Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Разбудите Мухина! |
год: | 1968 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Яков Сегель |
сценаристы: | Анатолий Гребнев, Яков Сегель |
видеооператор: | Инна Зарафьян |
композитор: | Микаэл Таривердиев |
художник: | Ной Сендеров |
монтаж: | Лидия Родионова, Лидия Жучкова |
жанры: | фэнтези, комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 октября 1968 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
Непростой фильм. Каждая советская 'лирическая комедия' оказывается не такой уж и простой. А тут и вовсе речь пойдет о 'спящем герое'. Молодой человек учится и спит. При этом к нему все относятся благожелательно. А наш Мухин не просто в мире грез - он путешествует по прошлому и находит переклички с историей в современной Москве. Не так прост этот Мухин. Пытается отговорить Дантеса от дуэли с Пушкиным, а еще спасти Александра Сергеевича, пытается спасти Спартака и в конце концов воодушевляет его на восстание...
На экране молодой и спортивный Сергей Шакуров мило путешествует по временным континуумам. Из Российской империи в Римскую, потом опять в СССР... и обратно. Бунты, революции, противодействие авторитарной власти. Апофеозом становится вызывающее название - приказ: 'Разбудите'...
Конечно же в этой ленте был и второй смысловой, во многом сиюминутный, и неимоверно провокационный смысловой план. И восстание Спартака, и конфликт Галилея - все это тут появилось не просто так. Не случайно отрицательные персонажи Бенкендорфа, Тита Валерия и инквизитора представлены одним актером - великолепным Николаем Рыбниковым. Нам будто показывают собирательный образ негодяя, использующего свою власть во зло. Так прорисовывается весьма надрывная притча о жестокой власти.
Но благодаря резким ноткам в лирической линии и вдохновенной игре Шакурова многие противоречивые моменты сглаживаются. Ну а ныне все политические подтексты уже не важны и интересны лишь в контексте истории кино. Это значит, что можно насладиться только самой лентой. И здесь можно найти множество удачных сцен. Чего только стоит вполне себе реалистичный alter ego Пушкина в московской подземке, или залихватский флирт с одной из дам Александра Сергеевича? Вторая половина ленты и финал так и вовсе будут представлены как динамично сменяющиеся зарисовки из прошлого. Комедийные моменты вытеснят психологизм и тяжеловесность.
7 из 10
11 июля 2024
Кинорижессер Яков Сегель в 1957г. прославился черно-белой драмой «Дом, в котором я живу», кинодрама о довоенном и послевоенном времени через призму судеб жильцов одного московского дома. Кинокартина была в десятке лидеров 1957 года, получила ряд престижных кинопремий.
Спустя целых 10 лет, кинорежиссер и сценарист, Яков Сегель возвращается с двумя оригинальными сатирическими комедиями: «Серая болезнь» 1966 г. и «Разбудите Мухина!» 1967 г.
Эти киноленты появились в интересное и «тёплое» время для всего Союза. 12 апреля 1961 года состоялся первый космический полет Ю. А. Гагарина. Возобновились исследования в области генетики и генной инженерии. Вернулась надежды на справедливый социализм и воскресло стремление к творческой свободе. Творческие люди в 60-х стремились выйти за пределы привычного круга идей и стереотипов.
В 1967 году на экраны большой союзной страны вышел ряд фантастических и мистических фильмов, которые и сегодня известны и любимы кнозрителем: «Его звали Роберт»(фантастика, комедия)- режиссера Ильи Ольшвангера; «Таинственная стена»(научная фантастика, мистика) — Ирины Поволоцкой и Михаила Садковича; «Туманность Андромеды»(научная фантастика, драма) — режиссер Евгений Шерстобитов. И конечно же культовый «Вий»(мистика, драма) — в постановке Константина Ершова и Георгия Кропачёва.
Фильм «Разбудите Мухина!» — произведениям в стиле постмодернизма. Сегель как постмодернистский автор под вопрос ставит существование границ между высоким и массовым искусством, а так же размывает, методом пастиша, и комбинирует темы и жанры в легком комедийном формате для своего современника. Фильм наполнен нотками научной фантастики, мистификации и фантасмагории. И всё это через призму тонкой сатиры и хороший добрый юмор.
