Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 8.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дзета |
английское название: |
Z |
год: | 1969 |
страны: |
Франция,
Алжир
|
слоган: | «Enough excitement to even eclipse James Bond» |
режиссер: | Коста-Гаврас |
сценаристы: | Коста-Гаврас, Вассилис Вассиликос, Бен Барзмен, Хорхе Семпрун |
продюсеры: | Филипп д’Аржила, Жак Перрен, Ахмед Рашеди, Эрик Шлюмберже |
видеооператор: | Рауль Кутар |
композитор: | Микис Теодоракис |
художники: | Жак Д’Овидио, Пит Большер |
монтаж: | Франсуаза Бонно |
жанры: | триллер, драма, криминал, детектив, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $83 305 |
Мировые сборы: | $83 305 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 февраля 1969 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 7 мин |
В 2010-х на экраны вышел ряд фильмов, в названии которых значилась буква Z - 'Война миров Z', 'Новая эра Z', 'Затерянный город Z'. Если вы задавались вопросом почему там красуется эта буква, то уже знаете, что в греческом языке эта буква звучит как 'дзета' и означает 'он жив'.
Вышедший в 1969 году политический триллер греческого режиссера Коста-Гавраса имел лаконичное название 'Z' и сенсационный успех. Фильм был признан лучшим фильмом на иностранном языке по версии Оскар и Золотого глобуса, а также завоевал две награды на Каннском кинофестивале. Это был первый фильм, который Киноакадемия номинировала сразу и как лучший иностранный фильм и как лучший фильм года. И второй неанглоязычный фильм в истории, который получил главную номинацию Оскар (первым был 'Великая иллюзия' 1937 г.).
Сегодня этот фильм, как и большинство политически окрашенных лент, задвинут в дальний угол и редко вспоминается критиками и зрителями, хотя он безусловно достоин просмотра. О чем свидетельствуют и высокие зрительские рейтинги - 7,7 в Кинопоиске и 8,2 в IMDB.
'Дзета' снята на французском языке в Алжире, но она основана на реальных событиях и отсылает к событиям, происходившим в Греции в начале 1960-х годов. Лента начинается с дерзкого заявления, что все совпадения с реальными событиями и лицами не являются случайными, а созданы намеренно.
Сюжет ленты довольно прост и невероятно запутан одновременно. Представители полиции собираясь на регулирование оппозиционного митинга говорят 'У нас тут демократия, мы не запрещаем оппозиционерам выступать.' А оппозиционеры скандируют на площади 'Долой полицейское государство'. Еще до начала митинга оппозиционеры узнают, что на лидера готовится покушение. И как предрекал Антон Чехов, это известие появляется не просто так. Покушение действительно состоится, а деятельность полиции и следователей - с одной стороны в раскрытии, а с другой стороны в сокрытии произошедшего, - в действительности будет составлять сердцевину этого политического триллера.
'Дзета' поистине дерзкий фильм, смело срывающий маски с лиц представителей государственной власти, делающих все возможное и невозможное для того, чтобы власть продолжала существовать без сильной критикующей оппозиции. Но он интересен не только тематикой, но и тем, как он снят.
Коста-Гаврас снял не один фильм по следам грязных политических интриг, разворачивавшихся в разных странах мира и без сомнения является эталонным кинематографистом этого жанра. Он невероятным образом умеет балансировать между зрелищностью и документалистичностью, между пафосом и правдой, между жестокостью и надеждой. Его герои говорят немного, но всего несколько слов в их устах способны отразить глубочайшие проблемы и смыслы, заложенные в историю.
В 'Дзета', например, полиция отказывается называть убийство 'убийством', а настаивает на определении 'происшествие'. Эта банальная игра слов отражает пропасть между правдой и реальностью сильнее, чем любые насыщенные диалоги и действия. А единственный человек у власти, способный говорить об убийстве и призывать коллег к ответу, кажется настолько смелым, что выглядит вовсе не носителем правды, а то ли блаженным, то ли мучеником.
Сам фильм 'Дзета' завершается на пугающей и подавляющей ноте. Но если вы посмотрите эту ленту, почитайте затем информацию о том, что происходило в реальности за рамками фильма. Окажется, что жуткие страницы истории все же могут оставаться в прошлом и сменяться триумфом правды. Видимо не случайно принципиального и справедливого следователя звали Христос.
