Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Шарль мертв или жив |
английское название: |
Charles mort ou vif |
год: | 1969 |
страна: |
Швейцария
|
режиссер: | Ален Таннер |
сценарий: | Ален Таннер |
продюсер: | Ален Таннер |
видеооператор: | Ренато Берта |
композитор: | Жак Оливье |
монтаж: | Сильва Башман |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 января 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Швейцария — маленькая благополучная страна в сердце Европы. Страна, словно ощущающая чувство вины за это благополучие, за фальшивую мораль капитала, за нейтралитет, который выбрала, за бесцельность своего существования. Страна пастухов, ставших часовщиками и бизнесменами, мягких пейзажей, полных лирической грусти. Что еще нужно живущему здесь, есть ли у него свобода, да и нужна ли она вообще? Ален Таннер, как и другой швейцарец, Макс Фриш, просто задает вопросы.
- Вы часовщик или бизнесмен?
- Хотели бы вы заниматься чем-нибудь другим?
- Я достаточно зарабатываю на пропитание.
Взгляд Шарля Де — вот, пожалуй, главное действующее лицо этого фильма. Взгляд птицы, пойманной в силки. Он мог бы стать поэтом, — но не стал. Он часовщик, и лучше других слышит, как его часы неумолимо отсчитывают пустое время. В стране гор и долин, в уютном мире обусловленного существования Шарль ищет себя, смертельно устав от навязанной ему роли. «Забудьте все, что вы выучили. Помечтайте хоть раз».
Шарль удивительно похож на Филиппа Жакоте, такого же скромного, сухощавого человека с внимательным взглядом, пишущего на французском языке, — поэта, которым не стал герой фильма. И словно о нём написаны эти строки Жакоте:
Но замкнут был в студеном декабре,
подобно старику, который молча
из-за стекла глядит в вечерний мрак,
блуждая средь своих воспоминаний…
Хочется отметить, что этот фильм, как и многое в творчестве Алена Таннера, стал естественным продолжением в искусстве идей парижской революции 1968 года. Для внимательного зрителя ткань киноленты пропитана ее присутствием, а дочь Шарля Марианна предстает перед нами как бы её представителем. И Шарль теперь, только теперь стремится стать молодым, стать частью новой силы, ощутившей бесцельность жизни и фальшивые ценности окружающего мира. Разрушить прошлое, стать частью тех, кто вечно ищет свободы — возможно ли это еще для героя фильма?
- Вы хотите говорить?
- Почему вы не говорите?
8 февраля 2019
Удивительно, как мало написано об этом чудо-режиссёре и его первом фильме: буквально пара статей и всего 127 просмотров на Кинопоиске при том, что фильм шикарен и есть в свободном доступе. Частично съёмка была оплачена телеканалом с одной лишь договорённостью, что в течение года фильм должен был идти только по телевидению, и только затем — выпуск в прокат.
«Шарль мёртв или жив» — это не только первый художественный фильм Алена Таннера, но и важное событие в истории «страны без кинематографа». По словам самого режиссёра, кино в Швейцарии существовало до этого только в документальном и учебном формате. Насколько мне видится, его первый фильм стал тихой классикой, будоражащей умы только самых любопытных, способных найти сие в просторах интернета.
Картина спокойно окунает зрителя в нервные, но внешне тихие размышления главного героя Шарля, сбежавшего из дома после столетнего юбилея своего промышленного предприятия. Под возгласы лихорадочного музыкального сопровождения он покидает всё, что было нажито им за жизнь и уезжает с весёлой парочкой энтузиастов навстречу богемному образу жизни. Всё кажется ему ненужным и бессмысленным, и гложут вопросы о смысле того, что происходит.
Несмотря на неспешные размышления главного героя, фильм отнюдь не кажется затянутым или скучным. Пропитанный тонким юмором, он западает в душу задумчивого зрителя и даёт интересную пищу для размышлений. Занятно, но довольно занудный по натуре Шарль становится персонажем, за которым любопытно наблюдать. Он предстаёт жертвой системы и правил своей семьи, и жертвенность его пропитана философскими рассуждениями и наболевшими вопросами, которые поставит перед собой и наблюдатель.
Фильм не уступает по глубине представителям французской «новой волны» и становится для новичка чудесным открытием. Его непопулярность лишь увеличивает восторг от найденного сокровища, коих, наверно, так много, потерянных и незаметных.
10 из 10
8 марта 2017