Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кес |
английское название: |
Kes |
год: | 1969 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «They beat him. They deprived him. They ridiculed him. They broke his heart. But they couldn't break his spirit.» |
режиссер: | Кен Лоуч |
сценаристы: | Бэрри Хайнс, Кен Лоуч, Тони Гарнетт |
продюсер: | Тони Гарнетт |
видеооператор: | Крис Менгис |
композитор: | Джон Кэмерон |
художник: | Уильям МакКроу |
монтаж: | Рой Уоттс |
жанры: | драма, семейный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $1 741 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 ноября 1969 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 51 мин |
Они жестоко обращались с ним. Они лишили его свободы. Они унизили его и разбили ему сердце. Но они не смогли сломить его дух.
Молодой человек из рабочего класса проводит своё свободное время, ухаживая за своим любимым домашним соколом и тренируя его. В главных ролях снялись Дэвид Брэдли, Фредди Флетчер и Линн Перри. Это история о мальчике Билли, который в свободное время дрессирует пустельгу. Этот фильм, снятый Кеном Лоучем, одним из самых выдающихся режиссёров социалистического кино, рассказывает о разочаровании в современном обществе.
Лоуч был членом Лейбористской партии Великобритании более трёх десятилетий. Он сыграл важную роль в отмене смертной казни, создании всеобъемлющей системы образования и отмене театральной цензуры в 1960-х годах. Он твёрдо верил в эти идеалы и открыто критиковал институционализацию и угнетение рабочего класса в то время. На творчество Лоуча значительное влияние оказал итальянский неореализм. Этот стиль он воспринял через культового персонажа, которого сыграл в 1959 году. Лоуч пренебрегал формальностями и экспериментировал с техниками и повествовательными структурами, корректируя своего персонажа по мере его взросления.
Фильм бросает вызов традиционности, ставя под сомнение дегуманизирующие социальные системы, присущие институтам образования. Он проникает в суть общества, уделяя особое внимание семьям.
Билли живёт в неблагополучной семье, где каждый член обременён личными демонами и печалью. Растущее разочарование из-за бедности, неудачных отношений и страха перед любовью приводит к тому, что все члены семьи не в состоянии поддерживать друг друга и самих себя.
В центре внимания фильма — эта социальная дискуссия. Билли обнаруживает гнездо ястреба в старом здании, очарованный дикими животными. Он крадёт одного из них и забирает его из естественной среды обитания, но теперь его свобода зависит от человеческих условий. Его существование похоже на жизнь Билли, где институционализированная среда не имеет смысла, и он понимает, что жить в ней не стоит.
«Мне не нравится школа, но это не значит, что я получаю удовольствие от работы. Тем не менее, мне за это платят. Это одно», — говорит Билли.
Влияние неолиберализма на людей очевидно, и, как молодой, я считаю работу и профессиональную жизнь бессмысленными и бесперспективными.
Кес — это символ индивидуализма, благодаря которому Билли обретает временную свободу от своей трудной жизни. Обиженный братом и травлей в школе, Билли привязывается к пустельге, которую видит единственным источником любви и поддержки в своей жизни.
Как их дрессируют? Вот настолько непрочны их отношения, когда они привязывают жердочку к верёвочке.
Самый важный момент наступает, когда Фартинг, преподаватель английского языка, проявляет интерес к жизни Билли. Билли объясняет, что пустельга заботится только о себе, она «дикая и свирепая и не заботится о других». Осознание этого факта заставляет Билли понять, что полагаться на себя можно только тогда, когда реальность раскрывает свою истинную природу.
Однако Кес сосредоточен не только на мальчике. На протяжении всего фильма демонстрируются сцены суровых реалий жизни и образования рабочего класса, которые затрагивают всех, кто окружает Билли. Его брат, шахтёр, также страдает от системы, которую критикует фильм. Он действует независимо, больше интересуясь материальными благами, а не такими важными вещами, как семья и работа.
Это может показаться безнадежным взглядом на жизнь, но это так, и фильм этого не скрывает. Он предельно честен, прямо как «Похитители велосипедов» (1948).
Фильм проникает в глубины жизни рабочего класса и показывает напряжённые сцены домашнего физического и эмоционального насилия и его последствий. В противном случае фильм был бы неполным и идеалистичным.
