Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тайна Санта-Виттории |
английское название: |
The Secret of Santa Vittoria |
год: | 1969 |
страна: |
США
|
слоган: | «Bombolini was a drunkard, a clown and a fool. This motion picture is about the making of a hero.» |
режиссер: | Стэнли Крамер |
сценаристы: | Бен Мэддоу, Уильям Роуз, Роберт Крайтон |
продюсеры: | Джордж Гласс, Стэнли Крамер |
видеооператор: | Джузеппе Ротунно |
композитор: | Эрнест Голд |
художники: | Роберт Клэтворти, Джо Кинг |
монтаж: | Эрл Хердан, Уильям А. Лион |
жанры: | комедия, драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 октября 1969 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 2 ч 19 мин |
Италия, благословенный край вина, песен и зажигательных плясок, величественные пейзажи и яркая палитра буйства природы. Далекий 1945 год. Малюсенький итальянский городишко, затерянный в горах. Новости сюда доходят с опозданием, жители пребывают в счастливом расположении духа, возделывают свой виноград, давят вино, ссорятся и мирятся — живут тихой мещанской жизнью.
Но грозные события прикатываются и сюда — а ведь в большом мире полыхает Вторая мировая война, Италия который год под пятой фашизма. Фашисты в виде правящей верхушки есть и здесь, в Санта-Виттории, правда, они какие-то мирные, обычные граждане городка. Но их не любят, и, как только приносится весть из большого мира о гибели диктатора Муссолини, этим несчастным фашистам достается от витторианцев на орехи — пришлось им нарезать несколько кругов по городку, спасаясь от тумаков. Этим дело и кончилось бы, если бы не очередная неприятная новость: в городок вот-вот явятся немцы-оккупанты и заберут все «наше» вино!
И с этого момента начинается то, ради чего Стэнли Крамер снял свой замечательный фильм, — сплочение разрозненных людишек с мелкими суетливыми страстишками в НАРОД, НАЦИЮ, способную отстоять самое дорогое, что осталось на этой земле. Парадокс: для этого народа самым дорогим сокровищем оказалось их вино, а ведь итальянцы без сопротивления отдали фашистам свою страну, ведь их правительство придерживалось политики коллаборационализма!
Самые сильные сцены для меня — спасение вина, когда жители городка, стар и млад, богатые и бедные, пять суток подряд, почти не отдыхая, из рук в руки переправляли драгоценные бутылки в пещеру, чтобы замуровать, спасти, не отдать! Чего стоит только эпизод с последней бутылкой, которую торжественно, как в эстафете, несут самые выносливые — и здесь умиляешься на малюсенькую старушонку, не пожелавшую остаться дома в силу преклонных лет и тоже внёсшую свою лепту в святое дело спасения вина. Не могу не упомянуть о ярчайшей звезде этого фильма — Анне Мадьяни, блистательно сыгравшей правдивую, но измотанную жизнью, сварливую Розу — жену главного героя. Пожалуй, ради игры одной этой актрисы тоже стоит посмотреть фильм.
Витторианцы отстояли «свой мешок» — своё вино. Немцы ни хитростью, ни пытками не узнали главной тайны этого городишки. Есть в этом веселом фильме и страшные моменты, когда несчастных бывших итальянских фашистов из числа местных жители отдают, как овец на заклание, под пытки бригаде СС. НИКТО, ни один человек из этого удивительного города не признался, а ведь знали ВСЕ.
И вот финальная сцена: глава Санта-Виттории, шут и клоун Итоло Бамболини, сейчас должен умереть, он это знает. Замечателен его последний разговор с давним другом и собутыльником: «Знаешь, люди этого паршивого городишки и есть главное, ради чего можно и умереть». Забегая вперед, скажу, что главный немец пожалел жителей, никого не убил и ничего не разрушил, он только уехал от них чуть ли не в душевном расстройстве, потрясая револьвером и приговаривая: что вы за люди такие?
Что вы за люди такие? — вот главный вопрос этого фильма. Люди как люди — живут, трудятся, пьют, едят, дерутся, мирятся, любят и ненавидят — все как обычно. Но что, ЧТО заставляет этих людей терпеть муки и даже умирать? Вино? — ведь сказал же Бамболини, что без вина они погибнут. Я думаю, что в критические для народа моменты из глубин сознания поднимается такое чувство — национальной гордости, что ли — это чувство и заставляет людишек становиться ЛЮДЬМИ.
