Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Это было в разведке |
год: | 1969 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Лев Мирский |
сценаристы: | Вадим Трунин, Сергей Смирнов |
видеооператор: | Виталий Гришин |
композитор: | Леонид Афанасьев |
художник: | Марк Горелик |
жанр: | военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 мая 1969 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
В сторону военно-приключенческого жанра. В сравнении с похожими из «Сына полка» или «Иваново детство», сюжет основанный на реальности стал динамичнее и легче для восприятия.
Чего же ждать от сюжета, в сравнении с подобными? По сравнению с «Сыном…» сильно уменьшена «детская» составляющая смыслов — в данной картине Иван Васильевич показан больше как солдат на службе, хоть и с поправкой на возраст, который больше, чем у Вани Солнцева.
В то же время меньше драматизма по сравнению с «Ивановым…» за счёт показанной именно боевой работы воспитанника разведчиков.
Не имея замечательной литературной основы или желая точно воспроизвести героические поступки подростка, авторы не сильно разрабатывают эмоционально-психологическую линию, углубляя лишь момент самопожертвования группы разведчиков. Возможно, в строю всех «приключений» гг не хватило времени для детальной разработки ещё и этой темы, ведь нам даже не продолжили историю — подросток благополучно дошёл до Германии в составе танкового экипажа.
Жаль, что история реального Героя оказалась столь мало насыщенной эмоционально воздействующими факторами. Ведь большинство помнит выдуманные персонажи (хотя, вот оно творческое осмысление — почти с точно угаданной историей, отличающейся только деталями необходимыми автору для выражения своей мысли) «Сын полка» и «Иваново детство», реальный же Герой остался в тени.
Сейчас же, когда принято разбирать по «косточкам» героические подвиги времён ВОВ, находя их несоответствие реальным событиям, вызванное как агит-пропагандисткой необходимостью войны, так и художественным осмыслением и обобщением авторов этих «мифов», сейчас, когда пропагандируется совсем противоположная мифология — с пожатием руки эсесовцу(Т-34), или не предательство предателя(Девятаев) и на «Сына полка» смотрят лишь как на удачное литературное произведение писателя Катаева, а на «Иваново детство» как на талантливую работу режиссёра Тарковского, оставляя за скобками саму возможность реальности сюжетов ими изложенного, сейчас бы и было бы необходимым произведение описывающее такую героическую биографию но с усилением художественными методами. Вот, только смогут ли…
Жаль, что картина по исполнению теряется в некотором количестве фильмов о ВОВ снятых качественно, насыщенно, но без большого творчества. И спасибо авторам, что оставили нам это жизни описание настоящего Героя.
7 из 10
9 июня 2021
«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой. С фашистской силой тёмною, с проклятою ордой!» — знакомые слова, не так ли? А ведь в начале сороковых годов эти слова были призывом к действию и фактически вся страна встала на защиту родного края. Стар и млад, женщины и мужчины делали все возможное, а порой и невозможное, чтобы победить Третий Рейх, что зловещей тенью нависал над миром. И потому нет ничего удивительного, что мальчишки, которые еще даже бриться не начали, убегали на фронт, дабы отомстить фрицам за гибель друзей и родных. Как правило юных мстителей перехватывали и возвращали в освобожденные города под надзор взрослых, но из любого правила всегда существовало исключение. Таким исключением стала история, которая была названа просто и со вкусом «Это было в разведке».
Василий Иванович Колосов — юноша, двенадцати лет отроду, что сбежал из дома, так как его мама погибла, а отец пропал на войне. Путешествуя налегке, практически без еды и воды, молодой человек решает передохнуть в поезде, а даже если тот его куда-то да увезет, то скорей всего ближе к фронту, ведь именно туда поезда и ходят в представление мальчонке. И действительно, очнувшись Васька видит перед собой уже немолодого офицера по фамилии Егоров, который накрыл мальца одеялом и одарив юного героя отеческой улыбкой вкладывает в его руки буханку хлеба. Васька возвращает улыбку, но радуется он не доброму отношению и даже не краюхе хлеба, а тому, что он добрался до фронта. Осталось главное — разыскать нацистов и показать последним, где раки зимуют!
