Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Я убил Эйнштейна, господа |
английское название: |
Zabil jsem Einsteina, panove |
год: | 1969 |
страна: |
Чехословакия
|
режиссер: | Олдржих Липский |
сценаристы: | Олдржих Липский, Джозеф Несвадба, Милош Мацоурек |
видеооператор: | Иван Шлапета |
композитор: | Властимил Гала |
художники: | Индржих Гётц, Иржи Рулик, Фернан Вача, Теодор Пиштек |
монтаж: | Мирослав Гайек |
жанры: | фантастика, комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 февраля 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
«Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее» Альберт Эйнштейн
Сколько бы не твердили ученым, что шутки с путешествиями во времени чреваты эффектами бабочки, пространственно-временными континуумами, да и вообще концами вселенной, если уж они изобретут машину времени, то, как учит нас научная фантастика, все равно пойдут изменять историю. Причем холодный разум ученого сразу отодвинет вопросы этики, потому как цель, скорее всего, будет заключаться в убийстве неугодной исторической личности, где пока ведущую роль занимает Гитлер, без которого мир, хоть и станет несколько перенаселенным, но определено будет лучше. И хоть попав в прошлое, герои фильма Ольдржиха Липского, действительно, задумались о настоящем местоположении будущего фюрера и даже смогли привлечь внимание стражей порядка шутливыми разговорами о покушении на некоего маляра Адольфа Гитлера, их времени навредил совсем другой человек. Причем «навредил» так, что человечество оказалось на грани вымирания, а осуществившаяся возможность отправиться в прошлое, чтобы в начале пути убить Альберта Эйнштейна даже не обсуждалась, тем более не было дискуссий на тему, почему вообще легендарный физик должен отвечать за то, что человечество просто не умеет правильно использовать научные достижения. И стоит ли говорить, что зря…
1999 год. Для 70-го года — неблизкое будущее, в котором в силу некой нелепой катастрофы женщины потеряли способность к деторождению, зато обзавелись внезапно вырастающими бородами. Ряд таких же нелепых, как и сама катастрофа, заключений привел к выводу, что все могло бы быть по-другому, если бы на бурное развитие науки не оказал воздействие Альберт Эйнштейн. Поэтому, погрузившись в странный ракетообразный объект, изобретенный явно не без открытий Эйнштейна, группа авантюристов спешит избавиться от самого влиятельного человека в науке XX века. Впрочем, история и исход событий окажутся куда добрее, чем кричащее название, ведь к насилию фильм относится по-доброму, и поначалу сходит к допустимости лишь «случайного» причинения вреда, а потом и вовсе находит такой вариант, что все герои будут счастливы, а фильм, несмотря на наличие легкой эротики, очень даже пригоден к семейному просмотру. Хотя если судить из того, что сделают с Эйнштейном, кажется, куда ироничнее было бы представить Гитлера, отказавшегося от политической деятельности и посвятившего жизнь художественному искусству — тогда бы точно мир стал бы счастливее, хоть так и никогда не узнал, что мог натворить австрийский художник-пейзажист.
Сатирическая научная фантастика прошлого века была хороша именно тем, что могла допустить совершенно безумные воплощения идей, и для века открытий не казалось таким уж абсурдным, что космический корабль или машина времени имеет очень непрактичную форму. Форма зачастую обладала видимостью хитроумной инженерной задумки, на деле же и выглядела абсурдно, потому сегодня многие шедевры тех времен, при всем к ним уважении, считаются пережитками, вызывающими лишь ностальгическое умиление по книжкам и фильмам, знакомство с которыми произошло в детстве, и которые уже никогда не появятся в современных произведениях из-за засилья реализма. Вот, примерно такие чувства вызывает и машина времени доктора Дэвида Мура — что-то среднее между ракетой и батискафом. Однако в ту пору научная фантастика восточной Европы особенно и не пыталась что-то доказывать в плане спецэффектов, да и новаторских заумных идей, сосредотачиваясь на посильных приемах привлечь зрителя. Куда ценнее в этой картине юмор — сатира близкая по настроению к иронии, оказавшаяся на редкость тонкой, последовательной и вдумчивой, и не такой уж жестокой, как могла бы быть. Более того счастливый конец здесь несколько притянут и грешит игнорированием логики, тем не менее смотрится органично, благодаря пацифистскому духу, пропитавшему фильм от начала и до конца.
Если в планах убийство, действительно не вызывает сомнений, то на деле все получается куда жизненнее, ведь, как оказывается, для горячо настроенных ученых совершить преступление является неестественной операцией и загвоздка возникает только тут. Комичными становятся сами попытки совершить продуманное покушение, сначала взвалив сей нелегкий труд на плечи ребенка, а затем перейдя к манипуляциям с люстрой, которая должна висеть строго над тем местом, где по историческим данным должен находиться ученый, и упасть в нужный момент. Комичная подгонка этого эпизода, никак не желающего считаться с историей, занимает основную часть фильма. А ведь сколько бытовых неурядиц могут встать на пути великой миссии, из-за неудачных попыток в прошлое понадобится идти неоднократно, в результате чего кое-кого даже потеряют. И все ради осознания, что Эйнштейн был ни при чем, и если уж мир будет спасен от физической катастрофы и создания смертоносных бомб, то наверняка будет спровоцирована катастрофа химическая, из-за которой, повинуясь здешней логике, у всех поголовно вырастет грудь и… с детьми все равно ничего не получится. А самое забавное, что доктор Мур так хотел стать спасителем человечества, что, действительно, им в итоге и стал, только совершенно по иным причинам.
Итог: легкая сатирико-лирическая комедия о путешествии в прошлое, и о том, что если уж человечество поставит себя на грань вымирания, то ни научные достижения, ни отсутствия таковых не помешают ему в самовырождении.
27 августа 2010