Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гарольд и Мод |
английское название: |
Harold and Maude |
год: | 1971 |
страна: |
США
|
слоган: | «They will defy everything you've ever seen or heard about screen lovers!» |
режиссер: | Хэл Эшби |
сценарий: | Колин Хиггинс |
продюсеры: | Чарльз Малвехилл, Колин Хиггинс, Милдред Льюис |
видеооператор: | Джон А. Алонсо |
композитор: | Кэт Стивенс |
художники: | Майкл Д. Хэллер, Билл Тэйсс |
монтаж: | Уильям А. Сойер, Эдвард Варшилка |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1200000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 декабря 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
У каждого есть право быть дураком. И мы не сказать что не пользуемся им – пользуемся, да вот только понапрасну… Гарольд и Мод поучат нас, как правильно тратить драгоценную энергию дурака, благо до восьмидесяти еще есть время порезвиться. И не стоит им отказывать в проповеди. Гарольд тоже жил не ведая, мотаясь по похоронам на катафалке и изводя светскую мать разыгранными самоубийствами. Но ей плевать настолько, что она даже бровью не поведет на болтающегося в петле сына с синим языком, зато возмутится, когда бутафорная кровь запачкает зеркала в ванной. Буржуазия, она тоже выборочна. Поход к психоаналитику, равно как и к дяде-военному, не изменит ситуацию, вопрос “Что в голове у этого юноши?” повиснет в воздухе. Лишь Мод, взбалмошная старуха, пережившая концлагерь, сделает ему метафорическую трепанацию, дабы раскрыть необычного бледного мальчика в темных одеяниях. Чтобы он наконец-то обрадовался. Обрадовался сущей ерунде, будь то запах метро или имбирное печенье. Ведь мир полон не одними надгробными плитами и заслуживает, чтобы на него смотрели не сквозь готическое настроение.
Мод стара, она отлично понимает – лучше всех понимает – что жизнь штука дивная. Не мамаша, играющая в женщину королевских кровей и лепящая из Гарольда марионетку в обертке этикета. Не дядя Виктор с механически отдающим честь рукавом, с маниакальным рвением любящий расстреливать коммунистов. А именно эта Марджори Чардин. Из нее хлещет невиданный гейзер безумия, счастья в безумии. Будто бы она оттягивается за прежние невзгоды: раз не поздно, то чего мелочиться? Можно пустить в расход чужие машины, полицейский мотоцикл, покушаться на иную собственность. Жизнь прекрасна в ребячестве и никогда не поздно ею пользоваться. Мод заставляет Гарольда бросить перчатку в лицо тупой повседневности, которая сделала из него бродящий овощ. Это застарелые образы гордецов, напудренных болванов живут, как богема. А молодого человека тошнит от такой напыщенности, он не понимает, зачем притворяться крутыми и важными. С мертвецами приятнее, мертвецы не позируют. Поддельность убивала Мод – теперь она стремится не допустить того же для настоящего Гарольда, вдохнуть в него жизнь, потому что та не заканчивается Шопеном из органа да лицемерием. Она действительно прекрасна.
Хэл Эшби снял один из самых странных фильмов за всю историю кинематографа. Плескаясь персонажами-стереотипами, он противопоставляет им яркий неравный союз, синтезировавший любую ситуацию в безудержное веселье. На фоне их живости и ветрености так и хочется заткнуть старое брюзжание. Но весь фильм все равно стекается к одной единственной фразе, сказанной Мод в конце: “Это прелестно! Иди и люби еще!”. Таким образом, вывод о том, что жизнь нам дана для счастья, главное где любовь, может, и правилен, но правилен в единственном числе. Остальные же вещи не кажутся жизнеутверждающими, а попытки воспроизвести ранний опыт американской черной комедии – неуместными, лишними, хотя и порой очень удачными. Нет смысла рисовать карикатуру на дядю Виктора или на священника с папской фотографией в рамочке, когда они так и останутся в своем вакууме; равно так же и с шокирующими выходками сладкой парочки. Эшби будто бы пытается вклиниться в новоголливудскую тусовку и снять протест, как “Бонни и Клайд” или “Беспечный ездок”, и многие сцены действуют в подтверждение данного тезиса. Но гипертрофированные Гарольд и Мод далеко не бродяги Дхармы: их наплевательское свободолюбие и безнаказанность скорее производят эффект, нежели являются трансляторами важных мыслей. Жить дальше, любить дальше – да когда это не было правдой? Из уст данной бабули фраза не прозвучит сочнее.
И не прозвучит сочнее потому, что любовь, которая может перевоспитать Гарольда, могла бы достаться и от любой маминой знакомой. Измени 79-летнюю Мод на пылающую огнем желания ровесницу, также слегка умудренную, то ничего бы не изменилось. Он бы взял банджо в руки и не отказался бы от серебристого “Ягуара”, вприпрыжку побежал бы, слушая Кэта Стивенса, в бескрайние поля, укутанный зеленым шарфом, а не траурным балахоном. Режиссер хотел крайностей и добился их, пусть и не в виде Греты Гарбо с Элтоном Джоном или “Выпускника” с Дастином Хоффманом. Отсюда и странной получилась у него романтика. Наполненной дурачествами, а не реальным воспитанием и даже не полезными пинками.
6 из 10
22 августа 2022
Один из моих любимых фильмов. Множество деталей, которые воздействуют на зрителя постепенно. Детали то нагнетают обстановку, то заставляют улыбнутся. Хэл Эшби постарался, создал жизнеутверждающую картину.
Есть комедийные моменты, есть драматические, много что становится понятным лишь при повторном просмотре. И, тем не менее, «Гарольд и Мод» смотриться легко и весело, потому что режиссером мастерски создан неуловимый переход от слегка абсурдной комедии к философской, по-настоящему человеческой драме.
Сюжет провокационный, но из-за этого более интересный искушенному зрителю. Тут и двадцатилетний молодой человек, который пытается бороться с системой, буржуазный мир и озорная старушка, которая расслабляется на похоронах. Многим людям фильм может показаться отвратительным из-за своих предубеждений, но по сути своей это по-детски невинное, красивое кино. Я бы рекомендовал к просмотру всем людям, которые сталкиваются с какими-либо трудностями на пути, отчаиваются, опускают руки, т.е. всем людям.
17 января 2022
Фильм поражает уже с первых минут своей абсурдностью и антуражем. Подросток Гарольд устраивает блестящие постановочные самоубийства то ли для привлечения внимания матери, то ли для собственного развлечения. И все это в стенах роскошного дома с английским интерьером. Не менее абсурдной при этом кажется уже безразличная реакция матери на его поведение.
Также помимо безупречных калифорнийских пейзажей картину дополняет купленный юношей катафалк. Из чего мы делаем вывод, что Гарольда привлекает тема смерти во всех её проявлениях.
Он ходит на похоронные церемонии незнакомых ему людей и встречает пожилую Мод. Понравился ей Гарольд с самого начала или же ее тоже влекла похоронная процессия — неясно, ведь она жизнерадостна и является полной противоположностью парня. Однако это зрителю дают решить самостоятельно.
Всё, что происходит между ними в течение фильма, у меня вызывает исключительно положительные эмоции, несмотря на нелепость и несуразность их отношений.
На мой взгляд, в картине полностью раскрываются персонажи, благодаря чему мы можем сопереживать каждому из них. А гармонично вписывающееся музыкальное сопровождение песнями Кэта Стивенса на протяжении всего фильма задает тон происходящему. В конце можно даже пустить слезу, если подобный сюжет у вас не успел вызвать отвращения. Однако стоит отметить еще один плюс — режиссер очень грамотно избежал постельных сцен. Иначе уже возмущенные абсурдностью зрители не выдержали бы такого напряжения.
Но несмотря на позитивный посыл концовки, горечь осталась.
22 августа 2021
Прочитала рецензии на этот фильм и сильно удивилась — люди нафантазировали СТОЛЬКО, чего в фильме с весьма посредственным сценарием и довольно невнятной режиссурой нет и в помине! Но, подчиняясь чувству природной толерантности, спорить не хочу и не буду.
Мне фильм откровенно не понравился. Может быть потому что появился почти полвека назад и сегодня выглядит архаично. Может потому что сама идея геронтофилии мне кажется чрезвычайно надуманной и мало реалистичной, способной претендовать на реализацию разве что в контексте анамнеза. А может, будь на месте Рут Гордон Грета Гарбо, как изначально планировал режиссер, вся эта история выглядела бы более правдиво и не коробила восприятие. Но… Поэтому можно с чистой совестью вставать в позу патриарха и изречь: «Не верю»!
