Рейтинг фильма | |
![]() |
4.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Замок зла |
английское название: |
Castle of Evil |
год: | 1966 |
страна: |
США
|
слоган: | «Funeral Expenses Guaranteed by a Major North American Insurance Company» |
режиссер: | Френсис Д. Лион |
сценарий: | Чарльз А. Уоллес |
продюсеры: | Эрл Лион, Фред Джордан, Уенделл Е. Нилс мл. |
видеооператор: | Брик Марквард |
композитор: | Пол Данлэп |
художники: | Пол Сайлос, Гарри Райф |
жанры: | ужасы, фантастика, детектив |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 21 мин |
Удивительное дело. «Замок зла» – очень средний фильм, но смотрится он с интересом, я бы даже сказала, с удовольствием.
Шесть человек прибывают на уединённый остров по приглашению загадочного господина – аналогии с Агатой Кристи кажутся очевидными. Однако все гости прекрасно знают и друг друга, и своего хозяина: каждому из них он изощрённо испортил жизнь. Ещё одно отличие от «Негритят» – владелец замка к их прибытию уже мёртв, и выглядит, прямо скажем, неважнецки. Вот только он ли лежит в гробу? И что за элегантный джентльмен – один в один мёртвый хозяин – бродит по тёмным закоулкам? Что вообще происходит? И куда подевался любимый геккон экономки?!
Короче, всё очень запутанно. Действия не так много, сплошные разговоры. Гости подробно рассказывают, чем им насолил хозяин, а в это время то ли он, то ли не он ходит туда-сюда по замку и убивает неугодных. Тем не менее, об ужасах речи нет – если не считать Вирджинию Майо в роли девушки с полным отсутствием социальной ответственности. Когда она начинает присматриваться к Хью Марлоу, хочется взять за руку его героя, интеллигентного вида доктора, и вывести от греха подальше из кадра.
При этом, повторюсь, фильм смотрится с интересом. Возможно, потому, что все актёры, за исключением Вирджинии Майо, играют вполне прилично, выжимая максимум из скудного материала. Есть в «Замке зла» какой-то необъяснимый шарм. А не это ли главное?
6 из 10
31 января 2022
В истории хоррора есть как минимум два «Замка зла» — один был снят в США лауреатом премии «Оскар» за лучший монтаж Фрэнсисом Д. Лионом, а другой в Бразилии в 1982 году профессором литературы Юлиусом Бельведером. Оба фильма не переведены на русский язык и, пожалуй, справедливо — ни один не поднимается на уровень выше среднего. Что касается Лиона, то он так и остался наиболее известен как монтажёр, что признавал и сам, выпустив в 1993 году мемуары «Повороты судьбы: Международная карьера лауреата премии «Оскар».
Как постановщик он работал на телевидении и делал недорогие жанровые студийные фильмы, в основном фантастику. «Замок зла» был им снят в период расцвета грайндхаусного кино и не мог конкурировать с хоррорами а-ля «2000 маньяков» (1964), где было откровенное насилие. Также тут нет саспенса, хотя Фрэнсис Д. Лион принимал участие в создании телевизионного проекта «Театр создателей саспенса» (1963 — 1965). Вместо напряжённого действия Лион даёт зрителю массу скучных диалогов и смехотворного робота — двойника погибшего учёного. Этот робот был оживлён женой профессора и вышел из-под контроля, после чего стал заниматься умерщвлением собравшихся на объявление завещания родственников и друзей.
Опытные актёры в лице Скотта Брейди, Вирджинии Майо и Хью Марлоу играют неплохо, также стоит похвалить локации старинного замка (хотя, возможно, картина снималась в студии — тогда достойны высокой оценки декорации), вполне хороша операторская работа Брика Маркварда, в будущем поработавшего над культовой грайндхаусной лентой «Фокси Браун» (1974). Однако совершенно плохи сценарий и постановка.
Фильм сделан в устаревшей на момент 1960-х гг. театральной стилистике, которая была характерна для старых студийных хорроров, хотя и в то время были режиссёры способные создавать интересное кино в театральной эстетике. К сожалению, Фрэнсис Д. Лион полностью провалил свою работу, не придумав ничего лучше, как забить хронометраж бескрайней болтовней, не несущей никакой информации зрителю ни о характерах персонажей, ни о сюжете фильма.
Получилась скучная пьеса, почти телемыло, называть которую хоррором сложно — лента заимствует внешний вид страшного кино, однако не имеет ни атмосферы, ни саспенса, так что способна служить разве что средством для лечения бессонницы. Неудивительно, что фильм Лиона был забыт и ныне малоизвестен даже в среде поклонников старого кино. Именно такие ленты, в конечном счете, и привели к закату старой стилистики американских хорроров, под натиском бесцензурного кино грайндхаусов.
4,5 из 10
27 августа 2021