Студент Александр Александрович Мухин, центральный персонаж фильма — безобидный добрый молодой человек, который невинно и тихо спит во время лекций. Ему сочувствуют другие студенты и даже стараются понять преподаватели — профессора, так как Мухину приходит учится после рабочих смен в московском метрополитене, да он еще и недавно женился!
Сны Мухина на лекциях — чистая фантастика и фантасмагория, по мотивам и тематике прослушываемых им лекций.
Но если вы захотите возмутится данной ситуацией и вздумаете мысленно порицать Сашу — срочно остановите свой праведный гнев и сменить его на милость! Александр Александрович не просто спит на парах, он — во-первых: яро впитывает знание на уровне подсознания — научный факт, что почти не оспорим научным сообществом!
А во-вторых: пытается изменить драматические и жуткие моменты в истории всего человечества!
В первом сне — студент Мухин возникает перед Пушкиным А. С. — как странное видение уставшего поэта, но решительно убеждает его, что все впорядке, а Пушкин просто не в курсе теории относительности, которую уже открыли в 20 веке.
Мухин тут же с радостью и азартом помогает соченять и записывать Пушкину А. С. строки из «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
И докладывает пииту, где и как поставили его памятник в Москве. Но главное желание и душевный порыв Мухина — уберечь писателя от подлой дуэли с Дантесом.
Но честь Пушкина и его жены Наталии — важнее поэту за жизнь и будущую славу, и он с добродушной улыбкой просит тёску Александра не мешать ему в его личном принципиальном деле.
Возникает забавный диалог про дуэли и честь, когда Мухин говорит, что в 20 веке больше нет дуэлей. Тогда Александр Пушкин, удивляясь, спрашивает Сашу:
- А как вы защищаете свою честь?
- Морально воздействуем. Трудно конечно. Но все таки помогает!, — отвечает Мухин.
Саша Мухин пытается договорится на светском питербуржском балу про отмену дуэли лично с Дантесом, еще и случайно отплясывает ядреную смесь мазурки, твиста и спортивного рок-н-ролла с одной прелестной мадмуазель.
Но рок судьбы неотвратим, и вскоре в документах Мухина солдаты царя узрят слово «Метрополитен» — примут его за французскую фамилию и кинут Сашу в темницу.
В темнице Александр Александрович уже встретит прославленного и великого Спартака! И виной этому будет смена лекции в ВУЗе Саши. Пришло время лекций про древний Рим.
Мухин вновь желает спасти важную историческую личность, помочь Спартаку порвать кандалы рабства. Ради этого Саша смело выходит на гладиаторский поединок, который превращает в спортивное олимпийское соревнование на стадионе: с бегом через препятствия, метанием диска и молота, и борьбой самбо. Зрители стадиона-колизея влюбляются в ловкого и веселого «гладиатора» Александра, который движимый идеями гуманизма — старается всеми силами не навредить огромным гладиаторам.
Шикарным и чудесным моментом в этом поединке в центре условного стадиона-колизея есть аллюзия на балет «Спартак», хореографа Леонида Якобсона на музыку Арам Хачатуряна, поставленного впервые на сцене Ленинградского театра оперы и балета, в 1956 году.
Во снах Мухина часто появляется возлюбленная и жена Александра — Лилия, в фильме ее играет очаровательная актриса — Лилия Алешникова. Как-то Саша, потеряв на берегу моря Лилию, бросается на поиски любимой, и невероятным образом — встречает великих творцов, ораторов и философов древности из Греции, с дружелюбием сообщая им, что они все прославятся и станут известными всему Миру. Это дивно и трудно понять начинающему оратору с набитым камнями ртом — Демосфену, и мудрецу живущему в бочке — Диогену.
Очередная смена лекции, и Мухин уже общается в средневековье с физиком и астрономом Галилео Галилеем. В этой истории Саша уже сам добавляет ученому храбрости и делает его более решительным, и поддерживает во время суда инквизиции, выкрикивая первым, что: все таки Земля вертится!
