Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Антрацит |
год: | 1971 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Сурин |
сценарий: | Эдуард Володарский |
видеооператоры: | Михаил Биц, Владимир Ошеров |
композитор: | Алексей Муравлёв |
художник: | Вадим Кислых |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 января 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 17 мин |
Рабочая социальная мелодрама с крайне точным названием. На момент съёмок сценарист Эдуард Володарский не был известен так широко, как в последующие десятилетия, но с названием картины он попал, что называется, «в десятку». Антрацит — самый древний из ископаемых углей, лучший сорт каменного угля, отличающийся чёрным цветом, сильным блеском, большой теплотворной способностью. Но чтобы добыть его, поднять на-гора и отправить по назначению, нужно упорно трудиться. О шахтёрах снято много фильмов не только потому, что уголь долгое время был «кровью» советской промышленности, а потому, что профессия шахтёра одна из самых травмоопасных. Угледобывающая техника совершенствуется, но шахтёры продолжают гибнуть. И это тоже накладывает свой отпечаток на людей, каждый день спускающихся в «царство Аида».
Фильм Александра Сурина кому-то может показаться скучным, а местами блёклым, потому что в нём нет «драйва», нет фонтанирования адреналина, а есть простой, каждодневный, привычный труд простых мужиков, уходящих в темноту, чтобы посредством угля дарить людям свет. На контрасте белого и чёрного построен весь фильм. Это и судьба вернувшегося из заключения Николая Миронова (Юрий Назаров): светлые воспоминания о жене, дочери, и чёрный провал длиной в 5 лагерных лет. Это и жена Николая — Клава Миронова (Жанна Прохоренко): радужные надежды после возвращения Николая, и горькие слёзы от его «приветствия». Это и шахтёр Юрий Купцов (Александр Збруев): желание подольше «холостяковать» после армии, а тут — нежелательная беременность Тани (Лидия Константинова). Это и шахтёр-рекордсмен Георгий Степанович (Фёдор Одиноков): искреннее желание подольше поработать на шахте, и выход «в неизвестность» — на пенсию.
Конечно, не у всех героев «степень контрастности» одинакова, но для каждого она имеет первостепенное значение, потому что касается их дальнейшей жизни. Фильм получился «негромким», но жизненным. Создатели фильма вовсе не ставили перед собой задачу отразить «героику шахтёрской профессии». Главным для них являлся внутренний мир персонажей, который складывается не только из рабочих часов, но и из личной жизни. Эти две составные части жизни рабочего человека крепко переплетены и сильно влияют друг на друга: если дома всё в порядке, то и на работе всё ладится. А если нет, то зачем тогда все рекорды?.. Хорошее спокойное кино о том времени, когда работалось легко и весело, когда всё было по плечу, когда на работу шли как на праздник, когда всё получалось и все получали то, что заслуживали.
15 февраля 2018