Рейтинг фильма | |
![]() |
7 |
![]() |
7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Люблю тебя, люблю |
английское название: |
Je t'aime, je t'aime |
год: | 1968 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «The past is the present and future in Alain Resnais' new time machine.» |
режиссер: | Ален Рене |
сценаристы: | Жак Штернберг, Ален Рене |
продюсер: | Маг Бодар |
видеооператор: | Жан Боффти |
композитор: | Кшиштоф Пендерецкий |
художники: | Жак Дюгье, Паке |
монтаж: | Альбер Юргенсон, Колетт Лелу |
жанры: | фантастика, драма |
|
|
Финансы | |
![]() |
$8 676 |
Дата выхода | |
![]() |
24 апреля 1968 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 34 мин |
Жиль Делез назвал фильм Рене «Люблю тебя, люблю» в числе трех, наряду с «Звенигорой» Довженко и «Головокружением» Хичкока, наиболее полно выразивших «существование человека в потоке жизни и времени» (если правильно помню формулировку). Что удивительно, но, несмотря на крайний формализм последних двух третей повествования (первая из них выполняет функции служебной вспомогательной экспозиции), данная лента достаточно легко смотрится, быть может, именно благодаря фантастическому допущению в сюжете, которое нужно Рене для того, чтобы вновь погрузить зрителя в пространство человеческой памяти. Делез считал Рене одним из наиболее последовательных выразителей «образа-времени» в кинематографе, то есть создателем кино такого рода, где время демонстрирует себя не опосредованно (как в «образе-движении»), а напрямую.
Герои фильмов «образа-времени» чаще всего пассивны и ведут себя как зрители собственной судьбы, не в силах ничего изменить. Это можно сказать и о героях «Смерти в Венеции» или «8 1/2 », но касательно персонажа Клода Риша в «Люблю тебя, люблю» особенно. Чем дальше, тем больше тот теряет себя, становясь свидетелем разворачивающегося перед ним прошлого, в котором он стремится разобраться подобно героям «Мариенбада» или «Хиросимы». Сценарист данной ленты Жак Штернберг делает все от себя возможное, чтобы прошлое героя Риша заключало в себе некую загадку сделанных им действий. Почему персонаж совершает те или иные поступки и решается в итоге на радикальный шаг в своей судьбе? Чтобы разобраться в этом, герою и зрителю предстоит погрузиться в прошлое.
Конечно, «Люблю тебя, люблю» - не детектив, вернее детектив в той же мере, что и фантастика (то есть в минимальной). Изощренный монтажный формализм картины, который в сравнении с хаосом кадров в «Мюрюэль» - шаг вперед (по крайней мере в данной ленте Рене создает более целостную схему сюжета со множеством монтажных лейтмотивов и рефренов, почти как в музыке). Кстати, работая в данном случае с Пендерецким, как когда-то с Хенце над «Мюриэль», Рене делает сам визуальный строй своих картин аналогом атональной музыки, синхронизируя акустический и изобразительный элементы. Разбирая фильмы Рене, Делез использует терминологию математики (в частности пространства Римана) и нейрофизиологии мозга, тягаться с ним в этой связи, по меньшей мере, нелепо, отмечу лишь, что фрагменты текста «Кино», посвященные анализу лент Рене, одни из самых вдохновенных в книге, заметно, что Рене – один из любимых режиссеров Делеза.
Спускаясь же с небес на землю и от абстракций к конкретике, нельзя не увидеть всей специфичности любви Клода к Катрин в «Люблю тебя, люблю»: эта «любовь» не мешает ему напропалую изменять ей (хитросплетенья измен здесь почти как у Эрика Ромера). В таком случае прорастание прошлого из одной лишь минуты счастья весьма показательно: режиссер демонстрирует, как само время убивает любовь, ибо движение времени – это увеличение присутствия смерти в повседневности. Жизнь во времени – это постепенное умирание, угасание жизни, ее токов в человеке. «Люблю тебя, люблю» - кино о растворении любви, а значит и жизни, в пространстве прошлого, то есть завоеванном смертью. Это действительно один из самых безысходных фильмов Рене, ибо, исходя из него, получается, что у любви нет шансов, если она разворачивается во времени, если она заражена тлением, если это земная любовь.
