Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Крот |
английское название: |
El Topo |
год: | 1970 |
страна: |
Мексика
|
слоган: | «The legendary cult classic» |
режиссер: | Алехандро Ходоровски |
сценарий: | Алехандро Ходоровски |
продюсеры: | Мик Гошанур, Хуан Лопес Моктесума, Моше Роземберг, Роберто Вискин, Сауль Роземберг |
видеооператор: | Рафаэль Коркиди |
композитор: | Алехандро Ходоровски |
художники: | Алехандро Ходоровски, Хосе Дюран, Хосе Луис Гардуньо |
монтаж: | Федерико Ландерос |
жанры: | драма, вестерн |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1000000 |
Сборы в США: | $80 302 |
Мировые сборы: | $155 820 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 декабря 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 5 мин |
Кто ты такой чтобы вершить правосудие?
Я Бог…
Крот
Перед нами второй фильм великого режиссера Алехандро Ходоровского. По мнению всех критиков на планете Земля, это его самый лучший фильм. Может быть они правы, данный фильм просто ослепляет с первых кадров, ты сидишь до конца уже не можешь оторваться…
Если устроить боксерский турнир среди всех режиссеров и их фильмов, Ходоровский мог бы вырубить своими фильмами всех режиссеров, кроме одного. Единственный кто бы мог вырубить самого Ходоровского, это Пьер Паоло Пазолини. Только он мог также неистово снимать свои шедевры, но Пазолини уже давно умер, а Ходоровский нет…
К чему я это все сказал? Данный фильм очень легко разрушить одним неверным словом. Данный фильм нужно смотреть обязательно всем настоящим киноманам. Если вы не знаете творчества Ходоровского, значит вы не видели, каким разнообразным может быть кинематограф. Лично я не совсем согласен с мыслями Ходоровского и его манерой построения фильмов, но я перед ним приклоняюсь. Он снял, возможно, самый глубокий фильм во всем кинематографе. Кто считает данный фильм вестерном, будет обманут, потому что это философская драма, которая снята для тех, кто любит просто подумать над жизнью и всеми ее дорогами.
У Ходоровского есть такая отличительная черта, его фильмы нужно смотреть в абсолютно идеальном качестве, у меня есть диск с его фильмами, я включил данный фильм на диске, а потом нашел его в повышенном качестве. Могу сказать, что разница сразу очевидна. Кинематограф Ходоровского – это сплошные яркие краски. Только ради них уже стоит посмотреть этот гениальный фильм. Такие фильмы надо просто знать.
16 июня 2023
Для зрителей, которые «не в теме», фамилия Ходоровски ничего не скажет. В лучшем случае они вспомнят опального российского олигарха Ходорковского и удивлённо спросят: «А он что, ещё и кино снимал?». Между тем, чилиец еврейского происхождения Алехандро Ходоровски — личность не просто культовая, а суперкультовая (в узких кругах настоящих ценителей настоящего кино). Его официальное кредо — «шок, юмор и ужас».
Фильм «Крот» действительно шокирует, смешит и ужасает. Без всяких кавычек. Ярым фанатом «Крота» был другой культовый человек — Джон Леннон. Леннон финансово спонсировал полулегальный ночной прокат этого полузапрещенного фильма, пока трагически не погиб от руки некоего Чепмена.
На первый взгляд, «Крот» — это обычный вестерн со своими хитрыми и весьма жестокими прибамбасами. Но если копнуть поглубже, мы разглядим гремучую смесь извращенческой псевдоэстетики, фетишистского ультрамаразма, антирелигиозного кощунства, а также прочих обывательских гадостей и мерзостей. И всё это на фоне горячих песков, палящего солнца, отрезаемых членов, сжигаемых тел, пытаемых и убиваемых рабов.
Пересказать сюжет «Крота» можно, но не нужно. Это — настоящий артхаус, смачный артхаус, выходящий за пределы обыденной логики и примитивного здравого смысла. А уровень идиотического адреналина и претенциозной фантасмагоричности просто зашкаливает.
Конечно, фильм понравится далеко не всем (учитывая упоминаемые уже шоки и ужасы). Но истинные любители искусства под названием кино просто обязаны его увидеть. Просто обязаны!
10 из 10
4 ноября 2016
«Это не я! Это не мое лицо.»
Слепые лучи томительно выжигают уродливый орнамент на окровавленном песке. Тишина отскакивая от ветхих старых стен, наполовину утопающего в земле святилища, растекается по бесконечной пустыне и проникает в черепа одиноких всадников, отдаваясь в их стенах страданием. Редко встречающиеся люди либо развешаны под потолками с улыбающейся кровавым зевом гортанью, либо бездумно движимы утолением, томимых тягой к проникновению в плоть, извращенных отчаянных грёз.
Путь лежит через, истребленный огненной стеной Содом, оставленный золотым пеплом как назидание живым мертвецам, блуждающим среди иллюзорных руин и тянущим за собой чуму. Черный апостол от внутреннего бога с семилетним сыном ищут заблудшие души, захлебывающиеся в грехе и остервенело тянущиеся к ветви очищения. Но жертва слишком велика и потому подвешена на самом крепком крюке, до которого руки рвутся как до нового божества. Рвутся до тех пор, пока не устанут и не примут облюбованный мухами ров.
В конце одного пути, великая ошибка отрешения, обещающая воздаяние застынет на тонких, маленьких, потресканных губах дав начало пути иному. А оглушающий гром предзнаменующий падение кровожадного рока как воздающей кары раскроит прозрачный купол. Колени истребятся в труху, пущенную по ветру на ладонь ложного покаяния. Взор устремленный к плавящемуся солнцу, очерченному смутным ореолом, но потерянный среди иссохших глазниц, застрянет в одном из песчаных холмов тут же истребленным легким порывом ветра. Вихрь смертоубийства в устремлении к теплоте женского чрева испещренного тонкими линиями спермы поглотит каждого. И теперь бренно уложенные на ржавые весы тела убийц-просветителей, врезаются в мякоть совести тонкими лесками. Их не ухватить мозолистыми пальцами с забитыми грязью и струпьями чужой кожи ногтями. Врезались глубоко, и капли искупления просачиваются сквозь терзаемую суть и нагревающуюся сталь. Зияющая рана исходящая ручьями агонии и транса, отправляет к ослепляющему прозрению.
Ярый акт исправления как следствие переосмысления, ляжет томимым грузом и беззвучной тоской, освещающей проступки прошлого с финалом самосожжения. В этом самопожирающем мире, где победа в русской рулетке является доказательством веры, свет ожидает много разбитых зеркал, но надежда на целое отражение сквозь омерзение гниющего нарыва в виде местного пандемониума всегда будет сверкать в замутненном оке ортодоксального безумца. И в этом грубая неотесанная покрытая пылью мораль, наконец извергается на пораженный разум, сбрасывая оболочку и заворачиваясь в новую, ожидая следующего сумасшедшего озарения творца.
Эстетика уродливого на страницах библии сюрреализма, в оболочке мнимого спагетти-вестерна. Вечное высказывание в пустоту с множественным многоточием. Тесный интимный союз Эроса и Танатоса на холсте фантасмагории, у постамента гротеска. Эклектичность образов на сцене театра жестокости в софитах психоделии.
9 сентября 2016
посмотрела фильм, понравился. даже сюжет более-менее понятен, правда в духе концепции Темной Башни, но что поделаешь, если реалии таковы. что больше шансов наесться всякой голливудской попсы прежде чем наткнешься (если вообще набредешь) на кино, которое считается «классикой жанра». В данном случае, жанра «психоделический сюрреализм».
прежде всего об имени главного героя, почему его зовут Крот? Крот, упорно трудясь, прорывает глубокие тоннели под землей, находясь на дне, в темноте, он все же чувствует притяжение солнечного света. или ощущает некую Благодать, поэтому иногда кроты прорываются на поверхность, но яркое солнце ослепляет их. Свет, это и Сила, и Мастерство, как высшее умение, нечто очень красивое и яркое, отсуствующее под землей, в данном случае — это Женщина, или Любовь к Женщине. Не случайно он путешествует вместе с сыном, а портрет своей жены велит уничтожить, может быть в этом таится некий обрядовый смысл? Как бы не было сильно притяжение плоти, настоящий стрелок сумеет отказаться от земных утех ради высшей цели.
