Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Игуана с огненным языком |
английское название: |
L'iguana dalla lingua di fuoco |
год: | 1971 |
страны: |
Франция,
Италия,
Германия (ФРГ),
Швейцария,
Ирландия
|
режиссер: | Риккардо Фреда |
сценаристы: | Сандро Континенца, Андре Транше, Ричард Манн, Гюнтер Эберт, Риккардо Фреда |
видеооператор: | Сильвано Ипполити |
композитор: | Стельвио Чиприани |
художники: | Надя Витали, Джузеппе Шевалье |
монтаж: | Риккардо Фреда |
жанры: | ужасы, триллер, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 августа 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
… Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
Незатейливая в визуале, в интриге, в сюжетных перипетиях лента. Казалось бы- Фреда, Стильвио Киприани, Дагмар, Луиджи… Где огонь или хотя бы огонек?
Что имеем?
Присущие «джиалло»: вид от первого лица на жертву (таких сцен «раз, два»); черные перчатки (иногда разнашиваются); графическое насилие (первая сцена убийства, при которой воскликнул внутри себя: «Ничего себе (сглажено самоцензурой) они над куклой поизмывались (сглажено самоцензурой); расследование (недожатое, поскольку всё течёт своим чередом и не выводит на преступника, он сам проявляется под финал, а расследователь удивляется в кадр). Также, взамен приема «чудачества памяти», используемого Ардженто, где персонажи под финал, в кульминации, вспоминают важные детали или забытые сцены, здесь используется «миопия»- прием со слепотой (не вижу в метре от себя, могу только криминальное «жёлтое» чтиво проглядывать), этот приём, вытекающий из недопонятого мной, скорее всего из-за невнимательности или из-за локализации на язык, многократного акцента на очки (солнцезащитные) с выделением тревожной музыкой «та-да-да-дааам»…
Что еще имеем?
Выделю: динамичную драку в темной комнате с разгромом мебели; «шокирующее», на то время, зашивание головы (географически невозможное, с учетом выбритого места).
Помимо Пистилли, Лассандер, больше привлекла фигура Валентины Кортезе, в прошлом итальянской кинодивы, которая и здесь, с учетом возраста, выглядит прекрасно…
Хило, но с учетом времени, страны производства и задействованных лиц-
6 из 10
25 ноября 2018
Фильм 1971 года, а бум фильмов «джалло» пришелся на 1972—73 годы, даже можно сказать только на 1972. Да, этот фильм «джалло», очень детективный, осторожный и аккуратный. Главный герой здесь полицейский, его играет Луиджи Пистилли, он редко снимается в главных ролях, здесь его звездный час. Типаж не отличается от героев, которых с десяток переиграл Франко Неро (например, «Злые пальцы» или «Детектив») — отважный детектив расследует череду убийств, убийца, как водится в черных очках, с ножом и в шляпе. Позже Пистилли снимется во множестве «джалло» у Серджио Мартино, но там он будет играть либо второстепенных, либо отрицательных героев. Выразительная роль посла у Антона Диффринга, вернее выразительная внешность, из-за которой фильм также запоминается. Они даже могли бы поменяться ролями с Пистилли, фильм бы ничего не потерял, а их типажи несколько схожи (по брутальности и харизме).
Рассмешило звуковое оформление с излишним нагнетанием, как только в кадре появляются черные очки, у любого из героев, звучит тревожная отбивка. Вообще, режиссер пытается пугать каждым кадром, даже когда герой Пистилли, а это главный герой, приближается к главной героине, чтобы поцеловать, камера замирает так, чтобы вы успели подумать, а вдруг сейчас задушит! И это тоже очень забавно. Такой перегруз саспенсом, больше чем требуется по сюжету. Это весьма развлекает, поскольку течение фильма достаточно равномерное, но недостаточно напряженное. Да, у фильма есть ритм, это хорошо, Риккардо Фреда режиссер, который начал снимать в 1950-х годах, и это один из его последних фильмов в фильмографии, и до старости он снимал жанровое кино, без намека на драму.
Здесь есть все элементы «джалло»: и прекрасное название, имеющее отдаленное отношение к фильму, но блистающее заголовком, и убитые в перерывах между людьми животные (опять кошки). Разве что самого главного злодея несколько мало в повествовании, а весь сюжет зиждется на похождениях отважного Луиджи Пистилли. И это плохо, поскольку больше напоминает полицейский фильм-расследование, но режиссеры этим часто грешили. Чистое (с моей точки зрения) «джалло», как предвестник слэшера, и убийцу, как основное действующее лицо в фильме, впоследствии предложил Дарио Ардженто (уже как продюсер). С фабулой, где есть группа девушек и убийца, а спаситель — полицейский или просто молодой человек являются уже второстепенными героями.
Кроме стандартного джалло-сюжета фильм разбавлен двумя привлекательными сценами. Одна — это сцена свидания на краю скалы над рекой, видимо чтобы показать ирландский колорит. Как раз в ней тоже можно предположить, что главный герой — злодей и может сбросить героиню со скалы. Вторая — сцена катания посла на бобслее, обе они яркие и вставлены в фильм на радость заскучавшему зрителю.
Для разгадки интриги также даются подсказки, в том же стиле как, допустим, в «Форсаже 8», когда герой вначале фильма говорит сыну, что машины не летают, это значит, что в конце фильма они обязательно будут летать, хотя бы из здания в здание.
Нескучный фильм от пожилого режиссера — современника Марио Бавы.
18 июля 2018
В 1971 году вышло множество замечательных giallo. Понятно что вне конкуренции были Марио Бава и Дарио Ардженто, сильные работы выдали Альдо Ладо и Серджо Мартино. Как обычно были оригинальны Лючио Фульчи и Хесус Франко (хотя последний создал свой, оригинальный жанр, снимая ежегодно просто нереальное количество фильмов).
