Рейтинг фильма | |
![]() |
4.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Космический террор |
английское название: |
The Terrornauts |
год: | 1967 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «The virgin sacrifices to the gods of a ghastly galaxy!» |
режиссер: | Монтгомери Талли |
сценаристы: | Джон Бруннер, Murray Leinster |
продюсеры: | Макс Розенберг, Милтон Суботски |
видеооператор: | Джеффри Фэйтфулл |
композитор: | Элизабет Латиенс |
художники: | Билл Констебл, Скотт Слимон, Эндрю Лоу |
монтаж: | Питер Мусгрейв |
жанры: | фантастика, детектив |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
17 мая 1967 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 17 мин |
Данный фильм британского режиссёра Монтгомери Тулли с самого начала производит о себе ложное впечатление, всё более нарастающее с каждой просмотренной минутой. Начать с того, что само пугающее название и донельзя актуальная космическая тема предполагают пронизывающий картину «фактор страха». Тем более он очевиден и участием в её создании неразлучной пары американских продюсеров Суботски и Розенберга, известных по крепким Классическим фильмам ужасов своего времени. Кроме того, в основу сценария положен роман американского Классика печатной фантастики Мюррэя Лейнстера. Хороший фантастический триллер всегда пользовался хорошим спросом, а некоторые его представители высоко котируются и по сей день, так что «блестящая конфетная обёртка» фильма не поблекла и по сей день. Что же под ней?
А там ощущается вкус первых неожиданностей, поскольку сюжет спокойно и неспешно движется больше в русле научной фантастики для семейного просмотра, истоки которой легко найти в произведениях великого Жюля Верна. Одержимый романтик, стремящийся к достижению своей мечты с помощью новейших достижений технического прогресса, верная спутница жизни и готовый прийти на помощь друг по ходу истории вынуждены общаться с суровым и неприятным оппонентом в виде коллеги-скептика, а также забавной парой, совсем не претендовавшей на участие в межзвёздных поисках внеземного разума, являются просто хрестоматийными примерами такого рода подхода к сюжету, и до поры до времени он действительно работает. Тоже самое можно сказать и о невзрачности, шаблонности главных героев, на чьём безликом фоне бОльшую выразительность обретают персонажи второго плана в исполнении как всегда зловещего Макса Эдриана («Дом ужаса доктора Террора») и дуэта Чарльз Хоутри — Патриция Хейс, отвечающих за юмористическую составляющую.
В такой благостной и неспешной атмосфере, периодически наполняемой лёгкими, почти невесомыми нравоучениями напоминаниями об особенностях безвоздушного пространства, герои движутся вплоть до самой середины действия картины, предлагающего удивительное путешествие, занимательные встречи с таинственным механическим проводником и необычными «кубическими» загадками, постепенно подводящими их к активным действиям. И вот здесь фильм заваливается набок, подминая и тот самый «космического ужас», и само повествование, превращённое в неровно скленные ошмётки. Дёрганые прыжки от действия к действию, часть которых кроме как несуразными не назовёшь, не прекращаются до самого конца, а малый хронометраж картины буквально трещит и лопается по швам, физически не в силах вместить и разгрести сценарную кучу-малу, в которой тонут (до сих пор!) прогрессивные идеи о «проверках на разумность».
В этом и заключается главная, основополагающая проблема «The Terrornauts», создатели которого при малом количестве отведённого времени запутались в своих замыслах, и попытались «разогнать» сдержанный пуританский шаг фантастики Верна или Берроуза, в итоге растеряв и удачно набранный темп, и «ужасы», и науку, и аудиторию. Любопытно, но двигайся фильм в рамках, заданных первой половиной, то он вполне мог оказаться на уровне славы гораздо более ранней «Грозной красной планеты», цельность которой не позволяет выпадать в осадок от спецэффектов и примитивных монстров, и стать удачной адаптацией книги малоэкранизируемого Лейнстера. Не сложилось. В довершение, именно на нём прервалась кинокарьера Зены Маршалл, известной по первому фильму «бондианы» «Доктор Но». Весьма символично.
Насколько актуальны «Страхонавты» (или, если пожелаете, «Ужоснахты») сейчас? Что ж, надо учитывать, что встреча с ним(и) похожа на исследование загадочного космического корабля, обветшалого, покрытого зияющими пробоинами, обход которого, кажущийся вначале столь многообещающим, ближе к завершению вызывает лишь смешанные чувства, среди которых преобладает разочарование. Цепочка из пучков искрящих проводов и вышедшего из строя оборудования приводят к разбросанному хламу в виде очевидного вывода, что перед нами лишь старый брошенный аппарат, ошибки в конструкции которого привели к невозможности дальнейшего использования по назначению. С этой точки зрения, картина может быть интересна только ценителям старой фантастики. А реклама — она и есть реклама)
С учётом положительных моментов и провала финального теста на разумность
4 из 10
30 апреля 2020