Ну, не верю я, что этот юный, эмоционально приторможенный мажор, избалованный изобилием возможностей и отсутствием хоть какой-то занятости, вообще способен заметить эту отмороженную старушонку, явно страдающую деменцией средней степени тяжести и со всей очевидностью впадающую в детство, да еще и переспать с нею. Прям, депрессуху, постоянно толкающую юного лоботряса к поиску вариаций самоистребления, способна излечить сумасшедшая езда на украденном автомобиле, или плохо исполненная песенка с примитивным аккомпониатом, или совместные посещения похоронных процессий — этакие занятия для особ с не выраженным интеллектом. Да, ерунда — в реальности на такой стадии депрессия лечится только медикаментозно! И едва ли старушонка способна заменить специализированную клинику.
Вполне допускаю, что между двумя представителями разных поколений может возникнуть что-то общее, но для этого нужно хотя бы какие-то реальные предпосылки и действия, чего в сценарии фильма явно не прописано. А без этого ситуация выглядит искусственно, надуманно. Причем, к исполнителям у меня претензий нет — играют, что дают. Например, пускание пузырей поутру, рядом с (слава Богу!) виртуально обнаженным телом «возлюбленной» — прям, апофеоз всепоглощающему и исцеляющему чувству любви! Было бы куда реалистичнее проснуться в песочнице. Хорошо еще, что режиссер так и не снял саму «ночь любви», как намеревался — с этой актрисой это было бы еще ТО зрелище.
Все рассуждения о высоких чувствах, встрече двух одиночеств, столкновении антиподов, бунте против заскорузлой общественной морали — в пользу хорошего воображения, способного видеть даже то, чего режиссер так и не снял — палочка-выручалочка для посредственных киноделов.
Конечно, очень многое зависело от Рут Гордон, именно она здесь главная скрипка. Но, увы, сыграла она не опыт-мудрость-откровение, а всего лишь болезненную старость, с присущими этому состоянию лихорадочными приступами оживляжа на грани фола. Далеко ей до Гарбо, которую я очень четко представляю в этой роли. Даже в паре с профессионально сильно ограниченным (в силу возраста) Бадом Кортом. Но есть то, что есть и ЭТО не тянет больше, чем на
4 из 10.
18 июля 2020
Про фильм узнал из-за рекомендации Зака Браффа в Criterion collection, смущало то, нарочно или невольно повышу оценку, что возможно, но чего всеми силами попытаюсь избежать.
Фильм рассказывает историю Гарольда, молодого человека, очарованного смертью, особенно реакцией, которую она вызывает у тех, кого она касается. Так он занимается инсценировками своей смерти и поездками на чужие похороны, где он и встречает Мод. Которая является полной противоположностью Гарольда, хочет испробовать как можно больше, но притом приходит на похороны как минимум два раза, понравился ли ей с самого начала Гарольд, которого она видела из далека, ее по настоящему влекли похоронные церемонии, или это просто сценарная ошибка/опушение, это решать зрителю. Раз мы начали про недостатки, то закончим эту тему, что бы не возвращаться к ней. Гарольду, правильно сыгранного Бадом Кортом, предстоит пройти испытание, всего лишь три раза. В финальной же сцене присутствует необязательны твист, который не меняет финал, но возникает вопрос, как такое может быть.
Так же чисто субъективный недостаток- просмотр фильма проходил у меня в три захода, из-за просмотра ночью или из-за того, что фильм не так сильно цеплял, не смотря на небольшой метраж, но стоит заметить, что это не триллер, так что хоть и является минусом, но не таким существенным.
Встреча с Мод, в исполнении Рут Гордон, чьими устами глаголет истина, меняет молодого человека, хотя финал истории взаимоотношения двух неординарных личностей в той или иной мере угадывается по словам героев, по аннотации на КиноПоиске, но другой финал был бы менее гармоничным с историей, в чем он схож с недавним фильмом Ла-Ла-Лэнд.
8,4 из 10
6 апреля 2018
«Гарольд и Мод» — первая значительная картина Хэла Эшби, завоевавшая ему несколько скандальную славу. Снимая на этот раз в духе эксцентрически-абсурдных комических аттракционов Ричарда Лестера, Эшби интересным образом преломляет в своей ленте эстетику «Нового Голливуда», начавшегося, как известно с картины Майка Николса «Выпускник». В той картине Дастин Хоффман воплощал образ человека из крупной буржуазии, который крутит романы сразу с двумя женщинами, а под конец фильма крадет невесту из-под алтаря.
«Гарольд и Мод» также, как и «Выпускник», — лента не только антибуржуазная, но и антипуританская, направленная против ложно понятой христианской морали, потому образы священников и вообще церкви как чего-то беспробудно скучного и нудного занимают в них достаточно солидное место. Главный герой «Гарольд и Мод» одержим танатофилией, образами суицида, смерти в самых разных обличиях, он — изнанка буржуазии, ее подноготная, сам буржуазный образ жизни показан здесь как жизнеотрицающий, закрытый, безрадостный.
«Новый Голливуд» очень часто сатирически критиковал буржуазный уклад тех лет именно за его пуританский характер, отрицающий радости жизни и плотские удовольствия, отстаивая гедонистические ценности контркультуры, «Гарольд и Мод» в этом отношении — очень показательный пример преломления этой компоненты эстетики «Нового Голливуда». Фильм остро ставит вопрос о том, в чем состоят радости жизни, и кто может их пробудить в молодом человеке, изведавшем все прелести танатофилии. Этим человеком оказывается старушка Мод, становящаяся не только приятельницей Гарольда, но и его возлюбленной. Мод, несмотря на свой возраст, воплощает как раз ценности контркультуры, ее гиперсенсуализм, заостренность внимания на чувственном, гедонизм и антимилитаризм, при этом подчеркнутый жизненный оптимизм, желание жить во что бы то ни стало и в полную силу.
Большое место в картине занимает сатира на милитаризм в духе лент Кубрика «Доктор Стрейнджлав» и Лестера «Как я выиграл войну», чему помогает образ нацистского вида однорукого дядюшки, физического и духовного инвалида, мечтающего лишь о том, чтобы убивать и разрушать и видящего в этом радость жизни. Поначалу танатофил Гарольд даже сочувствует ему, пока его жизненная энергия и желание жить не пробуждаются любовью к Мод. Инсценировки самоубийств — не просто самостоятельные комические аттракционы в фильме, но скорее желание режиссера подчеркнуть театрализованность буржуазных представлений о смерти и их одержимость ею.
Эстетика «Нового Голливуда» во многом именно в творчестве Хэла Эшби получила свое многостороннее преломление: это и антипуританский заряд («Гарольд и Мод»), и антимилитаризм («Последний наряд»), и демократизм изображения социальных конфликтов («Путь к славе»), и первое в Голливуде изображение последствия вьетнамской войны («Возвращение домой»), и политизированная сатира («Будучи там»), все эти составляющие «Нового Голливуда» сошлись в творчестве Хэла Эшби как в фокусе, но не смешиваясь во внежанровый винегрет.
«Гарольд и Мод» — в этом отношении начало большого пути постановщика, предугадавшего скандальный тон антибуржуазных комедий Бертрана Блие, переосмыслив сатирический гротеск картин Марко Феррери и предложив новую дотоле невиданную в Голливуде критику пуританской морали (и ее защитнику — психоанализу, осмеянию которого посвящены некоторые комические эпизоды фильма). «Гарольд и Мод» — довольно отвязная комедия, эксцентрическая, высмеивающая гендерные и возрастные стереотипы, защищающая жизнь вопреки смерти.
27 декабря 2016
Знаете, все мы люди и у каждого свои странности, которые проявляются в нашем поведении, манере общаться и вести диалог, в нашем имидже, в увлечениях…
А Гарольд странен тем, что он получает эстетические эмоции и удовольствие от инсценировок своего суицида. Так же он любит посещать похороны. Само-собой, для членов семьи это ненормально, особенно для матери, и эту ненормальность они желают исправить. А надо ли?
Мод — пожилая женщина, которая тоже любит посещать похороны. И, конечно же, как вы догадываетесь, между этими героями возникнут отношения (не буду спойлерить, так как вам стоит посмотреть картину и узнать историю этих отношений.)
«Наш мир любит сидеть в клетке», — говорит Мод. Действительно, все сидят в своих маленьких рамочных мирках, и, если твое поведение не вписывается в рамки общества, даже, если они никому плохо не делают, то ты ненормален. Герои вышли за эти рамки и они живут сейчас, делая то, что им доставит эмоцию и ощущения. Ведь мы живем всего раз, так зачем себя ограничивать?
Не могу сказать, что это черный юмор. Скорее, это выражение любви к жизни определенным способом. Каждый режиссер-постановщик задается вопросом: «Как и через что я выражу/покажу вот это и это?» Хэл Эшби выразил свою идею через героев, через их легкое и светлое отношение к вещам, которые мы считаем в повседневной жизни черными и мрачными, все ненормальное по нашем меркам, он перевернул и сделал абсолютно нормальным.
Так же отмечу музыкальное оформление картины. Все треки и песни подобраны прямым попаданием в цель. Они создают нужную атмосферу, помогают картинке и актерам.
Отмечу, что актеры очень органичны, легки, приятны и вызывают большую симпатию своей странностью и открытостью в их созданном мире.
