Бабушка
The Grandmother
7.1
7.1
1970, ужасы, мультфильм, короткометражка
США, 34 мин
В ролях: Дороти Макгиннис, Вирджиния Мейтленд, Роберт Чадвик, Ричард Уайт
Устав от постоянных издевательств родителей, мальчик решает вырастить себе добрую бабушку.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Бабушка

английское название:

The Grandmother

год: 1970
страна:
США
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Дэвид Линч
композитор:
жанры: ужасы, мультфильм, короткометражка
Поделиться
Финансы
Бюджет: 7119
Дата выхода
Мировая премьера: 3 февраля 2007 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 34 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, мультфильм, короткометражка

Видео к мультфильму «Бабушка», 1970

Видео: Фрагмент (Бабушка, 1970) - вся информация о мультфильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры мультфильма «Бабушка», 1970

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о мультфильме «Бабушка», 1970

Фирменный почерк мэтра.

Здесь (В отличие от более ранних к/м фильмов «Шестеро блюют шесть раз» и «Алфавит») все развивается уже достаточно серьезно. Мы имеем полноценный сюжет. Экспериментирование со звуками, шумами, анимацией, актерами выходит на новый уровень. Завороженный саунддизайном, Линч выстраивает продуманное звуковое полотно. Сновиденческая живопись вдохновляет его на абстрактную анимацию. Свет расставлен таким образом, что в каждом кадре сквозит поэзия ночи. Странные касания персонажей друг друга под странные звуки – идентичное решение есть и в третьем сезоне «Твин Пикса» (То есть через 47 лет), да и вообще начало фильма напоминает этот сериал: таким образом, именно здесь был сформирован фирменный почерк мэтра.

Сюжет касается темы домашнего насилия – родители недвусмысленно показаны вечно пьяными животными. Мальчик напоминает самого Линча, поэтому развитие бабушки из семени можно рассматривать как метафору отношения режиссера к своим произведениям, а оно включает заботу, подкормку, постоянное внимание и пост-осмысление готового материала. В то же время все может выглядеть и прозаичнее – культивация бабушки становится воплощением потребности ребенка в нормальных родителях, в заботе и ласке.

Сюрреализм, сквозящий через конвульсии, хрипы, свист, (все странное, что только есть в человеческом поведении) тут подсвечивается, и расширяется. В следующей работе Линча, «Голова-ластик» это станет еще более явно и дойдет до достойных Кафки масштабов.

Также обращает на себя внимание то, что драматическая концовка на кладбище снята в отличной от общей канвы манере. При этом ни она, ни сам фильм, разумеется, не имеет никакой однозначной интерпретации и оставляет зрителю широкое пространство для воображения.

28 июня 2024

Многообразный и ужасный

Несомненно, фильм рассчитан на взрослую аудиторию по причине своей жестокости и смыслового содержания. Можно предположить, что на стилистику «Бабушки» повлиял анимационный фильм Нормана МакЛарена «Мерцающая пустота», получивший в 1955 году «Золоту ветвь» на Каннском кинофестивале как лучший анимационный фильм, из этого можно сделать вывод, что Линч должен был видеть эту работу МакЛарена. Также ощущается влияние немых фильмов ужасов начала XX века, таких как «Кабинет Доктора Калигари» 1920 г. и «Носферату, симфония ужаса», благодаря звуковому сопровождению и медлительной текучести видеоряда, сопровождающемся гнетущей атмосферой, проходящей через весь фильм. Анализируя творчество Дэвида Линча, нельзя не отметить влияние сюрреалистов, в особенности французского режиссера Луиса Бунюэля и его фильм «Андалузский пес» 1929 г, созданный совместно с Сальвадором Дали. Дэвид Линч создавал фильмы ужасов, триллеры и, конечно, на его творчество не мог не повлиять мэтр фильмов ужасов и детективов — Альфред Хичкок (Следует заметить, что и звуковому сопровождению Линч, возможно, учился у Хичкока: фильм «Птицы» создан без музыки, а только с использованием характерных сложных звуков, что, к слову, присутствует и у МакЛарена в «Соседях»).

Несмотря на то, что «Бабушка» — фильм ужасов, это фильм про любовь. Не зная теплоты семейного очага, материнской любви, мальчик с трогательной заботой ухаживает за уродливым, склизким колючим корнеплодом, из которого, как кажется на первый взгляд, может появиться только что-то не менее отвратительное, чем оболочка, но благодаря природной нежности маленького ребенка и сердечной доброте, не до конца загубленной жестокостью родителей, мальчик выращивает себе любящую бабушку. Так, ключевых идей в фильме можно заметить несколько: родительская жестокость, сила детского воображения и, конечно, необходимость любви для существования человека. В жестоком, агрессивном мире мальчику помогает выжить сначала любовь к растению, а затем любовь бабушки к внуку, которую он не забудет и сохранит в памяти, как лучшее, что произошло с ним в детстве. И хотя, мальчик сажает семечко на кровати — символ сна, несбыточной мечты, мне хочется воспринимать бабушку, как то, что действительно произошло с ребенком, ибо эмоции и опыт, пережитые им были реальны.

