Принц севера
Taiyo no oji: Horusu no daiboken
6.4
6.5
1968, боевик, фэнтези, драма
Япония, 1 ч 22 мин
В ролях: Юкари Асаи, Микидзиро Хира, Эцуко Итихара, Джил Мак, Масао Мисима
и другие
Холодные ветра подули в сторону далёких северных деревень. Невиданные напасти опустошают людские селенья одно за другим - призрачные волки, ледяные мамонты и коварные оборотни несут смерть всему живому. И даже закалённые в боях воины не могут противостоять могущественному колдовству демона Грюнвальда, возжелавшего подчинить себе этот суровый край. В это смутное время в одном из селений появляется отважный мальчик Хольс с загадочным мечом, чьё имя - Солнечный. Ещё никто не знает, что его ждут великие битвы, и вскоре люди назовут его Принцем Севера.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Принц севера

английское название:

Taiyo no oji: Horusu no daiboken

год: 1968
страна:
Япония
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , ,
видеооператоры: Дзиро Ёсимура, Юкио Катаяма
композитор:
художник: Матадзи Урата
монтаж:
жанры: боевик, фэнтези, драма, приключения, семейный, мультфильм, аниме
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 21 июля 1968 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 22 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, фэнтези, драма, приключения, семейный, мультфильм, аниме

Видео к мультфильму «Принц севера», 1968

Видео: Трейлер (Принц севера, 1968) - вся информация о мультфильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры мультфильма «Принц севера», 1968

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о мультфильме «Принц севера», 1968

Принц севера

Не мой проект, подумал я, когда начал скучать в начале, даже думал дропнуть. В седине стало смотрибельно, проснулся интерес, чем-то напомнило сказку о ледяной королеве, в каких-то аспектах. Отличные моменты с Хильдой, прям интересно смотреть за ее метаниями, думаешь ну щас-то, она поменяет свое мнение... позже. И это все показано визуально ее метание, прям приятно наблюдать. За интригами в деревне тоже наблюдал не без интереса, думал, какие же люди все же не благодарные, а потом, когда их наказывают, ничуть не жалеет ждал развязки. В принципе задолго до раскрытия некоторых лиц я уже знал, кто они и на чей стороне. Концовка прям динамичная, битва, за не долгую продолжительность, нагнетание обстановки, заканчивается хорошо, прям, как в хорошей детском мультике.

Смотрел в озвучке MC Entertainment

22 августа 2023

Меч Солнца

«Принц севера» прежде всего интересен в историческом плане. Вышедший в 1968 фильм был режиссёрским дебютом Исао Такахаты, а также стал первым крупным проектом для Хаяо Миядзаки. Эти двое, как известно, потом вместе создали студию Ghibli, подарившую нам множество прекрасных произведений. Эта картина вошла в историю анимации как в техническом плане, принеся определённые инновации, так и плане рассказа историй. «Принц севера» был одним из первых произведений японской анимации с вполне взрослым повествованием, затрагиванием внутренней психологии героев, политических и социальным тем и стилизованным насилием. Но как бы громко ни звучали эти слова, нельзя не признать, что фильм выглядит наивно и по-детски в сравнении с современными представителями своего направления.

Так в самом ли деле хороша первая совместная работа Исао Такахаты и Хаяо Миядзаки? Вопрос не самый лёгкий, но одного у картины почти 50-летней давности не отнять — у неё есть своё очарование, благодаря которому не сильно обращаешь внимание на проблемы фильма и его страшную устарелость.

Мальчик Хольс живёт на берегу моря с отцом и говорящим медвежонком (да, звери тут разговаривают, и да, никто не видит в этом ничего необычного). Из-за сражения с волками он случайно пробуждает каменного гиганта. Помогая избавится от «занозы» новоприобрётенному знакомому, Хольс достаёт меч солнца. Гигант рассказывает мальчику пророчество о том, что если меч перековать, им можно сразить злого мага Грюнвальда, а его владелец станет Солнечным принцем (в русской и одной из американских адаптаций — Принцем севера).