Крот достиг некоего высшего уровня стрелка, Мастера, его сыну исполнилось 7 лет и Крот проводит обряд посвящения в мужчины — привозит сына в пустыню и заставляет «оставить» свою первую игрушку (отныне его игрушки — оружие настоящих мужчин) и фотографию матери. Возвращаясь мимо деревни они видят уничтоженное селение, оставшихся в живых монахов заставляют служить не Богу, а утехам бандитов полковника, четверка приближенных оттачивает свое искусство убивать и издевается над уцелевшими жителями. Крот уничтожает сначала одного бандита, демонстрируя свою веру в то, что его душа или некий Бог, направляет его руку, а затем побеждает и полковника, оскопив его, (лично мне вспомнился миф о Кроносе) тот, будучи опозоренным, убивает себя. Интересно, что убивая, Крот называет себя Богом. Женщина полковника навязывается несколько раз Кроту, соблазняя его, сначала тот отвергает ее, как падшую или женщину, привязанную к материальному миру, но на третий раз поддается соблазну, и оставив своего сына спасенным монахам, заменяет его женщиной, которую назовет впоследствии Марой. Мара — значит «отравленная вода», потому что вода, которую она находила в пустынных оазисах казалась ей горькой, а после освящения водоема Кротом, вода становилась сладкой. Таким образом, Крот был благословен до встречи с этой женщиной, та не могла жить в пустыне, Крот же веруя в Бога, добывал из-под ног своих пищу, а из камня — воду. Достигнув такого же просветления Мара не успокоилась, ей, как и всякой женщине хотелось большего, доказательств того, что она выбрала самого достойного, или же, решила испытать свою власть над мужчиной (Кротом) соблазняя того на убийство четырех Мастеров револьвера. Каждый Мастер был своеобразным Учителем Кроту, но раз за разом, Крот предавал своих Учителей ради того, чтобы получить сердце женщины. Все свое сердце он отдавал теперь не Богу, а ей. Слукавив на пути достижения цели, Крот потерял свою неуязвимость и свою силу, вместо светлой женщины, Мары, родилась другая, темная похотливая ипостась — Женщина в черном, которая одержала верх в борьбе Мары с самой собой и своей преданностью выбранному мужчине. Новая, переродившаяся Мара. впустив в себя Зло, убивает Крота, уничтожая его своей «нелюбовью», но тот умирает, чтобы возродиться через много лет. Окаменев от горя, он подобен статуе медитирующего Будды, его теперь окружают убогие калеки, которые прячут свое уродство в огромной пещере под горой, так как их не желают знать люди из города, который находится возле этой горы. Карлица, ухаживающая за статуей Бога, говорит о пророчестве, о том, что Крот, который больше не Бог, а Человек, ибо поддался человеческим страстям, должен вывести калек на поверхность, прорыв под землей тоннель.
То есть, Крот должен заново открыть земную поверхность, на этот раз, постаравшись уберечь глаза от ослепления мирской суетой, и не только суметь возвыситься сам, но и вывести на поверхность множество искалеченных душ, скрытых дотоле под землей.
В этом ему помогает другая женщина, пусть она уролива физически, душой она прекрасна и грязь не пристает к ней, Крот наконец узнает красоту человеческой, женской души, и он видит свет и красоту там, где другие ее не видят. Он прозрел душой. Решив сочетаться законный браком с карлицей, он обращается за благословением к монаху, в котором узнает собственного брошенного когда-то сына. Сын вырос точной копией Крота, каким тот был когда-то, неуязвимым. быстрым и метким стрелком в кожаном костюме и с револьвером в руке. Сын хочет отомстить отцу, но карлица рассказывает ему о предназначении Крота и сын соглашается отсрочить свой приговор на время, пока Крот не освободит калек из пещеры.
Ради продолжения своих праведных трудов, Крот и карлица не гнушаются никаким тяжким и грязным трудом, сын тоже начинает помогать им, стремясь побыстрее осуществить свою месть. В очередной раз отчаявшись, сын пытается застрелить Крота, но тот, обретя веру с легкостью отсекает тяжелые глыбы и крушит прежде казавшиеся монолитными скалы. Настает черед особождения всех, Калеки выходят на поверхность, Крот свободен от своего обещания, сын готов… нет, теперь он уже не может убить Крота. Он называет своего отца своим Учителем. Между тем, жители города у подножия горы не готовы принять калек и все ополчаются против несчастных, расстреливая их на подступах к окраине города, тогда как самого Крота выстрелы ружей не могут убить, не могут причинить ему вред, как когда-то, когда он был «благословлен». Тогда Крот осознает, что ни жители, ни сами калеки не были готовы к обновленному сосуществованию друг с другом, а все его подопечные, его «стадо», или паства, мертвы, за исключением карлицы, его жены, у которой начались родовые схватки. Снова взяв в руки оружие, Крот начинает уничтожать разнаряженных, порочных жителей города, часть горожан бежит, покидает это царство мертвых.
Осознав, что никто не сможет покарать его за прежние грехи, кроме него самого. крот обливает себя керосин и уподобляется пылающей статуи Будды. Или Фениксу, уничтожающему самого себя. Но Крот остается воплощенным в уже повзрослевшем новом стрелке, его сыне, а также в новорожденном ребенке карлицы. Упокоив останки Крота, Сын и Карлица с новорожденным младенцем покидают опустевший город. Странствие продолжается по спирали.
22 декабря 2015
Когда я учился в школе. Мой друг имел фамилию Кротов. Все звали его Крот… Он не был никогда странствующим разбойником и несущим правду людям миссией. Он просто всегда работал над собой и пытался заработать любой ценой для семьи. И он никогда не думал, что про него когда-то что-то кто-то напишет. Так вот, Крот, братка, для тебя…
Разница, между, моим школьным товарищем и человеком снявшим фильм в том, что один одержим заработать денег для семьи, а другой обессмертить своё имя претенциозным творением не для всех. Один такой простой человек, а другой, особенный… Снимает вумное кино для очень вумных киноманов.
Сюжет данного творения, для вразумительного восприятия, таится в одном или парочке предложений. Мексиканская пустыня. Человек по прозвищу Крот странствует по Мексике и ищет приключений, точней они сами его находят.
Вот собственно, весь основной сюжет. Далее очень туманные библейские, эзотерические, Кастанедовские, вестерновские мотивы.
Очень сложно настроиться на этот фильм. Первые 20 минут скучно, не удивляют, далее эмоции неприятия, а порой даже раздражения от того, что происходит то, что сложно объяснить даже с позиции того, кто привык смотреть что-то своеобразное и получать удовольствие. Так вот есть такие люди, которые славятся тем, что невнимательны, не обладают сочувствием и эмпатией, зато очень амбициозны и готовы грызть гранит ради того, чтобы их оценили. Очень показательно, что многих претенциозных режиссёров приглашают на интервью и они приходят, начинают спрашивать о фильмах, которые они сняли и … они не могут рассказать о том, что снято ими же ничего внятного. Такие говорят, дескать, провидение, особая сила свыше им помогла снять кино. Моё же мнение, относительно этого, что нет ничего такого, что помогает снять. Есть только желание что-то делать, и есть выдающие люди, которые могут делать гораздо лучше, чем другие.
То, что происходит в фильме — это путешествие Крота со всякими приключениями невнятными. Зачем? Почему? Что вообще происходит? На эти вопросы вряд ли удастся ответить. Кого-то пытаются изнасиловать — парочка слов со стороны жертвы и всё, насильники бояться. Появляется человек и без разбору начинает валить других людей. Зачем это делал? Просто такой сюжет. Остальное не важно. Куча моментов, в которые просто не веришь. Они настолько невоможны и нереальны, что думаешь — это какой-то наивный детский театр, только совершенно неинтересный. Как обидно, когда смотришь фильм, а он настолько неинтересен, что ставишь одну палочку в рейтинге. Но Большой плюс данного творения, что он всё-таки лучше пресловутого «Зелёного слоника», как-то помасштабней и снят не «на коленке». «Зелёный» тоже удостоился одного балла, правда в его случае, можно было бы поставить минус один (со смыслом, что лучше такому вообще не быть в мире).
Вспоминается фильмы Ходоровски и недавний опус «Танец реальности» и «Святая кровь». Некоторые говорили, что знакомство с этим режиссёром надо начать с фильма «Святая кровь». Кто-то даже говорил, что смотрел в детстве и образы из фильма застряли в голове на всю жизнь и произвели тогда особое впечатление. Так вот, я начал смотреть кино, а уже через полчаса думал, когда же закончится этот шедевр. Присущая стилистика — много абсурда, всякой грязи и крови. Относительно второго более позднего шедевра, такое ощущение, что чем больше неадекватных гадких вещей в фильме, тем эпатажней лента, значит, не оставит равнодушным. Наверное, не обязательно показывать, как кто-то писает кому-то на лицо, чтобы выразить определённую мысль. Талантливый человек болеет кино и представляет, что именно на нём происходит всё то, что есть с героем. Ходоровски не переживает каждого придуманного своего героя или представлял, или может пробовал в жизни, «золотой дождь»? Ближе к концу опуса думаешь, для чего всё это в фильме? Ответа нет. Остаётся придумывать смысл самому. Извинтиляюсь, но я этим не занимаюсь. Пусть уж лучше автор сам придумывает смысл, нежели зритель выдумывает за него. Обычно после художников сюрреалистов в голове появляется куча образов и смыслов, а тут только радражение. Больше, чем уверен, что Ходоровски и сам адекватно не сможет объяснить своих чудо-фильмов.
