Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Месяц август |
год: | 1971 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Вадим Михайлов |
сценарий: | Альбина Шульгина |
продюсер: | Борис Гринер |
видеооператор: | Вячеслав Фастович |
композитор: | Валерий Гаврилин |
художник: | Владимир Гасилов |
жанр: | драма |
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 мая 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 8 мин |
'без русской печки старикам трудновато. Мой отец тоже не очень доволен. Вместо печки греется у батареи'
Тема деревни всегда достаточно широко отражалась в советском кинематографе. Каждый год выходило как минимум несколько фильмов в которых молодые герои оказывались на распутье выбирая между городом и 'истоками'. Ровно такая же дилемма и у главного героя этого фильма. Он вроде городской, но приехав в деревню многое осознает...
Авторы намеренно избегают остроты, сюжетных интриг и поворотов. Наш молодой и активный герой Алексей {Сергей Шакуров} просто остается наедине со своей жизнью. Его раздражает местный грубоватый быт. Он может резко огрызнуться на местного зеваку: 'чего орешь'. И в этом есть много неприятия местных нравов. Весь фильм он как пружина только и ждет, как быстрее уехать... Замечая грубость других он позволяет и сам вести себя жестко по отношению к окружающим. Возможно он так прячется.
Одна из самых ярких сцен ленты - встреча Алексея с приехавшей к нему женщиной Тамарой {Екатерина Васильева}. У зрителя нет никаких подробностей, но очевидно, что персонажи когда-то были близки. Она пытается начать все заново, проявляет активность. Он - опять прячется, грубит... Благодаря блестящей работе актеров недолгая встреча взрослых людей получает мощнейшую психологическую подоплеку.
Впрочем, не менее интересно раскрыты и отношения Алексея с Соней {Ия Саввина}. Перед нами уже совсем другой человек, другая пара. Мечущийся мужчина и деревенская труженица. В Соне нет приторной чувственности, она завораживает своей простой жизненной мудростью. И это второй полюс притяжения в ленте. Каждое появление на экране Ии и Сергея - приобретает особый эмоциональный накал, неподдельную глубину.
Увы у фильма есть и недостатки. И это не только лишенный событий сценарий. Действие слишком часто необоснованно зависает. Да и некоторые моменты представляются мне недостаточно раскрытыми. Так, совсем лишние тут выходят сцены работы комбайнеров - но это вероятно дань теме и жанру. Письмо - нравственное завещание от отца, представленное как некий апофеоз, также представлено слишком театрально, что входит в противоречие с тонкой реалистичной манерой актерской работы Ии Саввиной и Екатерины Васильевой.
Если о ленте кратко, то мастерство молодых актеров 'вывело' заурядную ленту с односложным сценарием на качественно другой уровень. Именно благодаря работе Шакурова и его напарниц к этому незатейливому фильму можно не то, чтобы примерить блестящий ярлык 'шедевра', но детально и долго обсуждать причины почему фильм этим шедевром так и не стал... Кстати, через несколько лет Виктор Мережко и Виктор Трегубович развили заданную тему в 'Уходя-уходи' создав действительно безусловную во всех отношениях феерию.
6 из 10
20 июля 2024
Отличный фильм из категории незаслуженно забытое кино. Может кого-то деревенская тематика не сильно волнует, но хочу сказать сразу, что это кино не совсем о деревни. В картине Вадима Михайлова нет каких-то особых идеологических направлений, пропагандистских сентенций. В ней просто показана жизнь отдельно взятого человека, который не нашёл себя в жизни. И жена у него красивая и добрая и дети имеются и родители пока живы, да и самого Бог умом не обидел. Словом есть всё для того, чтобы быть счастливым, а он мечется, бьётся как рыба об лёд и не знает, как правильно жить.
Когда Алексей (Сергей Шакуров) приехал из города в родные пенаты, в деревню в которой родился и вырос, то увидел родителей. Отец немного сдал, болеет. Мать держится молодцом. И он уж было дело хотел развернуться, да поехать обратно, а вот жена Соня (Ия Саввина), не пустила. Не в прямом смысле, а своим отношением: хочешь езжай. Проявила как будто безучастие, ссылаясь на то, что ей жизнь в деревне по душе. Вы когда-нибудь видели, чтобы относительно молодая женщина переезжала жить из города в деревню? Я нет. Все стремятся вырваться, глотнуть столичный воздух, а эта женщина наоборот из городской суеты поближе к земле матушке. Что делать Алексею? Как убедить упрямую бабу? А тут ещё любовница из города пожаловала. В общем голова кругом.
Разрубить гордиев узел можно. Как это сделать? Вызвать родных сестёр с тем, чтобы они забрали стариков к себе, а то не ровен час… Сёстры конечно приедут и внесут в жизнь этой семьи свою лепту, но главное решение за Алексеем. Сергей Шакуров идеально передал образ своего персонажа, просто идеально. Понравилась ли мне игра Ии Саввиной? А то! Перепады настроения от меланхоличного и не сдержанного по отношению к своему ребёнку, нежно-плачущее по отношению к мужу, решительное до деревенской работы и сияющее всё к тому же супругу. А какие обливашки они устроили в конце? Это надо видеть! А любовь на сеновале? Та, трепетная и чистая. Всё будет в этом фильме. Мне очень понравились актёры, которые сыграли родителей Алексея. Веру Кузнецову я уже видел в фильмах «Вечный зов» и «Мачеха», а вот Александр Плотников — приятное открытие. Не случайно в одной из сцен, когда Алексей получил письмо от отца, который уже умер, он заплакал. Батя правильно воспитал, а значит стоит ли ломать копья по поводу отъезда? Тем более, что дочь Галя просто не желает уезжать, а ведь дети бывают гораздо дальновиднее родителей.
Нисколько не жалею, что посмотрел это кино, нисколько. Будто побывал там, среди участников фильма, будто воздуха чистого и пьянящего вдохнул, словно сил набрался от этих людей, сил и крепости духа. Посмотрите, вы не пожалеете!
10 из 10
18 июля 2014