Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Как далеко отсюда, как близко |
английское название: |
Jak daleko stad, jak blisko |
год: | 1971 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Тадеуш Конвицкий |
сценарий: | Тадеуш Конвицкий |
видеооператор: | Мечислав Яхода |
композитор: | Зигмунт Конечны |
художники: | Рышард Потоцки, Малгожата Спыхальская-Комар |
монтаж: | Виеслава Отоцка |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 мая 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Конвицкий прежде всего писатель и сценарист, а как режиссер он выступил несколько раз, снимая фильмы стилистически разнородные. Например, «Последний день лета» — совершенно камерная драма двух героев, прошлое которых практически неясно, а будущее совершенно предрешено. «Как далеко отсюда…» именно о прошлом. В центре сюжета на самом деле всего несколько персонажей, однако их отношения все же определяет время историческое и время социальное. Логично, что точкой отсчета будет здесь Вторая мировая война, от которой отделяет четверть века и чей категорический и пресловутый императив за это время некоторым образом поблек. Самоубийство близкого друга и попытка разобраться в причинах этого поступка становятся поводом для воспоминаний, которые представлены режиссером без всякого намека на линейное повествование. Кроме того, само кинематографическое пространство очень условно: мертвые и живые уживаются (?) в нем совершенно естественно, а убийство в прошлом можно и отменить, продолжив сцену с того места, на котором все когда-то драматически завершилось.
Таким образом, самобытная версия «В поисках утраченного времени» представляет весьма серьезный интерес, тем более что снята она в соцстране, где условия для художественной свободы были весьма относительными. Тем не менее назвать фильм удачей сложно. Режиссер весьма ограничен в художественных средствах, он, по сути, педалирует один и тот же прием ассоциативного погружения в прошлое и обратного «выныривания» из него. Почему-то вспоминается «Санаторий под клепсидрой» Войцеха Хаса, который так и остался рискованной, но монотонной экранизацией прозы Бруно Шульца, а не оригинальным киношедевром. Так, и Конвицкий снял свой «соцмодерн», интересный, но именно монотонный.
7 из 10
30 апреля 2016