Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Принц севера |
английское название: |
Taiyo no oji: Horusu no daiboken |
год: | 1968 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Исао Такахата |
сценарий: | Кадзуо Фукадзава |
продюсеры: | Хироси Окава, Сатору Аинода, Ю Саито, Масадзиро Сэки, Тору Хара |
видеооператоры: | Дзиро Ёсимура, Юкио Катаяма |
композитор: | Митио Мамия |
художник: | Матадзи Урата |
монтаж: | Ютака Тикура |
жанры: | боевик, фэнтези, драма, приключения, семейный, мультфильм, аниме |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 июля 1968 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
Не мой проект, подумал я, когда начал скучать в начале, даже думал дропнуть. В седине стало смотрибельно, проснулся интерес, чем-то напомнило сказку о ледяной королеве, в каких-то аспектах. Отличные моменты с Хильдой, прям интересно смотреть за ее метаниями, думаешь ну щас-то, она поменяет свое мнение... позже. И это все показано визуально ее метание, прям приятно наблюдать. За интригами в деревне тоже наблюдал не без интереса, думал, какие же люди все же не благодарные, а потом, когда их наказывают, ничуть не жалеет ждал развязки. В принципе задолго до раскрытия некоторых лиц я уже знал, кто они и на чей стороне. Концовка прям динамичная, битва, за не долгую продолжительность, нагнетание обстановки, заканчивается хорошо, прям, как в хорошей детском мультике.
Смотрел в озвучке MC Entertainment
22 августа 2023
«Принц севера» прежде всего интересен в историческом плане. Вышедший в 1968 фильм был режиссёрским дебютом Исао Такахаты, а также стал первым крупным проектом для Хаяо Миядзаки. Эти двое, как известно, потом вместе создали студию Ghibli, подарившую нам множество прекрасных произведений. Эта картина вошла в историю анимации как в техническом плане, принеся определённые инновации, так и плане рассказа историй. «Принц севера» был одним из первых произведений японской анимации с вполне взрослым повествованием, затрагиванием внутренней психологии героев, политических и социальным тем и стилизованным насилием. Но как бы громко ни звучали эти слова, нельзя не признать, что фильм выглядит наивно и по-детски в сравнении с современными представителями своего направления.
Так в самом ли деле хороша первая совместная работа Исао Такахаты и Хаяо Миядзаки? Вопрос не самый лёгкий, но одного у картины почти 50-летней давности не отнять — у неё есть своё очарование, благодаря которому не сильно обращаешь внимание на проблемы фильма и его страшную устарелость.
Мальчик Хольс живёт на берегу моря с отцом и говорящим медвежонком (да, звери тут разговаривают, и да, никто не видит в этом ничего необычного). Из-за сражения с волками он случайно пробуждает каменного гиганта. Помогая избавится от «занозы» новоприобрётенному знакомому, Хольс достаёт меч солнца. Гигант рассказывает мальчику пророчество о том, что если меч перековать, им можно сразить злого мага Грюнвальда, а его владелец станет Солнечным принцем (в русской и одной из американских адаптаций — Принцем севера).
После этого мальчик разговаривает с отцом, находящимся при смерти, и тот рассказывает ему, что из-за Грюнвальда в их селении начались жестокие междоусобицы, и он с ещё совсем маленьким Хольсом, в надежде на спасение, ушёл оттуда. Полный решимости, Хольс отправляется в путешествие — отыскать других людей и победить злодея.
Поначалу получаешь некоторое удовольствие от того, как выглядит фильм. Буквально видно, как сменяются анимированные кадры, но потом ты к этому привыкаешь и уже перестаёшь обращать внимание. Но затем — всего пару раз во время крупных побоищ — «Принц севера» внезапно превращается в слайд-шоу. Понятно, что намеченные сцены полноценно анимировать в те годы было бы крайне затратно и едва ли возможно, но современному зрителю к подобному нужно быть морально готовым, чтобы уделить хоть какое-то внимание происходящему на экране.
Что ещё оставляет в недоумении — разница между качеством проработки внешности героев. Волки и особенно сова нарисованы довольно натуралистично, а вот люди на их фоне выглядят уж больно схематично, в том числе и главный герой. А уж совсем карикатурой кажется Грюнвальд. Выглядит он как смесь Чернобога из «Фантазии» и союзмультфильмовской Снежной королевы (последнее скорее всего неслучайно — Миядзаки называл «Королеву» тем, что для него определило выбор карьеры), что само по себе интересная смесь, но при этом от него не чувствуешь угрозы. От появляющегося в конце гигантского ледяного мамонта — да, но не от самого злодея.
