Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Рождённый убивать |
английское название: |
Koroshi no rakuin |
год: | 1967 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Сэйдзюн Судзуки |
сценаристы: | Хатиро Гурю, Такэо Кимура, Тюсэй Сонэ, Ацуси Яматоя, Ясуаки Хангаи, Ютака Окада, Ёдзо Танака, Сэйдзюн Судзуки, Мицутоси Исигами, Сэйитиро Ямагути |
продюсеры: | Канэо Иваи, Такико Мидзуноэ |
видеооператор: | Кадзуэ Нагацука |
композитор: | Наодзуми Ямамото |
художник: | Мотодзо Кавахара |
монтаж: | Акира Судзуки, Муцуо Тандзи |
жанры: | боевик, триллер, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 июня 1967 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Сюрреализм. Абсурд. Ирония. Витиеватая метафора тогдашней японской действительности. Недостаток тестостерона, компенсируемый в жестокой криминальной саге.
Каждое из предложенного вполне может характеризовать фильм.
Судзуки делает вовсе не последовательную историю, а скорее сочетание экспрессивных обрывков, каждый из которых связан с личной жизнью нашего гангстера. Он заставляет зрителя прочувствовать происходящее, ибо рационального объяснения происходящему сложно найти. Это все можно выразить стихами Брюсова:
'Тень несозданных созданий Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний На эмалевой стене'.
Касаются эти обрывки преимущественно отношений главного героя с женщинами и конкурентами.
Щелк... И зрелый мужчина играет как ребенок с воздушным шариком вслух позволяя себе стать 'гангстером №1'. У зрителя появляется возможность заметить смелую реплику на 'красный шар' Альберта Ламориса.
Щелк... Герой оказывается во власти странной дамы, которая пытается соблазнить его. И так до конца не ясно, сущность ли это из другого мира или глубин подсознания героя, а может и реальный живой человек.
Щелк... Предательство женщины... Неожиданный выстрел. Вот Вам и 'На последнем дыхании'. Привет Годару.
Щелк... Он предает женщину...Скорее мстит ей.
Все эти моменты поступательно приводят нас к неистребимому хаосу. Смешиваются фантазии и реальность. Одна женщина сменяет другую. Женская нагота на удивление невнятна. Сцены секса натуралистичны, но лишены страсти. Убийства комичны и походят на эквилибристику. Сложные ситуации повторяются. И... по итогу, кажется мне, что лента касается вовсе не историй про японских гангстеров, а является своеобразным ответом европейской 'новой волне', допускающей то, что интеллигент становится в оппозицию к закону... Так что, эти путешествия гангстера суть не что иное, как переиначенные на катакану приключения Фердинанда Гриффона и Мишеля Пуакара. Тут тоже, все на последнем дыхании.
Сейчас тема одиноких интеллигентов, равно как и чувствительных киллеров, в кино практически не востребована. В моде совсем другие, постапокалиптические, конструкции. Но сложно спорить с тем, что лента Судзуки в том числе вдохновляла Тарантино и Бессона, Джона Ву и Такешин Китано.
7 из 10
4 февраля 2022
Каков стандартный сюжет фильма про киллера? Жил себе на свете эксцентричный суперпрофессиональный убийца, исполнял заказы, получал деньги и радовался жизни. Но на очередном задании допустил роковую ошибку, и теперь на него охотится могущественный заказчик. Кто же победит? Узнаем в конце. Сюжет «Рожденного убивать» скроен по этому же шаблону, только с примесью лютой психоделики, эстетики старого Голливуда, эротики и театральности. Фильм изначально задумывался как типичный гангстерский триллер, но, во-первых, писался под градусом (Сэйдзюн Судзуки изолировался от мира и пил виски не просыхая — в фильме эта тема нашла отражение), а во-вторых, впоследствии переписывался. То, что вышло в итоге, типичным гангстерским триллером назвать сложно — это скорее пародия, причем не только на жанр якудза-эйга (тот же гангстерский триллер, только японский), но и на голливудский нуар. Тут тебе и роковая красавица, и крутой герой, и не менее крутой злодей-якудза… А потом все выворачивается наизнанку, и сюжет скачет от перестрелок к сексу, от напряженных бесед к пьянкам, и чтобы понять, что здесь происходит, приходится внимательно следить за сюжетом. За это фильм сильно попинали в год выхода, но с возрастом оценили.