После этого мальчик разговаривает с отцом, находящимся при смерти, и тот рассказывает ему, что из-за Грюнвальда в их селении начались жестокие междоусобицы, и он с ещё совсем маленьким Хольсом, в надежде на спасение, ушёл оттуда. Полный решимости, Хольс отправляется в путешествие — отыскать других людей и победить злодея.

Поначалу получаешь некоторое удовольствие от того, как выглядит фильм. Буквально видно, как сменяются анимированные кадры, но потом ты к этому привыкаешь и уже перестаёшь обращать внимание. Но затем — всего пару раз во время крупных побоищ — «Принц севера» внезапно превращается в слайд-шоу. Понятно, что намеченные сцены полноценно анимировать в те годы было бы крайне затратно и едва ли возможно, но современному зрителю к подобному нужно быть морально готовым, чтобы уделить хоть какое-то внимание происходящему на экране.

Что ещё оставляет в недоумении — разница между качеством проработки внешности героев. Волки и особенно сова нарисованы довольно натуралистично, а вот люди на их фоне выглядят уж больно схематично, в том числе и главный герой. А уж совсем карикатурой кажется Грюнвальд. Выглядит он как смесь Чернобога из «Фантазии» и союзмультфильмовской Снежной королевы (последнее скорее всего неслучайно — Миядзаки называл «Королеву» тем, что для него определило выбор карьеры), что само по себе интересная смесь, но при этом от него не чувствуешь угрозы. От появляющегося в конце гигантского ледяного мамонта — да, но не от самого злодея.

Не составляет труда понять, какую роль сыграет появившаяся в середине Хильда — вместе с милой белочкой и совой, у которой чисто злодейские глаза. Изначальное поведение девочки так и вовсе заставляет сравнить её с умалишённой. Но эти и прочие вещи пропитаны наивностью происходящего, что не даёт судить фильм строго. Это произведение своего времени, и тем оно сейчас и любопытно.

Если вам сколь-нибудь интересна история анимации, то на «Принца севера» определённо стоит обратить внимание. В остальном он более чем необязателен.

6 из 10

15 октября 2016

Грубоватый эксперимент, с которого начали мастера.

Вообще, сложно оценивать фильмы, вышедшие почти полвека назад, особенно, мультипликационные. Итак, перед нами японский самородок под названием «Принц севера», ставший по сути первой работой великих Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты. Разумеется, большинству людей известен именно Хаяо, но и его лучший друг тоже принес миру множество замечательных историй.

Скажу сразу. Несмотря на то, что мне нравятся многие японские мультики (некоторые даже вошли в список моих любимых фильмов), но поклонником и уж тем паче фанатом я себя не считаю, ибо там тоже есть свои клише и доля идиотизма.

Но вернемся к «Принцу севера». В какой-то степени, порой я буду приводить в пример персонажей или кино (анимационное или нет), просмотренное накануне или из списка любимых картин. Я не могу сказать, понравился мне мульт или нет, потому что в нем присутствует серьезный дисбаланс, действительно сбивающий меня с толку, отчего в первый раз лет 6 назад я с трудом его смотрела.

Конечно, это старый мультик с простой историей о нескончаемой борьбе добра со злом в самом простейшем ключе, со своими плюсами и недостатками, но то, как это представлено, вообще отдельная тема.