Вот почему вы никогда не увидите, чтобы восьмидесятилетний Кен Лоуч, получивший награду в Каннах, отошёл от своего уникального стиля или поддался идеализму голливудских студий. В 1960-е годы мало кто мог себе представить, что этот режиссёр-социалист так долго будет придерживаться своих взглядов. Тот факт, что он обладает талантом режиссёра и постановщика великолепных спектаклей, а также создаёт реалистичные сценарии с помощью киноискусства, которое он передаёт через свои истории, волнует всех нас.
22 августа 2024
Билли Каспер - мальчишка из бедной семьи. Дома и в школке ему приходится терпеть издевательства: от старшего брата, сверстников и даже учителей. В своё свободное время Билли подрабатывает почтальоном. Однажды он находит соколиное гнездо и забирает к себе маленького птенца, которого он назовёт Кес. Билли по-настоящему заинтересован гордой хищной птицей, которая пробуждает в мальчике давно забытые чувства.
Дружба с Кесом выражает для мальчика свободу. Свободу от бедности, проблем и тяжёлого труда. Ценную, но кратковременную независимость от прогнившей социальной системы, рушащей мечты, превращающей детей из наивных мечтателей в жёстких, оболваненных марионеток.
2 ноября 2023
«Кес» (1969) Кена Лоуча — одно из ключевых достижений Британской новой волны. Отчетливый left-wing лейтмотив, неразборчивая речь Йоркшира, «драма кухонной мойки». Роль пятнадцатилетнего Билли, приручившего бесшумную пустельгу [птицу из семейства соколиных], исполняет дебютант Дэвид «Дэй» Брэдли, сын швеи и шахтёра.
Что особенно беспокоит в использовании кино-реалистами непрофессиональных актеров — их особая (наивная?) игра обнажает последнюю границу между художественным и документальным, до неприличия и почти на ровном месте повышает драматические ставки, выворачивая конвенции кинематографа наизнанку. Билли [в одной из кульминаций фильма], презираемый до этого одноклассниками и притесняемый учителями за безучастность и замкнутость, рассказывает у доски во всех подробностях о своём питомце и его приручении — и это [почему-то] разрывало мое сердце.
8 из 10
4 августа 2023
Кес
Сейчас режиссер Кен Лоуч классик английского кинематографа, а в далекие шестидесятые он только начинал свой путь режиссера. Фильм “Кес” его большой прорыв в кинематографе. А лично я до сих пор считаю его самым лучшим фильмом в фильмографии Лоуча. Даже не верится, что этот фильм стал дебютным для Лоуча (про фильм “Бедная корова” я ничего не слышал).
Данный фильм вышел в далеком 1969 году. “Кес” – это замечательная адаптация романа Бэрри Хайнса. Кстати Хайнс очень сильно помогал Лоучу с его дебютом. Никаких известных имен в титрах. На главную роль был приглашен молодой парень Дэвид Брэдли. Для Брэдли эта роль стала единственным достижением в актерской карьере, хотя таким людям она и не нужна была. Очень жалко, что парень после этого фильма редко появлялся на экранах.
Билли – подросток, который живет со своей матерью и старшим братом. Он часто ругается с братом и с матерью у него далеко не идеальные отношения. В школе многие над ним издеваются. Я бы даже сказал, что учителя издеваются намного жестче обыкновенных сверстников Билли. Учителя тут показаны настоящими зверьми. Особенно впечатлил момент с учителем физкультуры.
Лоуч специально добавляет в свой фильм больше реализма. Иногда кажется, что вообще смотришь документальный фильм. Весь английский кинематограф в то время был помешан на реализме. Главного героя действительно очень жалко, потому что жизнь жестока к нему. Ему хорошо только тогда, когда он остается со своим ястребом. Он нашел его в лесу и решил приручить. Сцены с ястребом получились очень сильными, особенно в самом конце.