Весь фильм исполнен в контрастной цветовой палитре, содержащей только черный (пространство, костюмы), белый (кожа героев, некоторые рисованные детали), красный (губы, ведро с землей, кровь) и ярко жёлтый (моча, луна, солнце). Многие движения актеров созданы с помощью пиксиляции, что подчёркивает дерганный, нервный ритм происходящего, также этот ритм дополняет частая смена кадров в наиболее драматических моментах, а вставки с рисованной анимацией и техникой перекладки увеличивают настроение фантасмагоричной сюрреалистичности. Рисованная анимация показывает зрителю не другую вселенную или измерение, но изнанку происходящего и более тонкие связи между героями. Простое символичное изображение мира напоминает детские рисунки, но эти рисунки — видение мальчика, и этот детский мир такой же мрачный, давящий и гнетущий, как и внешний ужас повседневности ребенка. На протяжении всего фильма нас не покидает ощущение болезненного головокружения (камера иногда будто раскачивается на волнах), и то и дело в нас врезается кровожадный оскал и острые удары рук родителей, встревоженный взгляд и искаженный криком рот мальчика.

Крайне интересна звуковая составляющая фильма. Всю картину мы слышим нервные скребущие, гудящие звуки. Только однажды в фильме звучит настоящая музыка в привычном нам понимании — это убаюкивающее нежное женское а капелла, которое мы слышим в момент знакомства бабушки с «внуком», некого подобия пальпации, но эти действия, нельзя назвать нежными: даже камера будто ударяется о воздух и отскакивает от жестких ударов о плоть. Ни один герой не произносит слов: родители издают первобытные крики, мальчик же молчит на протяжении всего фильма и лишь в конце мы слышим высокие ноты синтезатора из его уст — вопль боли потери.

Любопытно представить схему дома. Мы не видим границ комнат, не видим атрибутов жилого помещения в привычном нам понимании: ни в одной комнате нет потолка, стен, пола, окон, все действие происходит будто под землей, в склепе. Единственное, что мы можем проследить — это передвижение мальчика в пространстве. Комната мальчика располагается над местом обитания родителей — они находятся в самом низу «дома», комната бабушки, обитель самых светлых чувств, расположена на самом верху. Таким образом мы выстраиваем в сознании некую систему настроений и чувств — снизу в верх: от самого низкого до самого высокого — от жестокости до любви. Также интересно заметить, что родители ни разу не покидают своего подземелья, и только мальчику удается выбраться наружу, к воздуху и природе, не смотря на это, пейзаж не имеет красок жизни (он снят на черно-белую пленку), но именно здесь, на кладбище, мальчик видит смерть своей бабушки, а затем вновь погружается в темноту.

Каждая сцена фильма необычайна ярка и эмоционально сильна, в фильме нет ничего лишнего, что хотелось бы вырвать или пропустить, даже некоторая затянутость тихих кадров является намеренным затишьем, усиливающим эффект последующей бури. Таких скачков в фильме несколько, можно даже сказать, они составляют некий пульс картины, но каждый раз наиболее напряженной и тяжелой становится сцена взаимодействия с родителями, и лишь в конце эта система ломается: драматизм эпизода удушья бабушки, неистово мечущейся по комнате обожжённым мотыльком (пиксиляция), что сопровождается монотонным пронзительным свистом, подчеркивается равнодушием и бездействием жестоко смеющихся родителей над обреченным взволнованным ребенком.

Сюрреализм в кино, сейчас, на мой взгляд, одна из самых интересных тем. Сюрреализм помогает наиболее ярко и красочно раскрыть внутренний мир героя, его переживания, внешний мир в его глазах, ломая все барьеры доступного. Сюрреализм опирается на символы, подсознание, он имеет богатую историю воплощения на экране, в седьмом искусстве. Но несмотря на это, возможности кино расширяются, и его богатый потенциал дает новые возможности экспериментировать в изображении сюрреализма. Дэвид Линч — один из последних представителей данного направления на настоящий момент. Его «Бабушка» заключает в себе множество отсылок; в созданной режиссером карте символов, в нескольких измерениях, показанных в разных техниках, интересно разбираться, искать точки отсчета. Дэвид Линч во многих своих произведениях обращается к простым понятным моральным тезисам, но то, как он их раскрывает, то, в какой атмосфере, подчас ужасающей, он их находит и воплощает, достойно восхищения. «Бабушка» — это мир ужаса и насилия, в котором главной темой становится живительная сила столь необходимой человеку любви.

12 марта 2017

Чтобы оценить фильм по достоинству, нужно…

Короче говоря, определенно нужно быть хоть издалека причастным к теме данного фильма, чтобы прочувствовать его мощь.

Я стою на нейтральной позиции, банально из-за того, что не было интересно смотреть. Т. е. этот фильм — это никакая не интеллектуальная режиссерская игра, а т. н. «старая сказка» про жесточайшие семейные отношения и травлю ребенка, с последующим воплощением фантазий мальчика, что добавляет лишь ложку меда в бочку дегтя, и то на время. Этакое подтверждение безвыходности ситуации, что проливает реалистичность на картину. А сама бабушка, на мой скромный взгляд, символизирует тотальную беззащитность ребенка, и может даже критикует вечную дилемму о свободе («ее не существует, но я улыбаюсь»), таким образом жестко высмеивая возведение приятных сердцу иллюзий на трон. Нет, даже такой почти что человек не спасет тебя, милое дитя, потому что это, черт подери, всего лишь порожденный твоим несчастьем робот, и наиболее желаемая вещь играет роль феерической галлюцинации.

Любителям Линча и вдобавок людям с тяжелым детством советую в первую очередь, а обеспеченным и живущим в уютных квартирах особого смысла знакомиться с творением нет, разве что для любителей анализировать и разбирать на части, которые уж точно примут во внимание большую роботу, проделанную для создания короткометражки.

