Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бхуван Шом |
английское название: |
Bhuvan Shome |
год: | 1969 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Мринал Сен |
сценаристы: | Badrinath, Мринал Сен, Сатьен Шарма, Yagya Sharma, Balaichand Mukherjee |
продюсер: | Мринал Сен |
видеооператор: | К.К. Махаджан |
композитор: | Виджай Рагхава Рао |
монтаж: | Раджу Наик, Gangadhar Naskar, Dinkar Shetye |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 мая 1969 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Бхуван Шом — стареющий железнодорожный чиновник, постоянно пыхтящий сигарой словно паровоз. Он приверженец британской дисциплины, строгих правил и кристальной честности. Господин Шом готов безжалостно наказать вплоть до увольнения любого, кто хоть на йоту отступится от строгих норм. Сердце его — кремень. Оно не испытывает жалости и сочувствия. Как знать: может он и смерть собственной жены ускорил, замучив её своими механистическими привычками и ежедневной муштрой. Возможно, жизнь господина Шона так бы и оттикала до самой последней своей минуты подобно отлаженному швейцарскому часовому механизму: регламентировано, однообразно и заурядно. Если бы в один прекрасный день ему бы не захотелось отдохнуть, выехав на охоту.
Считается, что именно с этого фильма Мринала Сена в Индии возникло кино как искусство и обрёл своё начало индийский арт-хаус. В «Бхуван Шоме» множество необычных для своего времени технических новшеств и сюжетных ходов. Умелое вплетение в художественную ткань кадров документальной кинохроники. Использование мультипликационных вставок для усиления гомерического эффекта сарказма. Лирические съёмки сельских пейзажей и дикой природы Гуджарата. Создание ярких психологических портретов не только главного героя, но всех второстепенных персонажей. Сочетание едкой сатиры и мягкого доброго юмора. Чего стоит только один полиглот-возница воловьей упряжки. Он распевает песни на различных языках Индостана, забавно тряся многослойным головным убором. Своих волов, запряжённых в старую, скрипящую на ухабах арбу, он подгоняет, щекоча носками ног. Очень комично его трусливое бегство по кустам от «дикого» буйвола, внезапно укрощённого невесть откуда взявшейся деревенской красавицей. С большой любовью снята жизнь дикой природы. Оператор показывает многометровые густые заросли камыша, широкий берег моря, шумные стаи птиц у воды, причудливо извивающиеся песчаные дюны. Завывающий ветер сыплет в глаза песком, кричат взмывающие в небо стаи птиц. Даже закадровая музыка необычна. Она то неудержимо спешит вперёд, подражая движению поезда, то уподобляется ритмичному цокоту лошадиных подков. Музыка сопровождает полёт небесных караванов в вышине, вторит их россыпи по морскому берегу, отражает в звуках воздушный танец крыльев.
«Бхуван Шом» — это не просто история, высмеивающая сухой механистический бюрократизм чиновника, вздумавшего тотальным образом искоренить коррупцию в подвластном ему ведомстве. Это история о том, как человеческий механизм, попав в лоно естественной жизни, наблюдая бесхитростную жизнь крестьян, всё ещё не отделяющих себя до конца от природы, обретает самого себя как наслаждающуюся миром душу. Новые чувства и ощущения делают господина Шома полноценной личностью, а бесхитростные радости дают вкус к жизни. А вместе со всем этим приходит и простая житейская мудрость: беспрекословное соблюдение придуманных людьми правил далеко невсегда является безоговорочным благом. Не стоит вынуждать страдать хороших людей, даже если того требуют дисциплинарные нормы. В конце концов самым разумным решением является предоставление вещам возможности быть такими, какие они есть.
1 января 2013