Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дикий Маугли |
английское название: |
L' Enfant sauvage |
год: | 1970 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «At last an adult film to which you can take your children.» |
режиссер: | Франсуа Трюффо |
сценаристы: | Жан Итар, Франсуа Трюффо, Жан Груо |
видеооператор: | Нестор Альмендрос |
художники: | Жан Мандаро, Джитт Магрини |
монтаж: | Аньес Гиймо |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $59 181 |
Мировые сборы: | $59 181 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 февраля 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Фильм идеально укладывается для иллюстрации работ Клода Леви-Стросса или иного значимого автора научных работ в сфере структурной антропологии или лингвистики. Это реальная история дикого ребенка, выросшего на природе вдали от людей. Попытки перевоспитать его, придать его манерам соответствие внешних приличий — вот сверхзадача главного героя. И важно тут даже не поведение самого малыша, а та любовь, забота и внимание с которой ученый берется за казалось бы безнадежное дело. И это отсылает нас уже к «Четырехстам ударам» — автобиографической картине самого Трюффо. Круг смыкается.
В отличие от многих своих «душевных» полотен в этом фильме Трюффо скуп на эмоции. С холодным спокойствием циника от науки он следит за происходящими событиями, выделяя лишь самое важное. Небольшой хронометраж, отсутствие интриги, недостаток деталей — все нипочем. Лента берет совсем другим. Затрагивая простую тему воспитания малыша Трюффо аккуратно разворачивает вопросы контркультурного конфликта в современной цивилизации, одиночества и человеческой духовно близости. Получается очень выразительно и непринужденно. Так уж сложилось, что при всей тяжести затрагиваемых тем, фильм рассказан в легком повествовательном ключе. Неспроста это так зацепило Хичкока.
7 из 10
8 марта 2019
Фильм «Дикий Маугли» заслуженного французского режиссёра Франсуа Трюффо поставлен по книге мемуаров доктора Жана Итара, который занимался воспитанием мальчика, дав ему имя Виктор, жившего в диких лесах и привыкшего вести себя то ли как животное, то ли как далёкий первобытный пращур человека. Не знавший благ цивилизации, Виктор с трудом находит себя среди других людей, он никак не может приспособится к ситуации. И только доктор Жан Итар (его сыграл сам Франсуа Трюффо) вместе с гувернанткой мадам Герен (Франсуаз Сенье) стойко выносят все сложности воспитания Виктора (его, кстати, сыграл 13-летний Жан-Пьер Карголь, для которого «Дикий Маугли» так и останется одной-единственной ролью в кино, второй его фильм «Караван в Ваккарес» (1974-й год) не найдёт спроса в широком прокате, на этом кинокарьера Жана-Пьера Карголя закончилась), искренне веря, что все их усилия будут вознаграждены.
Именно на душевной стойкости двух взрослых людей и основывается эта картина. Виктор, только представьте себе, ещё пару недель назад обитал в лесах, не зная, что он человек. Он добывал себе пищу, передвигался как животное, спасался от хищников, да мало ли как он себя вёл в лесу. Работа доктора Итара состояла не только в том, чтобы приспособить мальчика к цивилизованному существованию, но ещё и найти подход к воспитанию, чтобы не нарушить и так уже пострадавшую психику Виктора. Методами проб и ошибок они всё-таки находят нужные ниточки, чтобы Виктор научился признавать в докторе Итаре и мадам Герен не противниками его обитания и образа жизни, а как тех, кто несёт ему возможность ощутить себя человеком и увидеть в них друзей. Сложнейшая работа, которая требовала спокойствия, хладнокровия и психологической устойчивости. Поэтому фильм может быть интересен для тех, кто подумывает стать психологом или же психотерапевтом.
Франсуа Трюффо никогда не боялся сложных задач для постановки своих картин, за это его уважали и ценили критики по всему миру. В ленте «Дикий Маугли» Трюффо создал антураж отдалённого от городской суеты дома, где его герой (доктор Итар) мог заниматься воспитанием и обучением Виктора. Франсуа Трюффо хватило всего нескольких актёров, чтобы фильм всё равно имел значимость, при этом режиссёр не забыл, что если актёрский ансамбль минимальный, то персонажей надо раскрывать в достаточной и даже больше, чем в достаточной мере, иначе зрителю станет мгновенно скучно. Франсуа Трюффо несомненно справился с образом доктора Жана Итара, которому веришь со стопроцентной уверенностью, что перед тобой настоящий лекарь человеческих душ, взявшийся за очень трудную работу. К тому же сам Жан Итар прикипел сердцем к мальчику, да так, что его можно назвать сыном доктора, и он отстаивал его права и права свои, что он должен продолжать бороться за Виктора.
