Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гамлет |
английское название: |
Hamlet |
год: | 1969 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «From the author of "Romeo and Juliet"... the love story of Hamlet and Ophelia.» |
режиссер: | Тони Ричардсон |
сценаристы: | Уильям Шекспир, Тони Ричардсон |
продюсеры: | Ганс Готтшалк, Лесли Линдер, Мартин Рансохофф, Нил Хартли |
видеооператор: | Джерри Фишер |
композитор: | Патрик Говерс |
художник: | Жослин Херберт |
монтаж: | Чарльз Риис |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 декабря 1969 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 57 мин |
Этот фильм заставил меня задуматься. И после некоторых сомнений я пришел к выводу, что перед нами едва не лучшая экранизация «Гамлета». Право, ну не нужны тут декорации. Тони Ричардсон принял абсолютно верное решение отказаться от них, уделив главное место истории. Вышло даже оригинально: крупные планы и темные стены. А что еще нужно? Берег моря, замок, воссоздание освещения от свечей и факелов?
Здорово было и то, что Гамлет в этом фильме не играет сумасшедшего. Зачем эти вылезающие из орбит глаза, обрывистость на грани безумия, припадки? Он ведь действительно был вполне рационален и осторожен. Безумие, скорее было у его визави. И то обстоятельство, что Гамлета играет вполне себе зрелый актер — Николь Уильямсон лишь подчеркивает этот вывод.
Перед нами зрелый, взрослый психически мужчина. Его экранный возраст тут скорее отражение психологической зрелости его героя. Это правило распространяется и на других персонажей. Не случайно младше выглядят и королева, и Лаэрт. И ведь действительно, они тут более легкомысленны, юны. Об этом кричат их поступки.
А вот Клавдий оказывается вполне себе антагонистом главному герою. Ему уделяется много внимания. Эффектный, харизматичный, жестокий в своем тогдашнем великолепии Энтони Хопкинс потрясающе справляется с этой ролью (в сущности, повторяя все свои клише из «Лев зимой») составляя нужную оппозицию для Никола Уильямсона.
Как это не удивительно, несмотря на свою малобюджетность, фильм не скатывается к заурядной театральщине. Множество монтажных склеек, разнообразие планов и даже «трясущаяся камера», следующая за героем, добавляют ленте изящности. Приятно и то, что диалоги адаптированы и усилены дополнительными пояснениями. Вместо некоторых тяжеловесных и явно не вписывающихся в канву художественного фильма фраз вплетены вполне понятные для зрителя, лаконичные и даже немного ироничные фразы.
Все это позволяет ленте, несмотря на свою заведомую предсказуемость (финал известен уже заранее всем зрителям) не потерять очарования, сохранить темп и динамику. Смотреть этот фильм ни разу не скучно
8 из 10
26 января 2019
Скорее телеспектакль, чем фильм — камерные съемки, вычурные наряды, подчеркнутость игры.
Из нюансов трактовки приятно видеть, наконец-то, мотивированную и не порезанную линию с Горацио — тут он лучший друг принца, готовый умереть с ним вместе — видно, что дружба давняя, взаимная и теплая. Вообще, в фильме последовательно сохранена личностная компонента пьесы и почти полностью вырезана социальная (Фортинбрас, политика и так далее). Фокус внимания — на отношении Гамлета к покойному отцу, чуть менее — к матери, Офелии и друзьям.
Не вполне ясна Офелия — при какой-то не вполне сестринской любви к Лаэрту, она, кажется, очень легко относится к Гамлету, но все же почему-то сходит с ума, причем в безумии несколько агрессивна. То ли трактовку не продумали, то ли актриса нечетко сыграла.
Гамлет, Клавдий и Гертруда выглядят ровесниками (актеры ими и являются). Не очень понятно: это театральная условность или имелось в виду, что Гамлет — пасынок Гертруды, она — молодая вдова старика-мужа, а Клавдий — сильно младший брат Гамлета-отца? При этом, если рассматривать дуэт «Гамлет-Гертруда», не складывается впечатления, что он — не родной ей сын, это несколько напрягает. Судя по всему, тут Гертруда действительно «поддалась зову плоти», поэтому и вышла за Клавдия — прямо-таки высокой любви я у нее не заметила, но целоваться с ним ей нравится.
Гамлет представлен вполне нормальным человеком, который лишь иногда, от сильного эмоционального потрясения, выдает не вполне здоровые реакции. Сумасшедшим он притворяется, чтобы «расследовать дело» смерти своего отца. Он по натуре не убийца, и убить даже нелюбимого дядю, даже после множества косвенных улик никак не решается. Но, последовательно накручивая себя, он «тренируется» на Полонии, потом на Розенкранце с Гильденстерном… «дальше — тишина», если кто-то вдруг не знает, чем пьеса заканчивается.
Неожиданно ярким и забавным персонажем оказался эпизодический Озрик: этакий жеманный хлыщ в желтом костюме, он выглядит единственным счастливым человеком во всей этой истории.
К сожалению, все главные герои-мужчины, в отличие от женщин, попросту страшные — до такой степени, что самым приятным выглядит Хопкинс, внешность мне всегда казалась отталкивающей. Чистая кунсткамера.
Неплохо и добротно поставленная пьеса в классическом прочтении, но, все же, конечно, не наш фильм со Смоктуновским.
20 января 2013
Тони Ричардсон считается одним из смельчаков от режиссуры и подозревается в причастности к «разгневанной молодежи». В самом деле, что еще нужно, чтобы экранизировать «Гамлета» в конце 60-х? Тем более, в Британии?
В первую очередь испытываешь удивление от кастинга. Гамлет тут выглядит старше Клавдия, что очень сильно бросается в глаза и оставляет зрителя в недоумении. Невозможно бесстрастно смотреть, как он клеится к совсем юной Офелии, которую играет одна из самых скандальных фигур музыкальной индустрии того времени. В общем, этот Гамлет практически аморален, что достигается не в последнюю очередь его непривлекательной внешностью и неприятным голосом. Все его претензии к своей симпатичной мамаше, которая явно младше его — а значит, может это его папа любил молоденьких и хоронил бывших жен?.. — выглядят просто зверством и напраслиной. Видимо, его дядя, такой дикий и обаятельный, был прав в своих поступках, ведь, вспомним, действие происходит практически в средневековье! И какое право имеет этот псих, этот эгоистичный, никем не любимый принц, ходить и судить всех направо и налево? Ну, сумасшедший же. И поделом ему досталось.
В общем, если целью Тони Ричардсона было предоставить на суд зрителей непривычную трактовку пьесы, ему это удалось. Будем надеяться, что именно этого он и добивался.
20 июня 2009