Когда вы будете смотреть этот фильм, то вы сразу поймете, что он закончится очень плохо. Есть много фильмов с животными, которые грустно заканчиваются, но таких фильмов как “Кес” больше нет. На удивление Лоуч очень редко показывает птицу и заостряет внимание на людях. И если вы думаете что это всего лишь обыкновенный фильм про мальчика и его птицу, то вы ошибаетесь. Это фильм про растоптанную мечту маленького человечка. Кес – это свобода для Билли и в самом конце вы понимаете, что с ней будет и какая будет дальнейшая жизнь Билли. Очень грустно. Шедевр.
22 мая 2023
Небольшой английский шахтёрский городок 60-х годов XX века. Но время тут не главное. Потому что проблемы взросления и культуры поведения, поднимаемые в фильме, вечные. Одинокая бесхарактерная женщина воспитывает двух сыновей. Старший уже работает шахтёром. У матери и сына одна радость после трудной рабочей недели: в субботу пойти в местный клуб и напиться пива и бренди, найти пару на вечер. Младший ребёнок, Билли, выживает в жестоком мире взрослых как может. Он работает разносчиком газет, учится в школе, ворует по мелочам в магазине, поскольку денег не хватает. Дома его избивает и регулярно издевается старший брат, в школе он терпит беспредел власть предержащих учителей, на работе нападки и хамское отношение начальника. Душа ребёнка находит отдушину: он обнаруживает ястребиное гнездо, ворует птенца, называет его Кес и приручает его.
Пока смотрела, вспомнила свои детство и юность. Моя мама рано умерла, спилась. Когда смотрела кадры, как родные мальчика превращаются в пьяных свиней, всплыло забытое. Затем мой папа привёл с нами жить мачеху, которая меня ненавидела. Она каждое моё слово перевирала, рассказывала вечером отцу, когда он приходил с работы, и он оскорблял и бил меня. Мог ударить по лицу, сбросить с табуретки и начать душить на полу в ярости. Мне было 16-17 лет. При этом я не пила, не курила, не гуляла, не воровала и училась на пятёрки. Потом моей мачехе дали квартиру, и они уехали. Со мной стали жить старший брат с женой. Невестка поставила условие: чтобы я не жила за их счёт, а шла работать, хотя я училась в университете на дневном. Дальше появилось следующее требование: чтобы я убирала, мыла каждый день напольные ковры тряпкой, гуляла с их собакой и готовила. Вскоре я сбежала из дома, сняв комнату в центре Москвы. И больше никогда не возвращалась. Сейчас мне 41 год, и я понимаю, какой это был беспредел.
Самое ужасное, что это всё продолжает происходить в семьях по всему миру испокон веков. Везде есть такие маленькие Билли Касперы, терпящие жестокое обращение со стороны взрослых.
Режиссёр фильма Кен Лоуч, выпускник Оксфорда, говорил: «Перемены не творят люди, которые могут многое от них потерять. Их делают люди, которые должны обрести всё». Его фильм о взрослеющем человеке, который хочет жить в лучших условиях и делает шаги для этого. И это не про зарабатывание богатства. А про психологический комфорт, гармонию и счастье.
«Кес» был награждён призом «Хрустальный глобус» кинофестиваля в Карловых Варах, двумя премиями BAFTA и призом ООН. Фильм занимает седьмое место в списке ста лучших британских и третье место в списке 10 лучших фильмов, которые нужно посмотреть до 14 лет. Я его изучала, потому что он входит в «100 зарубежных фильмов для школьников», рекомендованных Министерством образования, которые смотрю.
24 марта 2023
Кес — представитель Британской новой волны позднего ее периода. В каждом кадре фильма видна эпоха 60-х: бедность рабочего класса, легендарные машины марки MINI, музыка молодых рок коллективов, футбол и ставки в букмекерских конторах.
Среди культурных и экономических изменений находится главный герой фильма — мальчик по имени Билли. Мир сжимает юношу в тиски, поэтому он находит альтернативу и проводит все свое свободное время с прирученной птицей. Подумать только, дикая птица ему более приятна чем любой человек. Грустный фильм об отвергнутом ребенке, которого растоптало безразличное и жестокое общество. В какой-то момент кажется, что его жизнь может наладиться, но надежды разбиваются о суровую реальность, которую рисует для нас режиссер. Можно сказать, что его детство после нескольких ключевых событий погибает в кульминации фильма.
«Учителя смотрят на часы. Ждут, когда нас можно будет выпроводить».
