Рейтинг фильма | |
![]() |
6.1 |
![]() |
5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Старый дом |
год: | 1970 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Борис Бунеев |
сценаристы: | Иосиф Ольшанский, Нина Руднева |
видеооператор: | Грайр Гарибян |
композитор: | Михаил Раухвергер |
художник: | Ольга Беднова |
жанры: | драма, биография |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
23 марта 1970 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 28 мин |
Россия
середина XIX века
Александр Герцен /Андрей Мягков/ - молодой человек с революционными взглядами, ненавидит монархию, из-за своих идей оказывается в ссылке
Наталья /Ольга Гобзева/ - кузина Герцена, сирота, воспитывающаяся тётей; поддерживает связь с Александром во время его ссылки путём переписки
Иван Яковлев /Евгений Евстигнеев/ - богатый помещик, отец Герцена, желающий, чтобы его сын вёл обычную для помещика жизнь и продвигался по службе
Николай Огарёв /Родион Нахапетов/ - ближайший друг Герцена, поэт, придерживающийся таких же взглядов, что и Александр, отчего тоже попадает в ссылку
Признаться, я не ожидала от этого фильма особых эмоций, думала, будет он скучным. Советские фильмы-биографии, как правило, пестрят лозунгами и не показывают исторического деятеля, как человека. Но здесь стоит учитывать год создания ленты, чтобы понимать, что подход к данному жанру был уже несколько иным.
Фильм охватывает период жизни Герцена, когда он был сослан в ссылку, его служба там, женитьба, первые шаги в литературе. Да, было бы странно, если бы фильм о человеке с такими идеями обошёлся без обличения монархии, но на первом плане, как показалось мне, здесь всё-таки личность самого Александра.
Достаточно много внимания уделено его отношениям с Натальей и с отцом, который его сыном-то мало называл, именуя при посторонних воспитанником. Как мы помним, Герцен был внебрачным сыном помещика, который, однако, его вырастил и дал ему хорошее воспитание и образование.
Есть здесь моменты, похожие на литературно-музыкальную композицию, в частности, когда иллюстрировали переписку Герцена и Натальи. И в общую канву фильма это вписывается хорошо. Финала, как такового, нет. Здесь не показана эмиграция Герцена и его жизнь за границей. Здесь показано становление публициста, хотя не совсем обозначено, что же именно на его взгляды повлияло /пару моментов всего указано/ и насколько велико это влияние было.
Поколение Герцена можно понять, если процитировать слова одного из персонажей. Парень, отмечающий день рождения, в сердцах, с некоторой злостью на самого себя воскликнул: «21 год! И ничего ещё не сделано для вечности!» Удивительное это поколение было. Сейчас, конечно, всё иначе, сейчас двадцатилетние люди о вечности не думают вовсе, не говоря уже о том, чтобы оставить в ней свой след.
С теплотой встретила здесь нашу любимую Бабу-Ягу – Георгия Милляра, который исполнил крошечную роль конвоира. Понимаю, что этот фильм большинству может показаться скучным, но лично я о нём сложила противоположное мнение.
13 августа 2024
Сложно оценивать эту ленту. Здесь положительные моменты настолько тесно переплетены с моментами отрицательными, что оценку этой ленте выносить непросто.
Факторов «за» не так уж и много. Прежде всего — это замечательная игра Андрея Мягкова. Скромный, выдержанный, интеллигентный и кроткий он показывает нам ровно такого милого Герцена, какой несомненно должен быть классиком. Дорого стоит для меня сцена в которой Мягков просто и уверенно говорит — «ухожу со службы». В самую точку попадание, ибо человек ставит моральные аспекты выше закона.
Понравилась мне и структура ленты. Фильм разбит на небольшие сценки из которых и собирается жизнь самого Герцена. Ни одна из них не выглядит определяющей, но все они взаимосвязаны.
Вроде бы такой структурный расклад предполагает легкость повествования. Однако этот фильм исключение. Несмотря на все преимущества, сюжет рассказан тяжеловесно, сбивчиво, скучно. Показывая эпизоды из жизни Герцена нам рисуют лишь общие контуры его личности. В ленте мало психологически напряженных моментов в которых человек проявляет себя.
Это роднит ленту со многими современными американскими байопиками, которые лишь оживляют «статьи из Википедии». Да, он был непримиримым борцом за свободу и подмечал всю несправедливость крепостничества. Но, это было известно и до просмотра фильма. А большего, увы, нам так и не предлагают.
Да и мне показалось, что делали этот фильм без особого удовольствия. Будто заказ отрабатывали. Все вроде бы правильно, как надо, но при этом — пресно.
5 из 10
15 февраля 2021
Этот фильм нам расскажет о судьбе Александра Ивановича Герцена. Судьбе тяжелой и непростой. Этот писатель одним из первых стал поднимать серьезные вопросы нравственности и законности в нашем государстве. И очень здорово, что в конце фильма крупным планом показано лицо главного героя и он говорит слова, суть которых примерно такова: «Пусть не все получилось и не всех целей удалось достичь, но я все равно, на протяжении всей жизни, был верен своим убеждениям, своим взглядам, несмотря не на что!». Да, это ценно. И сейчас, с такое же непростое время, нам нужно также воспитывать в себе волю не отрекаться от своих взглядов из-за какого-либо внешнего влияния.
Само кино сделано хорошо. Здесь собраны хорошие актеры: главного героя играет Андрей Мягков, его старого отца Евгений Евстигнеев, Игорь Ставрыгин засветился в эпизодической роли. Актеры как всегда играют замечательно. Именно из-за дуэта Мягкова и Евстигнеева я выбрал этот фильм к просмотру.
В целом могу сказать следующее — это хорошее интересное историческое кино, которое рассказывает нам в понятной форме о том времени, когда люди боролись за право рассуждать и свободно мыслить. Одним из первых, кто не боясь ссылок, боролся за справедливость часто критикуя власть, был Александр Иванович Герцен. Только вот почему фильм имеет такое название, я совершенно не понимаю.
Оценка: 7 из 10
6 февраля 2011