Неподсуден
7.6
7.2
1969, драма
СССР, 1 ч 27 мин
6+

В ролях: Олег Стриженов, Леонид Куравлёв, Ольга Сошникова, Светлана Светличная, Нина Агапова
и другие
В ранней молодости летчика Егорова оклеветал его друг Сорокин, оставила любимая девушка. С тех пор прошло много лет. Девушка вышла замуж за Сорокина, они вырастили сына. Однажды все трое оказываются на борту лайнера, которым управляет Егоров. Эта встреча станет поворотной в судьбе каждого из них.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Неподсуден

год: 1969
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Петр Емельянов
композитор:
художники: Николай Маркин, Тамара Каспарова
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 августа 1969 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 27 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Неподсуден», 1969

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Неподсуден», 1969

Фильм о том, что «Жизнь прожить - не поле перейти», и о том, что тайное всегда становится явным. О давней драме расставания двух любящих людей в результате лживой подлости третьего.

Буквально несколько дней назад, 9 февраля, ушёл из жизни прекрасный актёр, замечательный человек, любимый многими поколениями советских и российских зрителей, очень мною уважаемый и любимый, Олег Стриженов (светлая ему память). И на волне этого, я решила посмотреть его фильмы. Очень люблю его в роли Афанасия Никитина, в моём любимом советско-индийском фильме «Хождение за три моря», и в фильмах «41-й» и «Мексиканец». Других фильмов Олега Стриженова я ранее не видела. Узнала только три дня назад, что оказывается он ещё играл Овода, по одноимённому роману Э. Л. Войнич, экранизации 1956 года. Я никогда в жизни об этой экранизации не слышала, всегда знала и смотрела только одного «Овода» 1980 года, с Андреем Харитоновым в главной роли. Теперь задалась целью посмотреть более раннюю экранизацию, с Олегом Стриженовым. Но речь сейчас не о ней, а о фильме, который я тоже посмотрела впервые в своей жизни, только сегодня, о фильме «Неподсуден», 1969 года.

Режиссёры Владимир Краснопольский и Валерий Усков известны зрителям в основном по телесериалам («Тени исчезают в полдень», «Вечный зов»), но есть у них на счету и кино-работы. И мелодрама «Неподсуден» - одна из самых популярных.

В тренировочном полёте терпит катастрофу учебный реактивный самолёт. Радист Сорокин, струсив, без приказа покидает горящую машину. Из-за дезертирства Сорокина самолёт остаётся без радиосвязи, что приводит к гибели командира экипажа. Приземлившийся Сорокин обнаружен и доставлен на аэродром первым, он успевает написать рапорт, в котором утверждает, что прыгнул в последний момент, в то время как второй пилот Сергей Егоров покинул машину сразу же после возгорания двигателя, не ожидая разрешения командира. Хотя Егоров неподсуден - его слова, что он покинул самолёт непосредственно перед катастрофой по прямому приказу командира, невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, - он увольняется с работы, расстаётся с мечтой о пилотировании реактивных лайнеров и уходит в малую авиацию. На его решение, прежде всего, повлияло то, что его бросила любимая девушка Надя, юрист, будущий судья, профессия которой наложила явный отпечаток на её подход к оценке ситуации. Первым вышедший от руководителя полётов Сорокин успел рассказать ей о случившемся и, надо отдать ему должное, повёл себя психологически предельно точно: никого не обвиняя и не пытаясь оправдаться, он просто изложил девушке свою версию событий - абсолютно ложную, но очень правдоподобную. Надя поверила клевете и оттолкнула вышедшего следом Егорова. А Сергей, совершенно убитый её недоверием, так и не сумел заставить себя вернуться и попробовать объясниться.

С тех пор прошло шестнадцать лет. Надя замужем за Сорокиным (очень символично, что этот персонаж без имени, а просто Сорокин), воспитывает с ним сына, который не знает, кто его настоящий отец. Однажды вся семья Сорокиных оказывается в самолёте, совершающем рейс Новосибирск-Москва, которым управляет командир экипажа пилот первого класса Егоров Сергей Ильич. Прямо в полёте выяснение отношений приводит к запоздалому торжеству правды, которая затрагивает всех героев: кого-то уничтожает, кого-то оправдывает, в кого-то вселяет надежду.

