограничение (типичная фрейдовская ситуация). Заметим, что камера неслучайно акцентирует внимание на брачном кольце усопшей, как бы подчеркивая ее верность традиции, которая действует даже после смерти супруга. В душе Карин борются множество разнообразных тенденций, большинство из которых Бергману как всегда удается без особо труда уловить — однако конкретизировать их вербально очень сложно, поэтому он то и дело прибегает к образному выражению. И помогает ему в этом как всегда гениальная Биби Андерсон.

Стоит отметить, что из гиперклассической формулы любовного треугольника Бегманом было выжато все, что только можно. Мы имеем сложноподчиненную систему взаимодействия персонажей, каждый из которых, как всегда необычайно глубок, целен и профессионально проработан. Дэвид — типичный невротик, близкий к помешательству, любовь которого носит маниакальный характер. Но именно этого и не хватает Карин — ведь ее муж, твердокаменный как скала профессор, чьей здравости суждений и силе характера, пожалуй, мог бы позавидовать любой греческий философ. Отметим, что его появление в кадре носит эпизодический характер, но безупречный Макс фон Сюдов буквально за две минуты кардинально переставляет акценты во всей истории. Именно из-за личности Дэвида любовь Карин носит еще и сострадательный характер — для нее он подобен малому ребенку, который может найти спокойствие только в ее объятиях. Ближе к середине фильма история взаимоотношений становится все сложнее, но при этом ни разу не запутывается. В конечном счете, любовь, сокрушающая все вокруг, оставляет всех героев наедине со своей бесконечной болью и пониманием, что они отныне обречены на одиночество во вселенной, в которой единственным их спутником будет невыразимая тоска.

«Прикосновение» пожалуй самый нежный, лирический и тихий фильм Бергмана. Сложно сказать талант ли это великого художника или просто безусловный профессионализм, но тут ему вновь удается создать какую-то волшебную атмосферу влюбленной грусти, рожденную уже при первом поцелуе. Режиссер вплотную подходит к душе героини, стараясь понять не столько мотивы ее поступков, сколько прочувствовать боль и абсурдную надежду. И ему вновь удается разбить узкий нарратив, на этот раз любовной истории, открыв ей дорогу в бесконечность и неизведанность тайн человеческой души. Именно загадочность и необъяснимость, сопровождаемые чувством абсолютной достоверности, порождают большое уважение к этой картине. Возможно кто-то скажет, что обилие сексуальных сцен и всевозможных любовных ужимок героев сбивают с повествовательного ритма, для других мотивировки окажутся слишком путаными, а мораль неясна, но при этом фильм все же насквозь проникнут бергмановской честностью и реализмом. Мы видим не шаблонных персонажей в типичной формуле, а как никогда живых людей, чья экзистенциальная боль существования придавливает их к земле и доводит до сумасшествия. Любовь и страсть, сколь бы сильными они ни были — увы, никогда не перекинут мостика между двумя феноменальными одиночествами. Единственное, что остается, согласно Бергману — насколько возможно спокойное принятие реальности и стоическое чувство долга наперекор всем обстоятельствам. И эта истина, как всегда у автора, выражена с потрясающей точностью.

Еще несколько слов о визуальном стиле. «Прикосновение» — типичная Бергмано-Нюквистовская работа. Изобилие крупных планов, абсолютно попадающие в атмосферу пейзажи и антураж, а также чисто театральные мизансцены. Нашлось место в фильме и множеству символов и метафор (Мадонна, это, конечно сама Карин, которую изнутри едят черви, также как и змея угодившая в ловушку). Но главное что удается сделать — поймать в кадр тайнственную и неисследимую загадку человеческой души и буквально на мгновение к ней «Прикоснуться».

24 ноября 2019

О постоянном

Во время просмотра в голове скользит вопрос: почему такая банальная история оказывается столь притягательной и стремящейся получить эпитет исключительности вроде «удивительная»? Первый подсознательный ответ — все дело в Бергмане. Для меня всегда режиссер — стержень кино, но одним почитаемым автором всего не объяснить.

Ужаснейшие диалоги (типа «не могу без тебя жить»), до ужаса безобразные постельные сцены, потрясающе ужасающие семейные сцены, ужасно скучные виды. Сплошной кошмар и эстетическое раздражение. А смотришь — и понимаешь и принимаешь.

И это не затертый в использовании прием «чем хуже, тем лучше», здесь все намного тоньше и продуманнее.