В заключении скажу: «Не суди да не судим будешь. »
25 января 2015
Предисловие
Здравствуйте! Меня зовут Сергей. Я на Кинопоиске с 2008 года. И что дальше? А дальше — это главное… Этой рецензией я открываю новую главу в своей жизни. Я не могу и не хочу рассказывать вам о кинематографе в целом. Я не умею писать рецензии о фильмах. Этим занимаются критики (я их никогда не любил), а я киноман, который будет копаться в своем кинематографе до самой смерти. И я никогда не предам свой кинематограф. И я никогда не забуду своих актеров и режиссеров. Почему? Потому что это самый лучший кинематограф в мире. У меня однотипные рецензии с одинаковыми словами. Я неудачник, а пишу я только (не только, моя муза) для того, чтобы вы узнали, какое кино я люблю. Я не буду заставлять вас любить мой кинематограф, хотя нет буду. Добро пожаловать…
Хэл Эшби — «Гарольд и Мод»
Мне кажется, что мы станем крепкими друзьями… (Мод)
А начать бы хотелось с душераздирающего шедевра. Это самый лучший фильм в мире. Лучше него (возможно) только Душечка, которую можно было и на подушечку. Как же я благодарен человеку, который меня познакомил с этим фильмом. Это мое кино на сто процентов, девочка. Первое место во всех топах вместе взятых. До слез, понимаешь. Слезы текут ручьем всегда, когда я вспоминаю его концовку. Так нельзя! Я не понимаю вообще, как Эшби умудрился снять такой великолепный фильм? Это всего лишь второй фильм режиссера. Настоящая бомба для искушенных киноманов. В основу фильма лег потрясающий сценарий Колина Хиггинса. Такое глубокое кино мог снять только аутсайдер, каким и был Эшби…
Мама заходит в комнату, а там сын повесился. Мама заходит в ванную комнату, а там сын валяется в крови с перерезанным горлом. А вот девочка хорошая, познакомься с ней Гарольд! Ну, а Гарольд берет огромный нож и отрубает себе руку. Девочка в крик (иииааа — примерно так), а Гарольд улыбается. Мама не понимает Гарольда. Мама думает, что он сумасшедший и даже больной. Она нанимает ему психиатра, но тот ничего не понимает. Хотя все очень просто на самом деле. Гарольду просто очень скучно и неинтересно жить. Я понимаю его очень хорошо, а все потому, что я сам немного в чем-то похож на него. Скучно ведь жить в этом мире, когда рядом нет человека, который тебя бы понимал (но и этого оказывается мало). Гарольд встречает старушку, которая живет без тормозов. Она ворует машины и позирует обнаженной.
Будь выше морали! (Мод)
И что происходит? Гарольд становится счастливым. Ему интересно с Мод. Он хочет жить рядом с Мод. Она — это глоток воздуха, которого так не хватало. И вот тут появляется мораль. Все-таки как же тяжело найти в этом мире человека, который был бы близок твоей душе и твоему сердцу. Секс, пошлятина и грязь? Вы дураки, если так считаете. Плевать на все это. Плевать на мораль. Если вам хорошо вместе, то пускай все остальные идут на новую «Кавказскую пленницу». А еще это кино о том, что жить все-таки нужно. Даже когда тебе этого ой как не хочется. Некоторые удивляются, а почему у фильма такая концовка. Да нет тут ничего удивительного. Это просто Хэл Эшби, ребята. Это кино аутсайдера. И этот аутсайдер верит в жизнь, черт возьми. Тяжело очень, я понимаю, когда рядом нет такой Мод, а никто кроме нее вам больше не нужен.
Но посмотрите, какой ужас в глазах Гарольда, когда его мать приводит девушку в самом конце фильма. Это действительно кошмаррр! (с) Каркуша (пол — ворона). Если все предыдущие девушки были в шоке от его выходок, а тут нашлась та, которой все это по душе. И что? А ничего, потому что это Любооовь…
Рут Гордон — я перед вами на коленях. То, что она сделала в этом фильме, выше всякой похвалы. Какой там Оскар? Спасибо вам огромное за такую яркую роль. Вы навсегда останетесь в моем сердце. Самая лучшая в мире актриса. Когда я вспоминаю ее фразу в конце фильма, то всегда ком к горлу подкатывается. Удивительная роль. Человек, который жил как хотел, несмотря ни на что. А Баду жму крепко руку. Замечательно сыграл Гарольда. Его внешность просто идеально подходит под этот образ. Ну, мне так кажется, не знаю, не могу кого-то другого представить на эту роль.
Драма? Черная комедия? Это «Гарольд и Мод». Очень забавное и очень печальное кино. Я желаю вам всем найти свою Мод, а самое главное, если найдете, то постарайтесь уж не потерять…
P.S.
Ваша лопата?
Нет…
(ахахаха, как он ее кинул…)
10 из 10
18 сентября 2014
В первый раз с этой кинокартиной я познакомилась в клубе «Кино, которого больше нет» (г. Алматы) Павла Овчинникова. Было это несколько лет назад и на сегодня не припомню иных картин, отсылающих нас к истории Гарольда и Мод.
Картина многим придется не по вкусу только потому, что по факту Гарольду от 16 до 18, а его подруге Мод — под 80 лет. Но это наверно, не должно удивлять, если не забывать, что даже позицию церкви в фильме показали отрицательной. Считается чуть более приемлемым, если мужчина намного старше женщины — никак иначе. Однако, задавая себе вопрос, отказалась бы я в 40, в 50, в 60 лет от двадцатилетнего любовника, я скорее отвечу, что не отказалась бы. Тем более, если бы отношения были наполнены теплом и пониманием, какое есть между обаятельным Гарольдом и оригинальной Мод (исполняет талантивая Рут Гордон). Задавая себе такие провокационные вопросы и честно отвечая хотя бы себе, человек чуть-чуть взрослеет в своем сознании. Вот вам и пощечина общественному, стандартному вкусу.
Тем, кто не видел еще картину, скажу сразу — фильм не содержит порнографии или эротического момента, что является плюсом, если учитывать брезгливый взгляд большинства на известные вещи. Акцент сделан на общение, на чудачества, на передаче знаний, которым обладает жизнерадостная Мод…
Начинается с того, что мы знакомимся с молодым человек из респектабельной семьи. Его зовут Гарольд и он увлекается театрализованными постановками своей смерти в большинстве случаев «на радость» матери, а также посещениями похорон незнакомых людей (или трупов). Гарольд довольно смышлен, высмеивает все принципы, которые исповедует окружающая его ханжеская, двуличная среда, он точно знает, что его не прельщает судьба стать еще одним национальным героем американского мирка Натаном Хэйлом, однако так молод, что не знает, где и как еще применить себя. Можно ли Гарольда назвать избалованным достатком и богатством семьи, как пишут в один голос почти все критики и критиканы? Если да, то справедливо ли будет упрекнуть человека, трудящегося в поте лица с детских лет, в невежестве, косноязычие или иных недостатках, исправление коих требует дополнительного времени, сил и смены обстановки? Насколько наше мнение на те или иные вещи является нашим собственным, осознанным, самодостаточным?
Мод — женщина воистину неординарная. Она уже сложилась как личность, в ней нет женской гордыни, нет склонности плести сети-игры, нет броского желания нравится мужчинам, в ней нет неестественных рамок-образов, в которые часто загоняют себя женщины. Мод проста, ибо требует с себя только радоваться жизни. Женщина, видавшая ушедших королей, закаты империй, похоронившая любимого мужа, выступает с бунтом, индивидуальным бунтом против глупых запретов на покраску памятников святых, на угон чужого автомобиля, на спасение умирающего дерева в загазованном городе, против мнения о непривлекательности постаревшего женского тела, против запрета на любовь и дружбу по классовым, национальным или возрастным причинам, против двуличности. Она легка и не копит в себе «минусы» мира.
Привлекает ли Гарольда эстетика смерти? Скорее его привлекает эстетика розыгрыша, эпатажа, каламбура. Нет, Гарольд не потерян, на момент знакомство с Мод он даже и не был обретен. Он только формировался и ему нужен был друг, который подсказал бы как сориентироваться в начале жизни. Мод помогает ему обрести жизненные ориентиры, не просто выдавая цитаты из заумных книг заумных философов (-ологов), а доказав, что жизнью надо распоряжаться осознанно и не пускать ее на самотек. Так почему бы не полюбить такого человека? Разве много выигрывают люди, проживающие с «козлами», «баранами», «ослами» и прочими представителями зверинца?
Примечательны саундтреки, написанные Кэтом Стивенсоном. Жизнеутверждающие, позитивные и с очень простой философией, постижение которой, однако, всем нам дается с трудом: «Если хочешь кричать — кричи… Если хочешь сказать да — скажи да»… Есть миллион дорог… Стоит об этом только знать».
