Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Личная жизнь Кузяева Валентина |
год: | 1967 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Илья Авербах, Игорь Масленников |
сценарий: | Наталья Рязанцева |
видеооператор: | Борис Тимковский |
композитор: | Александр Колкер |
монтаж: | В. Миронов |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 июня 1968 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 4 мин |
«Личная жизнь Кузяева Валентина», 1967
Сняли фильм известные режиссеры Илья Авербах («Монолог», «Чужие письма», «Фантазии Фарятьева») и Игорь Масленников («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня») еще в бытность свою студентами режиссерских курсов.
При очевидном влиянии французской «новой волны» (Годар и Трюффо в одном флаконе, с советским Жан-Полем Лео: актер Виктор Ильичев) — сделано вроде просто, но очень талантливо и перспективно. Несмотря на короткий хронометраж, фильм не производит впечатления «куцой» короткометражки. Авторам удалось вместить практически все из «личной жизни» Кузяева Валентина. Особенно удалась, на мой взгляд, новелла «Папаня», где очень хорошо сыграл Георгий Штиль. За 15 минут раскрыты все сложности, нюансы, перипетии взаимоотношений и переживания отца и Валентина Кузяева.
В фильме в документальной стилистике показаны ленинградские улицы, дворы, прохожие. Создается переживание реальности, а не кинематографичности всего происходящего. Практически нет «эталонных» лиц. Мне показалось, что подбор актеров (особенно тех, кто играл знакомых и друзей Кузяева) осуществлен в стилистике итальянского неореализма. Обычность и заурядность персонажей (особенно во внешнем облике) сознательно заострена.
Сам главный герой — обычный советский парень конца 60-х. В меру моральный, в меру — нет. За внешней нагловатостью и грубоватостью скрывается неуверенность в себе, робость и интуитивное ощущение бессмысленности всего происходящего. Герой простоватый, но одновременно самоироничный, наблюдательный, обладающий врожденным внутренним тактом. Одна из лучших ролей прекрасного жанрового актера, «гения ролей второго плана» Виктора Ильичева, которому всегда удавались чудаковатые и простоватые персонажи.
Одновременно по некоторым сценам и сам фильм, и образ героя напоминают лайт версию «Курьера» (1986, реж К. Шахназаров). В этом смысле главный герой явно не вписывался в советский жизненный официоз ни конца 60-х, ни конца 80-х.
Сюжет фильма вращается вокруг телевизионной передачи, на съемки которой приглашен Валентин Кузяев. Передача «Если не секрет» рассказывает о мыслях и надеждах молодежи 60-х. На самом деле, вопросы предложенной молодым людям анкеты — хорошие, правильные и интересные, заставляющие задуматься. Но одновременно они действительно производят впечатление издевательских. В фильме это хорошо показано: издевательская анкета, хотя создатели этой анкеты явно не хотели делать ее таковой.
Ну, и конечно, крещендо всего фильма — сама передача. Правильные выученные фразы героев передачи; показушное поведение авторов передачи и реальное наплевательское отношение к героям при девизе «нам важен каждый человек» — знакомая советская и постсоветская ситуация. Концовка сделана очень иронично.
Очень в тему фильма звучит и песня безусловно талантливых Марии Пахоменко и «Поющих гитар» «Да и нет».
На постсоветском пространстве особенно сейчас фильм актуален как никогда.
За некоторую эскизность
8,5 из 10
27 августа 2017
Телерепортёры останавливают на улице прохожих и задают им по нескольку случайных вопросов — это такой быстрый кастинг на, с позволения сказать, ток-шоу о советской молодёжи. Между прочим, остановили и Кузяева Валентина (для друзей — Кузю), старшеклассника, с одной стороны, недалёкого, а с другой — благодаря этому! — воспринявшего вопросы предложенной ему анкеты с серьёзностью, которую организаторы передачи явно не подразумевали. Кузя, в сущности, впервые задумался о себе самом и начал с собой знакомиться. Есть ли у него цель в жизни? Считает ли он допустимым заговаривать с незнакомцами? Любит ли он тишину?
Валентин Кузяев не знает всего этого, потому что никто никогда его об этом не спрашивал, а будучи человеком простым, очень юным и крайне неуверенным в себе, сам он никогда не думал интересоваться собственной личностью. И вот об этом «не спрашивал», как мне кажется, весь фильм. Он состоит из трёх новелл, в каждой из которых происходит одно и то же — неслучившийся диалог. Не знает Кузя, как разговорить незнакомку, погружённую в свои непонятные ему проблемы и видящую в нём только шумовую помеху. Раз за разом повторяет «надо бы поговорить» Кузин отец — и раз за разом обсуждает с Кузиными приятелями мотороллер, потому что о чём можно говорить с сыном, которого не видал лет тринадцать, совершенно неизвестно. Ну и, наконец, Кузю, тщательно разыскивавшего в себе ответы на все эти вопросы, подготовившегося говорить с миром, на передачу просто не приглашают.