Очень поразил пронзительный влюблённый взгляд «без шансов» стюардессы Вики, в исполнении Светланы Светличной, и невероятно красивый и грустный Олег Стриженов.

История о любви, дружбе и предательстве. История любовного треугольника, безвозвратно потерянной жизни и сломанных судеб. Тот факт, что фильм чёрно-белый только играет ему на руку. Чувства героев не терпят полутонов - только чёрное или белое. Или любовь на всю жизнь, или прочь навсегда из жизни. Или дружба, или смерть и предательство.

Фильм никогда не устареет, потому, что он о любви, и о предательстве, об ошибках молодости, страшных, непоправимых, после которых не знаешь - как жить? О вере в людей, о верности и преданности, и настоящей мужской чести. О дружбе, тихой, незаметной, но надёжной.

Очень сильный фильм, не утративший за 55 лет ни капли своего очарования. Если бы современные режиссёры могли хоть на половину, на четверть так снимать, российскому кино при современных возможностях не было бы равных в мире. А игра какая! Стриженов, Куравлёв, Максакова! И сюжет ведь очень простой. Но какая глубина человеческих отношений! Какой психологизм! Егоровым восхищаюсь - за один день был предан дважды - напарником и любимой девушкой, но не сломался, всё пережил, и пережил достойно.

Конечно в этом фильме у каждого своя правда и все наказаны за свои поступки. Да, и оправдание героя Стриженова уже ничего не меняло по сути, (хотя ему не в чем было оправдываться, особенно перед Надей, которая не разобравшись ни в чём, поверила наветам и наговорам на Сергея, и отвергла его и его любовь), да и наверное было не нужно, каждый уже выбрал свой путь. Ничего уже нельзя изменить, к сожалению, всему своё время.

Оценивая актёрскую работу Леонида Куравлёва (Сорокин), хочу отметить что это одна из немногих его отрицательных ролей, прекрасно исполненная, которая показывает многогранность возможностей этого талантливого актёра, замечательно показавшего себя во многих фильмах. Здесь ему отлично удалась роль негодяя, мелочного трусливого подлеца, неподсудного лишь из-за срока давности преступления.

Хороший фильм, в котором сценаристы тогда не выдумывали мучительно поводов, как ныне принято, для удивления зрителя, пресыщенного клоунадой многочисленных пустопорожних сериалов. История вполне реальная и от этого ещё более драматичная. Рекомендую этот фильм. Полагаю он понравится большому числу зрителей.

Конечно, сейчас бы этот фильм сняли по-другому. После просмотра у меня мелькнула мысль - странно, что фильм до сих пор не пересняли, что не появился до сих пор какой-нибудь «Неподсуден-2». Но и Слава Богу, бояться этого не стоит. Нет сейчас в российском кинематографе актёров, которые могли бы вытянуть этот накал страстей одними только глазами. Потому что весь фильм строится на крупных планах. Диалоги хороши, но они немногословны. Глаза, всё расскажут глаза - о любви, надежде и страхе. Очень хочется похвалить работу оператора. Как тонко и точно он акцентирует наше внимание на основных моментах - рука, чашка, глаза, жест. И за всем этим - Жизнь!

Этот фильм буквально кричит о том, что надо всегда и во всём поступать по совести, любить и ценить это чувство, быть честным со всеми, даже с врагами… Этот фильм как индикатор человечности.

10 из 10

15 февраля 2025

Нет доказательств невиновности

Ну что тут скажешь… Перед нами красивый фильм.

Олег Стриженов ведет самолет и встречается со своим прошлым. Он вынужден вспоминать свое прошлое. Спорная ситуация. Авария. Обвинения. Попытка со стороны товарища представить все совершенно иным способом. Потеря невесты и ребенка.

Но помимо осуждения морального есть и юридические нюансы. Если невеста может провозгласить, что «нет доказательств невиновности», то общество исходит из презумпции невиновности. А это значит, что несмотря на все сложности у человека есть шанс создать семью, воспитать ребенка, вывести на новый уровень карьеру. А встреча с прошлым — мерило личной эффективности. Тут очень кстати оказываются крупные планы. Режиссер всматриваясь в глаза Стриженова пытается передать всю гамму чувств, которые испытывает этот человек. Главное тут то, что у каждого есть шанс, а оговор и подлость в длительной перспективе всегда вскрываются.

