Рейтинг фильма | |
![]() |
6.9 |
![]() |
6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Любовь холоднее смерти |
английское название: |
Liebe ist kälter als der Tod |
год: | 1969 |
страна: |
Германия (ФРГ)
|
слоган: | «Eine knallharte Geschichte vom Leben, vom Lieben und vom Sterben» |
режиссер: | Райнер Вернер Фассбиндер |
сценарий: | Райнер Вернер Фассбиндер |
продюсер: | Пер Рабен |
видеооператор: | Дитрих Ломанн |
композиторы: | Хольгер Мюнцер, Пер Рабен |
монтаж: | Райнер Вернер Фассбиндер |
жанры: | комедия, мелодрама, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
95000 |
Дата выхода | |
![]() |
26 июня 1969 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
16+ |
![]() |
1 ч 28 мин |
По прошествии более чем 50 лет с момента премьеры этой картины, можно с уверенностью сказать, что зарождающийся гений нового немецкого кино Р. В. Фассбиндер, справился со своей задачей на тысячу процентов. Дебютное кино получилось настолько липким и скользким, что было освистано прямо на премьерном показе Берлинского кинофестиваля за непохожесть на мейнстримную кинопродукцию, дилетантизм, и просто за то, что кино получилось откровенным хламом и мусором. Поднять такой ажиотаж и бурю негодования вокруг дебютной картины — это дорогого стоит. Можно сказать, что Фассбиндер вышел отсюда победителем.
«Любовь холоднее смерти» — кино абсолютное вторичное, замусоренное отсылками к другим картинам, склеенное из дурно пахнущих и картонных диалогов, нелепых сцен, и отсутствия какой-либо внятной логики и сюжета. Фильм представляет из себя слепое следование веяниям французской новой волны, что можно проследить по многим кадрам, цитатам, интонациям героев, настроению фильма, и прочим безликим атрибутам Годаровской мизантропии. Тем не менее, кино абсолютно отвечает запросу времени. В социально-политическом смысле, всего год прошёл с момента Пражской весны и событий мая 1968 года в Париже. В культурном смысле, на тот момент кинематограф Годара и Трюффо наделал большой фурор в 60-е годы, и напрочь изменил установки и представления о кино как таковом. Холодный расчёт режиссёра в том, чтобы следовать интеллектуальному французскому новому кино, прослеживается насквозь.
Безликий и безэмоциональный юноша Бруно, глуповатая проститутка Йоханна, нахальный рецидивист и бывший зэк Франц. Все три персонажа, актёрские работы которых на порядок хуже игры артистов сельского ТЮЗа, как никогда созданы друг для друга. Герои абсолютно неубедительны, не вызывают никаких эмоций, ни сочувствия, ни жалости, ни злости, ни поощрения. Они холодны и безлики, так же как холоден и безлик этот фильм. Их мотивация и поступки вызывают гомерический хохот, их цитаты насквозь фальшивы и клишированы. Спустя полвека, на это кино можно смотреть как на экспонат палеонтологического музея, который может являться вполне увесистым копролитом, и занимать почётное место на витрине.
3 из 10
15 апреля 2020
Это страница из жизни шлюхи, что неспешно и монотонно прогуливается по баварским улочкам, держа под руку своего дружка — сутенера и его приятеля Бруно, и так же неспешно и играючи, прикарманивая все то, что подвластно броску случайного взора в продуктовом. Это трио не из тех, что трудятся на этих Елисейских полях — не из тех, что работает на пустой желудок. А иначе? Иначе это была бы совершенно иная история.
Фассбиндер гротескно пропитал и пресытил данную картину тщательной проработкой «пустот»: пустые комнаты, улицы, диалоги. И только бесконечные белые стены. Прорисовка пустот и минимализма как в интерьере, так и в декорациях, дала возможность зафиксировать наше внимание на более интересных деталях — на монолитно — сухом цинизме, скабрезности миловидных фройляйн, брехто — годаровской манере, и на строго афористичных разговорах, что придало им некую холодную пикантность. Мы получили наглядное самоуничиженье, холостые патроны и муляжи винтовок, что, опять же, гротескно фокусирует взгляд на отсутствии какой — либо интерлюдии, говорит о неимении накала и эмоций.