Так что не спешите хвалить стены черного цвета и мириады странных звуков, лишь бы угодить Маэстро…

25 июня 2016

Strangelove

Отчаяние приходит не сразу, надежда все еще сильна и не отпускает сердце. Но летят дни, а становится только хуже. Мальчик живет в семье, но по сути ее нет. Это неудивительно, когда вместо отца и матери пара каких-то собак, живущих примитивными инстинктами и способных общаться лишь на языке грубости. Наконец отчаяние овладевает телом, ноги сами несут ребенка прочь из жуткого дома. Бежать далеко, однако, не нужно — спасение совсем рядом. Несколько ведер земли, необычное семя, и вот он, плод странной любви — бабушка. Всегда улыбчивая и приветливая, за воротник не оттаскает, в лицо не залает. Такая семья лучше прежней, только бы в тайне сохранить, родители не примут «родственницу». У искусственного человека может быть лишь искусственная жизнь, и исход ее происходит не по законам природы.

Какие еще «законы природы»? У Дэвида Линча с самого начала творчества своя природа, и рождение в ней происходит не через утробу матери, а через причудливое мультипликационное изображение. Существа американского авангардиста лишь условно похожи на людей, у них нет привычной речи, а вся жизнь существует в какой-то одиночной камере. Однако они живут. И чтобы такая жизнь не стала проклятием, в ней должна быть хоть крупица тепла. Некоторые законы справедливы и во вселенной Линча, однако вывернуты наизнанку. Любовь здесь только подразумевается, зато привязанности несоизмеримо больше. Возникновение человека из земли рушит диковатую гармонию в этой необычной семье. Однако эта новая жизнь изначально была создана назло логике. Юный герой, повинующийся зову сердца, воплощает сгусток положительной энергии, что своевременно не нашла выхода и стала медленно наполнять своего носителя негативом. Любовь — самый верный выход, но и самый опасный, ведь в системе координат Линча не существует прямых линий, и каждая способна неожиданно преломиться и направиться в обратную сторону.

Насколько уродливые формы способно принять самое важное в мире чувство, «великий и ужасный» начал демонстрировать именно в этой картине. Причудливая, странная, противоестественная любовь стала одним из важнейших маркеров всего творчества режиссера. Своеобразного апофеоза Линч достигнет в «Синем бархате», но и культовая «Голова-ластик» — ошарашивающая в своем сюрреализме — берет свое начало из «Бабушки». Мальчик быстро привязывается к своей пожилой подруге, но предчувствие трагедии, разносящееся через характерный шум, не дает возможности даже представить, каким могло бы стать будущее этой семьи. Любовь поразительна своим воплощением, старушка отнюдь не очаровательна. В ее облике все то же средоточие фобий, присущее и остальным героям картины. Пусть они и общаются на собачьем языке, но если внешность у них человеческая, то и ответственность под стать. Родители мальчика решают вопросы самым примитивным образом, но эта же примитивность становится в фильме первоисточником всего. Словно опытный агроном, режиссер отмеряет нужное количество «семян» для создания жизни, но срока ей не назначает. Зрителю предлагается самому определить, что же здесь важнее: земля или ее обитатели? Тугим ремнем картонные люди Линча связаны с собственным жилищем, которому даны элементы разума. Именно дом дает мальчику возможность сотворить бабушку, но сам же и требует платы в роковой момент. Потаенные страхи никуда не деваются, они лишь ждут своего часа, чтобы по неслышимой команде вернуться с новой силой.

Происходящее на экране напоминает один страшный сон, куда по нелепой случайности заглянуло что-то светлое. Выжить ему в этом мороке почти невозможно, но пытаться режиссер не запрещает. По законам Дэвида Линча, настоящая любовь способна рождаться только вопреки, а не благодаря. Не столько радующее сердце чувство, сколько испытывающее и раскалывающее его на многие фрагменты. Каждый день, каждый час, каждый миг. Образ бабушки вбирает то немногое оптимистичное, что может быть в фильмах гения интеллектуального ужаса. Размашистый сюрреализм точно ветвями душит зрителя, заставляя искать ответы на природу необъяснимых явлений. В одном мастер себе не изменяет никогда — он тщательно борется с надеждой, выпалывает ее, как назойливый сорняк, и травит всеми доступными средствами.

4 мая 2016

Ну, как мне показалось, этот фильм не совсем о взаимоотношениях родителей и детей. Даже не о любви к бабушке.

Это о полном отсутствии счастья, о безумном одиночестве,

О непонимании ребенка взрослыми,

О том, что люди могут сделать с теми, кто слабее,

О том, что каждому нужен кто-то добрый, кто всегда поймет и утешит. Кто-то, похожий на бабушку.

Мальчик вырастил ее из семени — как дерево. Фантазии, особенно детской, нет границ — и ребенок, не знающий, как появился, делает свои выводы о рождении людей и о мире в целом. Он придумал себе человека, который будет любить его. Любить — большее не нужно. Получилась — бабушка.

Потому что бабушки и внуки — самое-самое. Внуков всегда любишь больше, чем детей, ведь они приходят к нам в ту пору, когда больше всего боишься не старости — а одиночества. В фильме — наоборот — бабушка пришла к ребенку. Пришла, и пусть нереальная, и пусть ненадолго, но сделала его жизнь чуть счастливее.

Линч — действительно гений. У меня все.

10 из 10

25 марта 2016

Соцветие любви

Страх, ужас, скорбь, отец тыкающий тебя в испачканную твоей же кровью простыню как нагадившего котёнка в дерьмо, или мать судорожно домогающаяся до тебя и нервно тряся в своих руках пока ты не закричишь, а она от изнеможения не упадёт подле того самого стула на котором сидела. Но когда ты ещё терпишь их постоянные насмешки и издевательства отдельно друг от друга, вместе, истошно долго крича на тебя они заставляют тебя уйти в свой чуткий и уязвимый мир без прикрас.