С одной стороны, мы имеем потрясающие фоны холодной суровой и дикой природы и высоких гор, темное ледяное царство, в котором прямо ощущается советская «Снежная Королева». И мне действительно приятно смотреть на этот холод! Меня всегда завораживали такие просторы. Вот у нас серьезный сеттинг с суровым и осязаемым тоном, с буйством воображения и отдыхом глаз… Но его тут же сменяют абсолютно плоские и тусклые фоны никому не нужной деревни и бесснежной долины. Ну серьезно! Все то, что было поистине клевым и красивым в этом мультфильме, было связано с зимними пейзажами, снежными серебряными волками, белоснежными совами, жуткими воронами-стражами и ледяными чудищами. Почему нельзя было сделать весь мультфильм в этом сеттинге? Такая атмосфера пропадает…

Плюс, здесь будто есть свои Инь и Янь. Прекрасным пейзажам, эпичной и цепляющей музыке, интересно изображенному активному экшену и действительно крутым эпизодам в противовес мы имеем очень много странных и глупых моментов, которые очень неприятные, тупые и бессмысленные, отчего стыдно становится.

С другой, мы имеем достаточно неприятных (для меня, по крайней мере) персонажей. И вот тут, пожалуй главная проблема мультфильма. Тут вам не будет, к примеру, эксцентричного Джека Скеллингтона, мужественной Нэтти Ганн, неунывающего и целеустремленного воришки-весельчака Люпена или оптимистичного кота Перро, противоречивого принца Зуко, прямолинейной и храброй Тоф. То есть, сложных, неординарных и живых героев тут нет. Все скучные, излишне для пафоса серьезные. Да еще и идиотский поворот с пророчеством. Справедливости ради хочется сказать, что у главного героя есть кое-какие личные счеты со злодеем и личные причины ненавидеть его, а не просто «ты тут беснуешься, а я пришел просто всех освободить». Но мальчонка мне, увы, не импонирует. Вроде и восхищаешься его настойчивостью и находчивостью, его стойкостью, но это не Таро сын дракона, не боевой добродушный пацан. Остальные персонажи вообще не выдерживают никакой критики. Они раздражающие, беспомощные, ненужные, да еще и противные и надменные. Так что, когда есть тупые герои, адекватный человек будет болеть за злодея.

Вообще, зачатки интересного и неоднозначного персонажа имела девчонка Хильда, но даже она не смогла покорить меня. Вроде и душевные терзания есть, внутреннее противоречие и несогласие с мнением вероломного «брата», но суть в том, что она пассивный, а не активный персонаж. Она во всех смыслах пассивна. Практически ничего не делает, только слушает сов и белочек. Будь она активным анти-героем или символическим персонажем (какой является активная и живая принцесса Мононоке), проблем бы не было.

Теперь отдельно поговорим о злодее сего мультфильма, который идеально вписывается в тот шикарный сеттинг (фактически в плюсы) и спокойно может зваться сыном Снежной Королевы. То ли демон холода, то ли темный колдун по имени Грюнвальд. Конечно, он не пугает так, как это делали гиперреалистичные садисты судья Фролло и судья Дум (которых, кстати, запросто можно назвать единоутробными братьями, поскольку созданы одним и тем же человеком — Кэти Зилински); но и не обладает харизмой и глубиной, которые были присущи моим возлюбленным демонам — Аку и Кроули (вот это действительно отлично прописанные персонажи, живые, умные и делающие все искренне; да и поучиться у них можно многому, что забавно, хорошему и полезному). Но наблюдать за Грюнвальдом все равно интересно! Может сейчас он и выглядит скудно, но какой-то собственный злодейский шарм у него есть. Вроде мы имеем типичного мизантропа, уничтожающего все, что имеет сердцебиение. Этакий беспощадный убийца, желающий заполонить землю мертвой ледяной и безразличной жизнью, несущий раздор. Но вот в чем дело. А почему чародей с холодным сердцем пощадил детей? Почему он предлагал им стать его братом и сестрой? То ли ему скучно, то ли просто обычная прихоть, или же садистская наклонность оставить морально разбитого человека медленно и вдумчиво умирать… Но зачем он предлагал им стать ему братом или сестрой? То же самое относилось к Снежной Королеве (зачем ей пацан, если она и так бессмертна? ей не нужен наследник). Хотя, если мне предлагают стать бессмертной, не нуждаться в ком-то или чем-то, быть обученной защищаться, путешествовать по миру… Хм, почему бы и нет? Но даже здесь можно выдвинуть вполне логичное предположение, если вы знакомы с природой ледяных существ в фольклоре или сказках:

Если учесть тот факт, что Андерсен придумал Снежную Королеву, когда его умирающий отец в бреду «увидел холодную женщину, протянувшую ему руку и увезшую его в типа мир иной», то тут все становится ясно — девочка пытается вернуть мертвого друга к жизни. Обычно лед/холод символизирует безразличие, одиночество, отчаяние, апатию, жестокость и бесконечность. Так что, возможно, Грюнвальд как воплощение всего этого непроизвольно был одинок целую вечность, потому нашел утешение в компании детей, которые в будущем станут подобны ему самому. Компания бесчувственных и внутренне погибших. И это действительно интересный элемент.

В итоге пустота…

6 из 10

3 января 2016

«Провалившийся в прокате» полвека назад и не очень жалуемый поклонниками японской анимации ныне, «Солнечный принц» вызывает интерес в первую очередь как совместный проект Исао Такахаты и Хаяо Миядзаки. И чтобы эта рецензия была хоть каплю интересной, я в первую очередь расскажу не о том, какой у них получился фильм, а какая у них получилась жизнь во время этого фильма. А ещё раньше попробую расшифровать незамысловатый конец, который звучит уже на первых минутах наставлением главному герою от отца: «Найди товарищей».

Не очень понимая современную фильму обстановку и зная обстановку нынешнюю сразу проникаешься неким скептицизмом, недоверием к очень уж простой и не сработавшей на долгой дистанции идеологии произведения. Пятьдесят лет (огромный период, в течение которого человечество успело безвозвратно уничтожить сотни биологических видов, нарастить совершенно безумный запас ядерного оружия и катастрофически загадить планету) Япония практически топчется на месте. Это страна ужасающих социальных показателей и средневековой морали. На фоне происходящего утешительные фильмы вроде недавних гибливских «Склонов Кокурико» выглядят откровенными попытками самообмана.

Но вернёмся из эпохи современного исступлённого, беспомощного разложения, маскирующегося за симулякром постмодернизма, в век двадцатый, когда Надежда была юной и привлекательной, и столь же очаровательной молодёжь хотела видеть «свою» Новую Японию. Что бывает с теми, кто не уважает старших и не хочет делиться с ними всем своим: здоровьем, славой, жизнью? Вот что произошло в 21 веке: Такаёси Сато, годами ишачившего на производстве Сайлент Хилла, проявлявшего нездоровые амбиции и бессовестно выполнявшего намеренно неадекватно завышенные требования начальства, «заметили» и «повысили» до ответственной должности. Далее, не смотря на финансовый успех и мировое признание игр, его обвинили в перерасходе бюджета, и прекрасный разработчик (слишком прекрасный для японской корпорации) вынужден был уйти из Konami.

А теперь снова возвращаемся на 50 лет назад. Такахата и Миядзаки не просто выдающиеся молодые работники корпорации Toei, они — создатели профсоюза. Они занимаются именно тем, чем занимались профсоюзы. Нет, не крышуют нелегальную деятельность и не устраивают пьянки. Я про другие профсоюзы. Они требуют улучшения условий труда и повышения зарплат. Серьёзно. Другими словами — всячески унижают старших. Что ж, молодым у нас везде дорога, молодые у нас снимают полнометражный анимационный фильм. Они снимают фильм о том, чем в это время живут сердца молодых по всей Японии. … А потом студия «сливает» этот проект.

Вскоре после выхода «Солнечного принца» снимают с проката по желанию самой Toei Doga. Таким образом фильм не получает сборов, не покрывает затрат, и у руководства появляется «повод» отстранить молодых деятелей от сколь-либо значимых должностей в ближайшем будущем.