'Z', 'Он жив!' - писали протестующие против жестокой и лживой власти люди на стенах своего города. Они оказались правы, хотя для воцарения этой правды понадобилось очень много жертв и очень много лет.
13 сентября 2022
В далеком 1969 году греческий режиссер Коста-Гаврас снял во Франции эталонный фильм в условном жанре «политический детектив». Фильм снят по одноименному роману Василиса Василикоса, основанному на реальных фактах.
Ив Монтан играет лидера оппозиционной левацкой партии Григориса Ламбракиса, и это невымышленный персонаж. Популярный политик, врач и легкоатлет Григорис Ламбракис был убит в 1963 году на антивоенном митинге, который его партия проводила в Фессалониках.
Первая половина фильма посвящена движняку вокруг митинга, и от количества действующих лиц кружится голова. Вторая часть представляет собой расследование, которое ведет хладнокровный и настырный следователь Христос Сардзетакис в исполнении Жана-Луи Трентиньяна. Действие не думает замедляться, однако общая панорама уступает место относительно камерным сценам, фиксируется на отдельных персонажах, как и полагается детективному жанру.
Особое впечатление производит энергичный темп фильма и особенно операторская работа Рауля Кутара, легендарного оператора французской «новой волны», снявшего главные фильмы Жана-Люка Годара и Франсуа Трюффо. Камера практически не стоит на месте, стремительно, но плавно перемещается от одного лица к другому, идет постоянная смена планов, отчего создается ощущение по-настоящему кипучей жизни.
Ламбракиса убили радикальные националисты, а заказчиками выступило правительство, состоящее в большинстве своем из правых. Левую оппозицию прикрыли, но греческий народ в память о Ламбракисе испещрял стены городов граффити, которые изображали букву греческого алфавита «Z». Испещрял вплоть до 1967 года, когда состоялся военный переворот (как обычно – с подачи и при поддержке НАТО). К власти пришла хунта «черных полковников», в Греции воцарился фашистский режим. Были запрещены русские писатели Чехов, Толстой и Достоевский, Жан-Поль Сартр, сиртаки, свобода прессы и многое другое а также буква «Z», которая обозначала «Он жив!» (Ландракис) или, в глобальном смысле, «Za жизнь!»
Кстати, в 1999 году НАТО как обычно нехотя и запоздало извинилось за поддержку фашистского режима в Греции, но кому от этого легче? Перефразирую Довлатова: со времен «черных полковников» мозг НАТО почти не изменился… равно как и мозг радикальных националистов.
8,5 из 10
30 марта 2022
Фильм смотрела из любопытства с целью выяснить, за какую позицию в 1969 году политический фильм мог получить Оскар, насквозь идеологизированную премию.
Важно понимать, что в этом фильме нет коммунистов. О них здесь говорят, ими пугают, их правда боятся. И это как раз понятно: коммунисты, да ещё во времена существующего СССР — единственная реальная опасность для капиталистической системы. Поэтому в оскароносном фильме коммунистов нет. Те, кого некоторые рецензенты называют левыми, это либералы. Либералы борются за демократию и свободу, за всё хорошее против всего плохого. Вальяжный герой Ива Монтана с его адюльтерными флешбэками и готовностью проводить общественные акции невзирая на предупреждение о готовящихся провокациях — знакомый образ либерала, у нас Борис Немцов такой был. И так же, как в фильме, с его смертью совпал слив оппозиции. Разгром либеральной оппозиции при капитализме на самом деле — вопрос техники, но фестивальный фильм полон сочувствия борцам, и лишь некоторая фарсовость происходящего сбивает градус.
Популистская идея «мы не за белых, не за красных, мы против оружия» — выдаёт политическую наивность борцов. Борьба за разоружение без ликвидации причины гонки вооружений — капиталистической экспансии — бессмысленна. И тот, кто всерьёз этим занимается — дурак. Или предатель, как мы знаем задним умом: мы так страну потеряли. В фильме нам показывают, как не очень умных либералов, излишне размечтавшихся о свободах, убирают руками не очень умных фашистов. Но и те и другие — лишь статисты в руках капитала. Пройдёт немного времени, и победившие в Греции чёрные генералы, выполнив свою техническую роль, уступят место новым игрокам, в которых у мировых бангстеров будет необходимость.
Оценённая Оскаром заслуга данного фильма в том, что борьбу статистов он выдаёт за настоящий политический антагонизм. Он уводит внимание зрителя от сути настоящего противостояния: между капитализмом и коммунизмом, — не брезгуя при этом шельмованием по-мелкому последнего.