Итог: Фильм-настроение, фильм-радость, веселье, праздник жизни и торжество жизни. Снят мягко, не опущен до показушного эпатажа. Да, он антибуржуазный, антирутиный, антинегативный. Это индивидуальный грамотный бунт Хэла Эшби и его съемочной группы. Браво!
Присутствуют: харакири, юмор, современное искусство, обручальное кольцо.
Отсутствуют: вульгарность, мелодрамность, банальность.
10 из 10
20 июня 2014
Все начинается с шокирующего и одновременно ОЧЕНЬ смешного эпизода, так что не сомневайтесь — это лирическая комедия. История дружбы юного Гарольда и восьмидесятилетней Мод, причем с одной стороны (угадайте с чьей) дружба перерастает в нечто большее. Фильм приправлен изрядной, хотя и пропорциональной дозой гротеска — освежает восприятие, но не мешает сопереживать.
Мод — голливудский фейерверк, роль-бенефис для актрисы со стажем. Гарольд — минимализм и сдержанность, но как же интересно смотреть, как в его в начале пустых, мертвых глазах пробуждается любопытство, удовольствие, нежность, боль — в общем, чувство жизни.
В фильме есть эпизоды, которые порадуют суицидоманов, психотерапевтов, японистов, шекспироведов, а также поклонников фильма «Берегись автомобиля»: «Погоня! Какой детективный сюжет обходится без нее?»
И наконец, неотъемлемой частью истории являются песни, они производят впечатление написанных специально для фильма (хотя это не так), их много и текст в них не менее важен, чем музыка.
Хороший фильм.
18 июля 2013
Гарольд — молодой человек, со своими странностями (он любит инсцинировать собственные самоубийства), Мод — восьмидесятилетняя старушка в полном расцвете сил, так сказать. Кажется она занимается всем, что предлагает ей жизнь. Нет двух более непохожих друг на друга человека, но именно они и сходятся.
Складывается чувство, что Мод передает свою жизненную энергию Гарольду. Она — прожившая ее сполна, но все еще полная соков отдает силы ему — еще не начавшему жить юнцу.
Светлый, веселый фильм, исполненный иронии. Гарольд и Мод дополняют друг друга, создавая единое целое. Ироничность, смешанная с безграничной добротой в Мод, и неуклюжесть вкупе с невозмутимостью в Гарольде — все это создает неповторимый, неразрывный, харизматичный дуэт.
Спасибо режиссеру за этот легкий, непринужденно-вдумчивый фильм. И огромное спасибо актерам сыгравшим так, как сыграли.
7 из 10
14 мая 2013
Художественное кино в наше время не блещет оригинальностью. Поток идей выдумщиков кинематографистов застрял в страшном тупике. Тупик этот образован из банального, но прочного материала. Зачем создавать, что-то новое, если всё создано до нас? Простая истина. И в данный миг в американском кино она культивируется с наибольшей силой. Поэтому, когда как не сейчас простому любителю кино стоит обратиться к старым временам. Многими зрителями пласт фильмов хранящихся на такой глубине времени, никак не затронут. Вот и для изъезженного жанра романтической комедии, там найдутся экземпляры полные сюрпризов. «Гарольд и Мод» — отличный пример подобного фильма.
Гарольд — типичный подросток, который полон страданий в период переходного возраста. Но его страдания имеет крайнюю форму изощрённости. Он сын богатой женщины вынужден жить в огромном поместье, вдалеке от городской жизни. Одиночество делает его замкнутым, хмурым и несчастным юношей. Пытаясь хоть как-то разнообразить свою жизнь, он придумывает своеобразное хобби. Будучи творческой личностью, Гарольд умело инсценирует свои самоубийства, пытаясь вызвать хоть какую-то реакцию у своей матери. Но миссис Чэйзен, всецело поглощенная думами о будущем своего сына, никак не реагирует на эти шалости. Ещё одним странным увлечением подростка, является созерцание похорон. Именно на одном из обрядов, он встречает странную женщину по имени Мод.
Мод — пожилая дама, несмотря на свои годы полна сил и энергии. Любительница заимствования чужих автомобилей и позирования голышом для скульпторов, она является весьма эксцентричной женщиной. Имея за плечами длинный путь из прожитых лет, на прощание Мод не закомплексована в своих поступках и отрывается по полной.
Гарольд и Мод две совершенно противоположные личности. Даже единственное общее увлечение, поход на кладбище, имеет для каждого из них разную природу. Если Гарольд ходит на похороны по юношеской глупости, то Мод для того, чтобы ярче прочувствовать разницу между жизнью и смертью. Подобные различия между образами героёв прослеживаются в каждой сфере их существования. Начиная от разницы в возрасте и стиле одежды до различий в области мировоззрения. Мод предстаёт перед нами в яркой и приметной одежде, даже на похоронах в её руках цветной зонтик, в тоже время Гарольд одет во всё чёрное. Она живёт в вагоне поезда, а он в огромном доме. Она крадёт машины, ему же они достаются просто так. Она наслаждается последними минутами жизни, он инсценирует попытки суицида. Но, несмотря на всё это, Гарольд и Мод становятся близкими друзьями.
Режиссёр Хэл Эшби воплотил в жизнь очень интересную и в то же время рискованную задумку. Показать близость разных по характеру людей, это одно, но присовокупить к этому серьёзную разницу в возрасте это другое. В любом случае, данный шаг был сделан, в том числе и для того, чтобы показать, что рамки любви невероятно широки. Заслуга режиссера в том, что он воплотил в жизнь отличные постановочные задумки. Мало того, что история вышла невероятно трогательной, с большим количеством примечательных сцен, так ещё место нашлось мелким интересным деталям. Например, Гарольд в начале картины, предстаёт перед нами с весьма бледным видом, как будто он призрак. В процессе всё более близкого знакомства с Мод, белый окрас сменяется всё более насыщенным. И к концу ленты, мы видим уже подростка с обычным цветом лица, в котором ключом бьётся жизнь. Отличная находка режиссёра, расширяющая образ главного героя.
Игра обоих актёров исполнивших главные роли достойна только похвал. Отлично созданные образы делают просмотр картины увлекательным зрелищем. Бад Корт невероятно точно воплотил образ подростка со сложной судьбой. Его каменное лицо во время попыток самоубийства, придают серьёзную долю комедийности этим эпизодом. И то, как в ходе событий фильма замечательно изменяется персонаж Гарольда, тоже заслуга актёра. Игра Рут Гордон не нуждается в комментариях. Настолько эксцентричных бабушек в кино вам ещё не доводилось видеть. Стоит сказать, что оба актёра за эти роли номинировались на премию «Золотой глобус», но статуэток так и не получили. Одной строкой хотелось бы отметить игру Вивиан Пиклз. Персонаж миссис Чэйзен добавил ярких красок в комедийные эпизоды картины, а актриса порадовала своей притягательной внешностью.
Отличная мелодрама с элементами комедии для тех, кто устал от стандартного ванильного повествования. Оригинальная идея, чёткое воплощение и приятный санудтрек, делают фильм приятным подарком для всех любителей оригинальных романтических историй.
14 февраля 2013
Неуловимое очарование жизни, веками воспеваемое бардами и поэтами, стало краеугольным камнем для нескольких сотен философских школ, начиная от эпикурейцев и заканчивая ницшеанцами. На самом деле мораль непрерывных умозрительных и идеологических споров проста. Для того, чтобы ощутить дыхание жизни, нужно просто начать жить. Даже, если юношеские мечты так и остались нереализованными. Даже если душевные рубцы угадываются только малозаметной наколкой на запястье. Даже если каждый новый день может стать последним.
«Гарольда и Мод» — это не столько история о том, как Гарри встретил Салли, хотя, безусловно, романтический ореол фильма явно стремится прорваться на первый план. Это скорее экзистенциальный диалог двух внешне совершенно разных людей. Гарольд, двадцатилетний парень, одержимый притягательной мистикой смерти, страдающий от холодности и равнодушия собственной матери и предпочитающий развлекать себя и окружающих маленькими сценками собственной суицидальной кончины. 79-летняя Мод, поразительная в своем неувядающем оптимизме, склонная к безумствам локального масштаба вроде угона полицейского мотоцикла, с легкостью порхающая по жизни, которая вот-вот оборвется в силу преклонности лет.
Они познакомились на кладбище — подчеркнуто чопорный и торжественный мальчик из богатой семьи в приличествующем случае костюме и непринужденно грызущая яблоко старушка, восседающая на одном из посмертных постаментов кому-то отошедшему в мир иной. Lost in Translation формата черной комедии, внезапно ставшей культовой. Вечный поиск своей второй половины, свободный от тесных социальных, возрастных и профессиональных рамок. Эксцентричный нонконформизм в проявлении двух разных поколений. Юношеский протест против обязательных подростковых ценностей вроде увлечения девушками, военной службой и дорогими авто. И более зрелое неприятие размеренной серости человеческого быта, позволившее с удивительной непринужденностью решить, что весь мир — это огромная игровая площадка для маленьких невинных экспериментов. Generation gap становится сухой формальностью, не говоря уже о том, что сами герои ходят по тонкой грани, наслаждаясь проявлениями собственного индивидуализма. Разница лишь в том, что Гарольд легко играет со смертью, зная, что она далека и пока незаметна. А Мод отчаянно играет с жизнью, зная, что смерть уже призрачно улыбается ей из-за спины.