Не составляет труда понять, какую роль сыграет появившаяся в середине Хильда — вместе с милой белочкой и совой, у которой чисто злодейские глаза. Изначальное поведение девочки так и вовсе заставляет сравнить её с умалишённой. Но эти и прочие вещи пропитаны наивностью происходящего, что не даёт судить фильм строго. Это произведение своего времени, и тем оно сейчас и любопытно.
Если вам сколь-нибудь интересна история анимации, то на «Принца севера» определённо стоит обратить внимание. В остальном он более чем необязателен.
6 из 10
15 октября 2016
Вообще, сложно оценивать фильмы, вышедшие почти полвека назад, особенно, мультипликационные. Итак, перед нами японский самородок под названием «Принц севера», ставший по сути первой работой великих Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты. Разумеется, большинству людей известен именно Хаяо, но и его лучший друг тоже принес миру множество замечательных историй.
Скажу сразу. Несмотря на то, что мне нравятся многие японские мультики (некоторые даже вошли в список моих любимых фильмов), но поклонником и уж тем паче фанатом я себя не считаю, ибо там тоже есть свои клише и доля идиотизма.
Но вернемся к «Принцу севера». В какой-то степени, порой я буду приводить в пример персонажей или кино (анимационное или нет), просмотренное накануне или из списка любимых картин. Я не могу сказать, понравился мне мульт или нет, потому что в нем присутствует серьезный дисбаланс, действительно сбивающий меня с толку, отчего в первый раз лет 6 назад я с трудом его смотрела.
Конечно, это старый мультик с простой историей о нескончаемой борьбе добра со злом в самом простейшем ключе, со своими плюсами и недостатками, но то, как это представлено, вообще отдельная тема.
С одной стороны, мы имеем потрясающие фоны холодной суровой и дикой природы и высоких гор, темное ледяное царство, в котором прямо ощущается советская «Снежная Королева». И мне действительно приятно смотреть на этот холод! Меня всегда завораживали такие просторы. Вот у нас серьезный сеттинг с суровым и осязаемым тоном, с буйством воображения и отдыхом глаз… Но его тут же сменяют абсолютно плоские и тусклые фоны никому не нужной деревни и бесснежной долины. Ну серьезно! Все то, что было поистине клевым и красивым в этом мультфильме, было связано с зимними пейзажами, снежными серебряными волками, белоснежными совами, жуткими воронами-стражами и ледяными чудищами. Почему нельзя было сделать весь мультфильм в этом сеттинге? Такая атмосфера пропадает…
Плюс, здесь будто есть свои Инь и Янь. Прекрасным пейзажам, эпичной и цепляющей музыке, интересно изображенному активному экшену и действительно крутым эпизодам в противовес мы имеем очень много странных и глупых моментов, которые очень неприятные, тупые и бессмысленные, отчего стыдно становится.
С другой, мы имеем достаточно неприятных (для меня, по крайней мере) персонажей. И вот тут, пожалуй главная проблема мультфильма. Тут вам не будет, к примеру, эксцентричного Джека Скеллингтона, мужественной Нэтти Ганн, неунывающего и целеустремленного воришки-весельчака Люпена или оптимистичного кота Перро, противоречивого принца Зуко, прямолинейной и храброй Тоф. То есть, сложных, неординарных и живых героев тут нет. Все скучные, излишне для пафоса серьезные. Да еще и идиотский поворот с пророчеством. Справедливости ради хочется сказать, что у главного героя есть кое-какие личные счеты со злодеем и личные причины ненавидеть его, а не просто «ты тут беснуешься, а я пришел просто всех освободить». Но мальчонка мне, увы, не импонирует. Вроде и восхищаешься его настойчивостью и находчивостью, его стойкостью, но это не Таро сын дракона, не боевой добродушный пацан. Остальные персонажи вообще не выдерживают никакой критики. Они раздражающие, беспомощные, ненужные, да еще и противные и надменные. Так что, когда есть тупые герои, адекватный человек будет болеть за злодея.