А вот за что фильм похвалить сложно, так это за героев: все они подчеркнуто, клюквенно шаблонны. Понятно, что так и было надо, но все же… Сколько мы видели таинственных красоток, втягивающих героя в историю? А злодеев, переполненных крутизной и чувством собственного превосходства? И так далее. Выбиваются из этой картины только главный герой (менее роботообразный, чем его коллеги по жанру, и впадающий в экстаз от запаха риса) и его озабоченная жена (опять же, типичный суперкиллер обычно одинок). Жанровые штампы — всегда штампы, но одни в фильме обыграли, другие — нет. Так что большая часть персонажей запоминается с трудом.
Впрочем, следить за происходящим на экране необязательно — всегда можно переключиться на потрясающую картинку. Фильм черно-белый, так что буйства красок ждать не стоит. Но работ осветителя и оператора великолепна. Идеально скомпонованные кадры, свет выхватывающий то, что нужно… Свет тоже работает на композицию, светит ровно там, где необходимо для цепляющего кадра. Оператор и осветитель работали как одна команда, прекрасно понимая, что надо делать, и филигранно совместили эстетику голливудских нуаров с японским театром (в последнем помогли еще и гримеры). То же самое можно сказать про актерскую игру. Пришедшие с Запада типажи отлично легли на театрально-экспрессивную манеру игры (особенно в случае с женой главного героя). Каким бы бредом ни выглядела история, какую бы дичь ни вытворяли персонажи, им невольно веришь.
«Рожденный убивать» — действительно крутой фильм. Главное, не воспринимать его слишком серьезно: это веселая маразматическая пародия на жанр. Даже кровавые и драматичные сцены в ней чем-то серьезным не кажутся.
7 из 10
6 июня 2020
Японское кино продолжает удивлять. На этот раз у нас тут практически авангардный криминальный боевик о наёмном убийце, ставшем целью после неудачи при исполнении заказа.
Успешный киллер, сексуально возбуждающийся от запаха варёного риса, третий в организации, в интенсивной перестрелке убивает номеров 2 и 4, потихоньку продвигаясь по карьерной лестнице, помимо смертельной профессии всё казалось бы нормально, хороший дом, супруга, но однажды к нему обращается незнакомка, предлагая ему контракт сложный настолько, что и сам он не уверен, что справится.
Когда всё происходит так, как уже было сказано убийце остается только скрываться и отбиваться от коллег по цеху, попутно распутывая планы своей жены, и пытаясь спасти новую возлюбленную, дом которой завален и увешан мертвыми бабочками.
В фильме полно достаточно странных сцен, огромное количество насилия и эротических сцен, никогда однако не переходящих в дурновкусие. Актёр в главной роли, увеличивший свои щёки с помощью имплантов для придания себе пущей харизмы, отлично поставленные сцены убийств, финальный сегмент фильма с убийцей под номером 1, всё это смотрится несколько диковинно и сейчас.
Тогда же, после выхода фильма, не снискавшего ни славы, ни денег, режиссер был с позором уволен из студии, за бессмысленные и не приносящие доходов фильмы, внесен в черный список и лишен возможности снимать кино на долгие 10 лет.
Особо поражает то, что многие идеи и детали, воплощенные в фильме, не были продуктом изначально спланированным, режиссёр Сэйдзюн Судзуки не представлял зрителю скрупулёзное авторское видение, предоставив себя и коллег по съемочной площадке бушующим волнам вдохновения и спонтанности.
Перед нами образец живого, не зашоренного, истинно бьющего креативностью творчества, за которое его создатель заплатил десятилетием тишины.
Позже, безбашенные фильмы на грани, а то и за гранью дозволенного станут хлебом студии Никкацу, продуктом которой и является данный фильм, а в 70-е там и вовсе будут клепать практически исключительно эротические фильмы, возможно, выйди это кино тремя, а то и пятью годами позже, никто бы его не заметил, и режиссеру не пришлось бы отодвинуться на периферию мувимейкинга.
Но будучи настоящим художником, Судзуки положил карьеру на алтарь творческой свободе, подарив нам один из самых известных фильмов японской новой волны. Спасибо Судзуки за счастливое детство, так сказать.
8 из 10
26 ноября 2019
Хвала человеку познакомившему меня с творчеством японского режиссера Сэйдзюна Судзуки и фильмом «Токийский скиталец».