Пушкин и Спартак научили Сашу Мухина, что все их действия и драматические финалы в судьбе, это очень важная часть будущей истории всего человечества! Что надо быть храбрым отстаивая прогресс и науку. И без великих смелых идей и людей прошлого — нет нас и будущего. Нет победы добра и гуманности. Нет правды и науки!
Мухина А. А. — в фильме играет молодой, но талантливый и харизматичный — Сергей Шакуров, популярный актер кино и драматических театров Москвы. Заслуженный и Народный артист РСФСР с 1991 г.
В роли современников Саши и разных великих исторических личностей — легенды советского кино: Николай Рыбников; Иван Рыжов; Николай Сергеев; Александр Палеес — как Александр Пушкин, в образе его актер был известен зрителям театра и кино с начала 60-х, сыграв Пушкина во множестве спектаклей и фильмов.
Весь фильм сопровождает прекрасная и талантливая музыка великого и любимого многими композитора — Микаэла Таривердиева, его музыкальный гений работает над фильмами с 1958 года, и в сотрудничестве с кинематографом — Таривердиев оформил 134 игровых, анимационных и документальных фильма!
«Разбудите Мухина!» — фильм вне времени, и содержит в себе уже больше, чем просто срез эпохи и атмосферу 60-х годов.
Это культовая драматическая сатира на историю человечества и наше общество.
9 из 10
6 апреля 2021
За почти пол-века, прошедшие с момента выхода фильма на экраны, он совершенно не устарел… Великолепная актерская игра, прекрасная музыка, отлично продуманный и мастерски реализованный сценарий…
Гармоничные переходы между разными эпохами не позволяют зрителю ответить на вопрос — было ли путешествие главного героя — Александра Мухина во времени реальностью, или только сном. Но писчее перо, подаренное Пушкиным Мухину, неожиданно оказывается у последнего во внутреннем кармане, что заставляет задуматься — а был ли сон?
Тонкий, ненавязчивый юмор оживляет несколько затянутое повествование, хотя.. . а стоит ли спешить? Ведь в прошлые времена, возможно, было меньше повседневной суеты.. . Зато люди больше замечали вокруг.
Попытки главного героя изменить прошлое, спасти Пушкина, Спартака отвергаются ими… Но Александр Мухин — не унывает.. .
Главная проблема на пути Мухина — вязкое «болото» — не то времени, не то — глупости и алчности отдельных представителей человеческого общества. И это «болото» — не меняется с течением веков…
И все-таки Мухин пытается действовать, обходит препятствия и ищет выходы из ловушек…
Синтетическое соединение фантастики и реализма, философии и иронии дает необычный эффект в фильме.
Возлюбленная Александра Мухина — Лида сопровождает его в разные эпохи под разными именами (Лидия, Ливия).. . Любовь главных героев проводит их через все века и все преграды. Когда тебе есть, за кого и за что бороться, и ты готов действовать — никакие трудности не остановят тебя!
10 февраля 2015
О запахе марсианских яблонь.
Вам интересны 60-е годы? Каково это — жить, зная, что ты своими руками строишь совсем близкое и самое светлое будущее? И понедельник для тебя начинается в субботу? Что все плохое, темное, жестокое- уже позади, а дальше будет только лучше? Что это ваши следы останутся на «пыльных тропинках далеких планет»? Что совсем скоро (ну, конечно же, скоро!) на Марсе зацветут яблони?
В далеком 1967 году, на исходе времени «оттепели» режиссер Яков Сегель снял фильм «Разбудите Мухина!». Наверно, этот фильм не имел шумного успеха и престижных премий и о нем, как и о многих других фильмах советской эпохи, благополучно забыли. А ведь именно в этом фильме сыграл одну из своих первых больших ролей (а может и первую большую?) и ныне известный хороший актер Сергей Шакуров. Сценарий вместе с режиссером написал начавший свой творческий путь в начале 60-х Анатолий Гребнев, а бесподобную музыку к фильму — композитор Микаэл Таривердиев. И честное слово, фильм по своему качеству и настроению недостоин полного забвения.