Конечно я согласен с smidmi1979 в том, что вся завязка истории относит нас к 1952—53 году. И пусть это прямо не провозглашается, но без труда можно по возрасту героев проследить динамику и соотнести это с некоторыми политико-историческими фактами. Это конечно добавляет сейчас атмосферности ленты, которая как машина времени переносит нас совсем в иную эпоху.

В этом аспекте очень значимо, что героиня Максаковой декламирует своему возлюбленному про то, что у него «нет доказательств невиновности» готовясь к работе в правоприменительных органах. Она не скрывает, что через год должна пойти на работу в суд или в прокуратуру.

Впрочем, эти моменты не самые важные. Фильм, несмотря на некоторую спутанность во временных перемещениях, провозглашает такие значимые ценности, как гуманизм, воля и упорство, честность и стремление добиваться поставленных целей вне зависимости от внешнего давления. Да и Стриженов очень хорош.

8 из 10

3 июня 2020

Треугольная математика романтики

Сергей Егоров — лётчик. В одном из рейсов с ним вместе летят его давняя возлюбленная, его друг Сорокин, некогда предавший его, и их 16-летний сын. Егоров вспоминает историю, определившую жизнь каждого из этих четверых. И рейс становится временем платить по счетам.

Режиссерский дуэт Ускова и Краснопольского известен, прежде всего, по культовым сериалам «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». Но до того был этот фильм, разведший физиков и… физиков. Впрочем, профессия лётчика — голубая мечта всех советских детей — не может не быть лиричной. Героиня, и буквально и реально выступившая как судья в этой ситуации стала образчиком несвойственной советским людям рациональности и своеобразного возврата к прежним временам, забывшим о презумпции невиновности и доверии к человеку, тем более любимому. Сорокин (несколько нетипичная роль Леонида Куравлёва) и вовсе стал переложением мифических персонажей, укравших чужую жизнь — мотив, известный и по вполне современным сюжетам. Однако, сюжет решает тему треугольника не только и не столько в лирических, сколько опять же в математических категориях.

Учитывая, что фильм снят в 1969 году, вычитаем 17 лет и получаем 1952—53 гг. Так сказать, инерция репрессивного режима, в которой предателю могут и поверить, а вот честный человек оказывается оклеветанным. Сюжетную интригу режиссеры в дальнейшем раскручивают почти не банально. Человек, лишенный любви, карьеры, детей вроде бы должен мстить. Но нет. Любовное разочарование не заставило Егорова быть бесчестным, лгать или отказаться от профессии — человек оказался в ситуации, когда пришлось вроде бы начать с нуля… Парадоксально, что к финалу сумма Егорова удваивается, его бывшая возлюбленная остаётся при своих, а Сорокин обнуляется…

Но история, конечно, не о математике. Во-первых ещё не был исчерпан идеологический посыл реабилитации человека. И хотя имя Сталина и сталинизм как явление в фильме не поминаются, но их нетрудно вычислить, хотя режиссеры и делают вид, что история остаётся частной. А во-вторых, Усков и Краснопольский вводят мотив, который затем использовали в «Вечном зове» — драма первого чувства и тернистый жизненный путь окупаются финальным воздаянием в виде справедливости. А важным качеством человека становится не только умение любить, но и принимать любовь, жертвовать своим личным во имя справедливости, которая в итоге торжествует. В этом смысле Егоров — близкий родственник Ивана Савельева из «Зова».

Будущее рассудит — избитая фраза, но в данном случае актуальная, а главное — дающая надежду, без которой жить и вправду нельзя.

18 мая 2017

«Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.»