Там, в своём мире, в своей комнате, решив посадить в куче грунта прямо в кровати зерно добра и опеки, которое после своего созревания будет совершенно иным и не похожим на жестоких родителей, для которых ты являешься не более чем мальчиком для битья, вырастишь объект собственной любви и ласки — бабушку, которая будет твоей единственной любовью и отрадой.

Дэвид Линч, чьё творчество и стиль всегда граничили с сумасбродом, негодованием и истерией и загадочностью очень часто находи непонимание зрителя. Всё то, что он создаёт и как следствие реализует на экране являет собой весьма разнузданный и необычный воплощение его собственной реальности и состояния, которое в итоге даже после его непонимания оказывается у всех на устах.

Очень аутентичный, самобытный и при всём этом абсолютно незабвенный художник. Думаю его будут помнить ещё очень долгое время после смерти, пересматривая, обсуждая и пытаясь разгадать его шедевральные, несравнимые ни с чьими по эстетике и экзистенциализму художественные полотна.

Данную работу Линча считают лучшей из его ранних, а возможно и всех короткометражных фильмов. Для меня на данный момент это второй короткий метр после «Страны дураков». С «Бабушкой» я решил ознакомится по объяснимым причинам: Три дня назад мэтру киноискусства исполнилось 70 лет!

23 января 2016

«The Grandmother», пожалуй, наилучшая из всех короткометражек Дэвида Линча, в которой без труда можно узнать великого и ужасного мастера. Я могла бы долго говорить об этой потрясающей картине, потому что она меня просто поразила, удивила, заставила задуматься.

Сюжет короткометражки «Бабушка» с одной стороны достаточно прост и понятен, но Линч не был бы Линчем, если бы не добавил в него сюрреализма и аллюзий, которые зрителю нужно понять самому. Итак, здесь показывается история мальчика, жутко замученного родителями (не зря режиссер наделил этих тиранов лаем вместо слов, проводя таким образом параллель с бешеными собаками). И в один прекрасный, хотя это слово здесь точно не подойдет, правильнее будет сказать ужасный день, главный герой садит дерево. Но опять же, деревом это не назовешь, ведь из него вырастает.. бабушка! Да, добрая, любящая бабушка, которой мальчику так не хватало. Она вносит в его жизнь немного гармонии даря ему настоящую искреннюю любовь. Этим, думаю, Линч хотел показать не только потребность мальчика в этом, а то что каждый человек нуждается в простом человеческом общении, понимании и даже обычных дружеских прикосновениях. И, казалось бы, все налаживается, но увы, мечты это всего лишь мечты, и они ускользают из рук как сдувающийся воздушный шарик (опять же Линч дает нам это понять, наделяя бабушку свистом и показывая её стремительное перемещение из одного угла комнаты в другой). Все звуки и цвета, действительно, очень нагнетающие и жуткие, что позволяет оставаться в 100 процентном напряжении до последней секунды.

В итоге мы получаем получасовой фильм, наполненный глубоким смыслом, жуткой атмосферой и, задевающим важные проблемы общества, который несомненно был актуальным в 70х и остается актуальным по сей день, ведь эти проблемы никуда не исчезают.

Я бы порекомендовала просмотр данной картины не только поклонникам талантливейшего режиссера Дэвида Линча, а всем и каждому!

10 из 10

26 января 2014

Это уже настоящее большое кино, если такое определение уместно для короткометражки. Предыдущие две работы Линча («6 блюющих мужиков» и «Алфавит») все-таки были пробой пера, не более, здесь же, получив в свое распоряжение немного больше чем карандаш, бумагу и камеру, Линч сразу же, мощно и весомо заявил о себе как о выдающемся мастере.

История простая, бытовая и печальная — маленький мальчик растет в неблагополучной семье, не в плане достатка, а в плане отношений. Родители его не любят, не уделяют времени, думают только о себе и своих удовольствиях. Недостаток любви и тепла находит выход в воображении мальчика, и он придумывает себе бабушку. Добрую, любящую, понимающую. Такую, какую всегда хотел.

Незамысловатый, казалось бы, сюжет в руках Линча обретает неожиданную, гепертрофированную, отталкивающую и безумно выразительную форму. Только яркие мазки, только оголенные эмоции. Линч нарочито подчеркивает гротескность своего произведения — все герои носят контрастный грим, издают не слова, а отрывистые пронзительные звуки. Фасад не важен, как бы говорит нам режиссер. Важно то, что внутри.

Мальчик глубоко уходит в мир своих фантазий, в которых так просто вырастить любимого человека из картофельного клубня, а то и просто камня. А ежедневные скандалы только глубже загоняют ребенка внутрь себя.

Запомнилась пара моментов.

1. Мальчик и бабушка долго и сосредоточенно тычут друг в друга пальцами, а затем все заканчивается поцелуем. Мне кажется, Линч хотел показать главную потребность мальчика — в простых прикосновениях и любви.

2. Бабушка долго пронзительно издает свистящие звуки, беспорядочно движется по комнате, а затем оказывается сидящей в кресле на кладбище среди могил. Думаю, это аллюзия сдувающегося, словно воздушный шарик, мира фантазий мальчика и его столкновение с горькой реальностью. Но для малыша это неподдельное горе — он обращается за помощью к родителям, но и тут получает только осмеяние.

Фильм ужасен. Смотреть его реально жутко, но удовольствие получаешь неимоверное, т. к. понимаешь, что каждую секунду соприкасаешься с большим искусством.