Каждый юноша в этом фильме подвергается давлению со стороны взрослых. Я говорю не только о Билли. Чего стоит ребенок, которого не за что отхлестал по рукам директор школы. Сейчас и представить сложно, чтобы учитель регулярно применял насилие по отношению к ученику и оставался на своем посту. В фильме такое происходит сплошь и рядом, вот только ничего кроме смеха поведение взрослых не вызывает. Не знаю кто смешнее: учитель физкультуры, мнящий себя Бобби Чарльтоном или директор, отчитывающий учеников за то, что они кашляют во время его речи, будто это какое-то преступление.
Главный герой своим примером показывает то, что есть и другая сторона жизни, показывает то, что в этом мире есть что-то доброе и положительное, но автор произведения в финале фильма намекает, что как бы ты не старался сбежать от общества оно догонит тебя и перемелет твою душу на несколько кусков.
По множеству статичных кадров и небольшому числу локаций виден маленький бюджет картины, что никак не повлияло на ее качество. Актерам (большинство из которых не были профессионалами) веришь и сочувствуешь, сюжетом проникаешься и два часа проходят очень быстро.
9 из 10
6 января 2020
Великобритания, наступил 1969 год, который нес за собой картину, неординарную по своему замыслу, лучшую из сего жанра. Маленький мальчик, который не знал, чего он хочет от жизни, который плохо учился, над которым издеваются как школьники, так и родной брат, замечает ястребиное гнездо, которое вплоть меняет его взгляд на жизнь, взгляд с высоты птичьего полета.
Будучи изгоем, Билли Каспер захотел посвятить свою жизнь птице, отдать свою душу. Всё было хорошо, он начал зарабатывать авторитет в школе своими рассказами о новой жизни, но кто бы мог подумать, что однажды придя к своему любимому другу, ты его не обнаружишь на своем месте… Это не Хатико, Это не Белый плен, Не Белый бим черное ухо и прочие фильмы про собак и животных в т. ч., этот фильм не заставляет хлюпать глазами, он делает больно совсем иначе, и до такой степени, что невозможно от этого избавиться. Этот фильм не получил наград, но это не делает его одним из лучших фильмов о взаимоотношении людей и братьев меньших.
8 из 10
25 июня 2015
Фильм Кена Лоуча «Кес» несомненно остросоциальная драма, но она не кричит и не бунтует. Он как любой гениальный фильм правдив и говорит на любом языке, в любом уголке мира, в разное время.
О чем этот фильм? О бедности, о школе, о братьях, о дружбе между человеком и «братьев наших меньших»? Нет.
Фильм о человечности и благодаря чему она формируется. Ведь действительно, очень трудно потерять или вовсе не воспитать в себе человечность, которая состоит из любви и заботы о своих родных, из умении дружить, из способности видеть несправедливость, из чувства сострадания… а главное из увлеченности и способности человека полюбить свое дело.
Наш главный герой Билли Каспер всеми этими качествами обладает: он не винит и не сравнивает ни с кем своих недалеких мать и брата — он по-детски их любит, он не заискивает и не ищет дружбы со своими одноклассниками и учителем — но его сердце открыто для каждого, его слова за школой настолько просты и остры, что невольно я вспомнила своих одноклассников (близкие по судьбе с главным героем), которые наверняка имели свое хобби, но для учителей и самое ужасное для меня были «курильщиками», «лентяями» и «беспризорниками»… а как много таких: заброшенных и никому не нужных детей? Не зря слоган фильма: «Они избили его. Они забросили его. Они высмеяли его. Они разбили его сердце. Но они не могли сломить его дух». Его дух — это способность любить как никто другой из его окружения ястреба Кеса, своего друга, свою отдушину.
Необходимо отметить, что фильм снят по по рассказу «Дружба с пустельгой» Барри Хайнса, в удивительно документальном манере и с талантливейшим музыкальным сопровождением. Сюжет фильма простой и география его почти камерна. И позвольте, вспомнить фильм «Жил певчий дрозд Отара Иоселиани 1970 года. Главные герои Гия и Билли так же проживают художественную птичью жизнь, но к сожалению короткую.
Фильм необходимо смотреть каждому.
