Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пиросмани |
год: | 1969 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Георгий Шенгелая |
сценаристы: | Эрлом Ахвледиани, Георгий Шенгелая |
продюсер: | Сусана Кварацхелия |
видеооператоры: | Константин Апрятин, Дудар Маргиев, Александр Рехвиашвили |
композиторы: | Вахтанг Кухианидзе, Нодар Габуния |
художники: | Васо Арабидзе, Автандил Варази, Гульнара Курдиани |
монтаж: | Манана Каралашвили |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 декабря 1969 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Вольная биография знаменитого грузинского наивного живописца Нико Пиросмани.
Грузинское кино в СССР — этакий легальный киноавангард. В России в это время бушует партийная цензура с применением классиков марксизма-ленинизма, а грузинам позволялись и визуальные эксперименты и даже такие политические высказывания как «Покаяние» Абуладзе. И вроде как никто и не заботился ни о коммерции, ни о пропаганде…
Пиросмани — как раз образец чистого искусства с просторов Колхиды. Самого Нико играет художник Автондил Варази. Он же с двумя своими коллегами нарисовал эскизы к фильму. Редкий фильм полноценно можно зафиксировать как художественный — этот можно. Художественный в смысле «изобразительный».
По существу Шенгелия выстраивает фильм как выставку Пиросмани с небольшими текстовыми вставками о его жизни. Поэтому оправдана новелльная структура, почти не предполагающая сюжета и истории. Зато красиво, наивно, минималистично и характер получился. Особенно про бессребренничество и работу в ограниченном пространстве (своеобразная метафора цензуры) пронимающе вышло…
16 февраля 2017
Мотив Христа начинается в самом начале. Читают Библию, момент появления Христа, и сам вскоре покидает стены дома и отправляется в путь. Заканчивается Пасхой. На вопрос что он делает, герой отвечает: «Умираю!». «Так ведь Пасха. Иисус воскрес». И тут мы понимаем, что Пиросмани так же, как и Христос воскреснет в своей славе. «Ты не оставишь след на земле! Тебе жениться пора!», — говорят ему родственники и знакомые. И, когда в конце фильма, героя признают большим художником, он радостно сообщает, сидя в тёмном трактире: «Я всё-таки оставлю след на земле!». Значит, что это не так уж и не волновало его. Просто тогда он понял, что его след будет в другом, не в детях, а в искусстве. Дверь в трактир отворяется, и полоска света проникает внутрь тёмного полуподвального помещения. «Это за мной пришли!», — радостно всем сообщает герой и идёт на свет. В фильме совсем нет ничего про то, как Пиросманишвилли стал рисовать, как он взял впервые кисть в руку. Он будто всегда рисовал. Искусство как свет. И образ света идёт на протяжении всего фильма. Когда заезжие художники смотрят полотна Пиросмани в комнате хозяина трактира, вокруг полная темнота, лишь лампада освещает картины, а вокруг люди играют в кости, сидят. Очень много статики. Это как полотна. Картины Пиросмани. Кадры построены стилистически как картины художника. Этот фильм насыщен образами. Чего только стоит лестница, под которой живёт художник. Или лавка, которую он открыл и сам же потерял. Она стоит в одиночестве на пустыре, а вокруг совсем ничего нет.
После славы приходит забвение. В газетах пишут разгромные статьи, рисуют карикатуры. «Ведь я же их не просил ни о чём! Они сами пришли и пообещали золотые горы». Его творческая смерть произошла. Вскоре будет воскресение, о котором мы можем догадываться из финальных кадров, и, поскольку мы знаем кто такой Пиросмани, его воскресение случилось. Жаль только, что не все его картины сохранились.
Тема любви показана очень вскользь. Картина «Актриса Маргарита» очень известна. Мы видим всё будто глазами художника. И актриса как будто сошла с полотна художника. Далее только раз звучит весть о том, что эту женщину он любил. Более ничего.
Это человек, не уживающийся с миром. Он не понимает законов торговли, он подчиняется законам человеческим, законам сердца, справедливости. Готов весь себя отдать людям, не терпит лжи, честен со всеми, не тщеславен и не заносчив, алмаз, не знающий себе цены.