В общем, передами такой позитивный, шестидесятнический молодёжный фильм про одиночество. Причём самое радикальное.
Снятый, кстати, очень просто — почти целиком на средних планах, операторская работа кажется незамысловатой, но композиция каждого кадра очень точна. Прекрасно, очень трогательно играет Виктор Ильичев. Вообще удивительно зрелая работа при том, что (я был удивлён) это и для режиссёров, и для основного актёра — дебют.
Вы, возможно, не смотрел «Личною жизнь Кузяева Валентина». А это интересный фильм. Такой… размышления для.
24 марта 2014
На первый взгляд кажется, будто бы это фильм о человеческой личности. И в самом деле, он приобретает вид этакой своеобразной анкеты — той самой, которую телевизонщики раздают людям в самом первом эпизоде. Простоватый старшеклассник Кузяев Валентин берёт одну такую анкету и затем пытается ответить на её вопросы, иногда не понимая, как это сделать — отчасти по юной глупости, отчасти потому, что это фактически вопросы жизни, а на жизнь можно давать бесконечное количество ответов. Например, вот вы знакомитесь с девушками на улице? А почему — «да» или «нет»? Какое ваше первое воспоминание? Влюблялись ли вы когда-нибудь? Можно написать односложно, не ныряя в свои воспоминания и пряча их не только от любопытной бумажки, но и от себя самого, а можно — и по-другому. Или вообще ничего не писать, ведь никому это не интересно.
Так что, это фильм о человеческой личности? Ну, отчасти. А вообще не только. И о юности — тоже не только. О многом этот фильм.
Например, о том, какова твоя роль вообще в мире. Вот ты — человек, со своими мыслями, со своими душевными переживаниями, своей искренностью… а кому ты вообще интересен? Друзьям? Ну, отчасти: возможно, какая-то сторона тебя самого, с которой они и взаимодействуют. То же самое и про родителей можно сказать, и вообще про кого угодно. А вообще — ты неинтересен, если только не являешься либо совсем какой-нибудь эпатажной личностью, либо тем, кто не сморозит глупость и будет давать только правильные ответы.
Ты можешь представлять собой что угодно, но никому, на самом деле, не интересно, что ты вообще такое. И хорошо, если тебе самому это хотя бы чуточку интересно.
И эта анкета — это ведь не только сюжетный ход, являющийся завязкой действия. Это ещё и своеобразный интерактив, желание, чтобы зритель сам себе задал эти вопросы и хотя бы захотел узнать, любит ли он одиночество или знакомиться на улице с девушками.
А то камера Тишковского… она ведь и при откровениях Вали Кузяева чувствовала себя неловко, отчего и фокус был взят в основном на руках юноши, а не на его лице, а уж про нас-то и говорить нечего. Откровения — это вообще что-то очень личное, очень интимное, как и сам фильм — недаром же он называется «Личная жизнь Валентина Кузяева». Этому способствует и темпоритм картины: негромкий, плавный, неспешный, предполагающий демонстрацию в крохотных кинозалах, чтобы иметь личный контакт с каждым из зрителей. Как анкета, в общем-то.
11 февраля 2013
- А вам нравится, когда вам задают вопросы?
- Ну смотря какие вопросы. Редко кто умеет задавать вопросы.
Первый фильм Масленникова, первый фильм Авербаха, почти первый фильм Рязанцевой, почти первый фильм Ильичёва. Вернее это не совсем фильм изначально. Масленников экранизировал рассказы о Кузе в рамках курсовой, когда заканчивал Высшие режиссёрские курсы при «Ленфильме» (ему тогда, кстати, было 35 лет). Потом на том же «Ленфильме» несколько эпизодов-зарисовок были объединены в единый относительно полнометражный фильм.
Эти нюансы, кстати, очень важны для восприятия. Вернее для понимания, почему при довольно интересных сюжете, постановке и игре фильм кажется рваным. Но если закрыть глаза на эту особенность, «Кузя» вам должен понравиться. Ильичёв играет очень экспрессивно, но не назойливо; ему веришь. Режиссура замечательная, особенно кульминационный «диалог перед зеркалом». Сценарии Рязанцевой вообще дело отдельное. Поднимаемая ею тут (а особенно в следующих «Долгих проводах») тема взросления, самоопределения делает фильм не просто частью искусства ради искусства, а чем-то социально важным, актуальным, интересным.
Рассказывать много не получится, да и не хочется — оставлю вам всю радость открытий и переживаний. Я просто рекомендую посмотреть это кино и надеюсь, что оно вас приятно удивит. Во всяком случае, его точно нельзя назвать советско-шаблонным глупым или неправдивым. (А довольно лицемерная в контексте происходящего песенка лишь сильнее оттеняет настоящую жизнь и реальные проблемы от фальши.)
6 октября 2012