В завершении своей рецензии могу вопросить только словами героя романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, иначе не могу.
«Слушай: если все должны страдать, чтобы страданием купить вечную гармонию, то причем тут дети, скажи мне пожалуйста?… Не стоит она слезинки хотя бы одного только замучанного ребенка, который бил себя кулаченком в грудь и молился.. . неискупленными слезками своими к «боженьке»!.. . И если стадания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которая необходима была для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены.»
10 из 10
8 февраля 2015
В нашей стране режиссёр Кен Лоуч известен, прежде всего, как мастер политического кино. В его фильмах герои сражаются за независимость Родины («Ветер, который качает вереск»), против фашистов («Земля и свобода») или борются за свои трудовые права («Хлеб и розы»).
Главный герой фильма «Кес», снятого в 1969 году, не готов к борьбе — он слишком мал для этого. Мальчик Билли Каспер живёт в одном из английских шахтёрских городков. Из-за бедности своей семьи он вынужден спать в одной кровати со старшим братом и в свободное от школы время работать за гроши почтальоном. У несчастного ребёнка нет даже спортивной формы, потому что все заработанные деньги он отдаёт матери.
Единственный луч света в этом вечном царстве тьмы — внезапно получившаяся «дружба» с соколом. Мальчик приручает хищную птицу и даёт ей имя Кес.
Фильм очень простой и не содержит никаких скрытых смыслов. Сокол — это воплощение мечты Билли о свободной от материальных тягот жизни. Гордая и независимая птица, которая, по словам мальчика, лишь позволяет ухаживать за собой, — универсальный символ. Во многих странах соколиная охота всегда являлась увлечением элиты, освобождённой от тяжёлого труда и нужды. Эта метафора понятна даже ребёнку.
Недаром основной посыл фильма проговаривает сам главный герой, стоя на школьном дворе. Это, пожалуй, самая сильная сцена в ленте. Со слезами на глазах Билли рассказывает о том, что учителям наплевать на него и его сверстников, они лишь ждут окончания уроков, что полиция вместо поисков настоящих преступников всегда готова обвинить однажды оступившегося человека, и даже если ты невиновен, то для тебя всё равно приготовлено жестокое наказание.
Дополняют эту безрадостную картину образы директора школы, скрывающего свой садизм под маской моралиста, и чиновника из службы занятости, равнодушно лишающего детей права выбора их собственного будущего. Эту отлаженную систему, которая из поколения в поколение воспроизводит общественные отношения, не в силах исправить отдельные взрослые, которые проявляют искренний интерес к внутреннему миру ребёнка.
Несмотря на свою простоту, фильм отнюдь не примитивен. Он снят на высоком художественном уровне, а актёры-непрофессионалы справляются со своими обязанностями превосходно. Предельный реализм ленты (дальше только документальное кино), повествование о «простых» вещах — это не причуды режиссёра, а его сознательная позиция. Кен Лоуч снимает так, чтобы каждый работяга, вернувшийся домой после тяжёлой смены, его жена, замотанная домашними хлопотами, и даже их дети, лишённые доступа к хорошему образованию, смогли оценить его шедевр. При этом цель режиссёра отнюдь не отвлечь зрителя от ежедневных забот, а, наоборот, разбудить его сознание, объяснить реальное положение вещей в нашем обществе.
Несмотря на чёткую географическую привязанность, события фильма могли произойти (и происходят!) в любой точке на карте мира. Чтобы понять это — достаточно посмотреть вокруг. Тяжёлый, монотонный труд, массовое пьянство, дети-«беспризорники» при живых родителях… Если отвлечься от английских пейзажей, легко представить, как герой бежит в школу, расположенную в соседнем квартале.
Главное достоинство фильма — он убедительно демонстрирует простую истину, которую так трудно усвоить большинству. Ни один мальчик не рождается для того, чтобы стать апатичным ублюдком (как старший брат Билли — Джуд), который пять дней в неделю вкалывает на шахте, а затем пропивает зарплату в пабе или проигрывает на скачках. Ни одна девочка не хочет превратиться в непутёвую мать-одиночку (как мама Билли), которая в поисках личного счастья причиняет собственным детям лишь боль и страдания. Каждый с детства мечтает о свободной и интересной жизни. Однако наша бездушная общественная система ради счастья немногих готова передушить в прямом и переносном смысле надежды всех остальных.