Вообще, зачатки интересного и неоднозначного персонажа имела девчонка Хильда, но даже она не смогла покорить меня. Вроде и душевные терзания есть, внутреннее противоречие и несогласие с мнением вероломного «брата», но суть в том, что она пассивный, а не активный персонаж. Она во всех смыслах пассивна. Практически ничего не делает, только слушает сов и белочек. Будь она активным анти-героем или символическим персонажем (какой является активная и живая принцесса Мононоке), проблем бы не было.
Теперь отдельно поговорим о злодее сего мультфильма, который идеально вписывается в тот шикарный сеттинг (фактически в плюсы) и спокойно может зваться сыном Снежной Королевы. То ли демон холода, то ли темный колдун по имени Грюнвальд. Конечно, он не пугает так, как это делали гиперреалистичные садисты судья Фролло и судья Дум (которых, кстати, запросто можно назвать единоутробными братьями, поскольку созданы одним и тем же человеком — Кэти Зилински); но и не обладает харизмой и глубиной, которые были присущи моим возлюбленным демонам — Аку и Кроули (вот это действительно отлично прописанные персонажи, живые, умные и делающие все искренне; да и поучиться у них можно многому, что забавно, хорошему и полезному). Но наблюдать за Грюнвальдом все равно интересно! Может сейчас он и выглядит скудно, но какой-то собственный злодейский шарм у него есть. Вроде мы имеем типичного мизантропа, уничтожающего все, что имеет сердцебиение. Этакий беспощадный убийца, желающий заполонить землю мертвой ледяной и безразличной жизнью, несущий раздор. Но вот в чем дело. А почему чародей с холодным сердцем пощадил детей? Почему он предлагал им стать его братом и сестрой? То ли ему скучно, то ли просто обычная прихоть, или же садистская наклонность оставить морально разбитого человека медленно и вдумчиво умирать… Но зачем он предлагал им стать ему братом или сестрой? То же самое относилось к Снежной Королеве (зачем ей пацан, если она и так бессмертна? ей не нужен наследник). Хотя, если мне предлагают стать бессмертной, не нуждаться в ком-то или чем-то, быть обученной защищаться, путешествовать по миру… Хм, почему бы и нет? Но даже здесь можно выдвинуть вполне логичное предположение, если вы знакомы с природой ледяных существ в фольклоре или сказках:
Если учесть тот факт, что Андерсен придумал Снежную Королеву, когда его умирающий отец в бреду «увидел холодную женщину, протянувшую ему руку и увезшую его в типа мир иной», то тут все становится ясно — девочка пытается вернуть мертвого друга к жизни. Обычно лед/холод символизирует безразличие, одиночество, отчаяние, апатию, жестокость и бесконечность. Так что, возможно, Грюнвальд как воплощение всего этого непроизвольно был одинок целую вечность, потому нашел утешение в компании детей, которые в будущем станут подобны ему самому. Компания бесчувственных и внутренне погибших. И это действительно интересный элемент.
В итоге пустота…
6 из 10
3 января 2016
«Провалившийся в прокате» полвека назад и не очень жалуемый поклонниками японской анимации ныне, «Солнечный принц» вызывает интерес в первую очередь как совместный проект Исао Такахаты и Хаяо Миядзаки. И чтобы эта рецензия была хоть каплю интересной, я в первую очередь расскажу не о том, какой у них получился фильм, а какая у них получилась жизнь во время этого фильма. А ещё раньше попробую расшифровать незамысловатый конец, который звучит уже на первых минутах наставлением главному герою от отца: «Найди товарищей».
Не очень понимая современную фильму обстановку и зная обстановку нынешнюю сразу проникаешься неким скептицизмом, недоверием к очень уж простой и не сработавшей на долгой дистанции идеологии произведения. Пятьдесят лет (огромный период, в течение которого человечество успело безвозвратно уничтожить сотни биологических видов, нарастить совершенно безумный запас ядерного оружия и катастрофически загадить планету) Япония практически топчется на месте. Это страна ужасающих социальных показателей и средневековой морали. На фоне происходящего утешительные фильмы вроде недавних гибливских «Склонов Кокурико» выглядят откровенными попытками самообмана.