Я вот уже который раз смотрю этот фильм на протяжении многих лет… И каждый раз остро переживаю драму героев. Наверное, самый близкий мне человек в этой истории — это Оля. Потому что Надя с самого начала фильма тянется к герою Куравлева. Даже первый кадр мы видим их вместе. Согласитесь, есть что у них общее, по манере держать себя, по улыбке. Да, Надежда, увидев Сергея сразу тянется ввысь, становится наполненной и одухотворенной. Но она «не его крови», я чувствую я в ней какую-то червоточину, хотя бы по тому, как уверенно она себя ведет с мужчинами, как держит ситуацию в отношениях с Сергеем под контролем. Это властная и бескомпромиссная женщина. Я могу даже высказать предположение, что Надя простит Сорокина и это будет великодушием с ее стороны.

Но возвращусь к простой девушке Оле. Ольга тронула меня своим внутренним благородством. Да она скромна, в ней нет роскоши и уверенности — качества которые присутствуют в роковых женщинах. Но зато она настоящая. Не каждый человек способен любить так, наверное, это любовь самая что ни на есть настоящая в этом фильме. «Любовь долготерпит, милосердствует…»

Я трактую концовку в этом фильме так, что главный герой научился любить сам, развязал путы собственного самолюбия и отпустил обиду. И как только «любимая» женщина Надя узнала о его невиновности, она перестала быть таковой. Герой Стриженова в конце фильма сел на место своего сына, то есть показал кто на самом деле ему важен. Ему важен обретенный сын, ему важны его жена и дочь. «Просто не думал об этом» — говорит он Оле о своем к ней чувстве. «Просто еще не позволял себе тебя любить» — вот как мне кажется, что на самом деле означают его слова. Время все расставило по своим местам. Зрители фильма обсуждают предательство Нади, спесь молодого сына Стриженова, трусость Сорокина, но мне кажется самым трудным для понимания и в то же время очень знаковым качеством характера для того времени обладал и Сергей. Главный герой приносил в жертву свои чувства и чувства близких ему людей ради высоких идеалов. Но оставаться неприменимым и неуступчивым — значит лишать себя счастья. «Тот кто сделал подлость и тот, кто проглотил ее — недалеко разошлись». Герой это понял, он стал не по плакатному правильным, а гуманным, человечным. Спустя 16 лет Сергей открыл свое сердце для настоящей любви.

10 из 10

4 ноября 2013

Неподкупна

Отдавая салют, пионер поднимает согнутую в локте правую руку перед собой, так, что рука оказывается чуть выше головы. Все пять пальцев при этом выпрямлены и прижаты друг к другу, ладонь обращена к голове ребром. Расстояние от ладони до лба — примерно ладонь. Поднятая выше лба ладонь означала, что общественные интересы у пионера выше личных.

(из «Википедии»)

Нет, не того актера выбрали на главную роль! Как-то вяло играет Олег Стриженов. Не хватает ему динамизма. Все экранное время актер находится в кадре с одним-единственным неизменным выражением лица. И в радости, и в печали. Почему к нему так неодолимо тянутся все существа женского пола — от бортпроводницы до почтальонши — непонятно. Хотя догадки, конечно, есть. Интересно иногда бывает попытаться заглянуть в «секретную кухню писателя», а в нашем случае — сценариста.

Помните отрывок из «Москва — Петушки», там где «-Так вы говорите: тайный советник Гете не пил ни грамма?..» Пил, мол, да еще как, только за него самого спиртные напитки употребляли его герои: «Мефистофель выпьет — а ему хорошо. Фауст добавит — а он уже лыка не вяжет». К чему я это? Просто предположил, что, может быть, по аналогии, сценариста этого фильма, точнее, автора рассказа «Командир», легшего в основу сценария, Льва Ющенко как-то не очень любили девушки? А тут студентка Надя погуляет с Егоровым — и ему хорошо, стюардесса Вика построит герою глазки — он совсем доволен. Я сделал попытку найти в сети портрет Льва Андреевича, но тщетно. Видимо, совсем уж он невзрачный…

Шучу, конечно. Просто у меня, должно быть, пол не тот. Вот если бы томная и загадочная Светлана Светличная исполняла роль первого пилота, а влюбленный стюард Олег Стриженов носил ей кофе — стал бы я роптать? Конечно нет.