Где же выход из этого замкнутого круга безысходности? Кен Лоуч знает ответ. В своих последующих фильмах он диктует его с тем же фанатизмом, с которым показывает неприглядные реалии жизни в рабочем районе. Вот только настоящая трагедия этого, безусловно, талантливого художника заключается в том, что немногие потенциальные зрители готовы отказаться от вечерней бутылки пива в пользу просмотра его совсем не развлекательных фильмов.
11 марта 2012
«Кес» — явление в английском кинематографе 60-х, к сожалению, малоизвестно в России. Не буду говорить, что фильм является лучшим в творчестве Кена Лоуча, поскольку не смотрел его остальные фильмы (к слову, «Кес» — единственный известный фильм Лоуча), однако это один из лучших фильмов английского кинематографа 60-х.
Сюжет фильма незамысловат — подросток, не привыкший к скучной жизни, находит себе хобби, которому отдаётся всей душой. Дрессировка сокола — единственные приятные моменты в его ужасной жизни, где никто его не понимает.
Про взаимоотношение человека и животного было снято много фильмов, однако этот выделяется великолепной музыкой, которая иногда может заставить сжиматься сердце особо впечатлительных особ (к счастью, я к таким не отношусь). Все актёры играли превосходно, но лучше всех смотрится игра сокола.
10 из 10
1 мая 2011
Свобода…
Кес (я люблю этот фильм)
Сейчас режиссер Кен Лоуч классик английского кинематографа, а в далекие шестидесятые он только начинал свой путь режиссера. Фильм «Кес» его большой прорыв в кинематографе. А лично я до сих пор считаю его самым лучшим фильмом в фильмографии Лоуча. Даже не верится, что этот фильм стал дебютным для Лоуча (про фильм «Бедная корова» я ничего не слышал).
Данный фильм вышел в далеком 1969 году. «Кес» — это замечательная адаптация романа Бэрри Хайнса. Кстати Хайнс очень сильно помогал Лоучу с его дебютом. Никаких известных имен в титрах. На главную роль был приглашен молодой парень Дэвид Брэдли. Для Брэдли эта роль стала единственным достижением в актерской карьере, хотя таким людям она и не нужна была. Очень жалко, что парень после этого фильма редко появлялся на экранах.
Билли — подросток, который живет со своей матерью и старшим братом. Он часто ругается с братом и с матерью у него далеко не идеальные отношения. В школе многие над ним издеваются. Я бы даже сказал, что учителя издеваются намного жестче обыкновенных сверстников Билли. Учителя тут показаны настоящими зверями. Особенно впечатлил момент с учителем физкультуры.
Лоуч специально добавляет в свой фильм больше реализма. Иногда кажется, что вообще смотришь документальный фильм. Весь английский кинематограф в то время был помешан на реализме. Главного героя действительно очень жалко, потому что жизнь жестока к нему. Ему хорошо только тогда, когда он остается со своим ястребом. Он нашел его в лесу и решил приручить. Сцены с ястребом получились очень сильными, особенно в самом конце.
Когда вы будете смотреть этот фильм, то вы сразу поймете, что он закончится очень плохо. Есть много фильмов с животными, которые грустно заканчиваются, но таких фильмов как «Кес» больше нет. На удивление Лоуч очень редко показывает птицу и заостряет внимание на людях. И если вы думаете, что это всего лишь обыкновенный фильм про мальчика и его птицу, то вы ошибаетесь. Это фильм про растоптанную мечту маленького человечка. Кес — это свобода для Билли и в самом конце вы понимаете, что с ней будет и какая будет дальнейшая жизнь Билли. Очень грустно. Шедевр.
Спасибо.
P.S.