Если говорить о сюрреализме, то меня это направление очень радует своей необычностью и красочностью. Вообще, если посмотреть, чем характеризуется это направление, то можно говорить, что это — использованиее аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. В живописи — это Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. В кинематографе — есть удивительный и саркастичный Бунюэль, интересеный и любопытный Линч, потрясающий художник Шванкмайер.
до 2009 года Ходоровски заявлял о намерении снять сиквел, однако так и не смог собрать необходимый для этого бюджет. Неудивительно, ведь для того, чтобы собрать денег на очередное убожество от «гениального» демиурга надо отдать часть денег от благотворительности тем, кто реально нуждается. Тем более продюсеры понимают, что не смогут заработать на фильме, а Ходоровски в очередной раз улыбнётся и скажет, что рад быть автором этой непростой картины.
Есть необычные люди, творческие личности: художники, фотографы, писатели, кинематографисты. У меня есть такие знакомые, часто у них есть то, что кажется странным для большинства среднестатистических людей. Они рассеяны, невнимательны, решительны только в необычных поступках, часто амбициозны, с завышенным самомнением, могут надеть разные по цвету носки и не заметить… Не все творческие такие. Однако, часто творцы встречаются такие. Иногда их творчество лучше творца, а иной раз это — дрянь. Так вот последний вариант относится именно к чилийцу. Напомню, что это всё ещё моё мнение и только. Для кого-то лента шедевральна! Нужно взмахнуть ещё руками вверх и сказать: ЭТО же ШЕ-ДЕвр!
Кротан, братан, если ты когда-нибудь прочитаешь эту рецензию, знай, что ты хороший школьный друг и просто хороший человек. А фильм, который называется так, ну… странный человек режиссёр, ты лучше.
1 из 10
5 апреля 2015
Фильм Алехандро Ходоровского «Крот».
Тяжело навскидку сказать, о чём фильм, история переполнена символами и всевозможными намёками. Как по мне это фильм о дороге, которая ведёт к самому себе, о выборе, который в принципе не так уж много значит, ну и мимоходом о жизни, смерти и любви. Сюрреалистический вестерн притча, культовый фильм, который должен посмотреть любой уважающий себя любитель кино.
Мексика. Пустыня. Эль-Топо вместе с семилетним сыном держат путь, /куда неважно/. На пути их встаёт деревня, в которой они застают только трупы. Эль-Топо решает найти и покарать убийц.
Сказано сделано. Убийцы покараны, главарь их полковник оскоплён и женщина полковника, стаёт женщиной Эль-Топо. Стаёт, чтоб задать своему новому мужчине задание, /снова убийство/, четырёх мастеров револьвера. Эль-Топо оставляет сына и идёт дальше и выходит победителем. Формальным победителем, а по суть проигравшим.
Но это не всё. Дорога ещё не пройдена, жизнь не прожита и смысл её непонятен.
Ему ещё предстоит пережить предательство любимой женщины, свою смерть и крушение всех надежд.
Очнувшись через много лет, он продолжит свой путь, из ничто в никуда. Он будет строить тоннель, танцевать пантомиму и собирать милостыню. Будет ли в этом смысл? А был ли смысл изначально? А может, есть ещё соотношения смысла? Насколько смысл жизни одного человека соотносится со смыслом другого?
Похоже на то, что вопросов гораздо больше, чем ответов.
И вот тут любопытный зритель может спросить, а к чему всё это?
К самосожжению, может в этом смысл. Не плодить печали мира, своей персоной.
Но, похоже, это ловушка. На вопрос, кто ты, маэстро Ходоровский ответил, я игрок. Вся жизнь игра, да. Поправлю, а может лицедей. Человек, играющий в жизнь. Как и Эль-Топо.
Рассуждая о смысле жизни, мы путаем процесс и результат. Одно вытекает из другого, но если результат может не иметь смысла, силу ряда обстоятельств, то с процессом несколько сложнее. Процесс имеет смысл, как игра, и если в игре этой нельзя выиграть, можно сыграть лучше, чем за миг до того, стать самому лучше.
Впрочем, это моё частное мнение, история то сюрреалистическая, в ней можно увидеть и другие пласты мысли.
Добавлю ещё, фильм жёсткий и жестокий. Автор не церемонится со зрителем. Неспроста у фильма такая тяжёлая судьба, / в США до сих пор нет официального релиза на DVD, а на испаноязычные DVD версии же подверглись жесточайшей цензуре, были вырезаны все сцены секса и насилия /. Кстати, сцена изнасилования главной героини не имитация и не игра, а самое настоящее изнасилование,
«- Искусство не вправе задавать себе вопрос, опасно ли оно. Когда был опубликован «Вертер», две тысячи молодых людей покончили с собой. Четыре евангелиста написали Новый Завет, и в результате погибли миллионы… Сколько людей погибло из-за учения Будды? Я не более опасен, чем Будда, Иисус Христос или Гете, потому что все опасно.» /А. Ходоровскй/.
И ещё. Ходоровский много лет собирается снять продолжение фильма «Сыновья Крота», и никак не снимет, то материальные трудности, то ещё чего…
18 января 2015
Крот выбрался из норы,
Он — господь в мире снов.
Трава растет, ветер дует, листву разгоняя
Крот ослеп.
Удивительный фильм мастера сюрреализма и всевозможных методов воздействия на зрителя — интеллектуального, эстетического. Смотрящий эту картину внимательный зритель не только целиком и полностью погружается в необычную атмосферу, но и кардинально меняется сам. В этом мире-притче, который является то ли жестоким будущим нашей планеты после пресловутого «конца света», то ли вообще параллельной вселенной, мы испытываем весь спектр чувств — от отвращения и неприязни, до полного восторга и восхищения, притом, к совершенно неожиданным событиям или предметам.
На первый взгляд — спагетти-вестерн, на самом деле — глубокое и проработанное полотно на тему религии, государства, общества в целом, и все это в ультражестокой подаче, казалось бы, за гранью дозволенного. Но со временем начинаешь понимать, что вселенная фильма «Крот» (как и вселенная большинства фильмов режиссера Алехандро Ходоровски) не обязана поддаваться нашим нормам морали и этики. Это совершенно особый, иной мир, который, тем не менее, очень похож на наш, как бы нам не хотелось это отрицать.
«Увидел Будду — убей Будду» — также и главный герой фильма, Крот, эдакий «ганфайтер», вершащий правосудие, *СПОЙЛЕР* убивает мастеров револьвера, возомнивших себя богами, постепенно сам превозносит себя в статус божества, и в итоге умирает (не навсегда) от выстрелов в ладони, ступни, и финального в правый бок, являясь аналогией на Иисуса.
Крот-это животное, которое роет туннели. В поисках солнца, оно иногда прорывается на поверхность… И когда оно видит солнце, то слепнет.
Также и философы, люди, ищущие истину, смысл жизни, подобны кротам, копающимся в земле, ищущими выход к свету, который нам не дано познать, потому что после озарения последует слепота, потому что, если человек и откроет истину бытия, мы все равно её не сможем постичь. Ведь истина, в конце концов, может скрываться и в знаменитой фразе «три мешка риса», и последующем ударе дубиной по голове.
9 из 10
8 января 2015
Как видно Дармуш не одинок в стремлении снимать фильмы популярного жанра, перенасыщенные смыслом. Понятно откуда у «Мертвеца» ноги растут. А вот у героев Ходоровского их к примеру нет вовсе, взять хоть первого мастера стрельбы сотоварищи. В голову приходит присказка: «Безрукий вытащил кинжал и за безногим побежал, слепой увидел это дело и всё глухому рассказал». Очевидно, что большая часть экранного времени занята такой вот буквальной экранизацией народных поговорок, к сожалению не все они достаточно читаемы.