Для меня фильмы о якудзе представляют огромный интерес, но не напишу ничего нового: Tokyo Drifter — самый необычный пример жанра «якудза эйга». У киноленты интересная история: компания Никкацу, недовольная творческим подходом к съемкам Судзуки (элементы абсурдизма и сюрреализма неоднозначно воспринимающиеся среди зрителей), всяческими способами заставляла маэстро работать так, как угодно студии. Но Сэйдзюна был настоящим бунтарем. После «Токийского Скитальца» Никкацу лишили режиссера возможности снимать фильмы с помощью цветной плёнки, но и это его не останавливает. Сороковой фильм мэтра «Рождённый убивать» выходит в черно-белом формате, а градус неповторимого стиля постановщика переходит через все рамки.
Итак, это история об убийце, не очень счастливом человеке с женой-потаскухой. В фабуле киноленты существует некий «топ-лист» киллеров якудзы, где главный герой занимает третью строчку, а личность первого — неизвестна. Его называют невидимкой, а Горо Ханада (так зовут протагониста) считает, что он вообще не существует. Первая половина фильма повествует о рутинной работе киллера номер 3 — доставить важную шишку, завалить неугодных мафии (особенно запоминающимся выдалось убийство хирурга-окулиста, который голыми руками вытаскивает глаза и вставляет заново новые). По ходу повествования главный герой знакомится с откровенно криповатой женщиной по имени Мисако, одной из первых фраз которой стала: «Я хочу умереть». Мисако готовит задание для Ханады, убийство иностранного наблюдателя. Вдаваться в перипетия криминальной подоплеки я не стану для интереса читателя. В общем, что-то идёт не так и теперь сам киллер номер 3 становится целью расправы других наемных убийц.
В фильме есть откровенно пугающие (меня) сцены, например выражение лица Мисако, стоящей под проливным дождем и молча требующей, или скорее просящей о собственной смерти. Актриса, исполняющая роль депрессивной дамочки невероятно обворожительна, сексуальна и притягательна. Тоже касается и Марико Агавы, в фильме — жены Ханады. Второй акт киноленты наполнен сюрреализмом, выражающимся в галлюцинациях главного героя, планами оператора и режиссера (например, красивая сцена с бабочками на стене за спиной киллера), а так же переживаниями и сомнениями Ханады. «Ты не убьешь, пока не переспишь со мной», — заявляет Мисако, а ее холодный взгляд во время секса если не наводит ужаса, так точно заставляет кожу покрыться мурашками.
Картина великолепная. После нее Сэйдзюна Судзуки не будет работать в кино 10 лет, начнется длительный судебный процесс с компанией Никкацу, а признание к режиссеру придёт намного после. Под концовку добавляю: если «Токийский Скиталец» — это некоторая абсурдная сказка, то вот «Рожденный убивать» можно поставить в ряд с каким-нибудь «Шоссе в никуда» Линча. Кстати, это один из любимых фильмов Николаса Виндинга Рёфна и я понимаю почему.
8 из 10.
23 июня 2017
У этой картины особое место в обширной фильмографии, насчитывающей 49 полнометражных игровых картин, созданных известным японским сценаристом и кинорежиссёром, названным при рождении Сэйтаро, но когда его годы слегка перешагнули возраст Христа он взял псевдоним Сэйдзюн Судзуки (честный, гибкий). Через 10 лет был снят этот фильм и он сразу же не понравился руководству старейшей киностудии Никкацу, впрочем, как и предыдущие работы режиссёра, начиная уже с первой, снятой им на этой студии. Будучи консервативным во взглядах на киноискусство, они считали его творчество непонятным для простого зрителя и в этом есть своя доля правды. Данный фильм стал той самой каплей, переполнившей чашу терпения, отчего и последовало увольнение, а после того как Сэйдзюн Судзуки отсудил у студии значительную сумму компенсации, Никкацу использовала всё своё влияние, чтобы фактически объявить режиссёру запрет на профессию, продлившийся десять лет. К тому времени у него уже сложился определённый круг поклонников таланта, но мировая слава настигла его уже в зрелом возрасте за 60, после прошедшей в Европе и Америке волны ретроспективных показов и выхода его фильмов в формате видео. В качестве своих духовных учителей Сэйдзюн Судзуки называет Джона Форда и Орсона Уэллса. В свою очередь, о его влиянии на собственное творчество заявляли в разное время Джон Ву, Пак Чхан Ук, Вонг Карвай, Джим Джармуш, Квентин Тарантино и, конечно же, Такеши Китано.