30 октября 2013

Фильм, повествующий нам о своеобразном психологическом побеге ребенка от деспотизма и жестокости родителей, которые неспособны проявлять чувство любви и заботы своему чаду.

Вырастив бабушку, ребенок находит в ней всё то, чему его так не хватало в обыденной жизни. Стараясь проводить свое время с бабушкой, мальчик не только получает от неё любовь и понимание, но отдает женщине свои взаимные чувства. Образованный замкнутый круг ограждает двух разных и в тоже время самых близких и родных друг другу людей.

Специфическое звуковое сопровождение и контраст определяют концентрацию внимания на сюжет. Метафоры и символы пронизывающие этот фильм вызывают непрекращаемый поток мыслей.

Это первая работа Дэвида Линча, увиденная мной, произвела на меня впечатление. Картину можно рассматривать с разных углов, и каждый раз впечатление будет складываться иначе…

10 из 10

28 августа 2012

Поколачиваемым родителями, болеющим энурезом, мечтающим о бабушке детям жутко посвящается…

Ощущение после просмотра короткометражки такое, словно просидел на сеансе часа два как минимум. Дэвид Линч однозначно натренировался на своих первых двух работах: из «Алфавита» перенесена кровать на чёрном фоне и психоделический приём с ручьями крови изо рта, а начало напоминает «Шестеро заболевают», но уже в более радужном варианте.

Мастер всякого рода психоделики Линч также разрабатывает сюжет, очень странный, но вместе с тем неповторимо ужасно-прекрасный — других слов не нахожу. Ужасного, конечно, больше: злобные родители (даже страшные, если судить по их агрессии и издаваемым совершенно нечеловеческим звукам) и всё время чёрное, чёрное, чёрное. И немного жутко белого, сказал бы даже — мертвенно-белого! Но плюс к этому добавляется взращенная чуть ли не на удобрениях бабушка — олицетворение всего светлого, что есть в сюжете. Её отношения с внуком вызывают какие-то давным-давно позабытые чувства из детства — это, безусловно, слегка ранит, но хочется, чтобы рана не заживала…

Вобщем, понятного в фильме мало, но оно хотя бы есть. Зато странного, как всегда, навалом. Меня всегда настораживали актёры, снявшиеся раз в жизни и заколотившие на ключевой роли дверь в славное небезызвестное будущее. Да ещё учитывая всю мистическую загадочность картины. Как Ричард Уайт… Но ещё больше удивил меня композитор, не принявший участие больше ни в чём, кроме «Бабушки». Кто он, что он, этот Tractor???

Да, я вышел за рамки рассуждения непосредственно о самой ленте. Потому что у Линча по-другому нельзя:либо не смотришь, либо сходишь с ума вместе с ним…

Твёрдая

8 из 10

18 февраля 2012

Этот фильм своей основной задачей ставит освещение отношений детей и родителей. Оказавшись ребенком странной любви совсем уж неуравновешенных людей, мальчик появился на свет и за не совсем уж долгую жизнь оказался под настоящим давлением своих родителей, которые ежедневно прессингуют своего ребенка за допущение любой глупой ошибки. Да и не сказать, что родители таким жестким образом совершают целенаправленное воспитание своего сына, кажется, что им вообще наплевать на него. Мать и отец, видимо, получают удовольствие от того, что издевательски относятся к своему мальчику, демонстрируя самые изощренные способы наказания, обращаясь со своим ребенком, как с какой-то дворовой собакой.

Родители своим жестоким обращением наносят психологическую травму своему сыну все больше и больше, просто вынуждая мальчика бояться абсолютно всего на этом свете. У бедного ребенка появляется растущее желание сбежать куда-нибудь подальше, спрятаться от этой реальности, которая может только наносить мальчику удары по щекам. И вот он, сильно желая стать объектом ежедневных ласк, решает создать себе самостоятельным образом бабушку. Решительно он начинает осуществлять процесс выращивания, с нетерпением ожидая появления на свет доброго создания, которому можно будет довериться и открыть свою израненную душу, пожаловаться.

Трудно сказать, было ли это проявление фантазии мальчика или все происходило на самом деле, охватывая все своим мистицизмом. Так или иначе, но ненадлежащее обращение родителей со своим сыном вынудило последнего создать себе какой-то личный мир, в который он сможет забраться, словно окутавшись одеялом, и забыть обо всем на свете, занимаясь отвлекающими делами. Нужно же как-то залечивать душевные раны, ведь родители уже другими не станут, они будут заботиться только о себе, а их плод любви будет подвергаться лишь бесконечным крикам и наказаниям.

Изначально режиссер погружает нас во что-то особенное, что будет искрить индивидуальной атмосферой и дышать своими легкими. Визуальные эффекты будут навевать страх на зрителя, скрещивая в единое целое суровую реальность с грезами, жестокость с нарисованной изобразительностью. Приравнивая свое детище к искусству, которое обозначилось в собственной нише, Дэвид Линч делает именно с помощью работы «Бабушка» шаг в большое кино. В этом фильме иррациональность граничит с реальностью, а мистическая составляющая с настоящей человеческой драмой. Линч, как художник смешивает кистью жанровые оттенки, при этом выдавая сумасшествие человеческое за данность, которая находится на краю бездонной пропасти. Еще немного и все рухнет, уничтожая каждого.

19 июля 2011

«Бабушководство»

Что может заставить обычного человека посмотреть хотя бы один фильм Дэвида Линча? Только огромное желание того, чтобы ему «сыграли на нервах», и в данном случае мы (люди) — музыкальный инструмент, а Линч — музыкант. Для того, чтобы музыка получилась хорошей, нужно полностью проникнуться мастерством маэстро. Фильм «Бабушка» — лишь барабанные палочки в руках режиссера.

