Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Церемония |
английское название: |
Gishiki |
год: | 1971 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Нагиса Осима |
сценаристы: | Мамору Сасаки, Цутому Тамура, Нагиса Осима |
продюсеры: | Кинсиро Кудзуи, Такудзи Ямагути |
видеооператор: | Тоитиро Нарусима |
композитор: | Тору Такэмицу |
художники: | Сигэмаса Тода, Сигэнори Симоисидзака, Кацуо Маки |
монтаж: | Кэиити Ураока |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 июня 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 3 мин |
В этом достаточно тяжелом и неторопливом фильме японский режиссер Нагаси Осима отразил историю родной страны за целое двадцатилетие, не показав при этом ни одного исторического события. Вся лента строится на воспоминаниях некоего Масуо, члена клана Сакурадо, причем в фильме показаны в основном торжественные церемонии, на которые клан собирается вместе. Похороны, поминки, свадьбы и юбилейные торжества — все эти церемонии чрезвычайно важны для жителей страны восходящего солнца, а потому, именно их режиссер взял за основу концепции своей ленты. Чтобы понять все замыслы режиссера, нужно пересмотреть фильм несколько раз, иначе он может показаться излишне статичным и бессвязным. Желательно при этом ознакомиться с историей Японии в период с 1947 по 1971 годы.
Масуо вспоминает торжественные церемонии начиная с 1947 года, когда он, еще мальчиком, приехал из Манчжурии в дом дедушки. Отец Масуо покончил жизнь самоубийством, а император Японии принял конституцию, сломившую традиционные уклады общества. Послевоенное поколение оказалось на распутье идей — развилке, ставшей для многих тупиком. Одни японцы остались верны традициям, иные вооружились лозунгами и затянули военные песни, третьих же раскидало по противоборствующим полюсам радикальных убеждений. Глава клана Сакурадо, Кадзоуми, оставался до самой смерти верен древнейшим традициям, их же он и пытался сохранять в семье. Но жившие порознь родственники впитывали разные суждения — кто-то встал на сторону коммунистов, а кто-то счел единственным выходом из тупика национализм. Каждая новая церемония демонстрирует усиление разногласий между членами клана, которых едва ли сдерживает строгий дед. А главный герой меж тем так и не может определиться во взглядах, олицетворяя то самое поколение, загнанное в идейный тупик. Именно нерешительность постоянно мешает Масуо, единственному герою фильма, чей характер режиссер полностью раскрывает для зрителя. В клане его всегда обходил Тэрумити, незаконнорожденный, но признанный сын Кадзоуми. Более решительно настроенный Тэрумити овладел в юношестве Сэцукой, теткой и первой любовью Масуо. Сам же главный герой остается покинутым, даже невеста сбегает от него перед бракосочетанием. Ирония состоит в том, что по традиции церемония должна состояться, и Масуо вынужден выносить позор фиктивной свадьбы.
Главной метафорой политических разногласий клана Сакурадо является свадебная церемония дядюшки Исаму, на которой каждый член семейства затягивает песню, отражающую его мировоззрение. От ортодоксальных песен и до «Интернационала» — лишь Масуо так ничего спеть не решился, хоть и хотел прокричать: «Нет Атомной бомбе!». Характерно и то, что все церемонии проходят в переломные для Японии годы, что еще более усиливает контрасты семейных отношений.
Некоторое тяготение Масуо к левым идеям позволили киноведам узреть в ленте некую автобиографичность, называемую в Японии ватакуси-сёсэцу. Если искать параллели в европейском кино, то данной ленте очень близко по содержанию раннее творчество Бертолуччи, в особенности, замечательное полотно «Перед революцией», в которой итальянский режиссер так же отразил частичку себя. Но если лента Бертолуччи все же больше концентрируется на личностных переживаниях героев, то Осима в равной степени уделяет внимание судьбе Масуо и судьбе родины.
Драматургия в фильме весьма своеобразна, по крайней мере отечественному зрителю она может показаться несколько сухой. Но это лишь на первый взгляд, тем более, что большую часть экранного времени занимают церемонии, поведение на которых должно соответствовать особому этикету. Но даже сохраняя внешнее спокойствие, герои не выглядят бездушными куклами, от них буквально исходит некое внутреннее волнение, словно лава в вулкане, готовом извергаться.
Вывод: Для Японии этот фильм является одним из наиболее значимых, как беспристрастный взгляд на непростую послевоенную историю. Концовка ленты весьма символична, словно жирная точка в истории поколения «атомной бомбы», после которого Япония вновь взметнулась на прежние высоты.
8 из 10
Годы, в которые проходили церемонии клана Сакурадо.
1947 — Принятие императором Хирохито конституции Японии.
1951 — Подписание в Сан-Франциско мирного договора между США и Японией.
1956 — подписание декларации СССР и Японии о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических и торговых отношений.
1961 — Окончание борьбы против «договора безопасности».
1971 — Массовые студенческие волнения в Токио.
8 июля 2011