Что же касается Жана-Пьера Карголя, то 13-летний мальчик поначалу не давал повода усомниться, что перед нами натуральный «найдёныш», воспитанник леса. По началу он бравировал эмоциями, ведь словесных сцен у Жана-Пьера Карголя нет, только звуки речи, которые более подходят разнообразным звукам дикого леса, а не человеческим выражениям; Жан-Пьер Карголь и в поведенческих характеристиках неплохо себя показывал, но в дальнейшем произошёл какой-то сбой. В глазах мальчика появились явно заметные чувства понимания, в жестах неожиданно появилась некоторая фальшь, а в некоторых сценах он даже стал переигрывать. Можно сказать о том, что так и должно происходить, ведь Виктор стал понемногу превращаться в обычного подростка, но всё же до этого было очень и очень далеко, так что резкий перепад в действиях Виктора не проходит незамеченным и с молодёжи взятки гладки, а вот такой опытный и очень талантливый режиссёр Франсуа Трюффо мог обратить внимание, что что-то не так. А Франсуаз Сенье только за одни слёзы в одной сцене хочется обнять за образ такой добросердечной тётушки.
Редкий фильм, который сейчас явно не пользуется спросом, но в какой-то мере стал прототипом голливудской драмы «Нелл» с Джоди Фостер и Лиамом Нисоном в главной роли. Также «Дикого Маугли» снял сам Франсуа Трюффо и пусть у него не всё удалось в картине, но всё-таки его авторитет неприкасаемый. Фильм к тому же является очень редким гостем по своей тематике, что только ему в плюс, а то, что он снят по реальным событиям несколько привлекает к себе большее внимание. Но решать Вам и только Вам есть ли смысл смотреть «Дикого Маугли».
7 из 10
4 ноября 2015
Говоря честно, фильм достаточно приятный по форме. Нет в нём ничего напрягающего. Очень хорошая музыка подобрана к фильму. Да и все прочие компоненты вполне сносны. Единственное, что мне категорически не понравилось, так это слабый финал. Очень слабый. Я даже возмутился, когда по экрану поползли финальные титры.
Кроме того, не совсем понятно, добро ли делали цивилизованные люди по отношению к дикарю. Ведь, благими намерениями вымощена дорога в ад. Вспоминается также мысль, что общество — это насилие над личностью. Увы, в данном случае нельзя судить, было ли это насилие во благо, или во вред, потому что характеристика общества, которое перевоспитывало дикаря, отсутствует. То есть, тема раскрыта не так, как хотелось бы мне. Посему, оценка моя невысокая, а рецензия — нейтральная.
6 из 10
27 января 2010
Это кино — лабораторный дневник доктора Итара, взявшегося провести эксперимент по социализации, прожившего вне человеческого общества ребёнка, намереваясь доказать возможность адаптации индивида внутри родственной ему среды. Трюффо сам одел сюртук и взял в руки перо, претворяя в жизнь смелый замысел своего героя. Он сам — терпение и настойчивость, внимание и такт, требовательность и снисходительность, ведущие вперёд, к поставленной цели.
Дневниковыми репликами режиссёр комментирует перипетии болезненного вхождения дикаря в круг цивилизованных собратьев по разуму, встречающих его отторжением и изоляцией, без слёз переносимыми тем, кто всю жизнь боролся за выживание среди зверей.
Не похоже, чтобы Трюффо проводил прямые аналогии, но многое в его фильме напоминает об общей модели отношений общества и ограниченных в своих возможностях людей, доказывая, как кропотливой работой можно наполнить интересом и сознанием, казалось, совсем неподдающееся контролю дикое существо.
В предлагаемой формуле нет ничего, кроме настоящей любви к человеку, готовности преодолевать долгий путь привыкания и обучения, соединяя педагогику и психологию, групповую терапию и личный пример, преломляющиеся в физическом развитии и воспитании «трудного ребёнка».
Индивидуальные занятия доктора, невозмутимое внимание его экономки, мадам Герен, посиделки в семейном кругу соседей-друзей — так учёный создаёт благотворную среду, поднимающую дикаря с колен, выпрямляя его телесно, и духовно, пробуждая в нём тягу к людям и привычку жить среди них.
Домашняя работа режиссёра-экспериментатора выявляет мощный потенциал лучших человеческих чувств, которыми завоёвывается доверие и изменяется ментальность отчуждённой личности, не по принуждению, а осознанно целесообразно находящей своё место среди близкого рода людей.
1 октября 2009