В этой кинокартине охватывается судьба маленького мальчика, над которым изрядно издеваются родители, лишая его тем самым достойного и счастливого детства. В результате этого, ребенок выращивает себе на постели бабушку, которая, по своей сущности, является олицетворением внутреннего мира ребенка. Вследствие этого она становится его самым родным и любимым человеком, променять которого мальчик никогда не сможет. Но всё хорошее не длится вечно.

Грим и музыка в картине, пожалуй, самая сильная его часть. Атмосфера, которую нагнетает на нас режиссер при помощи тщательно подобранной цветовой гаммы и устрашающих звуков, ломает грань между киноэкраном и вашим разумом.

«Бабушка» — один из тех редких фильмов, который держит каждую клетку тела в напряжении, тем самым создавая невообразимый антураж ужаса и страха. Каждое действие и каждый звук в картине заставляют сердце лишний раз вздрогнуть, а красивейшие образы, написанные гениальным художником, вводят зрителя в анафилактический шок. Режиссер дает нам тридцать минут страданий и мук, в которые мы погружаемся как в сон. Как ни странно, от этого получаешь только удовольствие, какое испытывает, наверное, исключительно мазохист.

Бесспорно, шедевр, который перевернет ваше понятие о том, что умеет кинокамера в руках гения.

10 из 10

15 марта 2011

«У меня началась „фиксация“ на кино. И я действительно хотел сделать что-то большее. Я написал сценарий. Это был очень короткий и сконцентрированный фрагмент. Всё разбито: сцены, разные дубли…»

Итак, «Бабушка» — это третий фильм Дэвида Линча и его первая полноценная работа. Впервые у него снималось так много «живых» людей — маленький мальчик, его родители и Бабушка, и впервые Дэвид прикоснулся к тому ирреальному, что позже он с успехом продемонстрирует нам в «Голове-ластике».

В начале фильма «Бабушка», нам показывают анимационную вставку, иллюстрирующую зачатие мальчика. На экране его родители — они ведут себя словно животные и абсолютно безразличны к своему ребенку. Все их внимание ограничивается постоянными упреками и замечаниями в сторону него. Сам мальчик производит впечатление скромного, флегматичного человечка, который мочится в кровать и выращивает дерево, из которого позже появится любящая его бабушка — самый близкий ему человек. Может быть, мальчик создал себе воображаемого родителя, т. к. его настоящие, «биологические» оказались нехорошими людьми… до конца я так и не понял, но быть может оно и не надо…

«Бабушка» возможно лучшая короткометражка Линча. Она не такая стремительная, как «Алфавит» и не такая однообразная, как «Шестеро заболевают» — это можно сказать зерно «Головы-ластика». Чувствуется заложенная в фильм идея. Идея того, что надо больше внимания уделять своим детям, а детям в свою очередь не забывать своих родных бабушек. Родственники — самые близкие человеку люди… надо помнить об этом. Линч снял не просто экспериментальный, сюрреалистический фильм, он снял «идею». Эта «идея» сам фильм. Нужная миру «идея» и нужный миру фильм.

Техническая сторона «Бабушки» мне нравится. Очень необычно. Особенно начало фильма и эти анимационные вставки. Очень хорошо подобран актер на роль мальчика. Его небольшое, тонкое лицо и белая кожа очень хорошо вписываются в «общий строй». Еще мне понравилось это большое оранжевое пятно на кровати. Такое мог придумать только Линч! Супер!:

10 из 10

15 сентября 2010

Страшно грустно

Вот я и решила познакомиться с ранним творчеством Дэвида Линча. Когда кто-то тебе уже нравится, несколько боязно узнавать его все лучше и лучше, ведь можно открыть что-то, что тебя оттолкнет, покажется чуждым. Правда, что касается Линча, тут уместно вспомнить слова Фаины Раневской по поводу, кажется, «Сикстинской мадонны»: «Она уже сама может выбирать, кому ей нравиться, а кому — нет». Так что опасаться надо было, разумеется, не за Линча, а за себя, за свое представление о нем.

Опасения были напрасны. Фильм «Бабушка» меня очень тронул. Мне он не показался страшным, в том смысле, в каком говорят о фильмах ужасов. Скорее, он вызвал тоску и грусть, огромное чувство сострадания к мальчику с таким ужасным детством. Конечно, в фильме можно усмотреть немало намеков и метафор, но даже если не углубляться в эти сложности, и то, что лежит на поверхности, не оставляет равнодушным. Знаете, мне даже жаль, что другие фильмы Линча гораздо более запутанные. Ведь у него такой дар скупо говорить о многом. Он мог бы поднять немало острых социальных проблем. Интересно, что многие художники начинали свое творчество с социальных мотивов, а потом переходили к изображению более индивидуальных проблем и особенностей, обращались к себе, своей душе, сознанию и подсознанию.

Хотя фильм «Бабушка» относится к самому раннему периоду творчества Линча, уже здесь мы невольно наталкиваемся на знакомые мотивы: лампа под абажуром, театральная сцена, кучка земли (см. «Голова-ластик»)… А вообще, раннее творчество Линча мне почему-то напоминает Тарковского. Вспомним атмосферу «Сталкера», унылые пейзажи и какая-то щемящая безысходность. Это сходство не более, чем моя ассоциация. Возможно, у вас возникнут иные настроения и образы.

Интересно, кем станет этот мальчик, когда вырастет? Безжалостным маньяком? Молчаливым изобретателем? Или талантливым режиссером, умеющим создавать фильмы, которые затрагивают самые глубокие струны души?

