Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 5.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дерзость |
год: | 1971 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Георгий Юнгвальд-Хилькевич |
сценарий: | Василий Земляк |
видеооператор: | Александр Полынников |
композиторы: | Лев Степанов, Виктор Власов |
художник: | Юрий Горобец |
монтаж: | Эльвира Серова |
жанры: | боевик, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 февраля 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
На территории разных стран Европы для фюрера и высшего командования вермахта были построены 16 ставок разных размеров и четыре к окончанию войны находились в стадии планирования и строительства. Гитлер посетил лишь шесть действующих ставок, в большинстве которых был по несколько дней или даже всего один день. О пристрастии Адольфа Гитлера к мистике написан не один исторический труд. В Третьем рейхе была секретная организация «Аненербе», которая выбрала место для знаменитой ставки Гитлера «Вервольф» в Украине. «Вервольф» фактически был уменьшенной копией другой ставки Гитлера «Вольфшанце» в Восточной Пруссии. «Вервольф» действовал с 16 июля 1942 года до 15 марта 1944 года, затем входы в бункер были взорваны отступавшими немецкими войсками. Тема бункеров Гитлера — это отдельный долгий разговор, как и покушения на рейхканцлера Германии. В целом, за период с 1943 по первую половину 1944 года военные вермахта готовили на Гитлера десять не связанных один с другим покушений (имеются сведения о 63), но осуществить удалось лишь одно — «Валькирия».
Уже в конце 1941 года Сталин поставил задание перед руководством НКВД СССР любым способом уничтожить Гитлера на территории Германии или за границей. Спецслужба приступила к работе. Отрабатывались сразу несколько вариантов, но утверждены были лишь три. Первый предусматривал покушение на Гитлера в Москве, в случае её взятия немцами. Второй — покушение на Гитлера летом 1942 года во время его пребывания в винницком филиале главной полевой ставки. Боевая операция возлагалась на партизанский отряд под командованием Медведева, который действовал под Ровно. Все партизанские отряды, которые вели борьбу на Украине, должны были собирать информацию о «Вервольфе». Партизаны так и не смогли своевременно получить точных данных о расположении наземных строений и о внутреннем распорядке работы ставки. Значительно позже краткие сведения о ставке сообщил один из пленных немецких летчиков, но операцию перенесли. Когда в начале 1943 года Гитлер во второй раз приехал в «Вервольф», оперативной группе партизанского отряда так и не удалось проникнуть в Винницу. С этим заданием она справилась лишь осенью того же года, но фюрера в ставке в это время уже не было.
Ещё одна попытка — совершенно экзотическая — была задумана в 1942 году и не была связана с «Вервольфом». Молодому агенту НКВД СССР Игорю Маклашевском предстояло убить Гитлера с помощью популярной актрисы Ольги Чеховой. Она переехала из России в Германию еще в 1921 году и сделала там блестящую карьеру в кинематографии. Её высоко ценил Геринг, который даже не подозревал, что Чехова является агентом НКВД. Полностью реальные планы физического устранения Гитлера были разработаны и британскими спецслужбами. В полном объёме эти материалы под кодовым названием «Фоксли» были обнародованы только в конце 1998 года. Аналогичные специальные операции по устранению Гитлера разрабатывались и спецслужбами США. Однако в конечном счёте Рузвельт, Черчилль и Сталин, согласился с тем, что более целесообразно отказаться от подобных замыслов. Это реальный исторический фон событий, показанных в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Но режиссёр снимал вовсе не документальный фильм, а героико приключенческую ленту в антураже «мистической» ставки Гитлера.
Литературной основой послужила книга украинского советского писателя Василия Земляка «Подполковник Шиманский». Это героическая повесть для старшего школьного возраста, созданная в необычной и неожиданной авторской манере, сочетающей в себе суровую правду войны с элементами романтики, свойственной украинскому фольклору. Во время работы над фильмом Юнгвальд-Хилькевич сделал для себя неожиданное открытие, узнав, что чиновники от кино — антисемиты! Когда он только приступил к работе, в Госкино ему сказали: «Поскольку Шиманский — еврейская фамилия, то пусть будет Клименко». На главную роль режиссёр взял актера с типично арийским лицом (белокожий блондин с голубыми водянистыми глазами, с тонким, с горбинкой, красивой формы носом) — Николая Олялина. Причём первоначально Юнгвальд-Хилькевич видел в этой роли Высоцкого, но снять его ему не позволили, сказали: «Мы вам дали снять его в Опасных гастролях, потому что Высоцкий поёт, а что этому ужасному актёру делать в Дерзости?»
У жанра «военный» слишком широкий вариативный «разброс». Для детализации необходимо уточнение: военная драма, военная комедия, военная мелодрама, военная сказка, военный эпос. В данном случае — военная сказка. Ничего зазорного в этом нет, тем более что в подобном ключе снято немало картин о Великой Отечественной, взять хотя бы «Дачную поездку сержанта Цыбули» (1979) с Сергеем Ивановым, или «Крепкий орешек» (1968) с Надеждой Румянцевой. Однако нужно помнить, что сказку от комедии отличает главная черта — история в «Дерзости» полна драматизма, без намёка на юмор, но с огромным количеством допущений, которые выглядят в фильме, как крайне удачные стечения обстоятельств или попросту — везение. У главного героя получается абсолютно всё, за что бы он не взялся. Звучит малоправдоподобно, но не стоит забывать, что в основе сценария — повесть для детей старшего школьного возраста. И аудитория у фильма — ненамного старше. Разумеется, сегодняшнему взрослому зрителю, не видевшему картину в 10—14 лет, трудно разглядеть достоинства ленты. Но они у неё есть.
Это, прежде всего, актёрская игра. Каким бы сказочным ни был сюжет, актёры отнеслись к своим персонажам как к настоящим живым людям. Касается это всех артистов, но в первую очередь Николая Олялина. Удивительное дело, но артист, ставший невероятно популярным именно в военных ролях, в армии так и не служил. С 1968 года Николай Олялин начал работать в Киеве на киностудии имени Довженко. Всего за первые 10 лет работы в кино Олялин сыграл роли в 18-ти фильмах! Актёр вспоминал такой случай: «Мы заходим в Кремль, все достают документы. Я подхожу, тоже достаю. А милиционеры почему-то отдают честь и пропускают меня». Вот она — сила искусства! Народная любовь формируется не только на «громких» и «правильных» фильмах, она культивируется по многочисленным второстепенным и даже эпизодическим ролям. Разве не заслуживают зрительского внимания Владимр Гуляев с его старшиной Белоусом, Валентина Гришокина в роли Нонны, Татьяна Чернова, воплотившуюся в Клару Фост, Юрий Дубровин, исключительно достоверно сыгравший предателя Рыжего? Безусловно, заслуживают. Что же до «сказочности», то сказка — это предтеча модного нынче направления альтернативной реальности — все смотрят и очень многим нравится…
12 марта 2020