Впрочем, фильм покоряет не столько яркостью и контрастностью образов, сколько многослойностью визуального ряда, за которым распускается целый букет вечных проблем, для которых еще не придумано одного простого гениального решения. Но одно дело — рассуждать о жизни и смерти с постной миной на лице и, а другое — насмешливо обводить вокруг пальца общественные институты, мнящих себя блюстителями традиционных устоев бытия. Ведь сделать и не пожалеть — все же лучше, чем не сделать и пожалеть.
5 декабря 2012
Помните, в «Дне сурка» мюрреевский Фил Коннорс от безнадеги многократно кончал с собой, используя всевозможные способы суицида? Наш заглавный герой Гарольд — из того же теста. Только вот, не имея сотни жизней, вынужден он симулировать, но и повод для подобных дел у юноши несколько другой. Да, он застрял в своей реальности, и развлекается, как может: постановочным членовредительством; но, впрочем, как и в случае с Филом, всегда есть выход. Всего лишь один правильный шаг, и Гарольд обретет внутреннюю свободу и перестанет постоянно думать о смерти и играть в нее.
Шаг — знакомство с замечательной старушкой по имени Мод. Сыночек богатой чопорной аристократки, Гарольд предпочитает спортивному-купе купе-катафалк, всегда ходит мрачнее тучи и посещает похороны на местных кладбищах, пытаясь прикоснуться к вечному. Мод — почти восьмидесятилетний божий одуванчик, автоугонщица и прожигательница жизни. Эти двое — герои Колина Хиггинса, чье произведение существует в виде романа, театральной пьесы и сценария к фильму. Снял его Хэл Эшби, главные роли сыграли Рут Гордон и Бад Корт. Музыкальным рефреном идут песни Кэта Стивенса. Кто все эти люди? После «Гарольда и Мод» вы запомните их имена.
Перед нами хиппушное, антибуржуазное, скандальное кино из семидесятых. Антивоенное, но не только. Продвигающее любовь, но не столько. Вот все говорят: «Противоречивое, неоднозначное, можно или любить, или ненавидеть», при этом, как правило, хвалят и причисляют к маленьким шедеврам. Бравируют своими широкими взглядами и обвиняют геронтофилофобов в ханжестве. Восторгаются философией ленты и экранным дуэтом — союзом двух притянувшихся противоположностей. Ну, а почему бы и нет, если фильм хороший?
Отношения юноши с женщиной в возрасте и музыкально-песенный фон неуловимо заставляют сравнить фильм Эшби с «Выпускником» Николса. Только заменить Стивенса на Саймона с Гарфанкелом, а фразу «в сыновья годится» на «мог бы стать прекрасным внуком». Сравнили? Ну и полноте, едем дальше.
А дальше, в общем-то, ехать и некуда. «Гарольд и Мод» из той породы фильмов, которые лучше один раз увидеть. Он, возможно, не зацепит сразу, но к нему непременно будешь возвращаться, проводя очередную уборку в хранилище своих воспоминаний.
Изо дня в день нас душат надуманные обязательства, стандартизация вырезает из нас индивидуальность, топит наши бригантины свободомыслия. Наша воля идет в оружейную лавку, покупает пистолет и без раздумий убивает себя. Разум начинает дымиться и вот уже полыхает открытым пламенем. Руки просто опускаются, словно их отрубили. Самоуважение давно сделало сэппуку, а гордость бросилась с обрыва, не найдя поводов для дальнейшего существования… За всем этим мы забываем, в чем же смысл нашего пребывания здесь. Забываем жить.
4 декабря 2012
Я читала пьесу Колина Хиггинса по которой поставлен этот фильм. И если честно, то пьеса произвела более сильное впечатление. Возможно потому что я вначале прочла пьесу и лишь потом вскоре посмотрела фильм. Но всё-таки считаю что у Хэла Эшби вышел отличный фильм и вряд ли кто-то бы смог лучше экранизировать эту жизнеутверждающую и мудрую пьесу.
Первым делом отмечу очень удачно подобранных актёров. Рут Гордон воплотила на экране пожилую женщину с юной душой, полную жизни и радости, смелую и интересную. Как жаль что встретить в реальной жизни такую бабушку очень маловероятно. Она необыкновенная и этим несомненно заинтересовала и привлекла юного Гарольда, очень странного паренька, помешанного на смерти. Они встретились на кладбище. И вкоре подружились. Мод открыла для Гарольда новый мир. Показала жизнь во всей её красе, дала дельные советы. Неунывающая Мод сделала Гарольда счастливым и он полюбил её.
В фильме отличные диалоги, много забавных моментов и замечательный саундтрек. Но всё-таки история эта на мой взгляд довольно печальная и несомненно трогательная. Очень понравилась концовка. Так даже лучше чем в пьесе.
Кино снято в 1971 году, но это не сильно заметно. Мне кажется что оно какое-то вечное и никогда не устареет. Сюжет конечно необычный и кого-то может возмутить разница в возрасте между героями, но я бы всем посоветовала посмотреть этот фильм.
22 ноября 2012
«Любви все возрасты покорны, но не настолько же!» — предсказуемая реакция запрограммированных на конформизм людей, не способных сделать и шага в сторону от общепринятой морали. Людей, живущих в мире материальных ценностей и телесных удовольствий. Людей, отлично понимающих маму Гарольда, дядю Гарольда, психиатра Гарольда и духовного пастыря Гарольда. Людей, для которых высказывание aim above morals ассоциируется с нарушением закона и девиациями.
А что если вы просто хотите жить и не можете быть счастливы в рамках социально одобряемого поведения? Что если материальный достаток, взбалмошная мамаша и толпы девушек, ищущих вашего внимания, каким-то чудом не превратили вас в избалованного наследника? Что если вам до сих пор кажется, что чего-то не хватает? Что если единственный человек, оказавшийся вам близок, старше вас на полвека?
Отбросив серьёзность и здравый смысл, Гарольд и Мод вступают в отношения. Ей за восемьдесят, но она берёт от жизни всё. Ему нет двадцати, но он каждый день инсценирует самоубийства. Встретившись на похоронах, эти двое чудаков начинают чудачить вместе: угоняют машины, пересаживают деревья, поют в унисон дурными голосами, кувыркаются в траве и ведут задушевные разговоры. И несмотря на то, что общество уже занесло над ними карающий перст, их любовь чиста и наивна. То, что у других вызывает внутреннее содрогание, показано без эротики и не способно «сбить подростков с пути истинного»: Гарольд лежит, целомудренно прикрывшись простынёй, и пускает мыльные пузыри.
Фильм смотрится легко и на самом деле не вызывает никакого протеста внутри, оставаясь забавной историей об освобождении от социальных оков. Мод учить Гарольда ценить жизнь такой, какая она есть, и видеть в каждой галке райскую птицу. Те дни, что они проводят вместе, становятся для молодого человека окном в другую жизнь, а разлука — последним поводом инсценировать самоубийство и начать с чистого листа. Оставим чёрный юмор на чёрный день, а пока можно петь дурным голосом и играть на банджо.
7 из 10
9 июля 2012
Один из тех немногих фильмов почтенного уже возраста, выполненных в старом английском варианте, (несмотря на то, что он произведён в США) которым можно наслаждаться и по сей день. После просмотра его, у любителя подобного стиля, думаю, не осталось бы сомнений, что это творение вполне тянет на классику жанра.
Богатенький малолетний сынок, не знающий с рождения слова нет, как это и принято в обеспеченном обществе, немного скучает. Только скучает он не так, как это делают большинство его сверстников из подобного общества. Он не бросается с головой в пьянство, наркотики или разврат, не выражает какие-либо шумные протесты против бесчеловечности и жестокости жизни… Что же он делает? Закомплексованный и замкнутый в себе большой светский ребёнок методично и демонстративно, хоть и не совсем профессионально имитирует суицид, желая тем самым привлечь к себе внимание своей матери. Однако по-Английски холодная и практичная женщина не обращает на это должного внимания. Думаю, что у главного героя здесь проявляется Эдипов комплекс, и в дальнейшем развитии сюжета играет не последнюю роль. Ещё одна странность, это его любовь к похоронам. Парнишка присутствует практически на всех погребениях и отпеваниях в пределах своей округи. Что ж, юношеский максимализм и фатальность присутствует в жизни почти каждого подростка, однако особенности воспитания и мрачноватость характера делают выбор предмета несколько необычным. А предмет этот — смерть. Смерть, как она есть, в любой её форме и проявлениях. Однако, не будем излишне критичны и строги к странностям неординарного персонажа. Иногда в нашей жизни случается так, что отношение к ней вдруг радикально меняется. Ровно на сто восемьдесят градусов. В лучшую сторону. К счастью, так случилось и здесь.
