Тайные осведомители
The Whisperers
7.4
7.2
1967, триллер, драма
Великобритания, 1 ч 45 мин
В ролях: Эдит Эванс, Гарри Бейрд, Джек Остин, Лайонел Гамлин, Глен Фармер
и другие
Одинокая женщина Маргарет Росс живет на социальное пособие, со дня на день ожидая крупную сумму от продажи имущества покойного отца. Обыденные предметы обстановки — будь то протекающий кран или радио — нередко вызывают у Маргарет ощущение, что за ней следят таинственные «они», которые никак не хотят оставить её в покое.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Тайные осведомители

английское название:

The Whisperers

год: 1967
страна:
Великобритания
слоган: «The Whisperers, who are they?»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Джерри Турпин
композитор:
художник: Джули Харрис
монтаж:
жанры: триллер, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 18 июля 1967 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма

Постеры фильма «Тайные осведомители», 1967

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Тайные осведомители», 1967

Бабушка нашептала

Средняя Англий где-то в районе грязного промышленного Манчестера. Здесь, в нищете и одиночестве живет слегка полоумная 76-летняя миссис Росс. Бабулька постоянно слышит какие-то звуки у себя в квартире, а также регулярно пишет пафосные письма в службу социальной помощи добродушно-человечному мистеру Конраду, который регулярно выделяет ей небольшое количество шиллингов на проживание. За тарелку супа миссис Росс слушает проповеди в местной церквушке, также ходит «на погреться» в клуб престарелых, а еще бабулька уверена, что она наследница крупного состояния своего отца, которое вот-вот придет к ней из далекой Южной Африки. И что удивительно, большие деньжищи в виде крупного свертка денег вскоре подвернутся старушке, и этот случай затянет ее в ворох увлекательных, но одновременно и жутко-опасных приключений…

Признаюсь, более мрачного фильма о старости и одиночестве на фоне тотальной нищеты видеть еще не приходилось. И один из сильнейших режиссеров Англии 60-х годов (все эти распиаренные Дэвиды Лины и рядом не валялись) Брайан Форбс, памятный нам по шикарным работам «Сеанс дождливым вечером» и «Король крыс» создал уникальную ленту, в которой была поднята не только острая социальная проблематика, но также в полной мере продемонстрирован талант большой театральной актрисы Эдит Эванс.

Форбс затронул в постановке сразу несколько ключевых пластов. Первый — это форма подачи материала, которая граничит на грани неореализма и игровой документалистики. Режиссер акцентирует внимание на крупных планах и деталях, а фоном у него выступает унылая обшарпанность и тотальный антиглянец. Все герои в фильме — это уроды. Старики, бандиты, алкоголики и даже в душе добрые социальные люди, как мистер Конрад, внешне очень стремные персонажи. Единственная симпатичная женщина в фильме — соседка сверху миссис Росс, и та спуталась с негром и беременна черным малышом. В этом плане Форбс рисует картину сплошного депрессняка и визуальной антисимметрии, где все беспросветно и уныло.

Следующий пласт режиссера — это, собственно, сама социальная проблематика. В Англии, оказывается, есть масса старых людей, влекущих предельно жалкое существование, сопряженное с ежедневным унижением. О таких людях не принято говорить в приличном обществе, о них не снимают в Голливуде, потому что боятся запачкаться (единственная оскаровская номинация для этого фильма много о чем говорит). Но если проблема нищеты — это все же вопрос государственной политики, то проблему одиночества разрешить уже никто не может. И Форбс очень больно бьет на этом поле, умело генерируя у зрителя крайне негативные эмоции.

А чтобы фильм стал смотрибельным, Форбс подключает к своей тяжелой тематике два весьма увлекательных криминальных сюжета. Первый условно можно назвать «как миссис Росс нашла большие деньги и ее чуть не убили». Весьма эмоциональная история, которая одновременно и вызывает сопереживание за старушку, а также раздражение за ее бесконечную глупость. С самого начала режиссер дает понять зрителю как собираются ободрать главную героиню, более того, все именно по такому предельно предсказуемому сценарию и происходит, а режиссер злорадно играет на нервах зрителя… И второй сюжет можно назвать «как миссис Росс воссоединилась со своим ушлым мужем, а тому подфартило на старости лет». В этой второй истории акцент чуть больше смещается к персонажу Эрика Портмана (никогда не видел его раньше), который недурственно перехватил инициативу у гениальной Эдит Эванс и очень качественно отыграл жуликоватого «папашу», который благодаря случаю выхватил у бандитов джек-пот. Но «прилетело» все в итоге к старушке, которая вернулась к своему привычному разбитому корыту.