От столь рискованного поступка, который вне всяких сомнений закончился бы трагически, юношу спасает все тот же Егоров вместе со своим старым другом, которые стараются удержать мальчишку как можно дальше от фронта и чтобы подобная хитрость сработала Ваську Колосова делают «сыном полка». Вот только гремит война и все попытки уберечь мальца тщетны. Ваське, удается дважды выручить своих старших товарищей и пусть ему вместо медалей дадут несколько суток ареста, но высокое начальство оценило эти поступки и пришло к выводу, что из молодого героя может вполне получиться неплохой разведчик. Ну а Ваське только это и надо. Улыбка до ушей, глаза блестят от предвкушения, а Егоров вместе с однополчанами всякий раз с болью в сердце и грустью в глазах наблюдают за вылазками Васи Колосова надеясь, что им удастся его еще раз увидеть.
Вот такая простая и в тоже самое сложная история разворачивается перед нами. История о пареньке-непоседе, что раз за разом будет сталкиваться с гибелью близких ему людей, да и сама старуха с косой будет маячить за спиной паренька, ведь одна ошибка, один неверный шаг может стать роковым. При этом режиссер показывает нам и других участников этой истории, сослуживцев Васи, которые относятся к юноше как к сыну и готовы ради него погибнуть, но не смотря на эту трогательную любовь и жертвенность остальные герои данной истории не запоминаются. Им было уделено не так уж много экранного времени, да и являются они скорей уж фоном, в то время как все экранное время отведено Виктору Жукову. В общем-то ничего против не имею, но вот только тут какое дело, когда кто-то из второстепенных героев погибает это не вызывает той необходимой отдачи, которая была свойственна большинству фильмов о войне. К вящему ужасу подобное воспринимаешь как само собой разумеющееся. Возможно это и впрямь была режиссерская задумка, дескать «Ни шагу назад, только вперед, а о мертвых поплачем, когда дойдем до Берлина», а может я ищу черную кошку в темной комнате, но об этом всяко стоило упомянуть.
Что касается самой атмосферы, то она есть, она ощущается всем нутром. Оккупированные фрицами деревеньки. Немецкие патрули, что снуют туда сюда и задирают тех, кто не может дать сдачи. Ну и теплые посиделки у костра вместе со своими сослуживцами. Все это есть, за одним «но». Дело в том, что в кинокартине присутствует одна сцена, которая вызывает легкое недоумение. Немцы, что пытают партизанена в полуразрушенном домике не удосуживаются расставить часовых и более того, взять с собой какое-либо оружие. Да-да, вы не ослышались, дюжина фрицев издевающихся над русским партизаном оказывается безоружной, находясь при этом на «ничейной земле». Нет, понятно чего пытался добиться режиссер — напряженной сцены с рукопашной, но обставить это можно было куда как более грамотно, разве нет?
Итог? Еще один хороший фильм о Второй Мировой, в котором пусть и есть свои шероховатости, но на них можно закрыть глаза, благо над фильмом работали и у него есть душа. Да, конечно же, можно сказать, что схожий фильм был снят за шесть лет до этого и назывался «Иваново детство», но право слова разве это столь важно? Ведь истории подобной этой происходили на войне повсеместно, мне в свое время дедушка даже рассказывал, как к его танковой роте прибился четырнадцатилетний паренек, который потом присоединился к пехоте и что с ним стало дедушка не знал, но я понадеюсь, что мальчонка выжил. Так что почему бы не быть двум фильмам о молодых партизанах, особенно если оба они были сняты со знанием дела? Я не имею ничего против, а вы?
7 из 10
5 мая 2016
За всю нашу славную историю российского и советского кино мы сняли огромное количество картин о Великой Отечественной Войне. У меня уже давно сложились три основные группы, на которые лично я могу разделять фильмы про войну. Это, во-первых, фильмы по истине великие, вторая группа — это группа тех фильмов, что снимались для галочки, о которых, например, даже информацию сложно сейчас найти, и, наконец, третья группа — это те фильмы, которые, хоть и не великие, но очень и очень хорошие, однако оставшиеся без должного внимания.
Эта картина как раз из третьей группы. Я, например, не участвуй там Евстигнеев, об этом фильме вряд ли когда-то узнал. И оценок ему поставили всего 124 человека — чем не показатель? Увы, далеко не все фильмы оказываются достойны должного внимания.