4 из 10
11 октября 2020
Где-то в Средиземноморье в одной из стран закручиваются трагические политические события. Пацифисты с левацкими настроениями под водительством авторитетного оппозиционного депутата собираются провести в одном из помещений собрание со своими сторонниками. Но в город просачивается информация, что планируется убийство этого самого лидера пацифистов. Местные власти и полиция ведут себя очень странно и максимально затрудняют жизнь оппозиции. А между тем по городу орудуют банды правых экстремистов, которые провоцируют массовые беспорядки. На каком-то этапе, когда прольется кровь с фатальными последствиями, в дело вступит столичный прокурор. И вот тогда начнут всплывать очень резонансные обстоятельства, которые спровоцируют острый политический кризис уже в масштабах всей страны.
Ума не приложу, почему этот политический триллер Коста-Гавраса произвел на Западе столь благостное впечатление и был обильно отмечен киноакадемиками в Голливуде. Грек Коста-Гаврас, вовремя сваливший со своими родителями из Греции, в которой как раз в тот период правила хунта «черных полковников», экранизировал роман Василиса Василикоса. Последний описал политический кризис, который и стал прологом к появлению греческой хунты. И, по сути, постановка Коста-Гавраса — это плевок в бок греческому режиму. Хотя почему Голливуд так солидаризировался с этой достаточно левацкой постановкой, мне вот не совсем понятно. Да, режиссер пытается держать условный нейтралитет, отрицая любые крайности, в которых доминантой выступает насилие и подавление. Но в «Z» (с греческого буква обозначает «Он жив») гандонами выступают исключительно правые радикалы, в то время, как левые — это сторонники мира, разоружения и братства/солидарности.
Впрочем, проблема стоит не столько в конъюнктурности истории (десятилетия прошли, а роман Василикоса как раз в актуальности ничего не утратил, разве что место идеологических срачей заняли религиозные и этнические разборки), сколько в методе построения художественной композиции Коста-Гавраса. Кино условно можно поделить на две части — «Преступление» и «Расследование». И вот первая часть, в которой в главной роли фигурирует Ив Монтан (играет оппозиционного лидера) наиболее скучна и поначалу вообще непонятна. Коста-Гаврас давит пафосом и затянутой-перетянутой историей о том, как группа пацифистов ищет место проведения своего сборища. Разбавляется этот процесс периодическими нападениями агрессивных молодчиков на молодчиков не агрессивных. Последних бьют дубьем по голове и периодически пытаются куда-то вывезти с целью дальнейшей перетранспортировки на кладбище.
Вторая часть фильма (мы ее назвали «Расследованием»), в которой на первый план уже выходит следователь в исполнении Жан-Луи Трентиньяна (в очках совершенно неузнаваемый актер), несколько оживляет историю и структурирует сюжет. Но опять же, «структурирует сюжет» исключительно в голове героя Трентиньяна, потому что зрителю весь ход преступлений известен по первой части картины. Здесь важнее становятся психологические моменты — попытки замять это дело со стороны властей, а также убрать свидетелей. Но как раз «уборка свидетелей» Коста-Гаврасом показана весьма коряво и малодостоверно. Например, смотреть за тем, как одна из жертв убегает от преследующего автомобиля по дороге, когда можно было заскочить на любой высокий бордюр, спрятаться за колонной или просто свернуть с дороги — достаточно комично. Вообще, все что касается деталей — режиссер явно не фонтанирует.
А вот с исполнением и подбором актеров все вышло более-менее сносно. Ив Монтан и Жан-Луи Трентиньян академически поделили между собой хронометраж фильма, сыграв убедительно характерные роли. Весь фильм в качестве бесстрашного прилипалы-фотографа гарцевал блондин Жак Перрен, памятный нам по роли романтичного красавчика в «Девушках из Рошфора». А в качестве безутешной спутницы жизни Монтана сыграла взаправдашняя гречанка и хорошо узнаваемая в Европе Ирен Папас. Более чем солидный актерский ансамбль.
История серьезная, драматическая и всегда актуальная. Но Коста-Гаврас, взяв в качестве предмета исследования столь глобальную тему, не добавил ей никакой художественной изюминки. Режиссер выступил прямолинейным обличителем очевидных очевидностей и сделал это в стиле — «доброта и толерантность хорошо, а насилие и нетерпимость — плохо». Для фестифальщиков в 1969-м это «прокатило», но культурно-эстетская ценность «Z» критиками явно завышена.