Сюжет фильма сначала кажется незамысловатым. В нём рассказывается о нелёгких трудовых буднях передовика убойного цеха людской мясорубки — киллера под N3 во всей японской империи. Человеку свойственно в любом деле стремиться к лидерству, тем более, когда верхняя ступень пьедестала так близко, а дела идут столь успешно. Горо Ханада (Джо Шишидо) одержим идеей убрать конкурентов и «одеть жёлтую майку лидера», но неразборчивость в женщинах и явная переоценка своих возможностей делают его сперва марионеткой в умелых руках кукловода, а затем превращают из охотника в жертву. В начале картина кажется обычным криминальным триллером, но постепенно превращается в японский вариант нуара и монохромная цветовая гамма здесь весьма кстати, а ближе к финалу появляются сюрреалистические сцены, поскольку уже сложно разобрать, какие из них происходят в реальности, а какие лишь в воспалённом мозгу Ханады.
Тема близости смерти является для Судзуки одной из основных, кто-то называет это экзистенциализмом, но это больше похоже на философию самураев. Автор видит зыбкость человеческой жизни и находит её весьма забавной. Не менее важную роль в его картине занимает секс, но и здесь взгляд художника весьма ироничен. Он делает своего героя этаким мачо в испанском понимании этого слова, то есть лишённом восхищения и серьёзности. Хамада — хладнокровный убийца и ненасытный любовник, но при этом наделён забавной внешностью хомячка, набившего щёки зерном так, что их неудержимо хочется потрепать. У него есть свой бзик — наслаждаться запахом варящегося риса. Судя по всему, Ханада занят своей работой исключительно из любви к искусству и спортивного азарта. Его собственные запросы весьма скромны: чашка риса на завтрак, обед и ужин, обычная одежда и крыша над головой, вот и всё, что он тратит на себя, но зато своей неверной и коварной жене Мами Ханада (Марико Огава) он не отказывает ни в чём. Джо Шишидо, считающий себя главным актёром Судзуки сыграл в полном соответствии с режиссёрским замыслом. Что касается женских персонажей, то жена Мами показана откровенно тупой стервой, да ещё и «засланным казачком», а вот роковая женщина загадочна и далека даже во время половой близости.
Главное место в картинах Судзуки всегда занимает визуальный ряд. По его твёрдому убеждению «в кино совершенно необязательно показывать все этапы сюжетного действия. Наоборот, чтобы зритель не заскучал, нужно заострять его внимание на самых главных, кульминационных моментах, а связь между ними зритель сможет додумать сам». При всём своеобразии чувства юмора режиссёра, он занимает важное место в картине, сам Судзуки видит такой симбиоз насилия и комичности характерный для его творчества в верности традициям японского театра Кабуки. По мнению некоторых критиков, юмор у Судзуки занимает место катарсиса. В этой картине автор прибегает к гротеску, высмеивая тщетность усилий по достижению мнимого первенства в совершенно надуманной проблеме обретения лидерства в узкой иерархии. В этой гонке за призрачными ценностями человек напрочь забывает о душе, в познании и совершенствовании которой и состоит главный смысл этой бренной жизни на грешной земле. Конечно же, речь не о частном случае, который является лишь метафорой человеческой жизни в её широком понимании.
Судьба распорядилась так, что Сэйдзюн Судзуки дважды оказывался на корабле, терпящем крушение, но утонуть ему было не суждено, более того, он жив до сих пор, хотя уже не снимает новых картин из-за проблем со здоровьем и это естественно в возрасте 90 лет. Последний его фильм вышел в 2005 году, а четырьмя годами ранее он снял вольное продолжение этой картины под названием «Пистолетная опера». Фильм «Рождённый убивать» внёс заметный вклад в дальнейшее развитие кинопроизводства и уже за одно это его стоит посмотреть.
8 из 10
25 октября 2013
Перед тем как начать, я хочу обратить внимание на одну важную деталь — фильм черно-белый. Нет, это не плохо, скорее даже хорошо, просто предупреждаю заранее, вдруг кто то захочет посмотреть эту картину, а сам недолюбливает черно-белые фильмы. Но фильм может оттолкнуть не только этим но еще и и своими многочисленными постельными сценами и еще некоторыми деталями, о которых я поведаю чуть ниже.
Главный герой фильма, Ханада, один из главных киллеров Японии, а если точнее — киллер N3. У него прекрасная жизнь и он продолжает делать ее еще прекраснее, выполняя все больше и больше дорогих «заказов», которые он виртуозно выполняет. Но все меняется в тот день, когда в его жизни появляется таинственная и странная незнакомка, от которой он получает очередной заказ.