Главный герой встречает на своём пути довольно необычную женщину и его жизнь, как я уже упоминал, переворачивается с головы на хорошие, крепкие ноги. Необычность ситуации в том, что внезапно появившаяся в его жизни подруга очень преклонного возраста! Но не смотря на это я категорически отказываюсь называть её «старушкой», «пожилой леди» или даже бабушкой. Называть подобными именами этот замечательный образ, значило бы попросту нехорошо обозвать его. Энергичная, знающая что такое хорошее ощущение жизни, абсолютно свободная душой, эта женщина легко завертела в водовороте своей бешеной энергии неумудрённого опытом, молодого парня.
- Но вам никогда не дашь восемьдесят лет! — в изумлении восклицает наш герой.
И это действительно так. Её внутренняя красота, свобода духа, её оптимизм и даже бесстрашие могут впечатлить, вдохнуть надежду и вдохновить на жизнь любого молодого зрителя. Кажется, чем дальше, тем больше сюжет фильма пропитывается духом оптимизма и любви к жизни, и мы даже почти не замечаем дыхания незримо подкравшейся беды… Но даже трагическая концовка не портит здесь общей картины. Думаю, что иногда любому киноману стоит оторваться от боевиков и продвинутых три-дэ фильмов и на время окунуться в старое доброе кино без компьютерных анимаций и спецэффектов. Считаю, что фильм мог бы понравиться и любителям философских произведений и поклонникам более приземлённых жанров и даже почитателям комедий.
8 апреля 2012
Черная комедия едва ли не самый любимый мой жанр. Фильм «Гарольд и Мод» потрясающе начинается. В нем немало смешных моментов. Я должна была быть от него в восторге. Но он вызвал полное неприятие, даже отторжение.
Сюжет слишком прост. Он включает всего два события — знакомство главных героев и их расставание. А между ними — демонстрация чудачеств персонажей. Причем, с инсценировками самоубийства Гарольда, пожалуй, получился перебор. С одной стороны, картина интересна в своей оригинальности. Где еще увидим в качестве влюбленных очарованного смертью еле живого юного джентльмена и слишком живую в своей предсмертной агонии старушку? Но их отношения могут вызвать не меньшее отвращение, чем любовь двух гомосексуалистов, какими бы трогательными они ни были.
И еще, у меня не возникло чувство сопереживания. Вначале Гарольд может вызвать симпатию, потому что предстает изобретательным бунтарем. Потом становится ясно, что мы имеем дело с избалованным бездельником, которого мало секли в детстве и ему действительно не помешала бы армейская служба. В тот момент, когда мать подарила сыну машину, а тот подошел к ней с циничной величественностью на лице и газовым резаком в руке, я потеряла к нему интерес. Ближе к концу картины скорее карикатурные антагонисты в лице матери и дяди требуют сочувствия к себе, чем этот капризный оболтус.
Смотреть бессобытийную историю без сочувствия к героям — что может быть скучнее?
6 февраля 2012
А вы обращаете внимание на своих детей, родных, близких? Дарите свое тепло и заботу? Не замечаете за ними странностей? Как отнесетесь к походам «сына» на кладбище?..
Как известно, душа человека — потемки. Но поведение — всегда проявление насущных проблем. Любому существу для жизни нужна любовь, поступки, а не слова. И душе, чтобы жить, нужна подпитка. Этакий уголок запахов (духов, снега, дыма, свежескошенной травы). Того, что можно потрогать или почувствовать. Жизнь есть в музыке, танце, общении, дружбе, любви. Желание жить дает так много, стоит это только увидеть!
Все мы — «дети цветов», ромашки. Главное не чувствовать себя, как герой картины — такими, как все. Ведь все цветы разные: один тянется к небу, другой смотрит в сторону, третий опускает голову к земле. Не нужно терять веры, что встретится Мод, пусть это будет не как в картине — старушка, а парень (девушка), дающий (ая) свет.
Если вы посмотрите фильм, то на полтора часа окунетесь в странный мир парня-одиночки, с бледным лицом, безумным взглядом, катающимся на автомобиле-катафалке. Гарольд считает себя ущербным, а попытками самоубийства привлекает внимание матери. Эти ходы режиссера, через гротеск, открывают причудливый внутренний мир ребенка и заставляют услышать его внутренний крик. Крик о помощи будет услышан Мод, восьмидесятилетней старушкой, заряжающей своей неуемной энергией. Эта бабуля — настоящая лихачка, крадет машины, ищет новых ощущений и проповедует идею о привязанности к людям, а не к вещам. Сложно представить себе ее молодость, как бурлила жизнь, в какие идеалы она верила и как их отстаивала!
Определение жанра фильма я бы охарактеризовала, как комедия (драма). В нескольких моментах, честно признаюсь, ухохатывалась. Надо ж было так обдурить полицейского, тем более, дважды! В картине присутствует черный юмор. Непроизвольный смех вызвала шутка с отрубленной рукой… Драматично прощаться с любовью, но такова жизнь. Кто-то рождается, кто-то умирает. Символичен момент, когда медальон, подаренный Гарольдом Мод, она выбрасывает в реку. Ведь любовь заключена не в предмете, а душе того, кто дарит и кто получает…
Этот фильм я бы не советовала смотреть консерваторам, ведь есть провокационные моменты для любого времени. Могу лишь сказать, румянец на лице парня и слезы в его глазах — есть настоящая любовь, а она искупает любые подтексты.
Финал фильма хорош избавлением от всей ненужной человеку шелухи…
Хочу поблагодарить человека, который тонко почувствовал мое настроение и посоветовал картину к просмотру, для облегчения души, которая просила ответы на некоторые вопросы жизни…
10 из 10
14 июня 2011
Когда речь заходит о фильме «Гарольд и Мод» зрители всегда как бы делятся на два лагеря. Одни приходят в умиление от легких и трогательных отношений героев, расписанных на фоне глубоких и важнейших вопросов жизни, смерти, вселенной и всего такого. Другие же видят в нем лишь провокационную историю нетрадиционных отношений избалованного жильца буржуазной клетки и вызывающей своим поведением комсомолки. А ведь это великолепный фильм, фактически как Бойцовский клуб, только тот понаглее и агрессивнее будет, у данной же кино ленты несколько другая манера побуждения к действию.
Возможно я напрасно называю картину провокационной и вызывающей, ведь если подумать в первой половине фильма выходки героев — Гарольда и Мод вполне подписываются под определение проделок мелких возбудителей спокойствия, милых детишек по наивности заигравшихся со спичками в стоге сена, но когда персоны разных возрастов, эпох, взглядов, социальных статусов и полов сливаются в агонии страсти даже самый зрелый католик невольно испытает рвотный рефлекс, кровью, лишь только представив обвисшую грудь старой девы. Ну а если католики негодуют, то чего уж говорить о пустосвятах и прочих блюстителей нравственности воспринимающих подобный союз в лучшем случае хмурой миной и неодобрительным плевком в экран (подобная ситуация реально имела место быть) и их между прочим можно понять.
Но это чуть больше чем просто кино об отношениях двух людей. Это настоящий вызов против системы, рутины и банальностей, уз и запретов устанавливаемых обществом. Фильм довольно деликатно, без нажима и надломленного нерва проникает туда, где правила и система формируют человеческий хрящ, прикрывающиеся фальшивым этикетом и притворной добродетелью, и столь же ювелирно его освобождает. Герой Гарольд будучи рожденным в эпицентре ханжеского мира — в высшем буржуазном обществе, почти интуитивно осознает его мнимое целомудрие, от чего и страдает. Этим то и объясняется его отчужденность, вечное стремление к мизантропии, культе разрушения и смерти. Гарольд чувствует двуличную изнанку мира, но объяснить это логически, и, соответственно, найти пути решения не способен. Тут то и появляется Мод, независимая, раскрепощенная, энергичная (буквально Тайлер Дерден в юбке) пожилая леди улыбающаяся в лицо смерти (судя по татуировке узник Освенцима), от чего умеющая ценить жизнь. На ее плечи и ложится морально нравственное воспитание души неокрепшего Гарольда, его становление как личности, искренней, свободной, самостоятельной.
Особенно приятно мне в этом фильме то, что режиссер намеренно не опускается до демонстрации эпатажа, насколько бы скользкой и щекотливой тема не была. Фильм не вызывает шока и не раздувает скандал, а действует очень мягко, в стиле строго доброго инди-фильмс, главным козырем которого есть ни что иное как человеческое отношение, жизнелюбие и оптимизм. Но и здесь фильм ни впадает в крайности, не переходит за рубеж наивной легковесности и распускания соплей. Черта, она же грань между лирической самовлюбленностью поэта и строгой риторичностью в данном контексте отточена и доведена до филигранной изысканности, где есть не только Герои и их проблемы, но и роскошный, крайне лаконичный, но в то же время хлесткий стеб на армией, религией, властью и прочими структурами регулирования и тоталитарного вмешательства в человеческую жизнь. И, повторюсь, все это с бодрой долей иронии, грамме сарказма и пол порции доброго цинизма, который при всей своей черноте воспринимается белым (и пушистым).