Мне представляется, что демонстративный отказ Алена Рене в середине 1980-х от собственных модернистских кинематографических достижений был вызван не только исчерпанностью эстетического характера (ведь наступала эра постмодерна и смешения жанров), но и не в последнюю очередь усталостью от депрессивности своего творчества 1960-1970-х, достигшей пика в «Провидении». По этой причине постепенно прививая собственному кино элементы комедии уже в картинах «Мой американский дядюшка» и «Жизнь – это роман», Рене избавлялся тем самым от тяжкого груза философем, воспринятых слишком всерьез, в том числе и в «Люблю, тебя, люблю», что, конечно, не делает этот фильм хуже, чем последующие работы этого постановщика.
11 июня 2024
В данном случае перед нами 100% классическое авторское кино, в котором фантастика (а именно путешествие во времени) — лишь повод для рассказа событий, происходящих на экране. Как становится ясно в ходе просмотра, режиссера картины Алена Рене эта самая фантастика интересует в самую последнюю очередь.
Гораздо больше Рене увлечен воссозданием на экране скомканной и запутанной структуры повествования о жизни главного героя, в которой события, происходящие в разные временные периоды причудливым образом переплетаются между собой, происходят параллельно друг другу или в нарушение реальной последовательности, а может быть все еще сложнее, и это вымысел и мечты Риддера, а не настоящие события его жизни?
В этом и придется разбираться зрителю, которому уготованы отнюдь не легкие и беззаботные полтора часа. Простая, казалось бы, история несчастной любви, напрочь лишенная линейности в повествовании, превращается в необычный киноэксперимент, который, вероятно, придется по душе не каждому.
Незатейливое и короткое путешествие во времени превращается в полноценный сеанс психоанализа, в рамках которого главный герой возвращается в свое прошлое, но возвращается лишь в качестве стороннего наблюдателя.
Вот Клод вновь работает в издательстве, вот он вновь мечтает уехать к морю, вот встречается с Катрин — и… минута, отведенная на эксперимент, давно прошла, но Риддер не возвращается.
Клод, вернувшись в свое прошлое, уже не в силах вернуться назад, неумолимо приближаясь к трагическим событиям своей жизни. Эксперимент, успешно прошедший на белых мышах, в случае с человеком дал сбой, и чем он закончится — неизвестно. Ученым остается лишь ждать исхода, который, скорее всего, будет печальным.
«Люблю тебя, люблю» — не первая попытка Алена Рене исследовать и воспроизвести на экране структуру многократного повторения одного и того же материала. Несколькими годами ранее в картине «В прошлом году в Мариенбаде» подобный эффект достигался при помощи повторяющихся диалогов, здесь же на помощь приходят монтажные ножницы и пара сцен из прошлой жизни, вновь и вновь всплывающих в воспоминаниях Клода и предстающих перед зрителем на протяжении всей картины.
Сложное, непривычное, медленное и тягучее кино (про которое многие скажут, что это «лютая хрень»), которое хоть и связано с путешествиями во времени, но нацелено на гораздо более сложные материи, в которых такие понятия как любовь, память и сознание показаны с необычного ракурса, что достигается во многом при помощи необычного характера повествования и монтажа материалов картины.
«Мне хотелось бы при помощи кинематографа приблизиться к сложности мысли, к ее внешним, «механистическим» проявлениям. При приближении к подсознательному рождается чувство. Кинематографу остается лишь монтировать эти чувства», — сказал однажды Ален Рене про данный фильм.
Несмотря на то, что фильм был включен в официальную программу Каннского фестиваля в 1968 году, картина была впоследствии практически забыта и вновь привлекла к себе внимание лишь в начале двухтысячных, когда ее повторно выпустили в прокат. Как результат, в сети в настоящее время присутствует лишь копия с посредственным русским переводом, который местами пропускает сцены и многие фразы персонажей.