Казалось бы, сценарий довольно обычный и не должен как то удивлять, однако он удивляет, причем часто. Он удивляет в начале, когда просто засыпаешь от скуки, хотя казалось бы, не должно такого быть, но нет, картина невероятно скучна по началу, бывают нудные и ненужные сцены и после и иногда даже хочется прервать просмотр и больше никогда не возвращаться к этому фильму. Но сценарий удивляет не только своими плохими сторонами, есть в нем и много хорошего. Он удивляет на протяжении всего фильма, своими непредсказуемыми и невероятными поворотами и невероятно сильными сценами. Но сильнее всего он поражает в финале, когда спать уже не хочется, зато хочется узнать чем все закончится, хочется узнать что же будет дальше, ведь финальные минут двадцать гениальны просто и ведь финал не разочаровывает…
Такого эффекта удалось достичь не только из-за прекрасного сюжета, но и благодаря замечательным актерам, которые превосходно играют. Так и хочется вскочить с кресла с криком «Верю!!!», но актеры все равно этого крика не услышат. Обычно музыка тоже влияет на впечатления от фильма, и она сама становится его частью. Однако, в этой картине музыка совсем не радует и если и влияет на впечатление от просмотра, то только отрицательно. Слушать ее может и не сплошная мука, но и особого удовольствия не получаешь. Лучше бы вообще ее не было в фильме. Но если работа композитора не заслуживает ничего, кроме как гневного ругательства, то работа режиссера заслуживают только похвалы — все очень стильно и красиво снято.
Фильм точно не получится назвать культовым, слишком много недочетов, местами он очень нудный, первые минут тридцать так вообще хочется его выключить. Музыка тоже отвратительная и как будто нашептывает постоянно «выключи фильм или я заиграю громче», но все равно его стоит посмотреть, хотя бы из-за прекрасной актерской игры, хорошего сценария, наполненного очень мощными сценами и интересными находками и прекрасного финала всей этой истории.
7 из 10
22 мая 2012
Сегодня я посмотрел фильм, который зрители увидели впервые в далеком 1967 году. Это был японский триллер «Рожденный убивать» Сеиджуна Сузуки. Честно говоря, этот режиссер неоднозначен, известен факт, что его выгнали с киностудии Никкатсу именно после выхода этого сюрреалистического гангстерского триллера. Что ж, я попробую разобраться в этой необычной и в отдельных эпизодах непонятной (как минимум для меня) картиной, опустив при этом важные для первого просмотра детали.
Сразу скажу, в эпоху The Beatles и пузатых автомобилей крупный план использовался гораздо чаще оператором, нежели сейчас. Да и важнее факт того, что просто снимали по-другому. Я начну перечислять характерные на мой взгляд качества фильмов шестидесятых: крайне крупные съемки людей в движущемся автомобиле, стволы винтовок и пистолетов, аккуратно выглядывающие из окон, щелей, люков и прочих мест, чаще всего безобидных для обывателя (давайте вспомним хотя бы «Доктор Но» или французские комедии с Луи Де Финесом), даже съемка в замкнутых пространствах тогда велась иначе. Можно долго подбирать слова, но проще посмотреть несколько колоритных фильмов шестидесятых и не расписывать все это, как делаю я. Конечно, перед нами фильм второй половины шестидесятых годов, поэтому он вобрал в себя множество качеств, присущих кинолентам той эпохи.
Об игре актеров. Играли хорошо, хотя яркие сексуальные сцены, пронизывающие это кино, снова взбудоражили в моей голове стереотип озабоченного отношения японцев к сексу.
Логика. С ней здесь довольно-таки туго: постоянные сюжетные неувязки, сюрпризы и неожиданности наблюдаются постоянно, хотя к концу картины сюжет предстает в более упорядоченном виде. Сюжет картины завязан в узел перестрелок киллеров, погоней машин и секса, так что свой жанр кино оправдывает.
Сценаристы вместе с режиссером картины создали уйму невероятных ситуаций, но здесь я больше ничего не добавлю, чтобы вы не знали самых сочных мелочей фильма и получили полноценное удовольствие от просмотра.
Не хочу переходить на обсуждение игры конкретных актеров, а только замечу: это яркое кино, заставляющее то удивляться, то иронично улыбаться. Обычно за хороший, слабо трогающий меня фильм я ставлю восьмерку. Но учитывая эти сюрреалистические сюрпризы, компенсирующиеся старостью картины и жанром «сюрреалистический гангстерский триллер», больше семерки поставить не готов.
7 из 10
3 апреля 2011