Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Битва в пустыне |
английское название: |
La battaglia del deserto |
год: | 1969 |
страны: |
Франция,
Италия
|
режиссер: | Мино Лой |
сценарий: | Эрнесто Гастальди |
продюсеры: | Макс Пекас, Мино Лой, Лучано Мартино |
видеооператор: | Федерико Дзанни |
композитор: | Бруно Николаи |
художник: | Карло Лива |
монтаж: | Эудженио Алабисо |
жанры: | боевик, драма, военный |
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 июля 1969 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
… Вот как бывает, и, возможно, было во Второй мировой войне (не в нашей, Великой Отечественной, а в забугорной, европейской, хотя авторы некоторых российских романов и фильмов убеждают нас и в «таких» вариантах). Попали после боя британские и немецкие солдаты со своими равноупёртыми капитанами в тяжелую ситуацию, и ну друг другу сдаваться, сохраняя пафос и выгоду, а также блеск засыпанных пустынным песком погон, и торг повели прямо купеческий: «У вас товар, у нас купец» (сиречь у вас вездеход «Додж», а у нас вода, еда и бензин, а поскольку жить всем охота, давайте объединяться, и в путь, к тем войскам, какие ближе окажутся- какая разница, все же взаимно сдались!). Ударили по рукам, по пути вспоминая трогательные эпизоды из личной жизни, но оружие держа наготове… Но недалеко уехали. А тут и солнышко африканское так им головушки напекло, что… Увидите сами, а то в спойлер скачусь. Скажу лишь, что самая постыдная, противная и Божьим законам, и людским сцена- когда британскому раненому солдату, у которого началась гангрена (а он ведь знал и просил ему вовремя отрезать ногу, тогда бы жив остался!) сослуживцы отказали в воде («ему всё равно умирать») и «милостиво» одолжили пистолет, чтобы покончить с собой и «никого не мучить», тем самым толкнув его на смертный грех перед Богом- на самоубийство и лишив его душу Царствия Небесного. Это- по-христиански? Мне могут возразить и привести пример из Юрия Бондарева (в кино- «Освобождение». Днепровский рубеж» и «Батальоны просят огня»), где тяжело раненый подполковник попросил себе «ТТ»… Так ведь он Сам попросил! И… коммунисты в Бога не верили (думается, погибших за святое- за Родину, Господь примет к себе без учёта, коммунист ты или верующий, поскольку Он милосерден и всё понимает…). О дальнейшем лучше вообще ничего не говорить и не смотреть! Как я уже писал в одной рецензии на схожий по позиции фильм- «Чужая война, чужие солдаты, чужие нравы». И в сотый раз всем напомню: первым в Берлин вошёл «рядовой пехотный Ваня», а не эти «союзные» «воины пустыни», готовые сдаться ради спасения собственных шкур!
… Эту итало-французскую (кстати, почему-то о британцах и немцах!) военную псевдодраму смотреть российским зрителям не рекомендую- разве что, после её просмотра, вы научитесь смачно и далеко плеваться! Ещё и от сцен танковых сражений британцев и немцев с участием… послевоенных машин стран НАТО (это пусть точно определят военные эксперты) с намалёванными на них крестами и т. п.
5 из 10
9 апреля 2014
Хотя в картине Мино Лоя фамилия Роммеля напрямую не звучит, однако, если дело касается битвы немецких и английских танков, то без него обойтись никак не могло. Итак, с одно стороны — Эрвин Ойген Йоханнес Роммель — немецкий генерал-фельдмаршал (1942) и командующий войсками Оси в Северной Африке, одновременно командующий танковой армией «Африка». Передовые подразделения его Африканского корпуса высадились в Триполи в феврале 1941г.; главная цель — поддержка итальянского контингента.
С другой стороны — британцы, которые ещё в декабре 1949г. начали наступление в Северной Африке против итальянских войск Муссолини. В течение двух месяцев итальянцы были отброшены больше чем на 600 миль, потеряв 130 000 человек, а уничтожив всего 2 000. Поэтому Роммель, не дожидаясь прибытия основных сил, сразу же бросил в бой все имевшиеся (довольно скромные по численности) части в надежде отвлечь англичан от полного уничтожения итальянской армии. Это пробное контрнаступление оказалось настолько удачным, что менее чем через две недели англичане были отброшены на тысячу миль назад. Роммель стал «солдатом для солдат» и получил прозвище «Лис пустыни».
Теперь о фильме. Он совместный: франко-итальянский. Режиссёр Мино Лой — итальянец. По логике он должен был сделать присутствующих в кадре немцев — главными положительными героями, хотя бы в качестве «жеста доброй воли» в память о спасённых Роммелем своих соотечественниках. В какой-то мере это так и есть, потому что два немца — аскетичные, немногословные, дисциплинированные — словно антиподы пятерых шумных, неуравновешенных и отчасти взбалмошных англичан. Однако «хороших парней» по большому счёту в картине нет, хотя, повторюсь, немецкий офицер, учитывая сцены его воспоминаний, больше подходит на эту роль.
Фильмов на тему «близкого противостояния» заклятых врагов, вынужденных по разным причинам терпеть присутствие друг друга, не так много. Первыми на память приходят: «Ад в Тихом океане» (1968), «Враг мой» (1985), «Кукушка» (2002), «Счастливого Рождества» (2005), «В белом плену» (2012). В каждом из этих фильмов режиссёры по-разному решали вопрос подавления ненависти к врагу. И делить их на «хорошие» и «плохие» совсем не хочется. Каждый из них нёс в себе сверхзадачу примирить — на час, на день, на неделю — таких разных и внешне и внутренне людей…
Что же до Роммеля, то «Лис пустыни» в январе 1944 был назначен командующим группой армий «В» в Северной Франции. Он попытался сделать «Атлантический вал» серьёзным препятствием для противника. После высадки союзников в Нормандии, Роммель был тяжело ранен, когда его автомобиль был обстрелян британским самолетом. А вскоре состоялось неудавшееся покушение на Гитлера. Заговор был раскрыт, и один из заговорщиков назвал имя Роммеля, хотя тот в заговоре непосредственного участия не принимал. Учитывая выдающиеся заслуги генерал-фельдмаршала, ему был предоставлен выбор между Народным трибуналом и самоубийством. 14 октября 1944 года Роммель был вынужден принять цианистый калий…
1 апреля 2014