Это история, которую сравнивают с «Ивановым детством» Тарковского, лично мне очень сильно запала в душу. Ведь эта лента о подвиге, который совершил совсем еще юный молодой человек, познакомившийся с войной уже в раннем детстве. И, что самое главное, что фильм поставлен по реальным событиям. Это очень хорошее, а главное, очень нужное сейчас кино. Ведь мы, как бы не отнекивались, по чуть-чуть забываем подвиги совершенные нашими предками. И подобные фильмы, такие как этот, возвращают нас.
А, что касается, Евстигнеева, то он появился лишь в конце картины на совсем небольшой отрезок времени, в весьма не значимой роли.
15 мая 2013
«Иваново детство» А. Тарковского датируется 1962-м годом. Спустя 6 лет после выхода дебютной ленты классика отечественного кинематографа на экранах страны появилась картина довольно близкого содержания. Фильм 68-го года был поставлен режиссёром Львом Мирским и получил название «Это было в разведке». Судите сами о степени схожести сюжетов двух картин: 1) Вася Колосов так же, как и герой Тарковского, потерял своих родителей в годы военного лихолетья; 2) оба мальчика сбегают на фронт; 3) обоим по 12 лет; 3) оба попадают в разведку… Всё, вроде бы, идентично. Однако, если вы думаете, что Мирский идёт след-в-след за Тарковским, то вы ошибаетесь.
12-летний мальчишка Вася Колосов сбегает на фронт. (В роли главного героя с успехом снялся Витя Жуков, и Вася Колосов — его первая роль в кино.) Само собой, никто на передовой поначалу не воспринимает Васю всерьёз, и всё говорит за то, что пацана отправят обратно в тыл. Но Его Величество Случай переворачивает ход событий — Вася проявляет сноровку и решительность там, где не каждый взрослый их проявит, заслужив тем самым право остаться. Мальчик закрепляется при разведвзводе ст. лейтенанта Панова (Валерий Малышев). Разведчики по отечески относятся к Васе, дарят ему принесённые из-за линии фронта трофейные ножички и зажигалки, однако на все просьбы пацана взять его с собой на задание неизменно отвечают отказом. Но Василий Колосов, несмотря на свой нежный возраст, не раз, не два и не три доказывает всем, что он, действительно, незаурядная личность и без всякого преувеличения герой.
В первый раз я увидел этот фильм в далёком детстве, мои ощущения тогда были неописуемы (особенно впечатлила финальная сцена в столовой). Сейчас же я посмотрел картину с интересом, но в то же время и с некоторым скепсисом — у меня возникли серьёзные сомнения относительно реальной основы всего того, что происходит на экране. Нет, скажу даже так: у меня не было никаких сомнений в том, что всё показанное — фантазия сценариста в духе типичных советских героико-приключенческих фильмов. Однако, каково же было моё удивление, когда я узнал, что практически все события фильма «Это было в разведке» абсолютно реальны!! И не просто реальны, а списывались, что называется, «с натуры». Прямой прототип Васи Колосова — Александр Иванович Колесников. (Воспоминания Колесникова легко можно найти в сети.) Факт реальности всего показанного существенно влияет на восприятие картины. И кстати, полностью снимает любые подозрения в подражательстве «Иванову детству» А. Тарковского. Я готов признать большую художественную ценность фильма последнего, но в плане достоверности работа Л. Мирского даст много очков вперёд.
Актёрский ансамбль картины в своей основе составляют исполнители не слишком известные, что с одной стороны, хорошо, но с другой стороны, не очень. Исключение — Евгений Евстигнеев, сыгравший небольшую роль фотографа. Правда, есть ещё Владимир Грамматиков (в роли разведчика Марфуты), впоследствии ставший известным режиссёром.
Два слова о музыкальном сопровождении: саундтрек содержит две оригинальные песни, неплохо ложащихся в общую атмосферу фильма — «Соколёнок» и «Наш черёд, ребята».
«Это было в разведке» — картина, на мой взгляд, во многом уникальная. Одна только реальность её сюжета немалого стоит. А финальная сцена фильма — сцена в офицерской столовой — способна зацепить любого непрошибаемого зрителя. Всем, кто интересуется тематикой Великой Отечественной войны, настоятельно рекомендую не пропустить мимо себя эту замечательную работу.
8 из 10
1 декабря 2012