19 января 2014
Великий Энтони Куинн. Великая Анна Маньяни. Уже не менее великая и прекрасная Вирна Лизи! Мне кажется, уже вполне достаточное основание восхищаться этим фильмом!
Италия времен Дуче. Митинги и фашистские марши в пределах окрестностей Рима и глубинку не сильно отвлекают от ежедневных дел. И вдруг, вроде как союзник вводит свои войска, только почему-то союзник ведет себя как захватчик и дружеская помощь больше похожа на оккупацию и коснется уже всех.
Герои и исполнители. Как-то на мои восторженные дифирамбы Энтони Куинну и Анне Маньяни и их игре в этом фильме, в частности, мне сказали «Ничего особенного, просто уселись верхом на свою фактуру и эксплуатируют ее…». Эх! Если бы другие на их месте, и даже с гораздо более выразительной фактурой, сыграли хоть в четверть так хорошо, это бы уже было очень хорошее кино. А с их великой игрой и талантом это уже шедевр. Да и фактуры особенной нет, просто средняя, не броская сама по себе, внешность, а все остальное внутренняя харизма и ТАЛАНТ!
Герой Энтони Куинна болтун, выпивоха, подкаблучник — типичный маленький человек. Волею случая и своего длинного языка оказывается вынесенным волной суматохи на место мэра, где оказывается, что он больше патриот и настоящий человек, чем те, кто обычно уважаем и занимает такие посты (почти как квартирный вор у Булгакова, оказавшийся порядочнее и патриотичнее домоуправа). Энтони Куинн как всегда неподражаемо органичен и точен в своем персонаже. Он не герой и не смельчак, но настолько истово народно верит в свою правоту и свою ответственность перед людьми, что ведет себя вполне геройски. И вообще, есть в его персонаже, что-то от нашего русского залихватства и широты.
Про Анну Маньяни когда-то прочитала, что ее роли это разные лица МАМЫ-ИТАЛИИ, такие же многогранные, разные и при этом одинаково глубокие и полные каким-то особенным великим Апеннинским материнством! И эта роль одна из этого ряда. Она одновременно рачительная хозяйка дома и кабачка, любящая мать и жена, гражданка и просто женщина страстная и неистовая итальянка, во всех проявлениях большая и целостная, но какая-то удивительно мудрая какой-то глубинной природной чуткостью и тактом.
И, наконец, безумно любимая мной Вирна Лизи. Ею в этом фильме была настолько восхищена, что только для того, что бы посмотреть ее игру смотрела фильм несколько раз. Как ей удалось без туалетов, антуража и помпы в самых обычных туалетах и на фоне обычного быта только глазами и может жестами сыграть достоинство и внутреннюю силу графской крови?! Это выше моего понимания! Как можно передать через камеру самоощущение своей ответственности перед сонмом благородных предков в твоей крови, тот самый настоящий аристократизм, который не в снобизме денег нувориша или нефтяных долларов арабского шейха. А Вирна Лизи это смогла, что совершенно естественно по фильму желание немецкого офицера добиться взаимности с ее стороны. И при этом героиня Вирны совершенно обычная женщина, уставшая и желающая любви, человечная и жесткая и все это практически только выражением лица, глазами, движением руки откидывающей выбившийся локон…
Нет здесь закрученного сюжета. И наверно тем ярче игра ВЕЛИКИХ актеров, вводящая фильм в ряд ЗОЛОТОГО ФОНДА МИРОВОГО КИНЕМАТОГРАФА!
Какие тут могут быть оценки и сомнения смотреть или нет?)
1 октября 2013
За год до выход «Тайны…» на экраны вышел британский фильм «Волхв» по роману Джона Фаулза. Главную роль в этом фильме исполнил Энтони Куинн. И исполнил превосходно. Центральный эпизод фильма — сцена расстрела жителей. Куинн пытается договориться с фашистами о спасении жителей, но безуспешно — их расстреливают, а его почему-то оставляют в живых.
Отсылка к фильму «Волхв» не случайна. В «Тайне Санта-Виттории» мы встретим очень похожие эпизоды. Энтони куинн играет в этом фильме простого жителя, у которого непростые отношения с собственной женой, но по воле судьбы он становится мэром маленького итальянского городка. А это значит ему нужно нести ответственность за жителей, общаться с нацистами. Но что он может сделать? Маленький, смешной человек Итало Бомболини?
У режиссера этого фильма есть однозначный ответ на такой вопрос.
10 из 10
28 марта 2012