Сюжет фильма прост и легок: учащийся -вечерник Александр Мухин после трудового дня засыпает на занятиях. И во сне попадает в другие эпохи.
Литература. Январь 1837 года. Двор императора. Мерзкие лица и шепоток за спиной у Пушкина А. С. Впереди неизбежна роковая дуэль. И, конечно, Мухин со всей страстью пытается предотвратить гибель поэта. «Мухин Александр. Из будущего»- серьезно и уверенно (и невероятно смешно) представляется он. Он идет к самому Бенкендорфу и требует разобраться и прекратить травлю «гордости России». Он идет к самому Александру Сергеевичу и пытается уговорить того отказаться от намерений о дуэли. У Пушкина умные и грустные-грустные глаза. Он совсем не из комедии. Он все понимает, все предвидит. Но не может поступить иначе. Они так хорошо поговорили. И Мухин даже подсказал Пушкину строчку из его «Памятника»…
А литература сменяется физикой. И вот уже Александр Мухин идет по узким улочкам средневекового города. Как он хочет помочь Галилею, которого суд инквизиции заставляет отречься от своего учения. Мухин знает, точно знает — Галилей должен воскликнуть «А все-таки она вертится!». Он сам подскажет Галилею эти слова!
Но вот физика сменяется уроком истории, и Мухину удается ускользнуть от инквизиции… в Древний Рим. И разумеется, там восстание Спартака. И, естественно, Александр Мухин пытается уговорить правителей отменить рабство (возлежание его у пиршественного стола с венком на голове в компании сенаторов бесподобно). А, потерпев в этом неудачу, естественно, пытается помочь Спартаку. Но, увы, историю нельзя изменить даже во сне.
Эпизоды сна подаются ярко, четко, утрированно — отличаясь от спокойно-умеренного, естественного настоящего.
Молодой С. Шакуров в роли Мухина очень хорош! Это человек, своими руками делающий светлое будущее. Он так серьезно, искренне, страстно пытается исправить трагические моменты истории! Он так уверен в своей правоте! Он так твердо стоит на земле и так гордо носит форменную фуражку железнодорожника. Авторы наблюдают его и показывают его борьбу за правильное прошлое с большой долей иронии — так и видится их ироническая улыбка — добрая и немного грустная. И проникаешься этим настроением.
Есть здесь еще Николай Рыбников. Он представляет темную сторону: Бенкендорф, Инквизитор, сенатор Тит Валерий. Каждый его персонаж умен, многое понимает и даже, в принципе, согласен с Мухиным (о, будущее-это сила и ему где-то небезразлично, каким он останется в истории). Но он действует здесь и сейчас, в своем времени, в своей эпохе. И он не даст изменить историю. Персонаж Н. Рыбникова подается также с иронической улыбкой. Злодей-то злодей, хитер, лицемерен, беспринципен…но каков его Тит Валерий — видеть нужно!
Хороши и А. С. Пушкин, и Спартак, и Галилей.
Есть еще девушка Мухина (а как же!)-Лилия Алешникова. Она будет светской барышней в пушкинскую эпоху, пройдет по улочкам средневекового города, а в Д. Риме скажет таким…строго-бытовым голосом: «Ты что на меня кричишь? Я тебе не рабыня». И вообще, фильм полон такими крохотными смешными эпизодами-моментами, трагедия и комедия рядом.
В конце полупроснувшийся Мухин едет в метро, а навстречу ему по эскалатору движутся люди, и мы в современных гражданах узнаем то Галилея, то злодея Рыбникова…и вагоновожатый звучным голосом Спартака командует: «Вперед!»
И звучит музыка М. Таривердиева. В этой музыке…отголоски прошлых боев и поражений, и готовность победить в предстоящих сражениях, в ней — объединяющая нас, живущих в 60-е, надежда и вера, что мы всего достигнем и светлое будущее — это наше будущее.
За настроение 60-х, за запах цветущих марсианских яблонь -
10 из 10
26 мая 2010