И последнее, об игре Эдит Эванс. С этой актрисой уже как-то приходилось встречаться в нескольких проектах, но разглядеть ее настоящее мастерство удалось только здесь. Брайан Форбс отвел 78-летней актрисе практически все игровое время и Эванс показала настолько пронзительную игру, что вне всяких сомнений заслуживала получить в 1968 году «Оскар». Но киноакадемики не очень обоснованно решили спор в пользу Кэтрин Хэпберн, вернувшейся после пятилетнего простоя в кинематографе. Впрочем, киноакадемикам не привыкать выдумывать велосипед, а вот Эдит Эванс показала всему Голливуду, что такое актерское мастерство высшей категории.

Мрачная, тяжелая и одновременно увлекательная социально-криминальная драма с невероятной игрой старушки Эдит Эванс.

P.S. На Западе фильм известен в основном под названием «Шептуны».

7 из 10

7 апреля 2020

«Шептуны» — беспощадный британский реализм

«Шептуны» напоминает британскую новую волну с темой рабочего класса и социальной защиты населения. Режиссёр Брайан Форбс адаптировавший свой сценарий по роману Роберта Николсона, строит этот материал очень медленно и постепенно, но без света облегчения или чувства восстановления от его удручающей среды, пессимистический фильм, кажется, движется без курса. На самом деле фильм исследует бедственное положение пожилых людей в Великобритании. Британцы были победителями во Второй мировой войне, но социальные последствия жизни в стране, которая была финансовой калекой из-за последствий этого конфликта — были тяжёлыми. За пределами Лондона, британский рабочий класс живёт в спартанских условиях и пенсионеры особенно уязвимы к различным социальным переменам. Британский эквивалент «На дне» Горького показывает эту «скрытую» Британию через характер главной героини в её ежедневной битве, чтобы выжить, пытаясь сохранить некоторые остатки её достоинства. Она живёт в мрачном государственном жилье в пригороде Манчестера, который представлен, как подмышки Англии, с дымовыми трубами и отрыжкой загрязнённых паров в небо, бедные дети играют бесцельно на улицах среди частично разрушенных зданий. Форбс предложил фильм в качестве транспортного средства для открытия национальной дискуссии о тяжёлом положении пожилых людей в Англии.

Картина мрачная, тревожная и рассказывает историю из рода, который часто называют «глубоко человеческой». У неё нет ничего общего с многочисленной требухой из Голливуда. Глубинный и беспощадный британский реализм о старческой беззащитности и безумии. Портрет обедневшей пенсионерки, которая балансирует на грани маразма. Эдит Эванс в этом фильме даёт подробные характеристики социального реализма, полностью несентиментального и без суеты, что делает его одной из лучших социальных драм 60-х. Это не фильм о женщине, которая в комнате слышит «голоса» целый день. Это подвижное, живое и грустное изображение старости без денег. Более мрачное изображение данного общества трудно найти. Эта технически качественно отполированная работа, возможно, вызовет слёзы у некоторых из зрительской аудитории. «Шептуны» снимался в туманные и пасмурные дни, экстерьеры — пустынные места, которые подходят только умирающим. Камера движется медленно, хотя иногда эффективно и резко, чтобы подчеркнуть гротескный характер. Благодаря искусной операторской работе, можно почувствовать запах поднимающейся влаги и дешёвого табака, ощутить, как грязь брызнула на обувь.

Маргарет Росс живёт в мрачном, захудалом районе, на первом этаже здания, на улице без машин и пешеходов с обилием бродячих кошек. Последовательность серых крыш домов под дождливым небом особенно бросается в глаза. Целая комната заполнена старыми газетами, книгами и пустыми молочными бутылками. Муж давно бросил её, а сын практически не приходит. Как-то помочь Маргарет старается лишь социальный работник Конрад. Существуя изолированно на мизерное пособие, г-жа Росс воображает, как «голоса» говорят с ней, хотя это может быть только протекающим краном, скрипом половиц и дребезжанием витража. Со дня на день враги меняются, старая дама дрейфует назад и вперёд через очень тонкую линию здравого смысла. Её распорядок дня — поиск пищи, тепла и человеческой ассоциации. Она посещает офис социального обеспечения. Этот распорядок внезапно прерывается кратким визитом порочного сына Чарли, который прячет свёрток с украденными деньгами в её шкафу. Вскрытие свёртка и дальнейшие неудачи ещё больше разрушают хрупкую психику Маргарет. Побывав на грани возвращения к достойной жизни, она возвращается в прогнивший статус затворника и изгоя общества.