Лучшая сцена в фильме — Кес парит в воздухе, а к горлу подкатывает комок…
10 из 10
4 декабря 2010
Для английского кино- шестидесятые годы были самыми тяжёлыми, и в тоже время самыми плодотворными в истории. В то время, как совместные с американцами проекты(такие как- Бондиада или музыкальные фильмы Лестера) становились кассовыми хитами во всём мире, а классики вроде Рида или Лина увенчивались «Оскарами», независимый кинематограф душила монополистическая финансовая машина- с одной стороны, и набиравшее популярность телевидение- с другой. Вот на таком фоне и появился этот минималистский киношедевр Кена Лоуча, занимающий почётное 7-ое место в списке- ста лучших фильмов «туманного Альбиона», составленного британским институтом кинематографии.
Провинциальная Англия конца 60-х годов, маленький шахтёрский городок, со своими несчастными одномерными жителями. Последовательное однообразие жизни, пожирающее человеческое в людях, подавляет любого выделяющегося на фоне этого серого уклада. Тяжёлая трудовая неделя(на руднике), сменяется отчаянной попойкой в субботний уик-энд, а привычка браниться и говорить на повышенных тонах за семейным ужином, становиться нормой и «идеальной» формой общения. На фоне этого удушающего отчуждения и происходит взросление «аутичного» подростка Билли.
«Тотальный фашизм» отношения к нему- со стороны матери, брата, одноклассников и учителей, толкает мальчика обратиться к дикой природе. Вдохновлённый «простором»(не способный прочувствовать его сам), с каким птица планирует по небу, он решает заняться соколиной охотой. Именно ястреб станет тем интересом, и даже другом, в его жизни, той отдушиной, через которую Билли сможет глотать «воздух свободы».
Это фильм об обществе, подавляющем своих «птенцов», отправляя их неподготовленными во взрослую жизнь, не воспитывая в них такие понятия, как ответственность, например. Потому как сами взрослые(в данной ленте) этими добродетелями не обладают. Это фильм и об увлечении человека чем-либо. И отсутствии хобби у иных, презирающих энтузиазм другого к любимому занятию, злобными, от собственной невовлечённости в жизнь… Но главная идея картины- это сопоставление «животного мира», гармонично сосуществующего, как внутри сообществ, так и вместе с человеком, и «мира людей», в котором «смертные» не могут ужиться друг с другом.
Билли словно вырывается из «клетки» индустриального монолита города, на пасторальные просторы зелёных английских лугов и холмов, пространство своей независимости. И с какой-то невыносимой нежностью щемит сердце, когда мальчик наблюдает за полётом своей ручной пустельги Кес, под флейту саундтрека Джона Кэмерона.
Это великолепный образчик семейного и подросткового кино, снятого в реалистичной манере, и наделённого чётким социальным посылом. Обрамление же картины специфическим английским юмором(сцена на футбольном поле), делает фильм абсолютно разносторонним и многосмысловым произведением искусства.
9 из 10
9 ноября 2010
Главный герой картины, двенадцатилетний Билли Каспер, — жертва системы. В семье его игнорируют. Брат и мать заняты, исключительно, собой и своими личными проблемами. В школе — преподаватели, удовлетворяющие за счет учеников собственное честолюбие, используя механистичную систему образования. Личность — ничто, процедура — всё. И на работе, и в полиции, и в бюро по трудоустройству, никому нет дела до проблем Билли: он никто. Кирпич в стене.
Режиссёр не акцентирует внимания зрителей на отдельных персонажах. У героев картины нет своей истории, ярких характеров. Они элементы системы. Всё внимание Лоуча сосредоточено именно на ней.
Внешне Билли напоминает нездорового птенца, вывалившегося из гнезда, вынужденного выживать, в отсутствие какой-либо помощи и поддержки. Ведь даже сверстники, сами являющиеся жертвой системы, как кукушата, стремятся вытолкнуть Билли из своего круга. Тоже система.
И тогда парень ищет опоры вне существующих человеческих отношений. Природа зовёт. В своей связи с прирученной птицей мальчишка обретает то, чего ему не хватало в жизни: внимания, поддержки и тепла. Наконец-то он кому-то нужен.
Казалось бы, найден выход, но режиссёр настойчиво показывает зрителю, что система не просто ущербна, она агрессивна, поскольку подавляет любые попытки избавиться от её власти. Кен Лоач упорно доказывает несовершенство, пожалуй, даже порочность системы общественных отношений. Во всём виден его посыл: «Так жить нельзя»! Может, кто услышит?
16 августа 2006