Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Взорванный ад |
год: | 1967 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Иван Лукинский |
сценарий: | Афанасий Салынский |
продюсер: | Таги Алиев |
видеооператор: | Вадим Корнильев |
композитор: | Леонид Афанасьев |
художник: | Людмила Безсмертнова |
монтаж: | Ксения Блинова, Р. Скорецкая |
жанр: | боевик |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 июля 1967 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
- можете не сомневаться, я честно и до конца выполню свой долг
Тема коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны в советском кинематографе была табу. Всем была известна судьба замечательного во всех отношениях военного боевика «Проверка на дорогах». Картина пролежала на полке много лет. Менее известно то, что культовый сериал «Противостояние» Семена Арановича подвергся серьезной корректировке как раз также по причине того, что в полной мере вопросы сотрудничества советских граждан с нацистами тогдашние «продюсеры» не стремились раскрывать.
Картина «Взорванный ад» оказывается в этом списке белой вороной. Фильм не только вышел на экраны в шестидесятые, но и задал действительно острый, резкий и непредсказуемый нарратив. Начинается фильм в концентрационном лагере. Узникам делают предложение от которого сложно отказаться — жизнь и спасение в обмен на предательство. Однако вербовкой диверсантов дело не ограничивается. Понятно, что получив спасение многие парни первым же делом пойдут с повинной в НКВД или воздержатся от каких-либо действий против Родины. Вначале обучение, потом проверки. За это время разворачивается настоящая интрига. Некоторые диверсанты на самом деле дали согласие сотрудничать лишь формально. Самые отчаянные из них берут на себя инициативу по сбору вражеских документов и уничтожению наиболее радикальных «стажеров». А это уже подводит все к ситуации, когда каждый может в любой момент отказаться от сопротивления и сдать товарищей. Люди говорят друг друг одно, делают другое, но все равно оставляют шанс переметнуться на другую сторону. Ситуация подойдет к тому, что не будет ясно кто за кого на самом деле. И этот момент в ленте, как мне представляется, наиболее выдающийся в силу своей реалистичности. Мы видим взаимодействие между персонажами. Они общаются, рассказывают о своих планах. Но на какой стороне они на самом деле неясно. Нацисты уверяют в советском патриотизме, а о тех, кто наносит реальный урон Рейху сами фашисты весьма хорошего мнения. Геннадий Бортников, Николай Скоробогатов, Имеда Кахиани, Сергей Яковлев — по их лицам нельзя понять плохие они или хорошие. Обычные мужчины, которым приходится сдавать экзамен на человечность.
- если за всем этим смерть... бесславная смерть в мундире изменника, то они никогда не узнают правды. Надо побольше успеть. Побольше успеть. Обстоятельства не могут быть сильнее меня пока я человек.
Нужно отметить и две женские роли. Людмила Гурченко ненадолго появится в роли немки Греты — певицы, развлекающей фашистов. Привычно экспрессивная артистка выдала свой номер совсем в другом, минорном, регистре. Эта небольшая работа прекрасно очерчивает высочайший исполнительский диапазон Гурченко.
Позабытая латвийская актриса Ева Мурниеце очень тонко исполнила роли возлюбленной главного героя — Анны. Анна — учительница, сотрудничающая с фашистами, но кажется, что она глубоко презирает все происходящее вокруг. Это глубоко переживающий, страдающий человек. В активе у Евы было не так много олей в кино, но «Взорванный ад» стал как раз тем самым фильмом в котором актриса показала себя с лучшей стороны. Именно с ее персонажем связано много недомолвок. Так получается, что можно предположить многое. И то, что она стала жертвой контрразведки, и то, что она сотрудничала с нацистами, и то, что сломалась и не выдержала напряжения... Все это создает вокруг женщины дополнительный ореол таинственности, влияющий на поступки и точку зрения главного героя.
Особо нужно выделить и локации для съемок. При просмотре складывается впечатление, что картина снималась в Германии. Однако Калининград и Мукачевский замок стали весьма достойной заменой.
8 из 10
23 марта 2024
«Ужас нельзя описать, — его можно только испытать…»
У этого фильма длинная предыстория. Снят он в 1967 году, но началось всё намного раньше. Раньше, чем режиссёр Иван Лукинский снял свой первый фильм. Раньше, чем Афанасий Салынский начал свою литературную деятельность. Раньше, чем началась Великая Отечественная война. У Сергея Чуева, специализирующегося в области истории Второй мировой войны, имеется капитальный труд под названием «Спецслужбы Третьего рейха». Страницы этой книги помогут пролить свет на то, что описал Салынский в своей пьесе «Камешки на ладони» (1965). За несколько месяцев до нападения на СССР периферийные органы германской военной разведки — «Абверштелле» (ACT) — в Кенигсберге, Штеттине, Вене и Кракове организовали разведывательные и диверсионные школы, в которых проводилась подготовка разведчиков-диверсантов, предназначенных для использования против Советского Союза. Первоначально эти школы комплектовались агентурой, завербованной из белоэмигрантской молодёжи и членов различных антисоветских националистических организаций. Агенты, окончившие школы, забрасывались в тылы советских войск с разведывательными и диверсионными заданиями. Однако практика показала, что агенты из белоэмигрантской среды плохо ориентировались в советской действительности. С началом боевых действий на советско-германском фронте германская разведка приступила к расширению разведывательно-диверсионных школ по подготовке квалифицированной агентуры. Такие школы были организованы при штабе «Валли» и «АСТ-Остланд», а также разведывательных и диверсионных абверкомандах, действовавших при армейских группировках «Митте», «Зюд» и «Норд».