Советую посмотреть всем, кому уже стал небезразличен Линч, но не советую начинать свое знакомство с Линчем с этого фильма. Уж слишком он интимен. Это все равно, как сразу перейти на «ты».

11 августа 2010

Бабушка — плод фантазии ребенка

Отличный фильм в духе Линча. Как и во многих его картинах трактовать сюжет однозначно нельзя. Впрочем, это делает ленту еще более интересной. Каждый воспримет ее по-своему.

Мне показалось, что это картина повествует о том, что видел сам мальчик, возможно, показаны его воспоминания. А вокруг он видит враждебный мир: грубых родителей, которые постоянно кричат на него и не чувствуют к нему привязанности. Мальчик спасается только ночью, фантазируя или видя сны. Мне кажется, что бабушка мальчика умерла ранее, но у него осталось положительное воспоминание о ней. Перебирая зерна воспоминаний в своей памяти, он находит единственное доброе и теплое — воспоминание о своей любимой бабушке. Он спасается в сложные моменты, фантазируя о том, что бабушка рядом. Питательная среда для любых фантазий — сон и сновидение. Потому мальчик и садит семя воспоминания о бабушке в кровать, символ сна. Бабушка постепенно обретает форму во сне, и они с мальчиком проводят время, мальчик успокаивается и чувствует радость. Но при пробуждении бабушки нет рядом, а только лишь злые родители, которых он боится и ненавидит. Взрослые не воспринимают фантазии детей всерьез. Мне показалось, что родители смеялись в фильме над его снами наяву и сказали ему, что бабушка умерла, и ее нет рядом. Тем самым, они разрушили его фантазию. Ребенок посетил бабушку на кладбище и это его напугало, так он и потерял свою светлую фантазию о бабушке, остался сам в враждебном мире.

9 из 10

17 июля 2010

Это самый ненормальный фильм, который я видел…

Но это не значит, что он плохой! Я увидел безумное творение безумца, но безумство отличает от гениальности лишь один шаг и, я надеюсь, Линч в «Голове-ластике» перешагнул это маленькое расстояние, но я не уверен, что в его следующем творчестве не осталось следа от его короткометражек…

Начнем по порядку. Как и в «Алфавите» мы видим соединение анимации и настоящего кино, только тут анимации в разы меньше и сама картина происходящего оказывает гипнотический эффект. Контраст оранжевого и черного, бабушка из дерева, лай вместо крика, злобные лица, мрачная атмосфера. Этой картиной вряд ли можно восторгаться и вряд ли ее можно назвать красивой, но захватывающей и завораживающей картинка имеет право называться.

Этот фильм действительно страшный, хотя Линч вряд ли намеревался напугать зрителя. Он лишь хотел удивить всех, чего он в полной мере добился. Ну а как удивить стандартными планами и стандартной формой повествования? Можно, конечно, но это более чем сложно, и Линч решил пройти еще более сложный путь — он разработтал особый стиль повествования, своеобразную манеру передачи чувств и слов с помощью непонтных звуков и движений.

Мальчику, главному герою фильма, можно только посочувствовать. Он жил в страшном и злом мире. У него очень строгий и жестокий отец и мальчик решил создать себе добрую Бабушку, которая бы являлась отдушиной в этом враждебном мире. Но, когда он познал счастье, Бабушки не стало и мальчику, осознавшему вкус счастья, теперь еще сложнее будет жить в доме, зная, что он потерял очень многое…

13 марта 2010

Трудно жить без бабушек…

Это третья картина великого и ужасного и уже для нескольких поколений культового режиссера — Дэвида Линча. После своей предыдущей работы он сделал серьезный шаг вперед, сняв первую по-настоящему серьезную картину.

Мальчик живет с 2 злыми родителями, сам Линч несколько раз заменяет их речь рычанием. Он показывает их как собак. Забитому мальчику надоедает постоянно терпеть оскорбления и побои, и он решается вырастить себе… бабушку.

Казалось бы реалистичная картина: трудная жизнь ребенка в неблагополучной семье и его простое желание быть любимым — но все это Линч преподносит нам на сюрреалистичном блюде. Тут и необычная цветовая палитра(сочетание черно-белого и оранжевого), и нечленораздельные звуки родителей, напоминающие слитый воедино рев женщины и слона из его культовой картины «Человек-слон», и появление на свет бабушки из дерева, и, конечно же, так свойственные первым работам Линча сочетание анимации с кино.

Но недолго длилось обретенное счастье и любовь мальчика: как свойственно природе, бабушка умерла раньше внука. На этом фильм заканчивается, оставляя нас в неведении относительно жизни мальчика. Возможно, у него еще остались семена для новой бабушки, а может быть, не выдержав упавшего на него горя, мальчик не сможет его выдержать.

Один из излюбленных приемов Линча, замена речи и даже чувств различными звуками, полнее отражающими окружающую реальность.

Я думаю, после этого фильма вряд ли у кого-то не возникала мысль о необычности дарования Дэвида Линча. Семя его таланта уже было брошено в почву, осталось его только правильно поливать….

PS: остается только попенять на недостаток жизненного опыта мальчика. А если бы он вырастил друга-одногодку, то тогда долго бы еще жил припеваючи, не зная горести утрат…

6 февраля 2010

бабушка любила детей…

Как необычны и неординарны все таки картины Дэвида Линча. Их очень сложно понять, трудно разобраться в них, но однозначно, в них кроются шедевры!

Итак, эта история про бабушку меня очень потрясла. Бедный мальчик замученный родителями, которые вот вот загрызут его словно собаки, решил вырастить себе бабушку. Единственную, добрую, трепетную, нежную, любящую и самую дорогую. Бабушка становиться единственным лучиком света в его жизни.