«Гарольд и Мод» кино не тривиальное. Фильмы подобного сорта как правило либо становятся фаворитами домашнего просмотра в узком фанатском кругу, либо игнорируются и всячески дискредитируются как образец дурновкусия и всякого рода порнография, и иных вариантов здесь не дано. Собственно именно подобное деление на фанатов и аппозицию закрепляет за фильмом некий иммунитет вневременного существования на экранах мира, по крайней мере до тех пока законы морали не станут нормой на столько, что через них возможно будет перешагнуть. Но, покуда провокация фильма имеет волю и власть, над умами фарисейского общества, сие творение обреченно жить среди нас.
Оценка за антибуржуазный шедевр соответствующая:
10 из 10
7 июня 2011
Совершенно не помню, где и как я нашла этот фильм, да и описание не вызвало особого интереса, но в один из вечеров мне все-таки захотелось его посмотреть.
Фильм вызвал во мне весьма противоречивые чувства: небольшая неприязнь к Мод,как мне показалась, она вышла немного вульгарной, ну или противно-игривой, Гарольд же полюбился безумно. Нестандартный аристократичный молодой человек просто завораживает. Закрою глаза на некоторые недостатки игры Бада Корта, могу смело заверить, что Гарольд — один из самых любимых героев кино.
Еще хотелось бы сказать про приятную атмосферу фильма и замечательные саундтреки Кэта Стивенсона, которые, как никакие другие подходят к обстановке.
Радует факт, что в своем кругу я первая обнаружила этот фильм и приобщила к нему многих людей, в том числе и иностранцев. И весьма приятно получить сообщение из Германии «Вчера посмотрела Гарольд и Мод. Супер!»
11 июня 2010
Что может быть общего между 15-летним юношей из богатой семьи и эксцентричной 80-летней женщиной? Он мучим депрессией, недостаточным вниманием матери, скукой и обыденностью жизни. Неожиданно открыв для себя, что единственный способ почувствовать жизнь, это умереть, Гарольд систематически инсценирует самоубийства, доходящие до откровенного абсурда и раздражающие мать. Смерть завораживает подростка, внушая его впечатлительной натуре некий темный романтизм. Его любимое развлечение — это похороны, на которые он ездит на собственном катафалке. Ни психоаналитик, ни священник не в силе переубедить Гарольда стать обычным мальчиком.
Мод обожает жизнь. Она любит чувствовать ее вкус везде и во всем — начиная от запахов и прикосновений заканчивая авантюрными приключениями, отнюдь не свойственными ее возрасту.
На 23 минуте просмотра я абсолютно в восторге от этого фильма. Процессия в черном, серость и мрачность, и Мод — с желтым зонтом и озорной улыбкой широко ступает во главе процессии; та, что ближе всех приблизилась к смерти, но как никогда ярко ощущает всю прелесть жизни. Она как вкрапление солнечного луча в серый и скорбный пейзаж.
Замечательная пьеса студента-выпускника Джека Хиггенса о смысле и красоте жизни, о любви и смерти, послужила сценарием для этого фильма, ставшего культовым в 70-е.
Очень трогательная драма, жизнеутверждающая и глубокая, не смотря на то, что в некоторые моменты может вызывать достаточно противоречивые чувства.
Поэтому советую всем, кто не видел этот фильм обязательно его посмотреть.
26 мая 2010
У Гарольда есть всё, кроме самих желаний. Молодость, состояние, заботливая, да, по-своему, заботливая мать. Но он находит радость в собственной смерти, не уставая инсценировать самоубийства, эгоистически рассчитывая созерцать скорбь близких от своего внезапного конца. Непрекращающиеся эксцентричные выходки сына давно уже не пугают привыкшую ко всякому и уставшую от однообразия родительницу, собравшуюся, женив, обычным способом остепенить заигравшегося ребёнка. Только ей не повезло. Гарольд встретил Мод. На похоронах.
Гарольд любил провожать людей в последний путь. Он не представлял, что делать со своей жизнью, в чужих похоронах предвкушая счастье от ухода на тот свет. А Мод, Мод, в отличие от Гарольда, знала, что ей нужно от жизни, находя радость в том, что ещё не пришёл её черёд, а, значит, у неё ещё осталось время, которое нужно чем-то занять. И она заняла его Гарольдом.
Два антипода, встретившись, не могли просто так расстаться, проникаясь неизбежным интересом взаимного любопытства: она взялась завести «замёрзшего» парня, а он — понять, откуда у старушки столько прыти, когда так близок столь милый ему конец. Классическое притяжение двух полюсов открыло глазам застарелого мальчика прорву всякого разного, беспокойством расталкивая пассивного юношу, заставляя, обернувшись вокруг, увидеть силу движения и множество неведомых ему вещей.
Всплывающие в ностальгических воспоминаниях события из бурного прошлого бойкой Мод, пробуждают в Гарольде интерес к жизни, а призывно-указующие рок-баллады культового гитариста Кэта Стивенса, поддерживают его стремление сделать твёрдый и решительный шаг навстречу, принося убеждение в том, что взять от жизни можно гораздо больше, чем просто её отдать.
Для отмерившей свой век Мод, странный мальчик — не очередной рискованный эксперимент взбалмошной старухи — последний шанс избавиться от сомнений: правильно ли она делала, так и сяк переворачивая свою жизнь, не было ли ошибки, и есть ли на свете тот, кто сможет разделить с ней свою судьбу.
Случайная встреча, открывает двоим веру в себя, позволяя самим творить свое будущее, не требуя материнской жалости и не нуждаясь в советах заезженных дураков, становясь непостижимой загадкой для психоаналитиков и вызывая горькое сожаление носителей церковных оков: они свободны, они живы, и они будут жить, по-настоящему. Пока хватит сил.
Глупые выходки Гарольда и вызывающее поведение Мод — тонкий аромат саморазрушительной комедии, соединившей начало жизни и её исход, пробуждение и угасание, обрамляющие связь, которой покорны все года, ту связь, что туманом застилает глаза цветущего Бада Корта и жемчугом скатывается по увядающим щекам Рут Гордон, убеждая, что невозможное возможно, и в двадцать лет, и даже в восемьдесят… пять.
5 января 2010
You can do what you want
Чем может закончиться встреча на кладбище, да-да, самая обычная встреча на самом обычном кладбище? Ничем хорошим, скажите вы. И будете не правы. Порой Судьба нам преподносит странные сюрпризы, при этом совершенно не заботясь о том, где именно нам предстоит эти самые сюрпризы получить. Так во время похорон совершенно незнакомого человека Гарольд случайно увидел Мод. Такое бывает — вдруг сталкиваются на своём жизненном пути два совершенно разных, но в то же время в чём-то очень похожих друг на друга человека. К примеру, Гарольд — несовершеннолетний крайне депрессивный паренёк, с задатками неплохого актёра и Мод — 75-летняя неугомонная искательница приключений.
Сложно представить себе более странную парочку: она — престарелая угонщица автомобилей, он — юный парнишка, инсценирующий свою смерть по нескольку раз на день. Она — не мыслящая ни одного дня без действия, забавная, никогда не унывающая, с очаровательной улыбкой на лице рассуждающая о том, в каком возрасте лучше покинуть этот мир. Он — как сейчас сказали бы, носитель тру-готического мировоззрения, разочаровавшийся в жизни, ещё даже не успев её познать, задумчивый и апатичный. Оба с каким-то маниакальным постоянством любят присутствовать на чужих похоронах, получая при этом порцию странного эстетического удовольствия. Она — чтобы острее почувствовать жизнь, он — чтобы проникнуться духом смерти. Они оба одиноки, она — в силу своего возраста, он — из-за характера.
Так и хочется сказать: «И встретились два одиночества…» Правда Мод от нехватки общения никогда не страдала. И пускай дома её никто не ждёт, лишь старые воспоминания, она научилась просто любить жизнь и, быть может, ей удастся поделиться этим важным умением с другими. Другое дело Гарольд — в изысканном особняке его ожидает мама, задумавшая женить сына, дабы таким образом повлиять на его характер. Каждый день — своеобразные смотрины невест и каждый раз — новый способ от них избавиться. Порой весьма странные — и невесты и способы — порой достаточно забавные. Но это нормально, потому как вся эта история сама по себе представляет собой зрелище весьма любопытное. Столько отборного чёрного юмора за каких-то полтора часа, столько умных и оригинальных диалогов. Сама атмосфера, созданная благодаря умелой съёмке, красочным декорациям и отличной музыки, образы героев, начиная от их костюмов и заканчивая мимикой и манерой разговора — всё это интересно само по себе, а в совокупности позволяет говорить о настоящем маленьком шедевре. Быть может — не для всех.