Но вернёмся из эпохи современного исступлённого, беспомощного разложения, маскирующегося за симулякром постмодернизма, в век двадцатый, когда Надежда была юной и привлекательной, и столь же очаровательной молодёжь хотела видеть «свою» Новую Японию. Что бывает с теми, кто не уважает старших и не хочет делиться с ними всем своим: здоровьем, славой, жизнью? Вот что произошло в 21 веке: Такаёси Сато, годами ишачившего на производстве Сайлент Хилла, проявлявшего нездоровые амбиции и бессовестно выполнявшего намеренно неадекватно завышенные требования начальства, «заметили» и «повысили» до ответственной должности. Далее, не смотря на финансовый успех и мировое признание игр, его обвинили в перерасходе бюджета, и прекрасный разработчик (слишком прекрасный для японской корпорации) вынужден был уйти из Konami.
А теперь снова возвращаемся на 50 лет назад. Такахата и Миядзаки не просто выдающиеся молодые работники корпорации Toei, они — создатели профсоюза. Они занимаются именно тем, чем занимались профсоюзы. Нет, не крышуют нелегальную деятельность и не устраивают пьянки. Я про другие профсоюзы. Они требуют улучшения условий труда и повышения зарплат. Серьёзно. Другими словами — всячески унижают старших. Что ж, молодым у нас везде дорога, молодые у нас снимают полнометражный анимационный фильм. Они снимают фильм о том, чем в это время живут сердца молодых по всей Японии. … А потом студия «сливает» этот проект.
Вскоре после выхода «Солнечного принца» снимают с проката по желанию самой Toei Doga. Таким образом фильм не получает сборов, не покрывает затрат, и у руководства появляется «повод» отстранить молодых деятелей от сколь-либо значимых должностей в ближайшем будущем.
«Солнечный принц» — кино о студенческих движениях и объединениях молодёжи, набиравших силу на тот момент. Это были довольно заметные явления для своего времени; и пусть глобально они практически ничего не изменили, их стоит любить за невероятный идеализм, чистоту и веру, которой были пропитаны сообщества в целом и молодые люди по отдельности. И задуманный как светлый, солнечный монумент этим общественным тенденциям, «Принц» стал их горьким памятником. На волшебном киноэкране может твориться что угодно, но в ледяной реальности никто не справится с монстром.
К счастью, дальше была работа на TMS, а после — создание Ghibli. Такахата и Миядзаки превзошли Toei, и их имена запомнятся навеки, тогда как имена корпоративных функционеров не знает и не вспомнит никто. Но сколько есть тех, кто не смог пробиться? Тех, кто не смог ни организовать общественное движение, ни проявиться индивидуально. В виду развернувшейся истории «Принц» смотрится несколько иначе. Дело не в том, что солнечный свет обязательно победит тьму, дело в том, что иначе жить просто нельзя. Когда был организован профсоюз, у Миядзаки и Такахаты были друзья, а у их оппонентов могли быть только подельники.
Если вдаваться в детали самого произведения, то это анимационный фильм без какой-либо возрастной спецификации, как те же «Кот в сапогах» и «Корабль-призрак». Визуальная часть приятная. Отдельные эпизоды выглядят очень оригинально, обладают отличным ритмом и динамикой. Глобально этот ритм иногда проседает. Смысловая нагрузка держится на несложных образах, но достаточно хорошо вплетена в ход событий, её подача не раздражает, не кажется манерной. Зато обескураживает зачастую слишком картинное проявление эмоций у героев. Зачем сочетать эстетику широкоформатного цветного кинематографа с актёрской игрой времён немого кино совершенно не ясно.
Больше всего в фильме радуют элегичные и откровенно «холодные» сцены, их атмосфера и эстетика даже перетягивают на себя акцент с основной идеи: необходимости объединяться, искать товарищей и соратников. Зачастую проглядывается «то миядзаковское», что потом полностью наполняет прекрасных «Принцессу Мононоке» или «Навсикаю». В свою очередь многие элементы всех этих миров были взяты из полюбившейся мэтру «Снежной королевы» Атаманова. Впрочем, «Принц» сам по себе достаточно самобытен и оригинален, чтобы хотя бы «ознакомиться» с ним. Он был несправедливо «положен на полку» в своё время и незаслуженно забыт сейчас.
Безразличие открывает нам дорогу в Вечность (как Каю), Стабильность или Бессмертие (как Хильде). Захотите ли вы пожертвовать этим, чтобы быть Человеком?
5 октября 2015
Признаюсь, большого энтузиазма перед просмотром я не испытывала. Обложка и синопсис недвусмысленно давали понять, что кино рассчитано на детей младшего школьного возраста.