«Солнечный принц» — кино о студенческих движениях и объединениях молодёжи, набиравших силу на тот момент. Это были довольно заметные явления для своего времени; и пусть глобально они практически ничего не изменили, их стоит любить за невероятный идеализм, чистоту и веру, которой были пропитаны сообщества в целом и молодые люди по отдельности. И задуманный как светлый, солнечный монумент этим общественным тенденциям, «Принц» стал их горьким памятником. На волшебном киноэкране может твориться что угодно, но в ледяной реальности никто не справится с монстром.

К счастью, дальше была работа на TMS, а после — создание Ghibli. Такахата и Миядзаки превзошли Toei, и их имена запомнятся навеки, тогда как имена корпоративных функционеров не знает и не вспомнит никто. Но сколько есть тех, кто не смог пробиться? Тех, кто не смог ни организовать общественное движение, ни проявиться индивидуально. В виду развернувшейся истории «Принц» смотрится несколько иначе. Дело не в том, что солнечный свет обязательно победит тьму, дело в том, что иначе жить просто нельзя. Когда был организован профсоюз, у Миядзаки и Такахаты были друзья, а у их оппонентов могли быть только подельники.

Если вдаваться в детали самого произведения, то это анимационный фильм без какой-либо возрастной спецификации, как те же «Кот в сапогах» и «Корабль-призрак». Визуальная часть приятная. Отдельные эпизоды выглядят очень оригинально, обладают отличным ритмом и динамикой. Глобально этот ритм иногда проседает. Смысловая нагрузка держится на несложных образах, но достаточно хорошо вплетена в ход событий, её подача не раздражает, не кажется манерной. Зато обескураживает зачастую слишком картинное проявление эмоций у героев. Зачем сочетать эстетику широкоформатного цветного кинематографа с актёрской игрой времён немого кино совершенно не ясно.

Больше всего в фильме радуют элегичные и откровенно «холодные» сцены, их атмосфера и эстетика даже перетягивают на себя акцент с основной идеи: необходимости объединяться, искать товарищей и соратников. Зачастую проглядывается «то миядзаковское», что потом полностью наполняет прекрасных «Принцессу Мононоке» или «Навсикаю». В свою очередь многие элементы всех этих миров были взяты из полюбившейся мэтру «Снежной королевы» Атаманова. Впрочем, «Принц» сам по себе достаточно самобытен и оригинален, чтобы хотя бы «ознакомиться» с ним. Он был несправедливо «положен на полку» в своё время и незаслуженно забыт сейчас.

Безразличие открывает нам дорогу в Вечность (как Каю), Стабильность или Бессмертие (как Хильде). Захотите ли вы пожертвовать этим, чтобы быть Человеком?

5 октября 2015

Признаюсь, большого энтузиазма перед просмотром я не испытывала. Обложка и синопсис недвусмысленно давали понять, что кино рассчитано на детей младшего школьного возраста.

Однако я была приятно удивлена. Мультик конечно классический в том смысле, что там отсутствует популярная сегодня многослойность, направленность на людей разного возраста. Но мультик, несмотря на это, интересный и, в отличие от откровенно детской «Панды. Копанды», здесь присутствует сюжет, интрига и, не побоюсь этого слова, экшн.

Графика тоже не плоха. В ней отсутствует привычное для более поздних работ студии внимание к мелочам, но это даже придаёт фильму особый ретро шарм.

Удивительно, как точно создатели смогли передать атмосферу древнего севера: скандинавскую культуру, обычаи, быт. Это конечно не «Эдда», но для детского мультика, очень даже неплохо.

Мир, в котором живёт Хольс, пока ещё чётко разделён на чёрную и белую половины, но и в нём есть неоднозначный персонаж — Хильда, перед которой стоит непростой выбор. Одинокая девочка, которая так боится снова быть брошенной, что гонит от себя друзей; младшая сестра Грюнвальда — зло с чистым сердцем.