А если говорить серьезно — то проблема-то совсем не в этом. По сюжету Надежда бросает Сергея, узнав, что тот сподличал, самовольно покинув горящий самолет. Мол, не может она дальше находиться рядом с таким трусом. Герои надолго расстаются, потом неожиданно встречаются, у нее сын, ну и далее в таком же драматическом духе. Так вот — как же все так вышло? Почему для героини главным критерием стало то, как ее жених ведет себя на работе, а не то, как он относится к ней самой? Внимателен, ласкает, любит — какого ж тебе еще рожна надо?! Почему, условно говоря, общественные качества стали выше личных? Ведь любила же она, честь свою ему доверила. Непонятно совсем. Подумал даже: наворотили всего, чтобы зрителю жальче их стало. Кино, чего там…

И только через несколько дней до меня дошло: ба, а фильм-то — антисоветский! Ведь это в советском кинематографе те, кто осуждал чье-то неправильное, неколлективистское поведение, в конечном итоге всегда оставались с гордо поднятой головой или, как сейчас говорят, «в шоколаде». Например, бригадир монтажников грубо высмеял рвача-индивидуалиста в фильме «Высота» — и ведь поделом! Это сейчас мы думаем — а что такого?! Человек честно, по сегодняшним меркам, горбатился (помню, директор нашего завода обожал повторять фразу: «Не получать, а зарабатывать!»), чужого не брал — какие могут быть вопросы? А тогда считались нормой ответственность за общее дело и товарищеское бескорыстие. И шагал Николай Пасечник на праздничной демонстрации, и были у него хорошая любовь и законная гордость.

Можно привести и другие примеры. Но вернемся к «Неподсудному». Героиня не просто несчастлива, она именно наказана: разлукой с любимым, разладом в семье, грубостью взрослеющего сына. Наказана за что? Не за чрезмерную ли принципиальность, свойственную как раз образцовой советской девушке? Что, к примеру, должна сделать примерная жена, встречая мужа? Спросить, как он вел себя на работе, не подвел ли товарищей? Или усадить перво-наперво за стол и накормить вкусным супом? Безоглядно доверять любимому или слушать его сослуживцев? Так как же все-таки: произошла нелепая ошибка и теперь уже не исправишь, или она страдает за свои собственные чересчур идеалистические (коммунистические?) представления о жизни?

Обо всем этом, должно быть, и думала Надежда Сорокина (символично, что она работает судьей), сидя в пустеющем самолете. Такой вот поучительный финал.

10 октября 2013

Жить на Земле без любви невозможно. Это я точно тебе говорю.

При своей внешней простоте, это гениальный фильм: просто снято, легко сыграно.

Удивительна в советских фильмах их схожесть с документальными. Дело здесь не в сухости и скуке. Картины советского времени абсолютно правдоподобны, искренни. Смотря на экран, твёрдо убеждаешься, что это происходит или происходило с реальными людьми.

Сюжет настолько жизненнен, что фильм от лаконичности лишь выигрывает, потому что на первом плане стоят настоящие человеческие отношения.

Кинолента — безусловный шедевр, начиная от сценария и заканчивая технической работой, не говоря уже об игре актёров: Олег Стриженов всегда играет неподражаемо. Как можно не поверить этим глазам! Я влюбилась в его героя с первого взгляда и душой переживала за него весь фильм.

Неотъемлемой частью фильма является музыка Леонида Афанасьева, добавляя завершённости; а песня, исполненная главным героем, остаётся с тобой навсегда.

Фильм просто чудо!

Не устаю пересматривать его, и каждый раз — с огромным удовольствием.

Жаль, что сейчас российский кинематограф нам подобной жемчужины предложить не может, и вся современная «продукция» по сравнению с «Неподсуден» не трогает и не задерживается в памяти.

31 июля 2010

Драма Неподсуден появился на телеэкранах в далеком 1969 году, его режиссерами являются Владимир Краснопольский, Валерий Усков. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Олег Стриженов, Леонид Куравлёв, Ольга Сошникова, Светлана Светличная, Нина Агапова, Петр Глебов, Николай Лиров, Юрий Мартынов, Валентина Владимирова, Алексей Смирнов, Александр Милютин, Станислав Михин, Иван Савкин, Александр Матковский, Владимир Гусев.

Страна производства - СССР. Неподсуден — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.