Но все хорошее когда нибудь заканчивается. Бабушки не стало… может все таки на месте умершей бабушки вырастет новая..?

В этой картине с помощью звуков и музыки точно передаются эмоции и чувства героев, это один из специфических приемов Линча.

Очень понравилось

10 из 10

22 сентября 2009

Авторская работа.

Снимая АЛФАВИТ, я как бы заболел. У меня началась фиксация на кино. И я действительно хотел сделать что-то большое…

Дэвид Линч.

Сразу хочу сказать, что из всех короткометражных фильмов Линча это наверно самый мой любимый. Поэтому я буду абсолютно субъективен. Линч сделал огромный шаг в кинематографе между 1968 годом и 1970 годом. Линч открыл для себя новую главу в кинематографе. Он снял картину…

БАБУШКА (я люблю этот фильм)

Конечно, каждый может найти в этом фильме что-то новое. Многие говорят, про что этот фильм. У каждого свое мнение и это прекрасно. Мне кажется это, прежде всего картина об эскапизме. Причем наверно одна из лучших в этой теме (фильм ЗАПРЕДЕЛЬЕ не в счет). Конечно, она не до конца понятна, очень темна и странна. Но в ней есть смысл и очень хороший. Смерть неважна, важна любовь. Пускай даже такая странная.

Я смотрел этот фильм дважды. Первый раз абсолютно один, а второй раз вместе с матерью. Она у меня не очень любит фильмы Дэвида. Но ей этот фильм понравился. Она сказала, что это самый личный фильм Линча. Конечно, может быть это действительно так. Я не знаю, я только знаю, что такой фильм невозможно переснять, как и многие картины Линча. А это я считаю больше хорошо, чем плохо.

В этом фильме очень хорошо заметно как Линч прогрессирует. Как работает со всеми кинематографическими приемами. На это действительно интересно смотреть. Отличное кино, которое стало для мастера большим мостом к полнометражному искусству. Пройдет 7 лет и все изменится, только не в голове Дэвида. Это прекрасно.

Если вам нравятся фильмы Линча, и вы не видели БАБУШКУ, я советую ее посмотреть. Это кино нельзя пропускать. Ведь жизнь так коротка и темна, что иногда мы придумываем себе шедевры, которые потом не можем забыть. И добрая бабушка здесь совсем не причем.

Спасибо.

В конце всегда я очень сильно уважаю творчество Дэвида Линча.

10 из 10

21 августа 2009

Откуда берутся бабушки или «не секрет, что друзья не растут в огороде»

Что происходит в фильме «Бабушка»? Где происходит действие? Быть может на другой планете, или в другой реальности, где люди произрастают из семян, как герои этого фильма.

А может все это мечта мальчика, угнетаемого родителями. Или, скорее всего, это — его сон. Мальчик находит в квартире пакет с надписью «Seeds», что в английском языке многозначно и может обозначать и семена, и сперму, и первоисточник, что само по себе символично. Видение мальчика — это попытка ребенка, который не знает, откуда берутся люди, представить себе, в подробностях этот процесс. Он сажает семена бабушки, поливает ее, вытаскивает созревшую бабушку. Возможно, сценарий Линч взял из своих детских представлений или сновидений.

В фильме много символов, так образ комнаты с синим занавесом, как символ подсознания мальчика, правда пока нарисованным, будет появляться и позже: в «Синем бархате» и «Малхолланд драйв». Эмоции героев выражены звуками: рычание, гудение, заболевшая бабушка издает какой-то свист.

Фильм представляет интерес для поклонников творчества Дэвида Линча, как одна из первых его серьезных работ.

23 июля 2009

«Бабушка» Линча и «Мать» Горького

Любят про Линча говорить — мол, сюрреалист. Ничего подобного — соцреалист от слова «социум». Примерно как Максим Горький. Все в его «Бабушке» правдиво. Родители видят свою задачу только в том, чтобы ребенка воспитывать — то есть наказывать. А где вы видели по жизни родителей и детей, которые бы друг друга понимали?

Бабушка, которую внук создает сам (а что на чердаке и из дерева — это уже детали). А откуда берутся бабушки? Их делают внуки. Потому что нет внука — нет бабушки, так то. Кстати, бабушки — они не для воспитания, а для любви. И говорить им совсем не обязательно, потому что любовь не в словах, а в глазах и улыбке. Родители, конечно, о бабушке ничего не знают. Хоть и живут с ней одном доме. Потому что у них тоже поколенческая пропасть. Бабушка — это секрет внука. Но бабушки обычно живут меньше своих внуков. Это тоже соцреализм. И это надо ребенку пережить.

Знаете эту песню Розенбаума:

«И бабушек приходим навестить на день рожденья раз, и раз в день смерти, а в третий раз, когда сжимает сердце желание внучатами побыть».

Добавлю четвертый пункт — и после фильма Линча «Бабушка».

8 из 10

19 декабря 2008

Третий фильм Линча стал, мягко говоря, небольшой сенсацией. Совершенно сумасшедший, слишком долгий для короткометражки, он стал своего рода отправным пунктом для самого режиссёра. Однозначно, классика того времени, пусть и изрядно подзабытая.

10/10

21 мая 2007

Ужасы Бабушка появился на телеэкранах в далеком 1970 году, его режиссером является Дэвид Линч. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Дороти Макгиннис, Вирджиния Мейтленд, Роберт Чадвик, Ричард Уайт.

На фильм потрачено свыше 7119. Страна производства - США. Бабушка — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.