P.S. Интересный парадокс с этой картиной произошел на церемонии награждения «Оскар». Киноакадемики статуэтку за лучший иностранный фильм на иностранном языке присудили Алжиру. Да, в Алжире проходила большая часть съемок фильма, а также использовалась значительная часть массовки (это хорошо видно по откровенно чумазым физиономиям всякого генералитета, чиновников и полицейских). Но фильм все же снят на французском языке, подданство Коста-Гавраса как и всех ведущих актеров — тоже французское. Но «Оскар» всунули Алжиру. Молодцы.
6,5 из 10
27 сентября 2020
Общественная организация, выступающая за разоружение и снижение зависимости Европы от США, пытается провести съезд. Лидер этой организации естественно находится в оппозиции к официальным властям, и последние чинят ему всяческие препоны. То зал не удовлетворяет требованиям безопасности, то дают зал слишком маленький. Тем не менее съезд удается провести. Но, когда лидер покидает его и выходит на улицу, неизвестные ударяют его монтировкой по голове, и в больнице он спустя некоторое время умирает. Власти пытаются выставить дело как несчастный случай, и только неутомимый журналист пытается раскрыть правду. Шаг за шагом он распутывает клубок преступления, и в итоге приходит к выводу, что за убийством стоят высшие чины полиции.
В «Дзете» поражает прежде всего продуманная мощь полудетективного сюжета. Это превосходный политический триллер. Журналист медленно продвигается к правде, причем путь к раскрытию преступления лишен дешевых ходов посредственных детективов. Здесь не будет такого, что появится свидетель и сразу выложит карты на стол. Не будет и подозрительных случайностей, открывающих те или иные детали. Показана сама работа следствия, глубинный анализ улик и их поиск, недоверие к свидетелям, намеренные попытки столкнуть их в пропасть противоречий — в общем, вся та реальная стихия профессии следователя, которая практически не видна в отечественных криминальных сериалах.
Фильм содержит гражданский посыл, призывающий бороться с недемократической властью. Центральной здесь является фигура следователя, которому высшие власти предлагают свести дело ко внутреннему разбирательству в полиции. Но тот, имея неопровержимые доказательства, хочет засудить полицейских чиновников. И дело действительно доходит до суда. Но итог печален — в результате последующей смены власти пострадал сам следователь, а журналист, докопавшийся до правды, еще получил срок за якобы раскрытие государственной тайны. Этот неоптимистический конец в очередной раз показывает, что власть до последнего будет защищать себя и не посчитается ни с какими средствами.
В «Дзете» хорошо показано, что политика — это грязное и темное дело, и даже искренние люди, желающие изменить мир к лучшему, могут быть просто убиты на улице. Невольно этот фильм также прочитывается как приговор всем попыткам гражданского протеста, несмотря на то, что это 1960—70-е годы, когда в тех же США протест был наиболее выражен. Да и Париж 1968 года привел к реальным реформам во Франции. Поэтому «Дзета» выглядит немного поляризованной в направлении антиутопии, хотя реальная история показала обратное, по крайней мере, на некоторое время.
9 из 10
27 апреля 2015
В шестидесятых годах мир трясло и лихорадило. В это время произошло столько социально — политических и культурных событий, что хватило бы на пару десятилетий. Вот ещё одно в эту копилку.
Сюжет: во время митинга убивают главу оппозиции. В процессе расследования выясняется, что это было политическое убийство санкционированное правительством.
Фильм снят по одноимённому роману греческого писателя Василиса Василикоса основанного на реальных событиях 1963 года. На антивоенном митинге в греческом городе Салониках после своего выступления депутат от Единой демократической левой партии Григорис Ламбракис был смертельно ранен двумя ультраправыми экстремистами палкой по голове на виду у многочисленной толпы и полиции.
Это кино глубоко личное для его создателей. В нем описываются события, которые на прямую или косвенно коснулись судеб его авторов.
Эта лента — способ донести до общественности правдивую информацию о событиях произошедших совсем недавно и отголоски, которых продолжали доноситься в момент выхода картины на экраны в 1969 году.
Фильм просто не мог выйти в другое время или в другом месте, ведь в события фильма эхом отзывались в душах французов переживших массовые беспорядки 1968 года.
А когда создатели не равнодушны, произведение не может получиться плохим.
