Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Убийца |
английское название: |
Hitokiri |
год: | 1969 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Хидэо Гося |
сценаристы: | Синобу Хасимото, Рётаро Сиба |
продюсеры: | Ситиро Мураками, Takashi Norimoto |
видеооператор: | Фудзио Морита |
композитор: | Масару Сато |
художник: | Ёсинобу Нисиока |
монтаж: | Кандзи Суганума |
жанры: | боевик, драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 августа 1969 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 20 мин |
Американцы только что принудили Японию начать торговлю с иностранными государствами, и теперь страна охвачена политической борьбой. На сцене две силы — те, кто за старую власть сегуната, и те, кто за возвращение давно забытой власти императора. Княжества Тоса, Сацума и Тёсю выступают за императора, однако не просто так — каждый князь хочет добиться почетного места при императоре, не понимая, что сами княжества в этом случае будут упразднены. У главы князя Тоса есть подчиненный Идзо Окада, профессиональный убийца, готовый разделаться с любым, если прикажут. Князь использует Окаду, надеясь устранить будущих политических оппонентов. Однако и Окада, кажущийся поначалу недальновидным, однажды понимает, что его лояльность может быть не оценена, что и его, если потребуется, могут выкинуть, как собаку. Тогда, чтобы отомстить тем, кому когда-то служил, он идет на радикальные меры, ставя под удар самого себя.
«Убийца» — замечательный исторический фильм с уклоном на реалистичность в изображении сражений на мечах. Хидео Гося не поскупился и изобразил кровь не в виде бывшего в моде кетчупа, а имеющей настоящий алый цвет. Расстановка политических сил перед Реставрацией Мэйдзи отвечает истории, но, конечно, акцент здесь делает не на противостоянии кланов, а на судьбе обычной пешки в этом противостоянии. Идзо Окада — бездушная машина убийства, однако наделенная исключительным представлением о чести. Хоть он и должен во всем подчиняться нанявшему его хозяину, он не может позволить смешать себя с грязью. Он вынужден пройти через такую степень унижения, что полностью меняется. Это не приводит его к переоценке собственных преступных деяний, а только к переоценке своих отношений с хозяином, и в этом проявляется исключительный феодальный дух этого фильма, который и делает его таким замечательным. Князья выступают носителями примитивного феодального мышления и не способны увидеть дальше своего носа. Думая только о влиятельной должности у императора, они не понимают, что вскоре будет заложено строительство совершенно новой и гораздо более могущественной страны. И строительство это будет вестись отчасти за счет уничтожения им подобных местных князьков.
«Убийца» — последняя дань феодальной Японии и ее ценностям, основанным на беспрекословном подчинении и служении. В этих ценностях на месте морали находится честь. Убийство, конечно, осуждается официальными законами, но осуждение это обычно запаздывает. Передача этого феодального мира настолько убедительна, что с какого-то момента начинаешь сопереживать убийце Идзо Окаде, оказавшемуся преданным своим хозяином. На такой поворот оптики в историях о злодеях способны не многие работы.
8 из 10
22 октября 2015
Hitokiri (дословно переводится как «тот, кто режет людей»). Так называли четырёх наёмных убийц в Японии в конце периода Эдо. Каждый из них защищал интересы императора в ходе ликвидации сёгуната Токугавы и перехода к прямому императорскому правлению. Такая политика реставрации превратила Японию из отсталой аграрной страны в одно из ведущих государств на мировой арене и позже стала известна как Реставрация Мейдзи.
Одним из Хитокири был Окада Изо из клана Тоса, история жизни которого стала центром сюжетной линии фильма. Как и во ногих самурайских фильмах здесь поднимается традиционная тема о чувстве долга, безприкословной верности своему господину и естественным порывом, стремлении делать правильные вещи. Фанатично преданный своему хозяину Такэти, Изо жестоко расправляется со всеми на кого тот указывает, тем самым делая себе репутацию его цепного пса и самого безжалостного убийцы клана. Будучи в прошлом простым фермером, Изо стремится повысить свой социальный ранг и мечтает о браке с дочерью аристократа не пренебрегая излишним кровопролитием, и ничьи советы не способны заставить его умерить свой пыл.
Поворотным моментом для Изо становится осознание того, какую цену необходимо заплатить за успех: он теряет свою личность и, как следствие, самого себя. Именно в этот момент он подвергается символическому перевоплощению от знаменитого фехтовальщика из клана Тоса к бродяге Торадзо, не имеющего ни прошлого, ни будущего. Эта потеря прежнего себя, отказ от своего эго, амбиций и самообмана позволили ему увидеть вещи такими какие они есть и искупить свою вину.
Данная работа режиссёра Хидео Гося так же известна как «Tenchu» («Кара небес») — слово, которое кричат прислужники императора во время убийства врагов или предателей. Ирония судьбы такова, что история Изо заканчивается и хорошо и плохо, дав ему в последний раз расмеяться перед лицом смерти.
Это великолепный фильм, который заслуживает звания одного из лучших в жанре самурайского кино, наравне с классческими работами Акиры Куросавы. Он имеет довольно точный исторический фон и помогает узнать побольше о истории Японии, несмотря на специфическую детализацию сюжета созданную главным образом для японской аудитории. Но тем не менее, основная человеческая драма очевидна для всех зрителей.
Необходимо так же отметить потрясающую игру всего актёрского состава, особенно исполнителя роли Изо Шинтаро Кацу, показавшего нам красивые, жестокие и совершенно уникальные бои на мечах и Мисима Юкио, очень необычного в жизни человека, который сыграл не слишком большую, но очень серьёзную роль Шинбея Танаки.
10 из 10
21 марта 2014
Я ничуть не преувеличу если заявлю, что эту кинокартину можно смело поставить на одну полку с такими безоговорочными шедеврами, как «Последний меч самурая» или «Сумрачный самурай».
Каждый эпизод наполнен изяществом, каждое убийство полно эстетики. Прекрасное звуковое сопровождение под стать столь же прекрасной и одновременно драматичной истории Идзо Окады.
Единственное что подкачало, это последние 20—30 минут фильма, на мой взгляд, они выбиваются из общей колеи чуть меньшей эмоциональностью, где казалось бы накал страстей должен напротив подниматься до максимума.
И только по этой причине моя оценка на 1 балл ниже верхней границы.
9 из 10
2 февраля 2009