Может, это выпирающие детали, может, хорошая игра, может, настроение цвета… Или все вместе. Получился букет прозрачных неувядаемых истин, который созерцаешь с трепетом и любишь потому, что отторгаешь.

Фильм без желания повторных погружений. Без послевкусия, но со вкусом.

27 июня 2012

Кино Бергмана не оценивают, его изучают

Начало фильма вызывает самые разные вопросы и мысли. Проходит буквально 2 минуты, а уже многое хочется сказать о Бергмане и его кино.

«Прикосновение» — это кино о супружеской жизни, наверное, об измене, о мужчинах и женщинах, о любви. Кино обо всём, что нас каждый день окружает, но мы молчим или не придаём этому значение. Бергман просто показывает нам самые обычные вещи, как: «Вот это стул, на нём сидят». Но показывает это по-бергмановски, обычное демонстрируется очень необычно. Кульминация наступает, чуть ли не в начале фильма. Затем всё вроде куда-то движется, но на самом деле стоит на месте. Движение внутри остановки. У Бергмана получается соединить несоединяемое. На экране появляется некое единение противоречий.

История ужасно простая и банальная. Жена (Биби Андерссон) врача (Макс фон Сюдов) живёт обыденной жизнью домохозяйки. Знакомится с британским археологом (Эллиотт Гулд) и у них завязывается роман. Всё. Тут нет убийств, буйных сцен ревности, всё очень спокойно. Но Бергман переводит это спокойствие до безобразия. Всему виной детали! Глупая борода Гулда, нелепый свитер Андерсcон, деревянная статуя Девы Марии, прозрачность или даже невидимость героя Макса фон Сюдова. Если смотреть «Прикосновение» с прикрытыми глазами, то можно пропустить мимо себя весь фильм. В данном случае на кино Бергмана надо смотреть из подзорной трубы на расстоянии нескольких километров, а уж никак не под микроскопом.

Фильмы Бергмана семейной тематики противоречивые, кричащие и вызывающие! «Сцены супружеской жизни» или уже более поздний фильм «Сарабанда» образцы скучных историй с кричащими деталями. И если уж эротические сцены кричат своей несексуальностью, то кричат во весь голос. Так же как и борода Эллиотта Гулда.

Тем, кто никогда не видел кино Бергмана, я бы запретил смотреть «Прикосновение». Оно очень скучное, если не подобрать к нему ключ. И что самое парадоксальное, кричащие детали — это мой ключ к этому фильму, как впрочем, ко всему Бергману. Невольно вспоминается Вуди Аллен, старающийся подражать Бергману в своих работах «Другая Женщина» или «Интерьеры», но у американца получалось совсем другое кино, Аллен близок к зрителю, а Бергман где-то вдали от него.

Бергман впустил в картину американца Эллиотта Гулда, как когда-то Антониони впустил Николсона в свой фильм. И как выглядит Гулд в Бергмановских Джунглях? Съеденным и переваренным! И во время просмотра возникает масса вопросов и мыслей, кино заставляет думать о том, что ты смотришь, даже если просто хочется посмотреть кино. Например, смогут ли Питт и Джоли Так заниматься сексом на экране? От чего женщины изменяют своим мужьям? К какому стилю можно отнести эротические сцены в фильмах Бергмана? Насекомые внутри деревянной Девы Марии, что это значит? Уже почти конец фильма, а тебе кажется, что ты топчешься на старте. Можно ли жить двойной жизнью? Наверное, необходимо иметь время, чтобы влюбляться, а в последствии страдать…

Бергман щипцами вытаскивает нашу изнанку. А ведь это не «Персона» или «Седьмая печать»… это всего лишь «Прикосновение».

Настало время досматривать оставшиеся 15 минут.

31 марта 2008

Драма Прикосновение появился на телеэкранах в далеком 1971 году, его режиссером является Ингмар Бергман. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Эллиотт Гулд, Маргарета Бюстрём, Эльса Эббесен, Дэннис Готобед, Стаффан Халлерстам, Барбро Хиорт аф ОрнЭс, Оке Линдстрём, Анн-Кристин Лобротен, Мария Нольгорд, Эрик Нюхлен, Бенгт Оттекил, Алан Саймон, Пер Шёнстранд, Миммо Воландер, Кэрол Зэвис.

В то время как во всем мире собрано 6,446 долларов. Производство стран Швеция и США. Прикосновение — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.