Жанр — Политическая драма, детектив. Жесткое, брутальное кино.
В фильме не обозначено место действия, герои названы французскими именами или в соответствии со своими профессиями: следователь, фотожурналист. Но с помощью колоритной музыки Микиса Теодоракиса (участника событий 1963 года) и типажа актеров авторы смогли тонко показать зрителю, что место действия — некая южная страна. Саундтрек поддерживает напряженную атмосферу. Отличная операторская работа, когда из общего хаотичного повествования точно выхватываются важные моменты. Интересная монтажная склейка, резкий переход от одной мизансцены к другой. Точная минималистичная игра актеров.
Фильм очень актуален.
Фильм о том, как верховная власть трактует понятие демократия в угоду своим, зачастую вовсе не демократическим интересам.
Так было в шестидесятые… и до… и после… и в наше время.
9 из 10
15 октября 2014
Признаться не думал не гадал, что фильм «Дзета» меня разочарует. Фильмы с участием Ива Монтана, как правило очень достойные. Но это не тот случай. Что же не так с этой картиной, которая в 1970 году получила Оскара, как лучший фильм на иностранном языке ?Давайте будем разбираться.
Начиная с титров мы видим, что первым идёт Ив Монтан. При всём уважении и любви, не только моей, но и многих миллионов поклонников творчества этого популярного актёра, главным действующим лицом фильма он не является. Да, о нём говорят, его трясут всю добрую половину фильма, но в этой картине он точно не тот человек, которому отведено много экранного времени. Это первое. Второе. Следующая в титрах Ирен Папас, которая появляется в кадре не помню точно с какой минуты, но не с первой точно и даже не с 30-й. Роль у неё совсем крохотная, но в заглавии фильма она гордо шествует второй. Это не есть правильно. Господа создатели, будьте честны и не привлекайте внимания к фильму таким образом.
Идём дальше. В некую страну, о названии которой не сказано ни слова, прибывает доктор. Его приезда все ждут с нетерпением. Он приезжает. Оказывается это не доктор, а депутат, причём сторонник оппозиции той власти, каковая существует в этой не названной стране. Зачем с первых минут вводить в заблуждение зрителя ?
Когда происходит митинг, героя Ива Монтана бьют дубинкой по голове. Но его череп выдерживает и он, как ни в чём не бывало идёт на собрание. Притянутая за уши сцена, которой не веришь. В отличие от той, которая последует далее. Во время всё того же митинга происходит ещё одна сцена, вернее не одна, а несколько, которые никак не подпадают под жанр политического триллера, а скорее смахивают на плохо скрываемый фарс. Это когда одного демонстранта люди в касках, на наш язык, назовём их омоновцами стргут в прямом смысле. Тот есть получается стрижка парикмахерская на улице, где идёт митинг, так сказать не отходя от кассы. Ещё один эпизод вызвал улыбку, когда один из демонстрантов наподдал под пятую точку одной даме. Как-то смешно и несерьёзно Коста-Гаврас. Ну и на закуску:
-Что ты здесь делаешь ?
-Рагу.
Этот нехитрый диалог происходит между главным виновником, преспокойно сидящим в столовой и полицией.
Картина Коста-Гавраса не являет собой пример цельности и органичности. Особенно её первая половина: отдельные куски, да ещё приплели до кучи русский балет. Нет плавных переходов от одного к другому, нет синхронности. Это деморализует просмотр. Ближе к концу ситуация немного улучшается, но общее впечатление испорчено.
Жан-Луи Трентиньян в роли следователя смотрится уныло и скучно, тем более его портят чёрные очки. На кой чёрт их ему дали, остаётся большой загадкой. Монтан сыграл без особого напряжения своих душевных и эмоциональных сил, тем паче роль у него, не бей лежачего. Два светлых пятна, которые не дают этой картине упасть в пустоту: это музыка, которая не совсем вписывается в общую анархию, но тем не менее, музыка очень и очень хорошая. И небольшой, но значимый образ жены депутата из оппозиции, то есть экранная супруга Монтана Ирен Папас произвела достойное впечатление. Вот за эти два элемента я и поставлю два балла.