Весьма примечательны взаимоотношения героев в первой половине фильма, похоже на то, что автор взял сценарий фильма про японские единоборства и перенёс его в реальность вестерна. Поэтому не стоит удивляться, что прежде чем стрелять из ружей актёры сперва ими пофехтуют, а мексиканские мастера больше напоминают сенсэев, восседающих в своих додзё в ожидании противника. Своей мудростью и самоотречением они доводят убивающего их Крота до отчаянья. Его же любовь уносит дьявол в облике женщины.
Вторая часть больше о самоотречении присущем как и йогам так и католическим святым. В жизни некоторые из них были убогими, но наш герой таков только из-за чувства вины, которое он безуспешно пытается утолить. Встреча с сыном не освобождает его. Кстати одежда первого, похоже отображает внутреннее содержание героя: когда он смирен- на нём ряса иезуита, когда мстит-он в форме стрелка, в самом начале же его нагота- это как символ невинности, неумение отличать добро от зла.
Как бы там ни было, но эксперименты с актёрами здесь на грани фола, правда в отличии от Херцога и Макавеева, это оправдано — поэтому не выглядит провокационной графоманией. Пусть концовка определена заранее, нас ждёт неожиданная ярость героя. Вот так выглядит попытка разговора о вечном противоречии человеческой природы.
30 июля 2014
Роковые 70-е. Ещё донашивал короткие штанишки безумец, разрядивший обойму во след своему кумиру, но критическую массу ливерпульская четвёрка уже набрала и ждала лишь последнего толчка, послужившего детонатором взрыва, разметавшего Жуков по разным концам света, да так, что некогда бравый экипаж Yellow Submarine никогда больше не всплыл в полном составе. Дети цветов призывали заниматься любовью, а не войной, успешно совмещая теорию с практикой, особо не запариваясь в выборе подходящего любовного ложа. Парковая трава городов Европы и Америки вполне устраивала, их ничуть не смущали толи завистливые, толи осуждающие взгляды зевак. Антивоенные акции сменялись массовыми выступлениями молодёжи в поддержку гражданских прав и свобод, гендерного равенства, защиты природы, иных либеральных ценностей. Новое поколение отвергло старые правила и культурные нормы. На протестной волне оплодотворилась и вызрела контркультура, основным потребителем которой стали хиппи и прочие неформальные сообщества. Кино не осталось в стороне от образовавшейся ниши, породив nonmainstream. Одной из культовых фигур которого стал Алехандро Ходоровский.
Автор, обладающий неповторимым чувством юмора, говорил о своих фильмах, как о психоделических таблэтках (not an error). «Крот» не исключение, а адская смесь вполне знакомых ингредиентов: спагетти-вестерна от Пекинпа и Леоне; дальневосточной псевдомистики; крюотического театра от Арно; клоунады от Феллини; пластической мимики от Марсо; сюрреализма от Бунюэля; библейских сюжетов, в гротесковом ключе, и некого компонента от Ходоровского, творящего из этого винегрета удобоваримую пищу для ума. Как принято в хороших фильмах, зритель — соучастник действа. Каждый увидел своё кино, тем более после полуночный показ не обходился без препаратов, расширяющих сознание. Упреждая неизбежную волну критики, автор заявил: «Если ты велик, то это великая картина, если ограничен, то и кино ограниченное». Толстый троллинг не спас от потока негатива, но Ходоровский обрёл преданных поклонников собственного творчества: от Леннона и Гэбриэла, до Мэнсона, плюс в артистической среде. Джон Леннон помог организовать прокат, а затем отстегнул с барского плеча солидную сумму на последующий фильм, хотя была для того и иная причина, но о ней в другой раз.
Картина полна символов, начиная с названия, предопределившего судьбу кино. Сначала фильм сменил статус с андеграундного на культовый, а затем вновь канул в небытие почти на 40 лет, но возвращение показало, что он ничуть не устарел. Так обычно происходит с картинами опередившими время. Пересказ сюжета бессмыслен, смысл между строк и выражен в метафорах и аллегориях. Заглавный герой представляет архетип Gunfighter, или Стрелок — ключевой персонаж новой американской мифологии. Внешне он похож на раввина в сопровождении обнажённого ребёнка — символа чистоты и непорочности. Иные обнажённые тела — дань сексуальной революции. Есть свой символизм в сцене оскопления полковника — это более жестокая и унизительная месть за все прегрешения, нежели обычное убийство. Мара — движущая и мотивирующая сила. Вторая, невесть откуда возникшая женщина, была с Кротом всегда. В каждом мужчине есть что-то женское — это тень матери, незримо сопровождающая нас по жизни. Расшифровка символики может длиться бесконечно, но оставим сиё удовольствие зрителю. Паломничество героя по пустыне в поисках толи сакрального знания, толи семян пейота, заканчивается трагически. Не без хитрости он убивает всё, встречающееся на пути, даже кролики дохнут при его приближении. Gunfighter олицетворяет саму Америку, нет шире — западную цивилизацию со всей её кровавой историей. Пройдя череду испытаний и пережив катарсис, герой понимает, что никакого пути просвещения нет. Всё необходимое уже заложено в человеке и главная тайна — сама жизнь. Герой попытался жить ради людей, заглушив своё эго. Но настоящее отречение возможно лишь через очищение огнём ради будущего. Ещё о метафорах. Ходоровский любит снимать калек и уродов, их целое племя — вырожденцев от близкородственного смешения. Выйдя из многолетней комы, Крот становится для отверженных богом в образе Франциска Ассизского. Автор кладёт на две чаши весов несчастных уродцев — детей подземелья и бесчеловечных моральных извращенцев — обитателей городка, олицетворяющего цивилизацию. Чья чаша перевесит? Вопрос риторический. Ключевая идея — тщетность человеческих усилий, поскольку есть два типа жестокости по Арно — созидающая и разрушающая. Всё, что не делается, к лучшему. Ключевое слово — не делается.
И вновь к личности автора, чья биография похожа на миф. Сын эмигрантов из России — еврей для русских, русский для чилийцев, чилиец для французов, француз для мексиканцев, мексиканец для американцев, и кажется, кольцо вот-вот сомкнётся. Ходоровскому обещаны деньги из России для съёмок многострадального сиквела «Крота». А посему русская песня в финале, как это заведено в приличных фильмах. Она будто навеяна картиной, беззастенчиво растаскиваемой на цитаты. «Но ты пел про абсолюты и мерил нас по рок-н-роллу. Я верить никому не буду…», впрочем, «… достаточно трёпа».
22 апреля 2014
Это как в передаче Топ Гир. Есть у них рубрика, когда приглашается знаменитая персона (актер, чаще всего). Звезда садится в бюджетный автомобиль и несется по кругу, стараясь сделать это как можно быстрее. Потом результаты гонки записывают на доске. У кого время меньше, тот и быстрее.
Но есть одно замечание. Время не меняется ни в коем случае. Но если трасса была мокрой (шел дождь) или ледяной (зима), то ставится пометка об этом. Так что фактически он проехал быстрее, но ему просто не повезло.
Так и с этим фильмом. Арт-хаус, похоже, мне в этой жизни никогда не понять. Что ж, чему быть, того не миновать.
Но картина мне почти понравилась. И я с воодушевлением смотрел, как минимум, половину фильма. Прежде всего, меня привлекло имя режиссера, сценариста, композитора и кем он там еще был. Алехандро Ходоровски примечателен для меня тем, что Николас Виндинг Рефн, режиссер из Дании, посвящает ему (насколько я знаю) два своих последних фильма.
И еще это вестерн. Чистейшей воды. Даже когда пойдет кощунственное мракобесие, элементы жанра будут присутствовать.
Как я говорил, первая половина фильма просто великолепна. Есть то, за что, похоже, полюбил постановщика Рефн. Много насилия. И насилия реалистичного. Я никак не ожидал такого. Реки крови, кишки и прочий антураж. При этом все настолько реалистично, что, кажется, мертвы были не только кролики. Потроха других животных тоже похожи на настоящие. Даже люди, казалось, гибли реально.
Потом началось. Нет слов. Они ни к чему. Сознание переходит на другой уровень. Хотя, если посмотреть со стороны, все довольно ясно. Герой встал на путь искупления. Он делает тяжелейшую работу. Терпит чудовищные лишения и подвергается огромному унижению. Но он продолжает идти вперед. И он счастлив. С большой буквы Ща. Как тот бармен из анекдота Тарантино*.
Музыка отличная. Ходоровски классно играет на флейте. По крайней мере, меня очень воодушевили мотивы.
Такой вот этот фильм. Многое мной не сказано. Можно обсуждать каждую минуту этого фильма. И даже не смысл, а визуальную составляющую. Но так можно докопаться до самого края. А там ждет солнце. Ослепнуть можно.
8 из 10
*Фильм «Отчаянный» Роберта Родригеса.