Однако я была приятно удивлена. Мультик конечно классический в том смысле, что там отсутствует популярная сегодня многослойность, направленность на людей разного возраста. Но мультик, несмотря на это, интересный и, в отличие от откровенно детской «Панды. Копанды», здесь присутствует сюжет, интрига и, не побоюсь этого слова, экшн.
Графика тоже не плоха. В ней отсутствует привычное для более поздних работ студии внимание к мелочам, но это даже придаёт фильму особый ретро шарм.
Удивительно, как точно создатели смогли передать атмосферу древнего севера: скандинавскую культуру, обычаи, быт. Это конечно не «Эдда», но для детского мультика, очень даже неплохо.
Мир, в котором живёт Хольс, пока ещё чётко разделён на чёрную и белую половины, но и в нём есть неоднозначный персонаж — Хильда, перед которой стоит непростой выбор. Одинокая девочка, которая так боится снова быть брошенной, что гонит от себя друзей; младшая сестра Грюнвальда — зло с чистым сердцем.
К недостаткам я бы отнесла только излишнюю серьёзность. Добавить в сюжет каплю юмора и самоиронии, было бы совсем не лишним. А то Хольс настолько суров, что начинаешь подозревать, что он жил на территории современного Челябинска.
8 из 10
9 ноября 2011
Маленький мальчишка со скоростью горной реки бежит наперегонки с серебристыми волками, но он не бежит от беды — он сражается. Волки? Кто они? Что им до этого подростка, который ведет себя как мужчина? Но бой идет, идет, молча и ожесточенно, победа на стороне мальчика, и вдруг нелепая случайность — и его оружие забрали враги. Ему нечем защищаться и некуда бежать — но, к его счастью, этот шум и возня разбудил огромного каменного великана, спящего в этих холмах — Хозяина Земли.
Ставшие сразу трусливыми шакалами волки сбегают, а мальчишка вытаскивает из плеча доброго грозного великана занозу — окаменевший меч. Но меч этот весьма непрост — ведь это Солнечный Меч! — и Хозяин Земли со смехом говорит Хорсу:
- Если ты сможешь его перековать — я сам приду к тебе на поклон! И тогда тебя назовут Принц Севера!
Счастливый победный бег Хорса прерван маленьким бурым медвежонком, который спешит сообщить мальчику, что его отец умирает. Отец дает сыну последний завет — плыть на Север, туда, откуда когда-то прибыл он сам, спасая мальчика, плыть назад — и искать друзей. Еще не догорел погребальный костер — как Хорс с медвежонком садится в ладью и отплывает.
Едва не уничтоженный штормом мальчишка и его зверёк находят приют в деревеньке, где царит беда — нет рыбы в реке, которая является главным питанием для жителей, и едва оправившись от путешествия, Хорс снова отправляется драться, чтобы помочь добрым людям. Одна за другой на деревню обрушиваются неприятности, которые несколько трусливых, неискренних и слабых духом людей пытаются списать на счет спасенного мальчишки, но во всех бедах виноват безжалостный дьявол Грунвальд, и удастся ли юному Хорсу победить демоническое существо?
Этот мультфильм стоит посмотреть хотя бы потому, что он является первый совместный проект отцов-основателей самой известной анимационной студии в Японии GHIBLI. Режиссёром этого незабываемого полнометражного анимационного фильма стал Исао Такахата («Могила светлячков»), а аниматором Хаяо Миядзаки («Унесённые призраками»). Именно здесь им впервые удалось полностью раскрыть свой творческий потенциал и создать ту незабываемую атмосферу, которая выделит их шедевры, такие как «Лапута» и «Принцесса Мононоке», в будущем.
В этом аниме много прекрасных песен и музыки, которая заставляет жителей деревни бросать свои дела и оставлять заботы, и просто наслаждаться пением загадочной Хирды.
Так же хочу заметить, что очень колоритными получились зверушки: и бравый медвежонок Коро, и очаровательная белочка Чиро, которая сыграет ещё не последнюю роль в духовном перерождении своей хозяйки.
В целом мультфильм получился добрым и эмоциональным. И так как мультфильм этот уже «в возрасте», то не осмелюсь судить его строго, несмотря на то, что мой разум уже покорили более поздние творения Хаяо Миядзаки и Исао Такахата, ставлю 9 из 10.
Всем желаю приятного просмотра, и пусть каждый оценит его как захочется.
9 из 10
18 августа 2009