Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Желание по имени Анада |
английское название: |
Touha zvaná Anada |
год: | 1969 |
страны: |
США,
Чехословакия
|
режиссеры: | Ян Кадар, Эльмар Клос |
сценаристы: | Имре Дьёндьёшши, Ян Кадар, Эльмар Клос, Лайош Зилахи |
продюсеры: | Julius Potocsny, Арнольд Кайзер |
видеооператор: | Владимир Новотны |
композитор: | Зденек Лишка |
художники: | Карел Шквор, Zuzana Bocekov, Франтишек Страка |
монтаж: | Михай Морелль, Йозеф Валусяк |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 января 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 48 мин |
В высшей степени оригинальная, захватывающая картина. Последняя совместная работа режиссёрского тандема Ян Кадар — Эльмар Клос, которая начинала создаваться в последние дни пражской весны, с участием американской кинокомпании и иностранных актёров. Однако в 1969г. Кадар эмигрировал, а Клос самостоятельно закончил фильм, после чего ему было запрещено работать в кинематографии.
Эта история о том, как в мирную жизнь рыбака Яноша, живущего с женой, сыном и тестем на хуторе, приходит искушение. Другой вариант перевода звучит как Наваждение по имени Анада. Однажды Янош вылавливает в реке утопленницу, которая оказывается ещё жива. Это девушка, которая невероятно красива и молода, она не их круга, более утончённа, и рыбак сразу чувствует в ней опасность. Опасность духовную, поскольку внезапно вспыхнувший огонь страсти, в сердце Яноша, готов перерасти в геенский пламень, сжигающий не только тело, но и душу. Откачав и накормив незнакомку, он собирается отправить её восвояси. Однако Зузка, жена рыбака, по простоте душевной, не чувствуя беды, уговаривает мужа оставить её. Мол, их с сыном часто нет, а ей не будет так скучно. Глубинный смысл фильма перекликается со святоотеческим учением о борьбе с грехом, который зарождается в мысли, а далее проходит несколько этапов до совершения его делом. Легче всего побороть грех в зародыше, пока он не обрёл силу, и не помрачил разум. Однако, Янош упускает этот момент. Анада остаётся в доме. Когда огонь находится рядом с соломой, пожар неизбежен.
Авторы используют очень неординарный способ повествования. Мы видим всё как-бы с конца. Жена Яноша смертельно больна, он привозит из города и готовит лекарство, в этот момент крик тестя оповещает о том, что Анада бросилась в реку. Далее повествовательная линия разрывается на обрывочные фрагменты, между которыми Янош беседует со странной троицей у костра. Невозможно понять кто эти трое. И беседы носят очень необычный характер. Идёт как-бы восстановление, не просто последовательности событий, приведших к трагедии, это похоже то ли на суд, то ли на препирательство с совестью. Он то яростно спорит, то оправдывается, то пытается убедить своих странных собеседников. А может мы уже за границами реального мира? Трудно понять, где эта граница. Что это, сон, явь или бред? Кто здесь жив, а кто мёртв, не разобрать. В этой сюрреалистичной трагедии, покрытой мистическим шармом, все пазлы сложатся только в конце. По своей структуре, с некой долей условности, фильм можно сравнить с линчевским «Малхолланд Драйвом», однако в данном случае, мы имеем не просто логическую игрушку-конструктор, которую к финалу должны собрать. Перед нами кусочки мозаики, сложив которые, помимо интеллектуального удовольствия, смотрящий почерпнёт глубокий смысл и назидание. Поэтому я ставлю данное кино, на порядок выше произведений Линча. Нет ни малейшего провисания, внутренняя динамика повествования, захватывает и не отпускает. А по окончании, хочется тут-же пересмотреть снова, чтобы закрепить в сознании малейшие детали. Смысловая идея, отчасти, перекликается с «Джульеттой и духами» Феллини, а манера подачи, с «Простой формальностью» Торнаторе и «Однажды вечером, поезд» Дельво.
Совершенно незаслуженно забытый, и почти неведомый шедевр.
10 из 10
30 января 2014