**Вестерн от Ходоровски
Scalped by Hannabar in 12/09/2013.
12 сентября 2013
На уровне сюжета кино делится на две части, не очень озабоченные связью друг с другом. В первой речь идёт о странствующем ковбое, который вместе с 5-летним сыном передвигается верхом по пустынным мексиканским просторам. И когда на пути одинокого мстителя встают бандиты с большой дороги, он отправляет их на тот свет одного за другим. Но тут его поджидает ещё более серьезное испытание — женщина. Из-за нее он даже оставляет сына странствующим монахам.
Коварная искусительница подбивает Крота сразиться с четырьмя лучшими стрелками, каждый из которых в совершенстве владеет оружием. С помощью обмана Крот побеждает троих, но четвертый всё же оказывается хитрее, поскольку убивает себя сам. Таким образом, миссия Крота оказывается не выполненной. И женщина предпочитает ему другую женщину, которая тяжело ранит отвергнутого El Topo.
Во второй части действие переносится в некий условный город «времен Дикого Запада». Сюда спускаются с гор двое юродивых — переродившийся Крот и его пассия-карлица, которые до той поры жили со своим народом в подземной пещере. В городе парочка пытается зарабатывать на жизнь показом фокусов. И здесь Крот встречается со своим брошенным сыном, ставшим теперь монахом…
Поклонники внятно изложенных историй будут, скорее, разочарованны фильмом. Режиссер исключает любые психологические мотивировки и ничуть не обеспокоен тем, чтобы облегчить восприятие на уровне смысла происходящего. Но тот зритель, кто превыше всего ценит в кино визуальный ряд, тот может запасть на Ходоровского всерьез и надолго. И потом, какого особого смысла можно ожидать от фильма, стремящегося соответствовать сути сюрреализма, в котором любые логические связи между кадрами считаются смертельным грехом.
И всё же «Крот» не является стопроцентной вещью в себе, исключающей любые ассоциативные связи. Первым, кто во время просмотра приходит на ум, становится Серджо Леоне. Однако бандитская вольница столь эстетизирована и усложнена библейскими аллюзиями, что вслед за отцом спагетти-вестернов сразу же вспоминается его соотечественник Пьер Паоло Пазолини. Во всяком случае, так изощренно глумиться над монахами могли бы только герои «Сало», которого тогда не было даже в проекте.
Третьим фигурантом является Сергей Параджанов. Только он мог обходиться в своих картинах минимумом слов, полагаясь во всём на фактуру пейзажа и мизансцены. По крайней мере, то странное жилище, похожее на гигантскую полусферу, в котором обитает полковник, бандитский предводитель, больше всего напоминает строения параджановского «Цвета гаранта». Да и названия глав, на которые делится «Крот» («Книга бытия», «Книга пророка») вполне сопрягаются с подзаголовками биографии Саят-Новы.
И вот тут понимаешь, что даже теоретически Ходоровский не мог видеть шедевра Параджанова, поскольку оба фильма снимались параллельно в разных полушариях, да и остальные — итальянские — аллюзии тоже от лукавого. Потому что всё перечеркивает вторая часть. Показанная в ней цивилизация, в трактовке Ходоровского, выглядит эпицентром лжи, глумления, разврата и зла. Ей он посвятит свою следующую картину — «Священная гора» (1973), в которой фантасмагорические образы обретут ещё более эпатажное и шокирующее выражение.
Родившийся в Чили, этнический еврей Алехандро Ходоровский, чья семья в 1905-м, спасаясь от погромов, спешно бежала из Одессы, и осела затем в Мексике, спустя годы возвращается в эту страну из Франции, чтобы возродить на её просторах «великий и могучий» сюрреализм. Ходоровский прибыл сюда вовремя: Мексику только что покинул родоначальник этого направления в кинематографе Луис Бунюэль, в сою очередь, перебравшийся обратно в Европу. Произошла символическая рокировка: автор «Андалузского пса» уступил плацдарм для экспериментов амбициозного прихожанина, заручившегося в Париже благословения самого Андре Бретона.
«Вкусив грибов дона Хуана», на которые уже основательно подсел американский студент Карлос Кастанеда, Ходоровский снял в стране глюков и сюриков свой самый знаменитый фильм — не имеющий аналогов «галлюциногенный вестерн» El Topo. Собственно, буквально никакого крота здесь нет и в помине. Но данное обстоятельство не помешало этой экстравагантной притче сразу после своего появления стать объектом быстро нарастающего культа интеллектуалов и синефилов многих стран. Поклонение растянулось на сорок с лишним лет.
Всё это время слава «Крота» продолжает преумножаться только за счёт его неиссякаемого внутреннего ресурса, а ни каких-нибудь сиквелов, римейков, подражаний и течений. Последние хоть и имеют место быть (например, Антон Адасинский, снявший со своей командой из «Дерева» фильм «Граница»), но пока ничего адекватно значимого, кроме внешней имитации, предложить не смогли.
Хотя, справедливости ради, надо признать, что самого Ходоровского долго держали, да и сейчас многие всё ещё держат, за чистой воды графомана и афериста от кино (например, в России его до сих пор не жалует официальное киноведение, категорически не желая включать ни в какие толстые киноантологии и справочники). Собственно, он сам дал для этого немало поводов, главным образом тем, что нарушил многие правила, проигнорировал традиции и причинно следственные связи.
На первый взгляд, El Topo — сюрно-авангардистская смесь, отмеченная влиянием наиболее радикальных достижений авторского кино 1960-х годов. В ней с заметной долей эпатажа обыгрываются религиозные догмы, мифы, языческие ритуалы, мистические учения и уродливо-порочные проявления человеческой природы, бессознательно воздействующие на зрителя, в том числе и посредством завораживающе красивых кадров-символов.
Всё это не могло не спровоцировать внимание к оригинальному видению 40-летнего постановщика-самородка. Именно благодаря «Кроту» Ходоровский стремительно превратился из догматика-неофита, вознамерившегося ещё в 1950-м году возродить сюрреализм, в сакральную фигуру для всякого рода «мистических язычников» и «паломников от новомодных верований», с невообразимой лёгкостью принимающих порой сомнительные и внешне красивые учения.
6 августа 2012
Есть такие фильмы, которые при глубоком рассмотрении оказываются не тем, чем являются при поверхностном взгляде. Например, за безумством «Ада каннибалов» скрыта политическая сатира и актуальная по сей день жесткая карикатура на современное общество, а «2001: космическая одиссея» не просто монументальный фантастический фильм, но философская притча о перерождении человека.
Так и за внешней оболочкой вестерна «Крот» скрывает религиозную притчу, сочетающую в себе не только христианскую культуру, но так же культуру востока. По сути весь фильм состоит из различных историй, взятых из священных для Христиан и Буддистов книг и перенесенных в антураж Дикого Запада. К примеру, сцена встречи Крота со своим сыном явная интерпретация Ходорковского восточной притчи о бывшем самурае и наследнике убитого им даймё.
Вообще, если говорить о трактование Ходорковским религиозного материала, следует отметить, что эта интерпретация не всегда является милой и невинной. в большинстве случаев мы видим явное богохульство, что сразу убирает из потенциальной зрительской аудитории глубоко верующих людей.
«Крот» не является массовым фильмом. Это чисто авторское кино, которое предназначено прежде всего для людей, которые любят анализировать происходящее на экране. Жесткое, карикатурное насилие вперемешку с сексуальными сценами гармонично сочетается с философскими рассуждениями о духовном становлении человека.
Название фильма не случайно. Кинематограф 60 — ых, 70 — ых годов, подобно главному герою, переродился, как бы пробившись сквозь толстый слой земли и выплеснул на большие экраны запретные приемы и темы, доступные до этого лишь в самых малобюджетных и независимых фильмах, которые крутили в дешевых кинотеатрах. А ведь именно в таких фильмах зародились идеи, которые Голливуд использует и по сей день.
22 апреля 2012
Фильм Алехандро Ходоровского был окрещен сюрреалистическим вестерном, что сразу перед просмотром ставит человека в абсолютный тупик, и незнание чего ожидать от фильма, и как минимум вызывает удивление. На деле эту картину тяжело отнести к какому-либо жанру, выходит слишком грубое определение.
«Крот» — это странная смесь из истории жизни одного человека, переплетения библейских мотивов, целого ряда символов, поиска смысла жизни и других элементов. Все это эклектическое блюдо обильно приправлено человеческой жестокостью.
События быстро разворачиваются с первых минут фильма, захватывают и шокируют одновременно (особенно неподготовленных зрителей).