Чего можно ожидать от ленты, снятой в таком далёком 1971, первая сцена которой являет собой то, чем обычно хорошее кино должно заканчиваться? Как оказалось — чего угодно. Кто-то получит заряд отличного настроения, кто-то — хороший жизненный урок, а кто-то будет жаловаться на потраченное зря драгоценное время и на абсолютную безнравственность происходящего на экране. Впрочем, и такая реакция легко объяснима.
Комедийная мелодрама как жанр для многих представляется чем-то крайне лёгким, построенным по давно существующим шаблонам и напичканным дежурными шутками. Так вот, «Гарольд и Мод» не типичная мелодрама и не классическая комедия. Виной тому чёрный юмор, а так же его общий уровень, который намного выше классического лёгкого, порой граничащий с сатирой на общество и тонкой едкой иронией. Что касается мелодраматичной составляющей, то напоминаю, разница в возрасте у нашей парочки больше чем полвека. Так что, если вы страдаете хронической нехваткой чувства юмора и тотальной нелюбовью ко всему слегка выбивающемуся из общих норм — просьба от просмотра воздержаться. Как показывает практика, адекватной реакции в таком случае всё равно не будет. Всем остальным ценителям хорошего кино: если случайно наткнётесь на эту ленту — не пропустите. Особенно, если в душе царит дождливая осень и улыбка всё реже посещает ваше лицо. Возможно, история Гарольда и Мод станет для вас той самой горьковато-сладкой пилюлей, приняв которую вы исцелитесь.
«У каждого есть право выглядеть дураком. Нельзя позволять миру судить себя слишком строго» (с)
18 июля 2009
Гарольд и Мод. Мод и Гарольд. Эти имена стали воплощением жизни и смерти, любви и дружбы, юности и старости.
Гарольд — избалованный юнец, издевается над чопорной и недалекой матерью, чтущей скорее условности, чем традиции. Он очень одинок, но и у него есть свои радости — он любит всё, что связано со смертью. ходить на похороны, водить катафалк, «убивать себя» всё новыми способами… И чем бы это закончилось — неизвестно, если бы на пути Гарольда не повстречалась Мод. Скоро ей исполнится 80 лет. Мод считает, что это лучший возраст для ухода из жизни — 75 еще рано, а 85 — уже перебор. Мод тоже ходит на похороны. Она не любит черное, живет сегодняшним днем, а также напоминает людям, что привыкать к вещам не стоит — завтра их может и не быть, хотя «сама в свое время любила коллекционировать и много чего насобирала». Она живет в старом ржавом вагоне около дороги, но внутри — сокровищница. Чего там только нет!.. Коллекция запахов, инструменты, картины, цветы, реликвии, воспоминания… Попадая в этот рай, Гарольд преображается — его глаза светятся интересом, любопытством, а на губах играет теплая улыбка, будто он встретился с чем-то родным и необходимым для душевного равновесия. С этого момента начинаются маленькие приключения, знакомство с жизнью, открытия.
Поначалу ни о какой любви и речи нет. Гарольду очень интересно с Мод. Но разве кто-нибудь из нас обратил внимание на условности, когда рядом с тобой человек, который открывает тебе глаза, не резко, с болью от солнечного света, а постепенно выводя из тьмы при помощи чувств, ощущений, дурачеств; который учит на собственном примере, что нельзя боятся мыслей окружающих о твоих поступках. «Печали людей происходят из того, что они хотят быть похожими на эти цветы»,- так отвечает Мод Гарольду на его же ответ, что хочет он быть похожим на ромашку оттого, что все они одинаковы.
Диалоги просто замечательны. Особенно разговоры Мод, которые можно растаскивать на цитаты. Она не тыкает Гарольда лицом в его же заблуждения, ошибки, пытаясь таким образом наставить его на путь истинный.
Мод — идеальный друг для каждого из нас, заблудшего, ушедшего в сторону от жизни. Она не привязывает к себе, а говорит: «Иди и полюби кого-нибудь еще.» «Живи!» Рут Гордон настолько вписалась в образ, что не веришь, будто кино закончилось, что это было только кино…
Перед глазами до сих пор стоит Гарольд с банджо, уходящий куда-то вдаль, тихо перебирая струны. Тоскливо и радостно одновременно. Неповторимо.
10 из 10
29 мая 2009
Гарольд — избалованный подросток, живущий в роскошном доме и не испытывающий каких-либо материальных трудностей. Но как это обычно бывает несмотря на то, что он не испытывает стеснения в материальном плане, Гарольд одинок. Живет он с матерью, которая занята своими проблемами — приемы, встречи и другие «занятия» богатых, не работающих людей. Мать Гарольда абсолютно не находит времени на сына. Поэтому дабы привлечь внимание матери Гарольд постоянно инсценирует свою смерть, что однако не дает никакого результата. Так же Гарольд имеет очень странные хобби — он любит все, что связанно со смертью и любит бывать на похоронах, совершенно не знакомых ему людей. Именно на одних из похорон, юноша встретит Мод — милую старушку, которая так же любительница посетить похороны и кладбища. Но в отличие от Гарольда, у Мод жизнь «бьет ключом». Встреча двух таких разных людей, у которых разные возрастные рамки, сначала начинается дружбой, но в конечном итоге перерастает в нечто большее.
Сюжет фильма явно неоднозначен и некоторых пуританских настроенных людей может повергнуть минимум в недоумение, а максимум в шок. Действительно, что бы снять фильм на тему отношений почти восьмидесятилетней бабули и молодого парня надо иметь огромную смелость. Предположу, что для того, что бы посмотреть фильм, после прочтения сюжетной линии смелость понадобится тоже.
Но если отбросить все предрассудки, то в результате получилась неплохая комедия. К тому же с довольно таки поучительным смыслом. «Как каким смыслом?» — спросят многие. Да с простым, отвечу я. Но если вы его не увидели, то вряд ли и увидите.
Но, не смотря на то, что я так положительно отозвался о фильме, довольно высокую оценку я ему не поставлю, по нескольким причинам. Во-первых — я бы больше бы хотел увидеть комедию, чем комедию с мелодрамой с уклоном в авторское кино. Во-вторых, лично я не увидел большой страсти в отношениях героев — тема любви хорошо началась, но плохо реализована, это по-моему. Ну, в принципе если учесть, год создания картины и то, что в то время этот фильм и так был прорывом, то это можно списать на время.
Думаю в наше время, можно было бы снять римейк этой картины с известными актерами (если бы они согласились на это). В роли Мод я отчетливо вижу Имельду Стоунтон (особенно в гриме из Веры Дрейк), а в образе Гарольда можно спокойно «втиснуть» любого голливудского «мальчика зайчика», даже Зака Эфрона, а то может у него огромный потенциал, а реализовать кроме «классных мюзиклов» негде.
Что же касается актеров в самом фильме, то Рут Гордон превосходна в роли Мод, а вот Бад Корт не до конца раскрылся.
В свое время фильм не заслужил особых регалий и был практически проигнорирован на престижных премиях, получив лишь 2 номинации на Золотой глобус за исполнение ролей в комедийном фильме. Но зато фильм занимает 69 место в престижном списке 100 самых лучших американских романтических фильмов, составленном Американским киноинститутом (AFI)
6 из 10
27 февраля 2009
Говоря по правде я очень удивилась, не найдя здесь ни одного отзыва на этот фильм. На славном сайте imdb у «Гарольда и Мод» прекрасный рейтинг — 8,1 и более двадцати одной тысячи голосов. Впечатляет, правда? Увы, не так, как хотелось.
Фильм скучный, фильм с весьма средней режиссурой, ничем не примечательной операторской работой, милым саундтреком и одним огромным минусом — сценарием. Фильм мне не понравился именно из-за сюжета.
Если бы сценаристы не включили утреннюю сцену в постели и идиотское желание главного героя женится на Мод и свели бы все к дружеским отношениям, поиску смысла жизни и обретения себя — фильм бы вышел нормальным. Но эта отвратительная идея — что 17—18- летний мальчик спит с 80-летней старухой, которая красит глаза голубым и носит бантики, — бред, извращение и абсурд.
Нет, я все понимаю, любви все возрасты покорны. И мальчик запутался и жизни не знает, что творит, и старушке хочется приключений перед смертью — но не до такой же степени.
Есть фильмы, в которых есть история любви и героев разделяют 20 лет, 30 лет. Но не шестьдесят же!
Но даже этот отврательный извращенный факт не был бы так ужасен, если бы вы смотрели на экран и верили героям! В фильме «Элегия», с красавицей Пенелопой Круз, ты практически не обращаешь внимание, что между этими людьми пропасть лет — настолько они убедительны в своей любви, в своих переживаниях.
Тут смотреть было противно. Хорошо, что фильм идет всего полтора часа — не так много времени было потеряно зря.
15 декабря 2008