2 из 10
26 декабря 2013
«Дзета», дитя 60-х, эпохи хиппи, студенческих волнений и революций — все, что вы хотели знать о политике, но боялись спросить. В наше же время, наверное, было бы логично кому-нибудь потребовать под шумок сжечь все копии этого фильма, ну уж запретить как минимум на территории всех стран позиционирующих себя как демократические. Ибо падение героя Ива Монтана, как подкошенного на асфальт навсегда ставит крест на прекраснодушных мечтах наивных интеллигентов о торжестве демократических ценностей и том, что «вот придут к власти законным путем приличные люди». Не придут — там таких не держат. А от случайного попадания с улицы у власти, как писал один современный неклассик «три кольца оцепления с пулеметами» и нечего делать овце среди волков, кроме как быть съеденной. Людей же менее отягощенных интеллигентностью, фильм может привести к более радикальным выводам. Например, взяться молоток, завернуть в ближайшие органы власти и попробивать головы местным чиновникам и депутатам. Просто для острастки, по принципу «не надо нас злить».
Впрочем, вторая часть фильма немного возвращает надежду на торжество демократических ценностей и законности. Когда маленький человек с большими принципами, обычный следователь в скромном костюме и очках, которого играет Трентиньян, не по политическим соображениям, а просто методично и честно выполняя свою работу, вытягивается во весь рост против помпезных генералов в орденах и молодчиков с битами за пазухой — фактически против целой системы, основанной на насилии и подавлении под маркой демократии. И таки дает им всем по зубам, то, кажется, что это победа условных сил света во втором туре. Но, тут следует знать (и зрителю об этом сообщат в печальном эпилоге), что вся история основана на реальных событиях и является прологом к военному перевороту в Греции, после которого к власти придет хунта, называемая «Черными полковники», режим станет еще более зубастым и менее лицемерным, а каждый из фигурантов получит свое. Одни — тюремные сроки или мучительную смерть, замаскированную под самоубийство, другие — роскошные кабинеты. Причем, распределение, как все понимают, будет вовсе не в пользу условных сил света.
Словом «Дзета» может очень сильно расстроить прогрессивную общественность и настроить соответствующим образом общественность радикальную — прямо как «Свобода на баррикадах». Тем менее, ее стоило бы показывать по всем федеральным каналам в прайм-тайм в просветительских целях. Несмотря на год создания, фильм актуален по сию пору, ибо абсолютно нечего изменилось — ни тактика и технические приемы всех сторон, ни суть терроризма, ни методы зомбирования, удержания власти, прихода во власть, ни сама суть политических процессов. А главное, что не изменилось нутро человеческое, которое остается гнилым и дурно пахнущим при любых формациях. В частности отлично показано, что при всех социальных переворотах к власти приходят вовсе не парни из хороших семей с пацификами на флагах, а те, кто идет вслед за ними — самые циничные, беспринципные и опасные, опирающиеся на парней из плохих семей. Показано, что террор можно устраивать на любом базисе и с любыми лозунгами. А когда обычный человек говорит, что не любит коммунистов за то, что «в СССР нарушают права человека» и тут же идет за эти «права человека» человеков убивать, то стоит ли удивляться тому, что целый режим впадает в ту же идейную несуразицу? И хотя режиссер Коста-Гаврос сам левак, чья семья эмигрировала из Греции во Францию по политическим соображениям, фильм не о том, что левые идеологии лучше правых и мол «ну мы бы такого никогда не сделали», а о вреде любых обобщений и утрирования. Когда люди по сути одинаковые, просто в силу недоговоренности в терминологии, начинают вместо слов «добро» и «зло» использовать наименования политических течений (собственно в этом и состоит талант политика). Поэтому когда человек орет на митинге — «Долой Имяреков, развели тут коррупцию и тиранию», то он либо дурачок и не понимает, что пороки эти человеческие, свойственные homo sapiens в целом, а не конкретным политическим течениям, либо просто провокатор и сволочь, недовольный не действиями имяреков, а своим местом в этом раскладе. Кажется, что у самого автора, несмотря на его собственные взгляды, больше всего симпатии вызывает следователь, который ни за правых, ни за левых, а единственный, кто сохраняет спокойствие в общем угаре и просто красиво работает, как настоящий профи. Многим бы объективности у него поучится… Но все-таки последние десять минут, когда объясняется, что же такое «Дзета» — настоящий катарсис, гимн свободе, чистый беспримесный драйв. Короче, 60-е, как и было сказано. Как тогда в те времена фильмы с такими высказываниями оскаров брали, а сейчас такое, кажется, не способны снять вовсе.. Короче, видимо пора в консерваториях что-то менять.
23 ноября 2013
Мощнейший фильм. Держит в напряжении круче «Арго». И очень актуально смотрится на фоне последних событий в России.