Фильм идет 2:04, что чуть дольше стандартной продолжительности и совсем не случайно. За это время главный герой проживает целую жизнь, испытывает целую гамму чувств: любовь, гнев, ответственность, тщеславие, сомнения, достигает гармонии и приходит назад к разрушению.. Зритель проходит этот путь вместе с ним. И несмотря на обилие символизма, все преподносится достаточно просто и наталкивает на множество размышлений.
«Крот это такое животное, которое прорывает ходы в земле. Иногда его пути выходят на поверхность и когда он видит солнце — он слепнет.» Концовка полностью подтверждает этот эпиграф. Но.
В последних кадрах на лошади уезжает выросший мальчик, с женщиной из подземелья и ребенком, он точная копия самого Крота, облачен в его же одежду. Сюжет закручивается все дальше в тугую спираль, все напряженней, в конце ожидает неизбежная развязка, кульминация.
Случайность это или временные витки, что нас неотступно преследуют всю историю человечества? Решать вам.
8 из 10
11 ноября 2011
Я хочу от кино того, что другие требуют от психологических наркотиков. Не опасен ли кинематограф, действующий на людей, как наркотик? Искусство не вправе задавать себе вопрос о том, опасно ли оно. Когда опубликовали «Вертер», две тысячи молодых людей покончили с собой. Четыре евангелиста написали Новый Завет, и в результате погибли миллионы. Евангелия — как атомная бомба. Сколько людей погибли из-за учений Будды? Я не более опасен, чем Будда, Иисус Христос или Гете, потому что все опасно (…) Кинофильмы, как я их понимаю, это ключи к расширению сознанию. Человек, выходит из кинозала изменившимся, не таким, каким вошел.» Алехандро Ходоровский.
В любом режиссере есть что-то нечеловеческое, что позволяет ему самому заходить за разноцветную лоскутную занавеску собственных мифов и показывать зрителю его собственные сны. За странным, похожим то ли на просветленного гуру, то ли на бродячего шарлатана, Алехандро Ходоровски, мифы ходили табунами еще с тех самых пор, когда он на заре карьеры, дозвонился на парижскую квартиру Андре Бретона и доложил мэтру, что приехал из Чили, чтобы воскресить сюрреализм. С тех пор легенды только множились, как кролики в геометрической прогрессии, а личность Ходоровски в волшебном зеркале его творчества дробилась на кучу разных, но одинаково своеобразных субъектов — культовый режиссер, культовый писатель, сценарист, художник, перфомансист, автор комиксов, мистик, один из последних осколков безумной эпохи любителей кислотных трипов в подсознание. Словом, добро пожаловать, Алиса в кроличью нору!
Говорят, что для фильма «Крот» Ходоровски собственными руками придушил 300 кроликов. Говорят, что на самом деле изнасиловал исполнительницу роли Мары, когда это потребовалось для сцены… Говорят, говорят… И все эти слухи тоже дело рук Алехандро Ходоровски, самопровозглашенного пророка, Бога мини-Вселенной «Ходоровски и театр марионеток», волшебника с целым арсеналом волшебных фонарей. Часто его передвижной балаган глох и грозил развалиться прямо посреди широкой дороги кинопрома. Ему было так не суждено завершить любимое детище, самый грандиозный из проектов — свою «Дюну». Зато было суждено увидеть позже, как ее реализовал уже другой любитель фокусов с кроликами Дэвид Линч. Его фильмы кромсались, изымались из проката и лежали на полках. «Крот» в результате размолвок среди правообладателей до сих находится под продюсерским запретом на широкий показ и даже не выпущен в США на лицензионном ДВД. Но Ходоровски, прямо как заявленное в названии животное, символизирующее весь андеграунд 60—70-х, умудрялся вырываться на поверхность. После того как «Крота», снятого как арт-проект «для своих», начали демонстрировать в полупустом зале на ночных сеансах одного-единственного кинотеатра, туда как на звуки дудочки крысолова, стали стекаться хиппи и неформалы всех мастей. А вскоре стали выстраиваться сумасшедшие очереди, в которых можно было увидеть Энди Уорхола или Джона Леннона.
Там, на экране, кровь текла реками по улицам, омывая ноги безвинных детей и грешных убийц. Там пистолеты направлялись руками Господними. Крутится колесо сансары над головой — старое, кривое, злое. Существа ангельской природы кролики, умирали легко, оставляя драться за гниющие трупы забрызганным кровью хищникам. Небо взорвано в лоскуты, разбрызгано тысячей пейотных капель, простелено из кольта одиноким стрелком. Крот практикует всеобще известные практики — бросает сына и кастрирует «Отца». Идет прожженным песком пустыни, наматывая витки. Уничтожит четверых просветленных, просветлится сам, поведет толпу к земле обетованной, умрет, воскреснет и устроит апокалипсис людишкам, перепутавшим Божий дар с рождественской индейкой. И тут улыбку вызывает не столько то, что на эту богоподобную роль Ходоровский естественно назначил сам себя, видимо всерьез уверовав в свое предназначение или, как вариант, пытаясь уверить в этом людей с воображением. И даже не известные не претенциозные заявления режиссера вроде — «Если вы велики — «Крот»- великое кино, если ограничены — «Крот»- ограниченное кино». Но больше иронии вызывает, как Ходоровский, с непосредственностью свойственной лишь сумасшедшим и просветленным, которые способны видеть связь между предметами и явлениями не связанными по законам нормальной логики, завораживающей нарезкой кадров миксует все полюса и векторы ускользающих 60-х. Но он никакой не мастер акварельных пейзажей или нежных фресок, а малюет плакат гуашью. Не рассуждает, а кричит, не раздевается перед зрителем, а раздевает. Душит, гонит, грузит, потрошит, трясет символами и амулетами. Рифмует сакральное с профанным, современную ему поп-культуру с культурой архаичной, истертой в пыль, а фильмы Леоне с Ветхим Заветом. Он, как ребенок, запросто засовывающий в рот как можно больше конфет, даже не задумываясь, а сумеет ли он их прожевать? Гностическое христианство, буддизм, мистицизм, аналитическая психология Юнга, мотивы из Кастенеды — всё в балаган «Просветление любым путем». Все элементы как в реторте алхимика скворчат и пузырятся, но в какой то момент происходит, что-то, от чего в сплаве завораживающих, страшных кадров, вдруг появляется Пятый.
Можете называть это искрой, не зарытым, и бескомпромиссно не проданным ни за какие шиши, талантом. Но точно также как история о том, как трудно самозванцу быть Богом, в какой-то момент и превращается в историю самого Бога. Точно так же как подвыпивший фокусник в затасканном смокинге, вдруг на удивление себе и зрителям, совершает чудо и достает настоящего кролика.. Так и Ходоровский с его уверенностью, что кино, свободное искусство, которое может быть поэзией, живописью, передавать ощущение сна, и кошмара, и реальности, превращает этот балаган в Большое искусство. Ведь разница между жизнью и сном, как и между шарлатанством и чудом, не так уж велика, если учитывать то, что наш внутренний мир снов, мыслей и иллюзий, в котором мы проводим большую часть своей жизни, часто значит для нас больше всего остального внешнего мира.
12 октября 2011
Как и во многих арт-хаусных каках — смысл завуалирован, поэтому не обладая достаточным уровнем интеллекта, или банальным желанием найти интервью режиссёра, где он в двух строках раскрывает основной, что уж там говорить, о второстепенном, смысл, подобное кино лучше не смотреть. Как говорит сам Ходоровский — фильм «Крот» посвящён проблеме патернализма*. И тут уж обвинить данный продукт в отсутствии смысла — верх наглости и идиотизма. Зная смысл, можно уже подключать свой рыгающий ржавчиной мозг, либо — сверх-смазанный высоко-развитый объект, обнаружить который можно в черепной коробке. Далее — зная смысл, подключив интеллект, вкусив психоделический наркотик (как признаётся сам режиссёр) зритель меняется. После просмотра он уже не тот, кем был. На некоторые вещи он теперь смотрит иначе. И это — является основной задачей! В этом смысл фильмов Алехандро. И это намного интереснее, нежели вечные рассказы о пмс многих-многих других, рассказывающих нам истории, не только по средством кинематографа, но и литературы, обычной речи, etc.
