Время роз
Ruusujen aika
6
1969, фантастика
Финляндия, 1 ч 48 мин
В ролях: Арто Туоминен, Ритва Вепся, Тарья Маркус, , Калле Холмберг
и другие
Финляндия 2012-го года. Пока в остальном мире бушуют конфликты, в этой стране — настоящая утопия. Не существует классовых различий, нет никаких конфликтов и проблем, по крайней мере внешне.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Время роз

английское название:

Ruusujen aika

год: 1969
страна:
Финляндия
слоган: «Risto Jarvan elokuva tulevaisuudesta»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Antti Peippo
композиторы: ,
художники: Kullervo Kukkasjrvi, Antti Peippo, Лаури Анттила, Juhani Jauhiainen, Сайни Салонен
монтаж: , ,
жанр: фантастика
Поделиться
Финансы
Бюджет: 320000
Дата выхода
Мировая премьера: 7 февраля 1969 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 48 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика

Постер фильма «Время роз», 1969

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Время роз», 1969

Нижним ветвям дерева суждено оставаться в тени

Многовековое пребывание в составе более могущественных стран-соседей оказало свое влияние на финскую ментальность. Добившись долгожданной стабильности в экономике при Урхо Кекконене, Суоми очень долго не могла изжить в себе синдром маленькой страны. Благополучная жизнь, обеспеченное будущее не покрывали естественное стремление чувствовать себя более значимой картой в мировом пасьянсе. Царственно расхаживающая по Европе сексуальная революция добавила половник специй в закипающую кастрюлю финского кинематографа, в результате чего увидела свет абстрактно-утопическая, нордически выдержанная, сдобренная лапландским обаянием фантастическая драма «Время роз». Поэтическое название, рождающее порывы к прекрасному, на первый взгляд, плохо подходит аскетичному наполнению фильма. Однако по доброй скандинавской традиции, спешке на экране места нет, стало быть, и розы однажды зацветут.

Настойчивое желание финнов хотя бы в кино увидеть себя мировым гегемоном безукоризненно точно воспроизвел Ристо Ярва. Этот фильм — попытка показать антиутопическое общество глазами человека, привыкшего к убаюкивающе-размеренному ритму жизни. Далекое будущее (в наши дни уже бы наступившее) рождает ассоциации с гигантским инкубатором, каждый выкормыш которого живет по заранее прочерченным схемам. Знание — сила, и им обладает исторический институт, чьи работники сами определяют, сколько населению дозволено понимать о мироустройстве. Вдалбливаются привычные по англосаксонской доктрине идеи о благе мировой демократии, всеобщем равенстве и бережном охранении людей от всяких попыток вильнуть в сторону запрещенной информации. При таком раскладе шансов почувствовать себя людьми, а не гайками с болтами в гигантском государственном двигателе, априори немного, но выручает судьба — то единственное, что еще не научились подчинять чиновники-историки. Один из главных идеологов существующего строя Раймо неожиданно находит в девушке-инженере Киссе сходство со знаменитой бунтаркой Сарой Турунен и решает снять о последней документальный фильм, не зная при этом, что даже его сердце способно наполниться любовью.

Продвинутое общество, с легкой руки создателей нареченное идеальным, представляется симпатичной зарисовкой, в чем-то схожей с достижениями реальной науки. К сожалению, умных автоматов, по заказу готовящих любую еду, пока не изобретено, но экранный модерн предстает чем-то до боли знакомым, тем более главный герой — совсем не сноб, а довольно приятный молодой человек с живыми глазами и хваткими руками. Самоиронии он явно не чужд, и попадая внутрь гигантской АЭС, где предусмотрен даже небольшой спортзал для отдыха работников, Раймо начинает осознавать, что не такой уж он всезнающий. Группа людей играет в какое-то подобие эротического регби, допускающего любые телесные контакты, лишь бы мяч отвоевать. А по мере того как завязываются отношения историка с красавицей Киссе, становится ясной основная идея фильма. «Время роз» — финский вариант сексуальной революции, влиянию которой в конце шестидесятых годов уже никто даже в Скандинавии не хотел противиться. Внешнее сходство двух девушек, одна из которых отстаивала свободную любовь и пропагандировала съемки в неглиже, а другая лишь стремится пестовать в себе бунтарское начало — дает постановщику ключ к отображению своего взгляда на проблему. Прилизанное общество противопоставлено смелым порывам людей, которым надоели искусственные ограничения. Стремление постигать знания прекрасно в своей естественности, точно так же, как девушка вольна устанавливать самостоятельные границы цензуры.

Абстрактная стилистика фильма, основанная на многочисленных диалогах и натурных съемках, вышла неплохим дополнением к авторскому манифесту, но серьезно отдалила ленту от антиутопической линии. Довольно скупо показана суровость чиновников в подавлении вольнодумия, да и АЭС в качестве опорной базы истовых бунтарей смотрится как минимум оригинально. Ярва в меру собственного понимания смешивает две основных идеи фильма — направленно-цензурную и сексуально-раскрепощающую, но, по сути, они так и остаются параллельными прямыми без возможности пересечения. Раймо — и не оружие государственного аппарата, и не искатель нового смысла, а просто блуждающий человек, наделенный некоторой властью, и при этом не задумывающийся о том, что сам может стать пешкой в чужой игре. Потому операторский фокус смещается в сторону девушки, которой выпала возможность пройтись по этапам чужой жизни. Ритва Вепся исполнила, в сущности, сразу две роли, пусть вторая и свелась к фото и видеосъемкам трагически погибшей правозащитницы. Но в каждой из своих ипостасей девушка покоряет искренностью. Она вроде бы и плывет по течению, и терзается сомнениями относительно своего настоящего места, но ее способность схватывать информацию на лету, очаровательная раскрепощенность определяют место во главе «розового цветения».

Злая шутка постановщика, однако, в том, что ни разу не вторгается в нутро фильма мысль о совершенно ином будущем, более искреннем и по-хорошему безумном. Нижние ветви деревьев по закону природы всегда остаются в тени, а Киссе — как раз одна из таких ветвей. Девушке сопутствует иллюзорность бытия, она лавирует между Раймо и своими соратниками с АЭС, но рождению дитя революции нет предпосылок. Настоящим хозяином этого общества является само время, в котором живут разные, но вместе с тем поразительно похожие люди. И только времени даровано право определять значимость того или иного общественного течения, его способности стать толчком для настоящего, а не запрограммированного прорыва.

2 апреля 2016

Фантастика Время роз появился на телеэкранах в далеком 1969 году, его режиссером является Ристо Ярва. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Арто Туоминен, Ритва Вепся, Тарья Маркус, Eero Keskitalo, Калле Холмберг, Эйла Пехконен, Matti Lehtelä, Унто Салминен, Паво Яннес, Aino Lehtimäki, Hilkka Kesti, Jukka Mannerkorpi, Juhani Jotuni, Титта Каракорпи, Tuomas Vesterinen.

На фильм потрачено свыше 320000. Страна производства - Финляндия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.