Честный оппозиционный политик убит членами боевой организации, контролируемой полицией и созданной под предлогом защиты духовных скреп. Полиция пытается дело замять и представить несчастным случаем, но честный принципиальный следователь доводит дело до конца и всех выводит на чистую воду. казалось бы, хеппи-энд, но в последнюю минут сообщается следующее: во время суда большинство свидетелей погибло при сомнительных обстоятельствах, непосредственные убийцы получили маленькие сроки, организаторы из полицейского руководства получили только выговор, правительство ушло в отставку, на выборах ожидалась победа оппозиции, но перед выборами армия захватила власть, следователя сместили, а оппозиционеры были убиты или депортированы. Установившаяся военная диктатура запретила мини-юбки, длинные волосы, кучу писателей, забастовки, свободу прессы, социологию и поп-музыку. Даже и не знаю, какой нам урок извлечь из этой истории.
Фильм основан на реальных событиях в Греции и снимался, насколько я понимаю, как раз в годы этой установившейся военной диктатуры.
10 июля 2013
Коста-Гаврас снял картину, которая стала настоящим хитом, образцом политического триллера. Несмотря на то, что фильм сделан по реальным фактам, картина не лишена художественной экспрессии. Именно благодаря этому обстоятельству фильм смотрится.
Перед нами разворачивается трагическая история успешного Депутата, который является лидером оппозиции. В результате случайности или спланированной жестокости, герой оказывается с тяжелым диагнозом в больнице. Его жизнь под вопросом. Обстоятельства дела должен расследовать Следователь.
Он старается быть объективным. Собственно, именно процесс расследования и станет центром повествования.
Успех этого фильма, связан не только с актуальностью. Характеры героев очень точно прописаны. Как и у Квентина Тарантино, каждый персонаж интересен и достоин того, чтобы о нем был снят отдельный фильм. Например, с героем Ива Монтана мы видим небольшую сценку свидетельствующую о том, что жена обнаружила его измену. А, о герое Тринтиньяна мы узнаем лишь скупую информацию, что его отец был заместителем префекта жандармерии. Эти краткие сведения вызывают интерес, и заслуга режиссера в том, что он с такой точностью показал героев.
Музыка Теодоракиса — это целый мир, который живет в «Дзете» своей собственной жизнью, усиливая его и делая незабываемым. Точно такие же слова можно сказать и о монтаже. Монтаж фильма — очень лаконичен.
Коста-Гаврас не утомляет нас утомительным последовательным повествованием. Ближе к концу фильма, с помощью монтажа он окончательно переходит к резкому повествованию по схеме: «действие-противодействие».
Ну, а актерское исполнение просто потрясающее. На мой взгляд, Ив Монтан вполне мог претендовать на звание лучшего актера второго плана в 69-м, Жан-Луи Тринтиньян сыграл одну из лучших главных ролей 69-го (и, заодно, лучшую роль в карьере). Ну, а сам фильм — лучшая картина 69 года.
В итоге: шедевр.
10 из 10
10 февраля 2013
Этот фильм, конечно, не о том, что социализм лучше капитализма или наоборот. Он о том, что лучше — это когда государство позволяет сторонникам любого строя мирно, но открыто поддерживать этот строй, без риска получить по морде от этого самого государства. Он о том, что крайне правые и крайне левые одинаково опасны для общества. Порадовал один из таких крайне правых генералов, который говорит коллеге: чего этот следователь цепляется? Он что, коммунист? То есть, любой человек, который тебя раздражает, это коммунист — такая же необратимо дегенеративная философия, как и старое «у нас отелилась корова — спасибо товарищу Сталину». Именно с таким зомбированием масс — как левым, так и правым — и надо бороться. Но большинство правительств, конечно, в гробу видали эту борьбу, поскольку борьба правительства с зомбированием масс — это все равно, что рок против наркотиков.
Если же задвинуть политику, то у нас в остатке имеется очень качественный триллер, который я сердечно рекомендую всем любителям жанра. Это очень хорошее стильное кино, в котором помимо политического сюжета имеется безупречная игра актеров, идеальный кастинг (все политики, интеллектуалы, военные и пролетарии более чем достоверны) и очень интересный сюжет, который по ходу становится только интереснее. Я был в безумном восторге от сцены, в которой следователь Трентиньян раскалывает одного из участников покушения, который оказывается членом организации РОЗХ. Только ради этой сцены стоит посмотреть весь фильм!