На фоне этой компании вполне ожидаемо затесался Рикардо Фреда. Этот амбициозный режиссер решил попробовать себя в модном жанре.
Фреда выбрал весьма неожиданные интерьеры. Вместо ожидаемой Италии мы отправимся в Ирландию, где во мраке фамильных замков будут происходить страшные преступления. Следователя, который шаг за шагом постигает все подтексты кровавых преступлений просто замечательно сыграл Луиджи Пистилли.
Этот актер снимался в «долларовой трилогии» Серджо Леоне и в фильмах Серджо Мартино. В картине Фреда он в очередной раз показал свой высокий потенциал.
По своим внешним данным он был необычайно харизматичен и здорово похож на стареющего Джеймса Каана.
Пожалуй, это все впечатления, которые можно сказать о фильме. Это связано с тем, что картина необычайно проста и прямолинейна. Нехитрый детективный сюжет, закрученный вокруг полицейского, дочери посла и серийного убийцы совсем не удивляет.
Конечно фильм можно было качественно усилить, но даже более чем среднее для giallo «Черное брюхо тарантула» Дуччо Тессари в сравнении с «Игуаной» кажется едва ли не шедевром. Все дело в проработке деталей. В «Игуане» они проработаны откровенно недостаточно сильно.
Другое дело, что Луиджи Пистилли за счет своей скромной харизмы «вытягивает» картину на более-менее средний уровень.
В итоге: несмотря на симпатии к жанру giallo, эта картина меня совсем не порадовала. Фильм показался весьма простым и банальным: убийство, расследование, еще убийство, убийство — встреча с маньяком и разгадка.
Из преимуществ я выделил бы участие в главной роли Луиджи Пистилли — хороший актер, жанр giallo просто был создан для него
4 из 10
7 мая 2013
Фильм Риккардо Фреда «Игуана с огненным языком» может служить замечательным наглядным пособием для студентов кинематографических вузов или просто для интересующихся историей кино. Лучшего примера для главы под названием «джалло» просто не сыскать: все родовые признаки, типичные черты и характерные штампы здесь выступают настолько выпукло и четко, что их не требуется даже снабжать комментариями. Они и без оных станут понятны и доступны даже самому нерадивому школяру. И самое главное — как то и положено всякому уважающему себя учебнику, картина итальянского режиссера оказалась скучна словно воскресная проповедь, а стало быть никак не способна отвлечь аудиторию от процесса познания. Правда, остается вопрос — что делать с теми, кто кино смотрит не для того, чтобы расширить свой кругозор порцией очередных никому не нужных знаний, а просто ради развлечения? Впрочем, остро стоял он разве что в момент выхода этой несчастной «Игуаны» на экраны, да и то, говорят, немецкие продюсеры решили пожалеть своих несчастных зрителей и отдуваться за всех пришлось итальянцам с французами. А нынешних фанатов джалло — что их жалеть! Еще и спасибо скажут, если откопают этакую редкость, порадовавшись тому, что могут занести в свою коллекцию классический экземпляр жанра — без всяких отклонений от генеральной линии бульварного чтива.
Так что, если для вас джалло — это сакраментальные «черные перчатки, беззащитное горло, острый нож», то вы попали по адресу. Этого добра здесь хватает с избытком, и даже кое-какая особенность имеется — в виде выплескиваемой в лицо жертвам кислоты перед священнодействием по перерезанию горла. Естественно, не обойдется и без такого персонажа, как «жертва, остающаяся в живых» в исполнении привычной к такому амплуа Дагмар Лассандер, которую таинственный убийца будет преследовать весь фильм, но так и не поймает (не думаю, что совершаю какое-то преступление, раскрывая этот секрет Полишинеля для 99% джалло). И полицейский, который не совсем полицейский, но частное лицо, ведущее расследование параллельно с официальным, окажется в центре событий. И путаница с подозреваемыми, среди которых обязательно окажутся главные герои фильма, будет задавать зрителю все новые и новые ребусы… Да все здесь будет! Вот только, почему-то то, что у Дарио Ардженто или Лючано Эрколи становилось увлекательным и едва ли не интерактивным зрелищем, у синьора Фреда вышло назойливо-дидактичным повествованием, к которому словно бы пришпилили предупреждение: «Сидите спокойно, без вас разберутся!».
Разобрались, конечно! И убийцу разоблачили, и девушку спасли (и от подозрений, и просто так). Показали немного эротики (без нее ведь и джалло — не джалло), попутешествовали в еще один европейский город (действие происходит в Дублине) и даже чуть-чуть затронули международную политику: все убийства происходят вокруг швейцарского посла в Ирландии, а первой жертвой стала любовница дипломата. Но вдохнуть жизнь в нарисованные на экране манекены так и не получилось. Детективная интрига, конечно, никуда не делась, и худо-бедно интерес к происходящему она поддерживает, но все увеличивающееся с каждой минутой количество штампов мало-помалу убивает и ее. В самом деле, не поверите же вы, что во всем виноват сам посол — слишком много улик указывает на него, равно как и на его дочь… Конечно, в джалло не просто не исключение, а скорее правило, что в убийцы определяется персонаж женского пола, но не Дагмар же Лассандер!. В-общем, перебор подозреваемых заканчивается довольно быстро, и чересчур догадливому зрителю остается только ждать, когда к такому же выводу придет и сыщик. И жертв считать, само собой — что же еще! Тем более, что свои «перчатки, горло, нож» Риккардо Фреда пускает в дело с упорством настоящего маньяка.
24 июня 2011