Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Комиссары |
год: | 1969 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Николай Мащенко |
сценаристы: | Николай Мащенко, Борис Тарасенко, Юрий Либединский |
видеооператор: | Олег Мартынов |
композитор: | Иван Карабиц |
художник: | Анатолий Добролежа |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 17 мин |
Крайне необычный советский фильм, рассказывающий о процессах, происходящих в обществе 20-х годов при попытке построения коммунизма. Времена гражданской войны, остатки белого движения именуемые как бандиты, ещё проявляют активность. Партия организует комиссарские курсы, в процессе которых бойцы с разными взглядами на происходящее должны обучиться построению государства рабочих и объединиться для противостояния белой угрозе.
Всё это подаётся в очень непривычном формате. Здесь полностью отсутствуют политические лозунги, ни разу не звучит слово 'коммунизм', его обозначают лишь эпитетами 'наша борьба' или 'дело революции'. Полностью отсутствует присущая советским фильмам наигранная восторженность. Здесь скорее психологическая драма, которая строится на крупных планах и вдумчивых, почти медитативных диалогах.
Ключевые цитаты:
• 'За Лениным идти легко на словах, чуть что — каждый Лениным прикрывается. Почитателей у Ленина много, было бы столько последователей'
• 'Правда у нас одна, но если я увижу, что ты ищешь другу правду, я пущу тебе пулю в лоб, и себе'
• 'Возникает очень серьёзный вопрос — выживет наша революция или нет?'
Люди как бы естественно одержимы идеей коммунизма и возникает некоторая сказочность происходящего. Я бы даже сказал, магия. Иногда звучат казачьи песни, но в очень спокойном ненавязчивом исполнении.
В одном из эпизодов женщина со следами дворянства в доме и комиссар, пришедший вроде как её арестовать. Она включает ему музыку с пластинки, они смотрят друг на друга, ведут диалоги о своей жизни и родителях. Позже в её доме комиссары собираются на бал, а один из белых убивает одного из комиссаров. Его раскрывают и он говорит: 'Стреляйте, ну что вы?'.
А ему в ответ: 'Ты будешь жить в тюрьме. Мы заставим тебя увидеть, какой мы сделаем нашу Россию и каким будет весь мир'
По ощущениям фильм вероятно передаёт ностальгию по 20-м годам из года 69-го и в то же время актуализирует вопрос — а жива ли идея революции и коммунизма на сегодняшний день?
9 февраля 2023
… Огромное спасибо Рунету и его серьёзным киносайтам за то, что они, часто «с подачи» «Вконтакте», выкладывают сейчас такие фильмы, о которых нам прежде (уверен, даже во ВГИКе) удавалось разве что что-то где-нибудь прочесть или посмотреть фрагменты (а за полным фильмом будьте любезны съездить в Белые Столбы, то бишь в Госфильмофонд, и ещё не факт, что вам дадут посмотреть то, что вам хочется- хоть в советские годы, хоть сейчас…). И прежде всего это касается старых советских фильмов.
Один из которых я только что посмотрел онлайн- «Комиссары». И был им поражён сразу по трём позициям.
По первой. Киностудия им. Довженко, вопреки своему устоявшемуся имиджу (ещё и благодаря публикациям «либеральных» кинокритиков) как «самой совковой киностудии, оказывается, выпускала в 60-х — 70-х годах прошлого века не только топорные большевистские агитки и посредственные боевики «р-р-еволюционной» тематики, но и глубокие, серьёзнейшие работы, кстати, на ту же тематику (на некоторые из них я уже написал рецензии)!
По второй. Памятуя о пресловутом «имидже» студии (вот ведь как можно его «втемяшить» при желании!), трудно, да чуть ли невозможно было предположить, что она смогла снять и выпустить на экраны картину, в которой её главные герои, комиссары Гражданской войны, собранные на учёбу («повышение квалификации»), все такие идейные («С Лениным в башке и наганом в руке»), начали задумываться о новой жизни, о новой политике (в частности, о НЭПе) и даже критиковать её! И не митингово, а между собой… Разве могло такое случиться с Комиссарами???- Да ни в жисть! А вот случилось! И, думается, только благодаря инерции уже замерзающей, той самой, знаменитой «оттепели» 60-х… Кстати, почему этот фильм не был достаточно известен хотя бы в своё время? Может, лежал «на полке»? Увы, информацией об этом не владею… И не знаю, почему о нём не вспомнили в разгар «перестройки», ведь он самый настоящий «перестроечный»!
По третьей. Похоже на то, что «Комиссары»- картина, напрочь (!!!) выбивающаяся из, как сейчас говорят, «формата» (проще- общехудожественной концепции) к/с им. Довженко (Общий «формат» обязателен для подавляющего большинства киностудий мира; к примеру, в 90-х годах прошлого века «Ню имидж» специализировалась на боевиках категории «В», а монстр «Уолт Дисней» никогда бы не позволил себе снять и выпустить что-то круче «Пиратов Карибского моря»). Так вот, «Комиссары» здесь- совершеннейшая «белая ворона». Это чисто актёрский (за что спасибо режиссёру Николаю Мащенко, деликатно уведшему «всё остальное» на второй план) фильм, где главное- люди, люди (крупно, крупно!), а потом уже сценарная интрига. Одним словом, это вам не «Хлеб, золото, наган». Да и вообще визуально «Комиссары» построены на крупных и средних планах прежде всего «господ актёров» (кстати, вскоре некоторые из них «засверкают» в довженковских боевиках, сдаётся мне, не от радости жизни, а «прокорма ради»…)
Интересно, как бы вы определили жанр «Комиссаров»? Трудновато с этим, согласитесь. Я бы отнёс его к психологической драме (с весомыми элементами психоделика). А вы?
8 из 10
12 сентября 2014