Очень мрачная и грустная драма о старческом одиночестве, о человеческом равнодушии, подлости и алчности. Маргарет Росс более чем странная старушка и на первый взгляд, с ней всё понятно, поэтому и разговоры о «шептунах», обитающих в её квартирке особо никого не удивляют. Но не всё так просто и однозначно, как может показаться вначале. Вечно протекающий кран и голоса из радиоприёмника вовсе не пугают и не раздражают странную старушку, потому что они — часть выдуманного ею мира, в котором она живёт. И в котором ей намного спокойней и уютней чем среди тех немногих реальных людей, с которыми она сталкивается в действительности. Она снова улыбается, а ведь с тех пор как деньги нарушили её покой, ничто не могло заставить её улыбнуться. Её мир — это одинокий и грустный полусон, непонятный никому, без которого, тем не менее, она не может существовать. Если «шептуны» там — значит всё хорошо. Значит всё на своём месте. А что ещё нужно? Маргарет нельзя назвать счастливой только с точки зрения остального мира, ослеплённого и разобщённого деньгами, но в своём маленьком, хрупком, выдуманном мирке она чувствует себя, по крайней мере, в безопасности. «Шептуны» беседуют с ней (само собой, все в белых перчатках, курят сигары) и понимают её, а люди кричат на неё, требуют от неё чего-то — поэтому она не хочет им отвечать. Она понимает то, что никогда не понять всем этим бешеным, бездушным и сумасшедшим. В своём мирке она спокойно может наливать три чашки традиционного чая, вместо одной и окликать своих «шептунов» по именам: Чарльз и Арчи… В реальном же мире — есть сын подлец Чарльз и муж предатель Арчи, но с ними как раз общаться вовсе не хочется, как и со многими другими людьми, бездушными и алчными. Уж лучше одиночество, уж лучше фантазии, уж лучше украдкой греть озябшие ноги на трубе парового отопления в обшарпанной библиотеке и петь гимны во славу Господа за порцию горячего обеда, а после, вернувшись в свою холодную квартирку, настороженно спрашивать своих «шептунов» на месте ли они…

Немногие режиссёры представляют одиночество старости так, как Форбс и немногие актрисы показали глубину характера такой темы, как это сделала Эдит Эванс — величайшая театральная актриса своего поколения. Она выиграла практически всё, что можно выиграть (Нью-Йоркских критиков, Национальный совет кинокритиков, Золотой глобус, BAFTA и Берлинского медведя). Ограбили её на вручении Оскара, как и многих до и после неё. Оскар выбрал Кэтрин Хепберн, великая актриса, но вряд ли её роль в «Угадай, кто придёт к обеду?» столь же велика. Хепберн выиграла, потому что Спенсер Трейси умер, вскоре после завершения фильма (у них был 26-летний роман). Эванс в основном играла дам дворянства, женщин высшего класса. В «Шептунах» она играет нищую, запутанную, бредовую старуху так эффективно и убедительно, что вы практически чувствуете, что смотрите документальный фильм, ощущая эти страдания и мучения. Эванс становится ещё более одинокой, чем сценарий требует. Она не просто двигатель фильма, но во многих отношениях это сама машина. Это действительно один из самых замечательных спектаклей когда-либо совершённых в фильме. Здесь нет ни одной фальшивой ноты. Потрясающая производительность от королевы британской сцены. Этот фильм является венцом её чрезвычайно долгой и выдающейся карьеры.

4 июля 2016

Триллер Тайные осведомители появился на телеэкранах в далеком 1967 году, его режиссером является Брайан Форбс. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Эдит Эванс, Гарри Бейрд, Джек Остин, Лайонел Гамлин, Глен Фармер, Питер Томпсон, Сара Форбс, Пенни Спенсер, Каплан Кэй, Майкл Френсис, Шона Лесли, Хелен Флеминг, Бет Оуэн, Эрик Портман, Терри Элиот.

Страна производства - Великобритания. Тайные осведомители — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.