При попытке реализации желаемого, герои получают изрядную долю обрывчато — скомканных ситуаций, пару — тройку бездушных трупов, что полноформатно иллюстрирует полный индифферентизм по отношении к чему — либо вообще, что, все же, не касается монетарной стороны вопроса, и гривуазные щеголянья при стремлении сделать акцент на «гангстерской» составляющей. Здесь вскрывается истинная мотивация и акцентирование на комплексах или ограничениях, мешающих людям встроиться в нормальную повседневную жизнь окружающих их обывателей.
Тут тебе и легкие пацифистские настроения, и синдикаты, и карикатурные пощечины, и палилалия, что задает тон и оттеняет остальное, и понимание того, что название фильма, можно трактовать — то и по — разному. Которое, что занимательно, приходит к тебе уже на 20 — той минуте фильма. В конечном итоге, мы понимаем, что имеем дело с одной из первых импровизационно-канонических шуток Бад-Вёрисхофенского режиссера.
Также не стоит забывать о чудном моменте, который раскрывает весь спектр стоицизма:
«Ты одинок, я одинока — нам суждено быть вместе.»
Можно было бы, конечно, и согласиться, но, в одночасье, можно и усомниться в столь скором поверхностном суждении. Впрочем, хотелось бы добавить, что и такая конъюнктура имеет право на существование.
28 июля 2013
Первый полнометражный фильм выдающегося немецкого режиссера, созданный под впечатлением от ранних картин Годара и американских гангстерских муви, стал для Фассбиндера одновременно пробой пера и полигоном для выработки собственного кинематографического стиля.
Стилизация под гангстерское кино, «Любовь холоднее смерти» рассказывает о нескольких днях из жизни банды, состоящей из проститутки Ханны, сутенера Франца и их приятеля Бруно, с которым они втянуты в любовную интригу и вместе готовят ограбление банка.
Фактически все кино было снято Фассбиндером за невероятную сумму в 5000 немецких марок (остальной бюджет был потрачен впустую из-за испорченной пленки), и в нем были задействованы еще никому не известные молодые актеры его собственной труппы «Антитеатр»: Ханна Шигулла, Улли Ломмель, Курт Рааб, Ирм Херманн, которые в дальнейшем будут сниматься во многих его работах.
Фантастически низкий бюджет пошел только на пользу «Любви», которая стала воплощением минималистического стиля раннего Фассбиндера, когда отсутствие декораций, пустой интерьер и медленное тягучее действие отражают пустоту душ и эмоций персонажей, и концентрируют внимание на их холодном цинизме.
Ради экономии бюджета в фильме не используются даже холостые патроны, а только звуки выстрелов, при этом не показываются раны и кровь — но выглядит все это весьма стильно, как будто для Франца и Бруно устраняемые ими враги не имеют ровно никакого значения, словно некая массовка в снимаемом гангстерском кино.
Зато для них очень важны все внешние атрибуты, будто подсмотренные из гангстерских фильмов — здесь и гротескно суровые отрывистые разговоры, и многозначительные паузы, и поднятый «а-ля Делон» воротник черного плаща. А главное, им нужно вдоволь поиграть в бандитов, в связи с этим особенно интересен эпизод в универмаге, когда героям недостаточно просто украсть очки, еще необходимо устроить целый перфоманс и поиздеваться над обывателями.
При всей своей простоте и минимализме «Любовь холоднее смерти» — весьма оригинальное кино, и даже объяснений названию можно найти не менее трех. А многие находки фильма — например, монотонно проплывающие в движении вслед едущим в машине героям улицы Мюнхена и баварские пейзажи или бесцельные, но вроде бы задумчивые прогулки втроем, да и сам Фассбиндер в своей знаменитой кожаной куртке будут задействованы во многих дальнейших работах этого режиссера.
8 из 10
19 января 2010
Любовь холоднее смерти. Этим, действительно, все сказано.
Никакого сожаления, никакой морали. Все заботятся только о том, чтобы им хорошо жилось в этой жизни.
Насмешки над другими, глупая игра в жизнь, в которой никто не видит никакого смысла, по крайней мере эти три человека. Для них все человеческое чуждо. Решая свои проблемы они идут по головам других людей…
Наказание? А его нет, им все сходит с рук, для таких людей еще не придумали наказания.
А что такое любовь для них? Это очень сложно. Впервые для меня она показана с такой стороны: никаких чувств, обязательств, мыслей и ласки, все воспринимается как должное. «Ты и так меня любишь» — самая ужасная фраза, которую может произнести любимый человек…
Фильм поразил до глубины души. Низкий поклон Фассбиндеру, еще одному гению в мире кино.
10 из 10
4 января 2009