Агентура для этих разведшкол набиралась в основном среди советских военнопленных, из антисоветского и уголовного элемента перешедшего на сторону германской армии. В Абвере считали, что агентуру из военнопленных можно быстрее подготовить для зафронтовой работы и легче внедрить в части Красной Армии. Фильм Лукинского рассказывает именно об этом: из концлагеря в Ройтенфуртскую школу немецкой разведки направлена часть бывших советских разведчиков, завербованных из числа военнопленных, для будущей заброски в СССР. Среди них — Николай Вережников, который, не будучи профессиональным разведчиком, сумел навязать собственную игру и помешать планам врага. Мало кто знает о том, что главный герой фильма Николай Смеречинский — реальный персонаж. Сценарист Афанасий Салынский не стал даже менять его имя — оно такое же настоящее, как и сам герой. Николай Смеречинский попал в плен в 1941 году. В лагере военнопленных немцы отбирали из своих узников наиболее подходящих людей и направляли их в Ройтенфуртскую школу немецкой разведки, где готовили будущих диверсантов и шпионов. Уже много лет спустя Николай Смеречинский, пересматривая фильм со своими учениками, сотрудниками КГБ, пояснял им, как это было: «Отобранных бойцов готовили едва ли не как космонавтов, проверяя выносливость, изучая их повадки, характер. Их проверяли на каждом шагу, следили за каждым вздохом. Одно лишь в фильме оказалось вымыслом — постановщики добавили романтики. Не было никаких девушек. Нас туда бросили как игрушечных солдатиков и тренировали. В группы курсантов немцы внедряли своих «шпионов», агитировали самих узников доносить друг на друга, следить друг за другом, выявлять тех, кто пытался вести подрывную деятельность в школе».
После окончания фильма зритель мог лишь гадать, что стало дальше с главными героями. Сегодня это уже не тайна. После высадки двойные агенты, нейтрализовав «лишнего», если таковой среди них был, направлялись в ближайшее отделение НКВД. Набрав достаточное количество двойной агентуры в рядах новых воспитанников немецкой разведшколы, Николай Смеречинский все же вернулся на Родину. В 1942 году его группу забросили в Рязанскую область. Там, встретившись с местными чекистами, они предоставляли добытые в школе секретные сведения — микропленки со снимками личных дел диверсантов и планы их высадок. Это послужило им пропуском домой и гарантией того, что не будут расстреляны. По заданию немцев Смеречинский со своим радистом должен был собирать и передавать немецкому командованию сведения о работающих в советском тылу заводах, о ходе мобилизации, и другую информацию, которая бы могла сыграть определённую роль в войне. Руководство НКВД эту задачу решило использовать в свою пользу. Смеречинский с помощником были перенаправлены в Чкалов. И уже здесь, до окончания войны, совместно с оренбургскими и казахстанскими сотрудниками НКВД вели радиоигру «Дуэт». Передавали немцам сведения, вводившие противника в заблуждение, а от тех собирали информацию о предстоящих высадках новых групп. Десант выбрасывался на территории Казахстана. Каждую новую группу встречали подготовленные люди. На каждого нового «шпиона» уже имелись личные дела. До 1944 года в этих группах часто прибывали такие же двойные агенты, как и Смеречинский. Радиоигра «Дуэт» становилась все масштабнее. В 1944 году вербовка «своих» в немецкой разведшколе прекратилась, а деятельность подпольной организации была прекращена — в ней уже не было необходимости. Поэтому остатки выбрасываемых немцами разведчиков принимались без деления на своих и чужих. Немецкую шпионскую деятельность пора было ликвидировать. Немцы так и не разгадали, что с ними вели двойную игру, и до последнего сообщали нашим бойцам информацию о новых десантах.
За образцовое выполнение заданий по охране государственной безопасности в условиях военного времени Николай Смеречинский, в числе многих других сотрудников НКВД, был представлен к наградам.
«Мы безлики за линией фронта, не берём мы с собой ордена, мы без лишнего, без экспромта сочиняем себе имена…» (Сергей Берестов)
10 февраля 2020