Есть ли тут к чему придраться? В принципе есть: попытки совершения убийства на ходу из машины без использования огнестрельного оружия мне не кажутся очень правдоподобными, но, может, если закосить убийство под несчастный случай, то они могут и сойти. Плюс главного злодея зритель узнает за пару минут до того, как рассчитывал режиссер, потому что мы узнаем его со спины. Ну, и роль Ирен Папас тут чисто символическая. Но, честное слово, это такие мелочи. В какой-то момент также захотелось, чтобы фильм был немного более зловещим, но в самой последней сцене это искупается. И когда в финальных титрах мы, наконец, узнаем, почему фильм называется «Дзета», становится понятно, что эти два часа были прожиты не зря. На такой стильный финальный штрих способны только французы.
18 сентября 2011
Шестидесятые годы двадцатого века, ознаменовались небывалым всплеском политической активности «простых» человеческих масс. Поствоенному обществу требовались изменения и реформы. На волне этих настроений, зародилось и расцвело пышным цветом, так называемое- «политическое кино».
Коста-Гаврас (настоящее имя Константин Гавровский) — этнический грек, эмигрировавший вместе с семьёй(его отца обвинили в пособничестве коммунистам) во Францию, которая стала его второй Родиной. Во всех своих киноработах, будь то обличающая фашистские преступления («Музыкальная шкатулка»), судьба жертв латиноамериканских военных режимов(«Пропавший без вести») или тема терроризма и освещающих его средств массовой информации(«Безумный город»), он взывает в первую очередь к гуманистической идеи, к человеку, а уже потом к политическим коллизиям.
Фильм «Дзета»- это обращение к недавней истории его родной страны. В центре сюжета, реально произошедшее убийство депутата оппозиции Грегориоса Ламбракиса, в 1963 году, на антивоенном митинге «либеральных сил». И по сути, явившееся отправной точкой к последующему захвату власти военной хунтой, так называемыми «чёрными полковниками».
Показательна начальная сцена ленты, где на лекции для офицерских чинов, выступает сначала биолог, а потом глава департамента полиции, сравнивая обработку растений и «обработку людей» от «заразы» внешнего мира. Режиссёр показывает обратную сторону «заражения»- вызванную «развращением» Власти. Он можно сказать выносит приговор любой моно-идеологической системе правления. И не случайно в образе следователя(тонкая сдержанная игра Трентиньяна) ведущего дело об убийстве, читаются черты и судьба(тоже коммунистическое прошлое отца) самого постановщика.
Эстетический и мировоззренческий стиль этого фильма Косты-Гавраса, роднит его с другим великим обличителем государственных концепций Жан-Люком Годаром. Особенно схожи композиционность последовательности сцен, разрезанных монтажными флешбэками, что добавило картине нервность и некоторую сумбурность повествования. Но пятнадцать минут концовки киноленты, становятся настоящим катарсисом, для любого идеалиста! Нельзя не отметить и великолепную музыку Микиса Теодоракиса — тревожные ноты которой, обрамлённые звуками народного греческого инструмента- бузуки, в сочетании с модным тогда стилем- «психоделик», придают кинофильму состояние беспокойства…
«Дзета» имела «бешеный» успех в Соединённых Штатах и даже номинировалась на «Оскар», в категории лучший фильм года. Америка ещё не знала, что спустя какие-то пять лет, она сама погрязнет в политических инсинуациях связанных с Уотергейтом и породит свою «волну» нео-политического кино(«Разговор», «Вся президентская рать»), генерированного куда более параноидальными причинами.
8 из 10
22 октября 2010
Отличный политический триллер от Коста — Гавраса.
В некой стране где формально провозглашены демократические нормы и принципы, на митинге убивают некоего Депутата. Полиция, которая могла предотвратить последствия, наоборот не вмешивалась и затем выставила все как несчастный случай. Дело стало резонансным и на его расследование отправили следователя прокуратуры, который шаг за шагом в ходе получал доказательства сложного заговора в который вошли и полиция и верхние эшелоны власти.
Минус фильма состоит только в том, что снимался он давно и выглядит немного архаично. На самом же деле проблемы показанные в картине актуальны и сейчас в любой стране. Ведь провозглашение демократии как высшей ценности еще не значит, что она будет соблюдаться и не будет прикрытием тоталитаризма.
7 из 10
7 сентября 2008