Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Суровые километры |
год: | 1969 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Олег Николаевский |
сценаристы: | Игорь Болгарин, Виктор Смирнов |
видеооператор: | Игорь Лукшин |
композитор: | Лев Степанов |
художник: | Владислав Расторгуев |
монтаж: | Людмила Чузо |
жанры: | драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 октября 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Шоферская тема в советском кинематографе — это отдельный большой разговор. Особенно — в 50 — 60 годы. Вся страна — как одна гигантская стройка. И у этой стройки расстояния тоже гигантские. Сколько ярких, душевных, патриотичных, воспитательных лент было снято в те годы: «Счастливый рейс» (1949), «Дорога» (1955), «Шофёр поневоле» (1958), «Очередной рейс» (1958), «Порожний рейс» (1962), «Шестнадцатая весна» (1962), «Впереди день» (1970), и многие другие. Фильм Олега Николаевского занимает в этом ряду достойное место. Сценаристов двое: Игорь Болгарин — после окончания в 1954 году сценарного факультета ВГИКа (мастерская Е. Габриловича и И. Вайсфельда), начинал на киностудии «Центрнаучфильм», а с 1956 года стал работать в художественном кино на российских и украинских киностудиях. После съёмок картины «Адъютант его превосходительства» (1969), снятого по собственному роману совместно с Георгием Северским, приступил к работе над «Суровыми километрами» совместно с дебютантом Виктором Смирновым.
История получилась интересной и захватывающей. Алексей Воробьёв (Николай Мерзликин) приезжает в далёкий сибирский посёлок, где незадолго до этого в горах разбился его друг по детдому. Официальной версии расследования — «левачил», в гололёд не справился с управлением и упал с обрыва — Алексей не верит. Он решает устроиться на работу в ту же автобазу, и на месте выяснить, что произошло на самом деле. Сделать это будет совсем непросто. О причинах гибели его друга среди шоферов действует негласный «кодекс молчания». Они ссылаются на статистику, дескать в горах гибнет 2% шоферов в год. Правда, далеко не все шофера согласны с этим.
События развиваются как в хорошем детективе. Режиссёр раскрывает свои карты постепенно, чтобы зритель до самого конца оставался в неведении, относительно истинных причин преступления. Отличный актёрский состав. Точно подобранные типажи. Владимир Кашпур в роли главного инженера Косякова — этакий «живчик» — скользкий как угорь. Такого голыми руками не возьмёшь. Шофёр Дьяков (Виталий Беляков) всего парой эпизодов нарисовал весьма неприятного и даже отталкивающего типа. Прекрасно сыграл Виктор Филиппов. Его шофёр-рвач Летюков — далеко не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд: «Кругом жара, а душа в сосульках». В фильме он самый неоднозначный персонаж: по поступкам — вроде как подлец-подлецом, а внутри — кто ж его разберёт… Выразительная роль у «диспетчерши» автобазы Гути Дробот (Светлана Старикова) — очень естественна и в проявлении первого интереса к Алексею Воробьёву и в искреннем волнении за его жизнь. Обаятелен в форме старшего лейтенанта милиции Вячеслав Невинный — именно тот случай, когда хочется сказать: «хорошего человека должно быть много!»
Доброе советское кино, оставляющее приятное впечатление.
8 февраля 2018