К недостаткам я бы отнесла только излишнюю серьёзность. Добавить в сюжет каплю юмора и самоиронии, было бы совсем не лишним. А то Хольс настолько суров, что начинаешь подозревать, что он жил на территории современного Челябинска.

8 из 10

9 ноября 2011

И тогда тебя назовут Принц Севера!

Маленький мальчишка со скоростью горной реки бежит наперегонки с серебристыми волками, но он не бежит от беды — он сражается. Волки? Кто они? Что им до этого подростка, который ведет себя как мужчина? Но бой идет, идет, молча и ожесточенно, победа на стороне мальчика, и вдруг нелепая случайность — и его оружие забрали враги. Ему нечем защищаться и некуда бежать — но, к его счастью, этот шум и возня разбудил огромного каменного великана, спящего в этих холмах — Хозяина Земли.

Ставшие сразу трусливыми шакалами волки сбегают, а мальчишка вытаскивает из плеча доброго грозного великана занозу — окаменевший меч. Но меч этот весьма непрост — ведь это Солнечный Меч! — и Хозяин Земли со смехом говорит Хорсу:

- Если ты сможешь его перековать — я сам приду к тебе на поклон! И тогда тебя назовут Принц Севера!

Счастливый победный бег Хорса прерван маленьким бурым медвежонком, который спешит сообщить мальчику, что его отец умирает. Отец дает сыну последний завет — плыть на Север, туда, откуда когда-то прибыл он сам, спасая мальчика, плыть назад — и искать друзей. Еще не догорел погребальный костер — как Хорс с медвежонком садится в ладью и отплывает.

Едва не уничтоженный штормом мальчишка и его зверёк находят приют в деревеньке, где царит беда — нет рыбы в реке, которая является главным питанием для жителей, и едва оправившись от путешествия, Хорс снова отправляется драться, чтобы помочь добрым людям. Одна за другой на деревню обрушиваются неприятности, которые несколько трусливых, неискренних и слабых духом людей пытаются списать на счет спасенного мальчишки, но во всех бедах виноват безжалостный дьявол Грунвальд, и удастся ли юному Хорсу победить демоническое существо?

Этот мультфильм стоит посмотреть хотя бы потому, что он является первый совместный проект отцов-основателей самой известной анимационной студии в Японии GHIBLI. Режиссёром этого незабываемого полнометражного анимационного фильма стал Исао Такахата («Могила светлячков»), а аниматором Хаяо Миядзаки («Унесённые призраками»). Именно здесь им впервые удалось полностью раскрыть свой творческий потенциал и создать ту незабываемую атмосферу, которая выделит их шедевры, такие как «Лапута» и «Принцесса Мононоке», в будущем.

В этом аниме много прекрасных песен и музыки, которая заставляет жителей деревни бросать свои дела и оставлять заботы, и просто наслаждаться пением загадочной Хирды.

Так же хочу заметить, что очень колоритными получились зверушки: и бравый медвежонок Коро, и очаровательная белочка Чиро, которая сыграет ещё не последнюю роль в духовном перерождении своей хозяйки.

В целом мультфильм получился добрым и эмоциональным. И так как мультфильм этот уже «в возрасте», то не осмелюсь судить его строго, несмотря на то, что мой разум уже покорили более поздние творения Хаяо Миядзаки и Исао Такахата, ставлю 9 из 10.

Всем желаю приятного просмотра, и пусть каждый оценит его как захочется.

9 из 10

18 августа 2009

Боевик Принц севера появился на телеэкранах в далеком 1968 году, его режиссером является Исао Такахата. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Юкари Асаи, Микидзиро Хира, Эцуко Итихара, Джил Мак, Масао Мисима, Хисако Оката, Корина Орр, Рэй Оуэнс, Эидзиро Тоно, Хисаси Ёкомори, Тадаси Ёкоути, Ясуси Нагата, Токуко Сугияма, Асако Акадзава, Юрико Абэ.

Страна производства - Япония. Принц севера — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.