12 мая 2020
Французские ученые, нашли в больнице человека — Клода Риша, пережившего неудачную попытку самоубийства. Ученым нужен подопытный для опасного эксперимента и Риш, не желающий жить им подходит. Ему предлагают с помощью некого прибора вернутся на одну минуту в прошлое, на год назад. Дескать оправляли туда мышей, все вернулись, но нужен кто-то кто мог бы рассказать впечатления.
Путешествие тут не такое, как в машине времени, когда ты оказываешься в прошлом, можешь там ходить, бродить и убить какого нибудь Гитлера. Нет, герой просто возвращается в самого себя годичной давности и снова переживает все впечатления. Риш вернулся в то светлое время, когда жена ещё была жива и они отдыхали на курорте.
Но дальше механизм дает сбой и Риш начинает скакать туда сюда по своему прошлому и мы постепенно узнаем что случилось с женой и почему Риш покончил с собой и как это сделал. Все эти скачки туда сюда показаны сбивчиво бессистемно, по минуте и зачастую повторяются. Длится все это почти час. Безусловно, наверное для своего времени приемчик был свеж и будоражил умы. Но сейчас смотреть это было тягостно и видели мы уже такое ни раз и не два и в более лучшем исполнении.
6 из 10
27 августа 2019
Что-то не получилось личной жизни? Была попытка самоубийства? Винишь себя в смерти другого человека? Общество будущего внимательно относится к подобным вопросам и предоставляет шанс вернуться в прошлое. Попробовать все пройти еще один раз и разобраться в причинах трагедии. Но, что делать, если опять все идет не так?
Именно этим вопросам посвящен «Люблю тебя люблю» Алена Рене. Фильм, который вполне можно причислить к жанру научной фантастики по формальным признакам, фактически конечно же является мелодрамой, развивающей темы затронутые в «Мариенбаде» и «Мюриэль», а также предшествующие «Моему американскому дядюшке».
Как и указанные ранние фильмы Рене, несмотря на небольшой хронометраж, картина кажется затянутой. Таким образом, Рене снижает уровень интриги отдавая приоритет обсуждению вопросов бытовых, которые вероятно по его мнению и были определяющими.
Это обстоятельство, как мне кажется и снижает интерес к картине. Хотя, талант постановщика, его оригинальность и самобытность безусловно оставляют самое сильное впечатление. и выделяют эту картину из массы других ремесленных ее отображений, сделанных позднее.
Кстати, тут можно вспомнить не менее поэтический «Без конца», не менее поэтического и талантливого Кесльевски, который кстати очень тонко взаимосвязан с «Люблю тебя, люблю», при этом оставаясь самостоятельным произведением.
В итоге: на мой взгляд, не самая удачная работа Алена Рене. Впрочем, он на высоком уровне, в своем фирменном стиле, отточенном на «Мариенбаде» и «Мюриэль» снял вариацию на тему взаимоотношений Мужчина-Женщина.
7 из 10
15 декабря 2012
Клод Ридер обычный служащий в издадельстве. Целыми днями он правит чужие тексты, втайне мечтает бросить все и уехать, неважно куда. Ещё он любит Кристин. С ней он счастлив. Вместе они уже 6 лет. Затем по неясным причинам расстаются. Вскоре после этого Клод совершает попытку самоубийства.
Его спасают, дарят второй шанс, и даже больше… Группа ученых предлагает ему нечто фантастическое. Вернуться на год назад, когда Клод и Кристин были ещё вместе… Но эксперимент выходит из под контроля. Клод начинает теряться в лабиринтах собственного прошлого.
чевидно, для Рене фантастическое допущение о возможности вернуться в прошлое лишь средство. Его цель исследование сложности человеческой души, сложных механизмов человеческой памяти, взаимоотношений между мужчиной и женщиной…
Темп фильма очень медленный, хотя история подается коротенькими фрагментами из прошлого главного героя так, что порой фильм напоминает калейдоскоп. Рене удается передать глубину и запутанность переживаний обычного человека, удается приблизиться к подсознательному скрытому в каждом из нас.
9 из 10
8 мая 2009