Яркий фильм, запоминающийся и великолепный по операторской работе, режиссёрской. Мысль автора донесена очень чётко и верно. Драматургия фильма, как и драматургия жизни, кидает героя из стороны в сторону, то вверх, то вниз. Результат мы все знаем. Особенной ожесточённости мира против героя нет. Весь конфликт скорее в нём самом. Николу любят. Никола всеобщий любимец, который талантлив. Он не хочет работать на кого-то и связывать себя кандалами. Он свободен от всего и всех, как греческий киник. Хотя сам он вовсе не циник. Чистый человек, который лишился любви, как мы понимаем в самом начале. И он решил искать другой путь. Он его нашёл. Остаётся вопрос: был ли он счастлив. Это такое временное состояние, что, кажется, хоть немного и недолго, но был. Он открыл счастье в признании, но потом от него все отвернулись. Отрицая роль признания, он понял, как это дорого, терять его. Его творческое воскресение закономерно. Так должно быть. Так сейчас есть.
30 июня 2012
Натолкнулась на кинофильм «Пиросмани», совершенно случайно, но обрадовалась, потому что имя художника знаю, с детства. Книга, с репродукциями его картин, была, чуть ли не настольной. Часами, рассматривая картины, любимыми стали произведения: «Олень и пейзаж», «Жираф», «Актриса Маргарита», «Красавица», «Мужчина с бочонком» и многие другие.
Жизнь, недооцененного художника, с детского возраста, была полна невзгод, один за другим умерли его родители, старший брат и сестра. Он и сестра Пепуца, остались одни в целом свете. Девочку взяли в деревню дальние родственники, а Николай попал в богатую семью помещиков Калантаровых. Много лет он прожил с семьей, но так и не смог привыкнуть к зажиточной жизни, ему в радость была свобода. Вначале XX века, Николай стал бродячим художником, начал рисовать картины, вывески для столовых, булочных, трактиров и винных погребов.
В течение жизни, Николай Асланович Пиросманашвили(Нико Пиросмани), пробовал работать на железной дороге и в молочной лавке. Художник не смог приспособиться к работе, не хватало усидчивости и коммерческой жилки. Пиросмани был добрым человеком, от чего попадал в ситуации, когда его обманывали и пользовались им.
Грустной была его жизнь, люди, понимающие ценность таланта художника, использовали его, ради наживы. Меня шокировал момент в фильме, когда жители заперли Нико в помещении, дали срок в несколько дней, чтобы тот, к пасхе, нарисовал картину… А еду передавали через окно…
Кинофильм, навевает грусть, режиссер, возможно прав, в своем видении жизни художника, но не хватает эмоциональной составляющей повествования, в которой бы рассказывалось о любви Нико, к Маргарите, французской актрисе и певице шансона. В Тифлисе любили рассказывать несчастную историю Нико. Любви Маргариты добивались многие мужчины, чувства Пиросмани были ей в тягость. Художник пытался завоевать певицу с помощью картины, которую назвал «Маргарита», но холодная женщина была неприступна. Апофеозом их отношений стали корзины, наполненные доверху розами, которые однажды Пиросмани прислал певице. Они заполнили всю улицу, возле ее дома. Вопреки красивой легенде, роз практически не было, было много иранской сирени и акации. Под пристальным взглядом соседей, Маргарита вышла к художнику и крепко поцеловала его в губы… На этом и закончились отношения Нико и Маргариты, воспетые в известной песне Аллы Пугачевой «Миллион алых роз»…
Фильм будет интересен людям, для которых работы Пиросмани не просто картины, в них художник вложил свою любовь к природе, быту и жизни грузинского народа. Трагедия его жизни в кинофильме передана не в полной мере, финал фильма показывает, художник не был забыт, хотя достоверно известно, что умер Пиросмани в полном забвении.
От художника не осталось ничего — ни чемоданчика с красками, ни одежды, ни даже могилы. Остались только картины…
И закончить рецензию, хотелось бы стихотворением Булата Окуджавы «Песенка о художнике Пиросмани»:
Что происходит с нами, когда мы смотрим сны?
Художник Пиросмани выходит из стены,
Из рамок примитивных, из всякой суеты
И продает картины за порцию еды.
Худы его колени и насторожен взгляд,
Но сытые олени с картин его глядят,
Красотка Маргарита в траве густой лежит,
А грудь ее открыта — там родинка дрожит.
И вся земля ликует, пирует и поет,
И он ее рисует и Маргариту ждет.
Он жизнь любил не скупо, как видно по всему…
Но не хватило супа на всей земле ему.
8 из 10
5 марта 2011