В фильме герой Ходоровского пристал перед зрителем в виде ежа, обожающего тереться о женские груди. Его перочинный нож режет, как острое мексиканские мачете. Играя роль посланника, от самого себя — для многих встречающихся ему на пути он является божеством, ибо он вершитель ихних судеб. Ибо он выбирает кому жить, а кому остаться без яичек. Путь его — как красивые, пахнущие ванилью испражнения. Годами позже — из них будет создаваться золото. И при этом, зрителя может тошнить при виде деликатеса. Всё что угодно, лишь бы не безразличное отношение. Получается так, что «Крот» является ложкой дёгтя в бочке с испражнениями. Вызывая стояк при виде смерти Ходоровский превращается выходные без улыбок — в райскую душегубку, на фоне которой блекнут ангельские нимбы. И всё это, полностью всё — Диснейленд, как и Иерусалим.
Большая роль в фильме уделена так же сексу. Куда же без него. И если Де Саад показывает в человеке анти-моральный секс молоток, то Ходоровский просто на просто стирает гениталии в порошок. Гной обволакивает чрево, предлагая зрителю тяжёлый рок, тяжёлые наркотики и анальный секс, вместо шлюх по цене пива и пива по цене шлюх.
Младенческие пальчики в банке со сгущёнкой. Это ведь тот самый мир, лишённый девственности ещё в первые годы своей жизни. В деревянное его сердце вонзают шурупы, а от нежного прикосновения ныне идёт раздражение. Хрустальные отношения между директором по катаклизмам (Ходоровским) и нами слишком вызывают тошноту и бессилие, однако при всё при этом — они на это и рассчитаны. Они этим и живут. В этом весь смысл. Жизни в пустыне, например, Аррабаля и Ходровского не слишком и отличаются. Обе они являются отправным пунктом к переосмыслению и, возможно, к перерождению. И последний гвоздь путём самосожжения ярко намекает нам на то, что выхода нет. Мы все умрём! Шучу.
___
* ПАТЕРНАЛИЗМ (от лат. patemitas отцовство) система, принципы и практика государственного управления, построенного по парадигме воспитания и контроля отца над детьми в патриархальной семье.
10 сентября 2011
«Кто-то красное солнце замазал чёрной гуашью»
Режиссер Алехандро Ходоровски никогда не творил на «почве реального мира». Его произведения полны метафор, сравнений, скрытых смыслов и подтекстов, которые могут возникнуть только на грани реальности и иллюзий, гениальности и абсурда. А всё это отнюдь не из мира сего. Мастер Ходо без сомнений смешивает религиозные образы и интерпретирует их так, что восприятие этих образов становится задачей непосильной и нереальной. Миры в фильмах Ходоровски — это вся его вселенная, являющаяся неприкосновенной территорией, своеобразным «табу». Войти на сию территорию кроме самого автора, пожалуй, не может никто, нам — зрителям, можно лишь приоткрыть дверь в его мир, дабы насладиться зрелищем, которое откроется. Всего лишь нужно закрыть глаза и увидеть, почувствовать, понять, домыслить…
Фильм «Крот» тот фильм Мастера, который несмотря на тот же авторский почерк сильно выделяется из его остальных Ходоровски. Он чем то схож с первой полнометражной лентой Автора «Фандо и Лис», но в ней пара молодых людей(?) путешествует по кругу своего сознания в поисках несуществующей реальности, в этом фильме El Topo идет по незримой спирали, поднимаясь всё выше и выше, дабы доказать, то, что он Бог, что он может вершить правосудие и может остаться единственным стрелком. Ходоровски показывает свою религию, в такой извращенно-жестокой форме, что во время просмотра современные понятия о религии, станут до безумия смешны.
«Крот» — это буйство фантазии, а следовательно, разнообразность красок. Все явления и представления, лишь изначально кажутся однообразными, но если взглянуть на всё это взглядом не замыленым, который может увидеть, то что скрыто за призмой ирреальности, то все образы предстанут в новой, оригинальной форме. Ведь создать, притчу, полную метафор, без красочного «описания» практически невозможно.
Герои этого фильма очень разные. У всех свои судьбы и божественные предназначения. Кому то суждено умереть, кому то сдохнуть как собакам, а кому то возвыситься. Мастер Ходо, для таких разных и противоречивых образов, собрал разных героев и наделил каждого чем-то сокровенным и неповторимым. Всех героев можно сравнить с животными, по причине характеров, образов или же банальнейшему месту обитания. Закрытые в пещере карлики, словно крысы, которые от безысходности начинают убивать своих сородичей. Кстати, фраза о том, что им приходится для продолжения рода совокупляться между собой, дабы не вымереть приводит в ужас, ведь стоит лишь представить сколько времени пришлось провести ни в чем не повинным крестьянам в этой пещере. Своего героя Ходоровски окрестил Кротом не просто так, ведь крот увидев свет умирает, а El Topo пытается выбраться наверх.. Туда, где солнце. Девушка Мара, которую El Topo вызволил из рабства — это змея, опасная змея. И таких аналогий можно привести очень много, каждый герой имеет свою животную ипостась и натуру.
Никогда не приписывал, думал что и так ясно, но здесь стоит пояснить что мнение исключительно авторское, ни в коем случае не претендующее на объективность. В принципе, как и сам фильм Ходоровски. Это лишь моё слабое понимание этого титана и молоха кинематографа.
4 декабря 2010
Велико-ограниченное кино — концентрированная смесь простых религиозных исторических и культурно-этических образов, замешанных на китче, псевдогламуре, ярковыраженной гомофилии и педофилии…
Все это приправлено намеками на величайшую мудрость и истину… Безвкусно упаковано и рассчитано на массового потребителя…
Говорить, что Крот — великий фильм, то же, что также отзываться о «театральной» игре ее главного героя и карлицы, собирающих милостыню…
10 июля 2010
Кто ты такой чтобы вершить правосудие?
Я Бог…
Крот (я люблю этот фильм)
Перед нами третий фильм великого режиссера Алехандро Ходоровского. По мнению всех критиков на планете Земля, это его самый лучший фильм. Может быть они правы, данный фильм просто ослепляет с первых кадров, и ты сидишь до конца фильма уже не можешь оторваться…
Если устроили боксерский турнир среди всех режиссеров и их фильмов, Ходоровский мог бы вырубить своими фильмами всех режиссеров, кроме одного. Единственный кто бы мог вырубить самого Ходоровского, это Пьер Паоло Пазолини. Только он мог также неистово, снимать свои шедевры, но Пазолини уже давно умер, а Ходоровский нет…
К чему я это все сказал? Данный фильм очень легко разрушить одним неверным словом. Данный фильм нужно смотреть обязательно всем настоящим киноманам. Если вы не знаете, творчества Ходоровского, значит, вы не видели, какой может быть разный кинематограф. Лично я не совсем согласен с мыслями Ходоровского и его манерой построения фильмов, но я перед ним приклоняюсь. Он снял, возможно, самый глубокий фильм во всем кинематографе. Кто считает данный фильм вестерном, будет, обманут, потому что это, прежде всего философская драма, которая снята для тех, кто любит просто подумать над жизнью и всеми ее дорогами.
И еще, у Ходоровского есть такая отличительная черта, его фильмы нужно смотреть в абсолютно идеальном качестве, у меня есть диск с его фильмами, я включил данный фильм на диске, а потом нашел его в повышенном качестве. Могу сказать, что разница сразу очевидна. Кинематограф Ходоровского — это сплошные яркие краски. Только ради них, уже стоит посмотреть этот гениальный фильм. Такие фильмы надо просто знать.
Спасибо.
10 из 10
18 марта 2010
Давно я не ставил десяток фильмам, поскольку это сделать трудно — фильм должен казаться совершенным. Этому тоже сначала поставил 9, но потом передумал и всё-таки повысил оценку на один балл.
Иногда вещь заставляет задуматься не из-за глубины заложенной в ней идеи, а из-за странности и необычности формы, из-за оригинальности и неповторимости авторского изложения. У меня так было с «Небом над Берлином» Вендерса и «Андерграундом» Кустурицы. Вот и здесь так же… Сложная, запутанная композиция (всё-таки сюрреализм), предельно насыщенный знаками-символами видеоряд, эпатаж, сочетающийся с откровенным и дерзким переосмыслением Библии, льющаяся рекой кровь — прямо как у Тарантино — и неповторимое психоделическое очарование. Если не любите сюрреализм, лучше не смотреть — будете плеваться и поносить вообще всякое «чистое» искусство. Фильм — балансирование на грани безумия, но если вы, как говорится, попадёте с автором на одну волну, должно понравиться.
В отличие от многих других сюрреалистических фильмов, в «Кроте» есть довольно последовательный сюжет — главный герой едет по пустыне, попутно карая всяких злодеев. Однажды он, совершив на территории миссии правосудие, освобождает девушку, которая становится его любовью. Через какое-то время он остаётся один, чтобы преобразиться для другой жизни. Вначале он — Бог-Отец, устанавливающий на Земле закон, потом становится Богом-Сыном — всеобщим искупителем. Автор, ничтоже сумняшеся, вольно смешивает события Писания с буддистской философией: достаточно вспомнить, что вторая ипостась Крота — лама.
Как всегда, автор особое внимание уделяет церковникам, рисуя их авантюристами, спекулирующими на идее чуда под громкое скандирование паствы. Но не торопитесь! Эпатаж — неотъемлемое свойство фильмов Ходоровски, но, с другой стороны: «Расслабьтесь, это же просто кино!» Кино хотя откровенное, жестокое, но по-восточному условное. Режиссёр вывел в фильме целый ряд архетипических персонажей и превратил пространство прерий в некое условное измерение, где проходит вся история Вселенной — от Сотворения мира до Апокалипсиса. Так, например, типичный американский городок «в стиле вестерн», где ради развлечения убивают негров и играют с Господом в церкви в русскую рулетку, становится фактически образом всего современного общества.
Вместе во всем неясным, строящимся только на основе постоянного ассоциирования философским подтекстом, «Крот» — история о любви, о насилии, о жестокости, об искуплении и ещё много о чём. Объять этот фильм одним взглядом сложно, в нём есть что-то от искусства барокко — образы наслаиваются один на другой и дают все вместе сложный, противоречивый образ мира. Поэтому рассказывать что-то о сюжете или, тем более, разбирать его непросто и ненужно. Самый лучший способ — опробовать на себе. Если «Крот» вызовет у вас какие-то чувства, то хорошо, если нет — ладно, просто это не ваш фильм, с сюрреализмом подобное абсолютно нормально.
Как всё-таки жаль, что фильм не издали на DVD у нас в стране.
10 из 10
28 сентября 2009
Это сколько же надо выпить спиртного, чтобы полностью понять фильм «Крот» и весь мир Алехандро Ходоровски в частности? Нет-нет, не поймите меня буквально. Я ни коим образом не отношусь к людям, которые «постигают мир» через вино-водочную продукцию и «осмысляют» окружающую действительность через бутылочное отверстие. Я это так, к слову…
Ведь внешне фильм «Крот» представляет собой полный маразм, бред, насаждение каких-то несвязанных между собой тем, появившихся в сознании психически больного или пьяного, невменяемого человека. Но это только внешне и на первый взгляд…
Алехандро Ходоровски- незаурядная личность. Его видение окружающего мира очень специфично и оригинально. Ходоровски, если можно так назвать, «Сальвадор Дали» мирового кинематографа. Сюрреализм, в котором работал гениальный художник, присущ и Алехандро.
Фильм «Крот» — это целый набор символов, где каждая сцена представляет собой более глубокий, иносказательный смысл (не воспринимается буквально, а имеет сложную, на первый взгляд, сюрреалистическую основу), да и жанр вестерна, в котором снят фильм, не совсем однозначен и точен… Жанр «Крота» можно назвать вестерном, но только с добавлением «сюрреалистический».
Главный герой, некий бесстрашный мачо, путешествуя по мрачным мексиканским уголкам, вступает в какие-то схватки и дуэли со всевозможными отморозками. Внешне всё в стиле «а-ля Родригес, а-ля Desperado», но, я подчёркиваю, это только внешне. Ходоровски повергает зрителя в свой мир потаённых снов и фантазий, где символизм и сюрреализм идут «в ногу». Трудно сразу постичь основную мысль и мир гениального режиссёра.
Иногда ловил себя на мысли: манера съёмок и преподнесение материала Ходоровски очень похожа на стиль и манеру великого Пьера Паоло Пазолини (Ходоровски, как и Пазолини, насобирал в свой фильм целую кучу уродцев, маргиналов, дебилов, людей, чей внешний облик, мягко скажем, оставляет желать лучшего. Алехандро наслаждается этими людьми, он показывает их внутреннюю сущность, их внутренний мир).
Фильм «Крот» — не для одноразового просмотра или «просмотра в компании», где много шума, смеха, рекой льётся спиртное. Фильм «Крот» — не для каждого зрителя. Символизм и сюрреализм Ходоровски не каждый поймёт и досмотрит до финальных кадров. Но это не беда. Алехандро Ходоровски, как истинный художник и гений вселенского масштаба, индивидуален, и его творчество не претендует на массовость и кассовость.
8 из 10
12 июня 2008
Странный фильм.
Не то, чтобы у Ходоровски остальные фильмы заурядные, просто даже из его лент эта выделяется и имеет своё, неподражаемое настроение.
Если попытаться описать содержание или смысл, то это фильм о. ..
… силе.
Главный герой, стрелок Крот ищет совершенства в своём деле и стремится стать не просто лучшим их лучших — он хочет остаться ЕДИНСТВЕННЫМ стрелком на этой части суши. Причем, если учесть традиционную ходоровскую условность места действия, то, пожалуй, речь идёт о всей планете. Крот находит свою силу и пополняет её со всем инстинктивным, животным стремлением к выживанию, презревая вчерашние ценности и мораль.
… слабости.
С каждым шагом поднимаясь вверх над собой, каждый персонаж фильма однаждыь обнаруживает под ногами зияющую пустоту, вместо привычной опоры. И тогда оказывается, что ноги не в силах держать больше уставшее от бесконечного пути тело, а душа не умеет выдержать того груза, что так легко брала на себя все долгие годы странствия. Слабость не приходит извне, она внутри каждого из тех, кто когда-то воспользовался чужой слабостью или просчётом, она словно переходит к новому хозяину и только и ждёт, чтобы завладеть новым телом.
… предательстве.
В жёском и жестоком мире героя-одиночки нет места жалости или верности, если речь идёт о Цели всей жизни. И он предаёт, оставляет позади, бросает, забывает, убивает своё вчерашнее Я вместе с людьми, что ему верят и идут за ним. Для него нормально и естественно оставлять то, что ему больше не нужно, даже если это ребёнок-ученик, сидящий в седле позади и доверчиво обнимающий своего Учителя ещё слабыми руками.
… верности.
Всегда находится тот, кто доверяет своему избраннику самое дорогое, даже если тому больше никто не верит. И Отдающий Себя в этом фильме — многолик и вечен: от женщины-карлицы, много лет любящей своего земного бога, до самого Крота, однажды понявшего, что кроме этого у него больше ничего не осталось. Герои фильма отдаются отчаянно, без остатка, почти жертвенно-безысходно, но вместе с тем высоко и сильно, и это верно: только искренне преданный человек сильнее любого предательства.
… страсти.
Она вездесуща и неотвратима. Она находит свои жертвы повсюду, стОит только им поднять глаза — они видят цель и идут к ней, срывая одежды и мораль. Иногда она даже высокопарна, но никогда не нравоучительна: мастер сумел показать её животное происхождение, её корни лежат в самых потаённых глубинах и в этом фильме любая сильная страсть исходит из темноты и необузданности личностей и характеров.
… любви.
Любовь проходит через всю ленту, от ручейка в начале, потоком усиливаясь к финалу, к кульминации. И чем дальше, тем отчётливее видна разница между желанием брать и желанием отдавать себя: Ходоровски не жалеет ни красок крови, ни гротеска, ни себя, исполняющего главную роль. С каждым кадром он становится всё более непохожим на героя фильма в начале картины, он словно постоянно, мазок за мазком дописывает портрет Крота, от наброска, до потрясающей глубины и красоты картины, и основной тон этого портрета — Любовь, которую он находит внутри себя.
Мастер визуализации, почти Дали кинематографа Алехандро Ходоровски проявился в этой картине в полной мере. Каждый кадр — застывшая во времени фотография. Каждый план — характер и настроение, каждая сцена — сюрреализм и взрывное действие. Масса ссылок и глубокий символизм каждой детали играют на то, чтобы эту картину можно было пересматривать через годы и открывать не только новый её смысл, но и нового себя через её героев и персонажей.
Конечно, это не массовое кино.
Но кто сказал, что от этого оно становится хуже?
17 февраля 2008
Вот во что может Ходоровски превратить жанр вестерна. В притчу, в историю с библейскими мотивами о всепрощении, фатализме. Очень тяжелый фильм.
Если вы досмотрите его до конца — можете считать себя причисленным к кругу киноманов. Фильм оставляет неизгладимое впечатление очень надолго. После просмотра чувствуешь, как будто по тебе проехались катком.
Вестерн здесь только внешне. Внутренне — все что угодно, только не вестерн. Назвать этот фильм драмой — значит назвать и оценить очень легковесно.
Абсолютно не для рядового зрителя.
Оценивать в баллах тоже невозможно.
26 января 2008